Теория систем счисления. Число Под числом мы будем понимать его величину, а не его символьную запись Число: 10 – X – «десять» – «ten» Символы, при помощи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория систем счисления. Число Под числом мы будем понимать его величину, а не его символьную запись Число: 10 – X – «десять» – «ten» Символы, при помощи.
Advertisements

- Это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. Позиционные СС.
10 класс. Урок 2. Научиться переводить числа из 10й с/с в другие Вспомнить метод поэтапного деления Познакомиться с методом разностей Познакомиться с.
Начинается урок, Приготовься-ка дружок! Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использованием особых знаков.
Системы счисления, используемые в компьютере. Борисов В.А. КАСК – филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС Красноармейск 2011 г.
КОДИРОВАНИЕ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. КОДИРОВАНИЕ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Системы счисления Выполнила: Фатхуллаева А.Ш. студентка 126 группы лечебного факультета.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 1 Учитель информатики: Кондакова Л. В. Липецк А класс.
Презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) по теме: Представление информации в различных системах счисления
АВТОРЫ: - Сидельникова Диана - Базанова Юля РУКОВОДИТЕЛЬ : - Дунаева И. В.
Школа 12 Компьютерный клуб «Созвездие» Информатика Арифметические основы ЭВМ.
Тема занятия: Системы счисления Выполнил: Ученик 11 класса Мовсюмзаде Гадир.
2009 год. Системой счисления называется способ представления числа символами некоторого алфавита, которые называются цифрами.Все системы счисления делятся.
Системы счисления 10 класс. Что такое система счисления? Система счисления – это способ наименования и обозначения чисел десятичная двоичная восьмеричная.
Тема урока Перевод чисел в позиционных системах счисления.
Система счисления - это способ записи чисел, включающий в себя ряд базисных чисел и правила записи всех остальных. В позиционных системах счисления значение.
Системы счисления. Оглавление Основные понятия Алгоритмы перевода Примеры перевода чисел в системах счисления 1) (10) (2)1) (10) (2) 2) (2) (8) 3) (2),
Москва уч. год. Система счисления – это способ представления чисел в виде определенного набора цифр. Система счисления – это знаковая система,
Презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме: Двоичная система счисления
Чок-Майданский Теоритический лицей 1 Учитель информатики: Слав С. П. Комрат класс.
Транксрипт:

Теория систем счисления

Число Под числом мы будем понимать его величину, а не его символьную запись Число: 10 – X – «десять» – «ten» Символы, при помощи которых записывается число, называются цифрами. Под системой счисления принято называть совокупность приемов обозначения (записи) чисел.

Непозиционные система счисления системы счисления, в которых для обозначения чисел вводятся специальные знаки, количественное значение которых («вес» символа) всегда одинаково и не зависит от их места в записи числа. В римской системе счисления для записи числа в качестве цифр используются буквы латинского алфавита. I – 1V – 5X – 10 L – 50C – 100D – 500M – 1000 Для записи чисел в римской системе используются два правила: 1) каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него; 2) каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к нему. III = 1+1+1=3IV = -1+5 = 4VI = 5+1 =6XL = –10+50 =40 LX = = 60XC = – = 90CIX =100–1+10 = 109 MCMXCVIII = 1000– =1998

Позиционной системой счисления называется система счисления, в которой значение каждой цифры в изображении числа зависит от ее положения в ряду других цифр, изображающих число. Положение, занимаемой цифрой при письменном обозначении числа называется разрядом. :. Базис системы счисления это последовательность ключевых чисел, каждое из которых задает значение цифры в ее позиции или «вес» каждого разряда каждые десять единиц образуют один десяток, десять десятков образуют одну сотню, десять сотен образуют одну тысячу и т.д. 10 – основание 10-чной с.с. Позиционный принцип в системах счисления

Выбирая за основание системы счисления любое натуральное число k, то есть, считая, что k единиц любого разряда образует одну единицу соседнего более крупного разряда, придем к так называемой k-ной системе счисления. Если k10, то для чисел от 10 до k-1 включительно надо придумать специальные значения цифр.

Позиционный принцип в системах счисления Для 16-ричной системы счисления: 10 10A B C D E F 16

Позиционный принцип в системах счисления Базис двоичной системы счисления: 1, 2, 4, 8, 16,..., 2 n,... Базис восьмеричной системы счисления: 1, 8, 64, 512,..., 8 n,... Или в общем виде: q 0 =1, q 1 =q, q 2 =q 2, q 3 =q 3,..., q n =q n,..., где q N и q 1. Число q называют основанием системы счисления.

Два способа записи числа Каждое число в любой позиционной системе может быть записано в цифровой и многочленной форме: Цифровая форма: A q =(a n a n-1 a n-2...a 2 a 1 a 0 ) q, где a i – цифра в диапазоне от 0 до q-1. Многочленная форма: A q =a n q n +a n-1 q n-1 +a n-2 q n a 2 q 2 +a 1 q 1 +a 0, где q – базис системы счисления.

Перевод целых чисел. Алгоритм 1 Для того чтобы исходное цело число A q, в системе счисления с основанием q, заменить равным ему целым числом B p, в системе счисления с основанием p, необходимо число A q разделить нацело по правилам q-арифметики на новое основание p. Полученный результат вновь разделить нацело на основание p и т.д. до тех пор, пока частное не превратится в ноль. Цифрами искомого числа B p являются остатки от деления, выписанные так, чтобы последний остаток являлся бы цифрой старшего разряда числа B p. Число p перед делением должно быть записано в системе с основанием q. Так как нам известна только десятичная арифметика, то этот алгоритм будет удобен при переводе чисел из десятичной системы счисления в любую другую.

Пример перевода десятичного числа в двоичную систему счисления =

Перевод целых чисел. Алгоритм 1 Переведем = = =

Перевод целых чисел. Алгоритм 1 При переводе числе из десятичной системы счисления в систему счисления, основание которой больше десяти, нужно очень внимательно отнестись к записи цифр, чей «вес» больше или равен десяти. один остаток – 1 цифра ! > Остатками здесь служат числа от 0 до 15. Это цифры шестнадцатеричной системы счисления. По таблице определяем, что 14 - это цифра Е =23E 16

Другой способ перевода из 10-чной с.с. в 2-чную с.с. Алгоритм 1А. разложение исходного числа на сумму степеней двойки: в искомом двоичном числе единицы будут стоять в позициях тех разрядов, степени двойки которых присутствуют в разложении.

Перевод целых чисел. Алгоритм 2 Для того чтобы исходное целое число A q заменить равным ему целым числом B p, достаточно цифру старшего разряда числа A q умножить по правилам p-арифметики на старое основание q. К полученному произведению прибавить цифру следующего разряда числа A q. Полученную сумму вновь умножить на q по правилам p-арифметики, вновь к полученному произведению прибавить цифру следующего (более младшего) разряда. Так поступают до тех пор, пока не будет прибавлена младшая цифра числа A q. Полученное число и будет искомым числом B p. Для перевода из какой системы счисления в какую можно использовать данный алгоритм?

Перевод целых чисел. Алгоритм = (4×16+3)×16+9 = = (((((1×2+0)×2+1)×2+1)× ×2+1)×2+0)×2+1 = = (6×8+4)×8+5 =

Другой способ перевода целых чисел из q-й с.с. в 10-чную. Алгоритм 2А. 1. Над цифрами числа в q-й с.с. расставляются степени основания справа налево, начиная от 0 2. Число в 10-чной с.с. получается суммированием произведений цифр числа на проставленные степени основания q.

Домашнее задание 1. Выучить теорию, определения и алгоритмы, быть готовыми к письменной работе по теории и практике 2. Выучить степени числа 2 от 0 до Заполнить таблицу F

Домашнее задание 4. Заполнить таблицу

Перевод правильных дробей. Алгоритм 3 Для того чтобы исходную правильную дробь 0,A q заменить равной ей правильной дробью 0,B p, нужно 0,A q умножить на новое основание p по правилам q-арифметики. Целую часть полученного произведения считать цифрой старшего разряда искомой дроби. Дробную часть полученного произведения вновь умножить на p, целую часть полученного результата считать следующей цифрой искомой дроби. Эти операции продолжать до тех пор, пока дробная часть не окажется равной нулю, либо не будет достигнута требуемая точность. Для перевода из какой системы счисления в какую можно использовать данный алгоритм?

Перевод правильных дробей. Алгоритм 3 0, = 0, , = 0,3 8 0, = 0,6 16 0,375×2 = 0,750,375 × 8 = 3,00,375 × 16 = 6,0 0,75 × 2 = 1,5 0,5 × 2 = 1,0

Перевод правильных дробей. Алгоритм 4 Для того чтобы исходную правильную дробь 0,A q заменить равной ей правильной дробью 0,B p, нужно цифру младшего разряда дроби 0,A q разделить на старое основание q по правилам p-арифметики. К полученному частному прибавить цифру следующего (более старшего) разряда и далее поступать также, как и с первой цифрой. Эти операции продолжать до тех пор, пока не будет прибавлена цифра старшего разряда исходной дроби. После этого полученную сумму разделить еще раз на q. Для перевода из какой системы счисления в какую можно использовать данный алгоритм?

Перевод правильных дробей. Алгоритм 4 0, = (((1:2+0):2+1):2+1):2 = 0, ,45 8 = (5:8+4):8 = 0, ,F03 16 = ((3:16+0):16+15):16 = 0,

Алгоритм 4А. перевода правильных дробей из q-й с.с. в 10-чную. 1. Над цифрами дроби в q-й с.с. расставляются степени основания слева направо от запятой, начиная от -1,-2,… 2. Число в 10-чной с.с. получается суммированием произведений цифр дроби на проставленные степени основания q.

Домашнее задание 1. Выучить теорию, определения и алгоритмы, быть готовыми к письменной работе по теории и практике 2. Выучить степени числа 2 от 0 до Заполнить таблицу ,3125 = 0,011 = 0,7 = 0,4 0,5625 =0, = 0,32 = 0,31

Домашнее задание 4. Заполнить таблицу , ,01 265,(6) 1107,2(3146) 414, ,101 77,C =343,1

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 1 Для записи целого двоичного числа в системе с основанием q=2 n достаточно данное двоичное число разбить на грани справа налево (т.е. от младших разрядов к старшим) по n цифр в каждой грани. Затем каждую грань следует рассматривать как n-разрядное двоичное число и записать его как цифру в системе с основанием q=2 n.

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 1 2-я система счисления8-я система счисления

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 1 2-я с.с.16-я с.с.2-я с.с.16-я с.с A B C D E F

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 1 Создайте подобную таблицу перевода для четверичной системы счисления.

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема EC7 16

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 2 Для замены целого числа, записанного в системе счисления с основанием p=2 n, равным ему числом в двоичной системе счисления, достаточно каждую цифру данного числа заменить n-разрядным двоичным числом.

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема A A

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 3 Для перевода правильных двоичных дробей в систему счисления с основанием q=2 n необходимо данную дробь разбить на грани слева направо от запятой по n цифр в каждой. Затем каждую грань следует рассматривать как n-разрядное двоичное число и записать его как цифру в системе счисления с основанием q=2 n.

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 3 0, , ,671818

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 3 0, , ,DC8 16

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 4 Для замены правильной дроби, записанной в системе счисления с основанием p=2 n, равной ей дробью в двоичной системе счисления достаточно каждую цифру данной дроби заменить n- разрядным двоичным числом.

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 4 0,A ,A ,

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16». Теорема 4 0, ,

Взаимосвязь между системами счисления с основаниями «2», «8» и «16» Подумайте, будут ли правомочны подобные теоремы для систем счисления с основаниями 3, 9, 27.

Домашнее задание 5. Заполнить таблицу , ,111 = 24A,A 3660,25 = ,101 = 111,01