Психологические и социально- педагогические основы организации воспитательного процесса в лагере. Системно – деятельностный подход как основа программы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация воспитательной работы в школьном летнем лагере.
Advertisements

Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
Программа детского лагеря У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. Жан де Лабрюйер.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Мастерская по проектированию воспитательной системы образовательного учреждения Тимошко Елена Алексеевна, заведующая кафедрой социальных и педагогических.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Качественный анализ результатов воспитания как условие эффективного управления воспитательным процессом. Тимошко Е.А. зав. кафедрой социальных и педагогических.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
ПРОЕКТ ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ВОЖАТЫХ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
Педагог - организатор. 1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся. 2. Изучает возрастные и психологические.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-4 кл.) «Светлячок»
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ НА БАЗЕ МОУ СОШ 74 «ТЫ В ЭТОМ МИРЕ» ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ.
Педагогика общей заботы Подготовила Трошенкова Д.А. Студентка 4 курса СДО ФППК КубГУ.
Системная диагностика воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
Транксрипт:

Психологические и социально- педагогические основы организации воспитательного процесса в лагере. Системно – деятельностный подход как основа программы детского оздоровительного лагеря. Тимошко Елена Алексеевна, зав. кафедрой управления НИРО, кандидат педагогических наук Лепнева О.А., доцент кафедры управления НИРО, кандидат педагогических наук

Подходы к организации воспитательного процесса лагеря Личностно-ориентированный Программно – целевой Системно - деятельностный

Личностно-ориентированный подход : в чем? От потребностей и особенностей ребенка Возрастные потребности Индивидуальные потребности Младший школьный возраст Подростковый Лагерь как образовательная услуга Потребности клиента – кадры, программа, репутация (в т.ч. привлекательный имидж)

Гуманистическая педагогика Антон Семенович Макаренко. Развитие личности в коллективе. Перспектива: ближняя, средняя, дальняя. Самоуправление – способ организации жизнедеятельности. Хозрасчет как воспитатель. Василий Александрович Сухомлинский. Индивидуальность, здоровье ребенка. Воспитательные потенциалы окружающего пространства. Непрерывное отслеживание развития ребенка. Игорь Петрович Иванов. Педагогика заботы. Методика коллективной творческой деятельности. Сбор. Олег Семенович Газман. Самость ребенка. Диалог. Педагогическая поддержка. Александр Наумович Тубельский. Самоопределение ребенка в пространстве ОУ. Ирина Дмитриевна Демакова. Иные дети Сергей Данилович Поляков. Психопедагогика воспитания. Евгений Александрович Ямбург. Школа адаптируется к ребенку.

Теория потребностей Абрахама Маслоу Пирамида Маслоу Физиологические потребности (пища, сон и т.п.) Потребности в безопасности и отсутствии страха перед будущим Потребность в принятии и любви Потребность в уважении и компетентности Потребность в самоактуализации

Образовательные потребности учащихся 5-9 классов, недостаточно удовлетворяемые системой образования (в %) Результаты мониторинга ЦДО «Пульс» г.Валдай, г.г.

Потребности определяют логику организации процесса, отбора содержания, выбора форм деятельности Адаптация (оргпериод) Самореализация (основной период) Рефлексия (Завершающий) Сочетание всех видов форм Понимание возможностей каждой Мероприятие Дело Игра

Система – это Система (от греч. systema - целое; составленное из частей; соединение) - упорядоченное множество компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное единство. Определенная целостность ( организация), состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Лагерь (как социальная открытая система) состоит из ряда подсистем, которые согласуются иерархически ( по типу субординации) и «горизонтально» ( по типу координации). ( Чарльз Барнард)

Система лагеря и изменения в ребенке как её результат Ценностно- смысловое ядро Деятельность Субъекты воспитательн ого процесса Управление Освоенная среда системы : внутренняя и внешняя Отношения Какой человек? Вход Выход

Системно-деятельностный Почему система? Системный подход подчеркивает, что и объект управления имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе. Умение использовать логику развития подсистем ( компонентов) влияет на эффективное управление всей системой.( Чарль Барнард) Главный тезис системного подхода: «Организация - открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Она имеет свои «входы» и «выходы», активно приспосабливается к разнообразной внешней и внутренней среде». Для понимания значимости влияния системы на человека важно, что для целостных систем характерно то, что энергия внутренних связей существенно выше энергии внешних воздействий. Понятие «воспитательная система» пришло к нам из школы Л. И.Новиковой, разработку продолжает Центр воспитательных систем, возглавляемый Н. Л. Селивановой

Содержание компонентов: субъекты Педагоги Родители Сотрудники лагеря (медик, повара, охрана и другие) Изучение, просвещение. Способы включения в деятельность: формы мотивации Дети

Содержание компонентов: Ценностно- смысловое ядро Принципы Ценности Цель Задачи Критерии и показатели оценки ожидаемых результатов Идеи Графическая модель процесса

Законы и традиции "Орлёнка" Традиция доброго отношения к песне. На сборе, у вечернего костра или перед началом общего дела, в походе или по дороге в школу орлята поют любимые песни о своем лагере, друзьях, море и звездах. Песню в "Орленке" берегут, относятся к ней, как другу и бережно передают из поколения в поколение. Ведь орлятская песня - это дар, подарок от известного композитора, любимого вожатого или юного орленка.

Законы и традиции "Орлёнка" Традиция вечернего огонька. Огонек - это круг друзей, разговор о том, как прожит день, что порадовало, или огорчило. Огонек - это откровенье, оценка дел, событий, поступков товарищей или своих собственных. На огоньке мечтают, спорят, поют любимые песни или просто молчат, наблюдая за звездами.

Законы и традиции "Орлёнка" Традиция орлятского круга. - Положив руки на плечи друг другу и тихонько покачиваясь, орлята поют любимые песни. - В кругу каждый видит лица друзей, их глаза, ощущает дружеское плечо, поддержку и понимание. «- Слева друг, и справа друг, чуть качнулся орлятский круг".

Законы и традиции "Орлёнка" Закон поднятой руки. Если хочешь сказать что-то важное, привлечь внимание отряда, просто подними правую руку вверх. Закон моря. Море может быть не только ласковым, но и опасным. Поэтому купаться одному без взрослых категорически запрещено! Закон ноль-ноль. Уважай свое время и время других. Каждое дело начинай и заканчивай в срок. Никогда не заставляй других ждать себя. Закон территории. Выходить самостоятельно за территорию "Орленка" запрещено! Это требование обычной безопасности. В "Орленке" за твою жизнь несут ответственность педагоги. Не подводи их! Закон зелени. Береги деревья, цветы и траву. Ведь если каждый из трех тысяч ребят, отдыхающих только в одной летней смене, сорвет с дерева по один листок - дерево погибнет.

Цель Цель- заданный качественно, а где необходимо и количественно образ желаемого результата, который реально может быть достигнут к фиксированному моменту времени вследствие реализации действий, предусмотренных программой (планом дела). (А.М. Моисеев) Цель должна быть проверяема по итогам деятельности. (конкретные, понятные, реальные). Гуманистический вариант целеполагания отражает изменения в личностном развитии учащегося (конкретные, понятные, реальные). За какие изменения в личностном развитии учащегося мы можем взять на себя ответственность?

Критерии и показатели Отдохнул ОздоровилсяИзменился Предложите по одному показателю к критерию «изменился»?

Зачем нужна цель? Цель системы определяет Содержание и формы деятельности Характер взаимоотношений Характер использования среды Формы соуправления Содержание работы с субъектами взаимодействия

Содержание компонентов деятельность Направленность содержания (на формирование ЗОЖ, гуманных отношений, навыков, каких - либо умений, представления о… и др.) Сфера реализации (трудовая, познания, общественная, досуга) Формы, технологии, методы (в соответствии с возрастными особенностями, потребностями, индивидуальным опытом детей) Ожидаемый результат ( какие изменения в детях формирую, что хочу?) Критерии и показатели оценки: удовлетворенность деятельностью, активность Ключевые дела (вечер знакомства «Давай с тобой поговорим» Традиции ( общий Сбор, общая песня, Книга отзывов, Эмблема и др.)

Система: компонент «Деятельность» Соответствует возрастным и индивидуальным особенностям Творческая и эмоционально – насыщенная по характеру Социально – значимая по направленности Единство трех аспектов Когнитивный РефлексивныйКоммуникативный Какие этапы организации дела надо пройти по методике КТД?

Организационный период Деятельность экскурсия по лагерю ; первое отрядное дело ( творческое КТД ); оформление палат и отрядного места ; огонек знакомства « Расскажи мне о себе »; хозсбор. Для педагога важно Для педагога важно Запомнить имена всех детей Выявить лидеров Выявить интересы детей Сплочение коллектива Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований) Выстроить работу с напарником Сколько дней длится этот период ?

Организационный период Для ребенка важно Познакомиться с отрядом Ориентироваться в лагере Чувствовать себя комфортно Почувствовать себя нужным Узнать план смены Ориентироваться в режимных моментах

Дела оргпериода, (10-12 лет): 1. Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе. 3. Операция "Полундра!" скоростному покиданию комнат направление места проведения зарядки. 4. Открытие "Дизайн-интерьер-клуба" и разработка оформления комнат с последующим воплощением проектов. 5. "Песенная перестрелка" на тему: "Вода, вода, кругом вода...". 6. "Ты, да я, да мы с тобой" - сбор по формированию микроколлективов 7. "Путешествие по ближнему зарубежью" - исследование достопримечательностей ближайшего леса. 8. Изготовление рекламного стенда "Эй, приятель, взгляни на нас". 9. Эрудит-шоу "Все о лете". 10. Час знакомства с лагерной библиотекой. 11. Сюжетно-ролевая игра "Предвыборная кампания", итогом которой - выборы командира /спикера, предводителя, верховного координатора/ отряда. 12. Конкурс "Моя тумбочка лучше всех". 15. Оборудование отрядного места. 16. Спортивно-игровая эстафета "Молодецкие забавы". 17. Торжественное заполнение первой странички "Летописи отряда". 18. Экологическая акция "Чистота спасет мир" - уборка территории, закрепленной за отрядом. 19. Первый отрядный костер с пением песен и разговором о прошедшем дне. 20. "Разведка интересных дел". 21. Творческий конкурс "Джентльмен-шоу" на лучший комплимент и т.д. 22. Открытие отрядной "Настольной игротеки". 23. "Футбол без границ". 24. Операция "Прощай, ватрушка!" по уничтожению через съедание последних запасов родительских продуктов. 25. "Конституционное собрание" - сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.

Основной период Для ребенка важно Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. Бодро пересечь 'экватор смены'. Участие в межотрядных и дружинных делах. Реализация собственных идей. Чему-то научиться. Отдых и оздоровление Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. Проявление своей самостоятельности. Возможность проявить себя лидером

Основной период Для педагога важно Мотивация детей на активное участие в смене. Дать возможность каждому ребенку реализоваться. Сплоченный отряд. Не переутомлять детей. Обсуждение проведенных дел с детьми. Анализ прожитого дня. Заложить основы самоуправления. Напишите педагогических приемов, способствующих мотивации на участие в делах? 1.Педагог ставит цель для каждого дела 2.Педагог предлагает план организации и проведения дела 3.Цель ставится вместе с воспитанниками 4.В процессе проведения дела педагог наблюдает со стороны 5.Дело заканчивается анализом, где говорит каждый участник дела, предлагает действия по улучшению 6.При анализе выявляется самочувствие и вклад каждого в достижение цели дела

Итоговый период смены Цель Цель - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив. Задачи : самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка через разговор в кругу « Я овладел … Я стал.. Я могу » провести вечер расставания « Подарок лагерю » определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка путем создания странички в контакте « Мой лагерь » эмоциональная стабилизация « Подарок другу » подготовка лагеря к следующей смене - операция « Схрон »

Итоговый период смены Для ребенка важно Не потерять новых друзей в городе Оценили труд ребенка Обогащение личного багажа знаний Услышать как можно больше теплых слов Возможность высказать свою оценку смены Для педагога важно Подведение итогов смены с детьми Анализ смены с напарником Планы на будущее Оформление итогов Настрой детей на лирический, но оптимистический лад

Условия успеха дела При организации любого дела всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха: - Интересные задания. - Красивое оформление. - Материальное обеспечение. - Музыкальное сопровождение. - Находчивый ведущий. - Компетентное жюри (если конкурс) - Эмоциональные зрители. - Исполнительные помощники. - Подготовленные команды. - Призы для победителей ( если конкурс)

Содержание компонентов: Отношения и взаимоотно шения Методики изучения: социометрия, шкала взаимоотношений,стена настроения, цветограмма, диалогово – диагностические Целенаправленные формы: упражнения на взаимодействие, « Веревочный курс», тренинг общения, тренинг личностного роста, Сбор, ролевые игры ( «Остров», «Кораблекрушение» и др.), подарок другу, классу и т.д. Символика ( эмблема, гимн, флаг, вымпел и др.), традиции ( общая песня, речевка, форма, общая фотография, видеофильм и др.) Формы освоения навыков анализа и самоанализа взаимоотношений: огонек « Расскажи мне обо мне», анализ и самоанализ в малой группе, огонек «Ответь своей звезде», сочинение, прием «Нарисуй настроение» и др.

Системная коллективная (групповая) деятельность Общение Взаимодействие Гуманные взаимоотношения Уединение Духовное саморазвитие Симпатия/ Антипатия Эмпатия Взаимопонимание Взаимовлияние

Какие традиции или законы формируют отношения? Традиция «доброго отношения к песне» Традиция « вечернего огонька» Традиция «орлятского круга» Закон поднятой руки Закон моря Закон ноль – ноль Закон территории Закон зелени

Содержание компонентов: Освоенная среда Общий дизайн, территория, озеленение Форма информационная для родителей ( сайт, стенд, буклет, плакат ) Место для предложений ( «Корзина идей», «Стена идей » ) Перечень организаций, учреждений во внешней среде для сотрудничества Любимый уголок Атмосфера Педагогический штаб: что там должно находиться?

Система: компонент «Управление» ( управленческие функции) планирование организация мотивацияконтроль коррекция анализ

Управление Совет дела Временная творческая группа Временная инициативная группа Общий Сбор, Сбор – старт Совет капитанов Педагогический совет, совет вожатых, планерка Совет лагеря (штаб) УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ: - психолого – педагогическая поддержка - мониторинг качества воспитательного процесса (качества результатов, качества процесса, качества условий) Управление С какой традиции целесообразно начать Общий Сбор?

Программно-целевой подход 1. Четкую постановку основных и промежуточных целей как его конечных и промежуточных результатов. 2. Определение полной структуры действий. 3. Проработку всех видов ресурсного обеспечения 4. Контролируемость цели (результат можно проверить – есть критерии и показатели оценки). А.М. Моисеев, М.М. Поташник Программа - Нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели. В контексте программно – целевого подхода программа понимается как система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам мероприятий (действий) различного характера, направленных на достижение единой цели.

Логика организации и анализа в контексте программно – целевого подхода Качественные условия (ресурсы): 1.Нормативно – правовые 2. Кадры 3. Организация (в т.ч. время) 4. Мотивация 5. Информация 6. Научно – методическая подготовка и поддержка 7. Материально – техническая база 8. Финансы Качественный процесс: Деятельность + отношения Качество результата Организация

Результативность есть? Программа «Созвездие Успеха» разработана педагогами центра межнационального общения, является разноуровневой и рассчитана на детей от 7 до 13 лет. Основной целью программы является зарождение интереса к овладению иностранными языками у детей не посещавших лингвистическую школу и пополнение и закрепление знаний по иностранным языкам у воспитанников данной школы. Помимо занятий иностранными языками программа предусматривала спортивные, культурно-досуговые мероприятия, экскурсии. По результатам анкетирования среди детей выявлено: - 100% детей довольны участием в лагерной смене «Созвездие успеха» - 100% детей обрели новых друзей; - самым востребованным оказался кружок «Умелые руки» (пдо Денисова И.Г.) - 97% детей хотели бы еще раз участвовать в смене.

Структура аналитического документа. 1. Цель деятельности (лагеря, программы). 2. Анализ результатов (в соответствии с критериями и показателями оценки). Причины неблагоприятных результатов. 3. Анализ качества процесса (по всем направлениям деятельности), выявление причин неудачной организации процесса. 4. Анализ качества условий. Оценка эффективности деятельности (соотношения полученных результатов и затрат). 5. Выводы и проблемы.

Результат деятельности образовательного учреждения – детский оздоровительный лагерь За какие изменения в личностном развитии учащегося лагерь берет на себя ответственность? На что можем повлиять?

Что хотим получить в результате? Как будем действовать? Сколько это стоит? Условия Содержание воспитательного процесса Пояснительная записка Структура программы

В каком документе описывается содержание деятельности лагеря? Концепция – описание основного смысла деятельности, необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения. Концепция, как правило, включает: общие подходы; анализ сложившейся ситуации; описание образа желаемой ситуации (видение), в том числе ценностей, ключевых идей; формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности; обозначение основных направлений деятельности; перечисление и краткая характеристика ведущих программ и проектов деятельности как механизма реализации концепции.

Программа Программа (от греч. Programma – распоряжение, объявление) – описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем. В контексте программно – целевого подхода программа понимается как система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам мероприятий (действий) различного характера, направленных на достижение единой цели.

Программа Программа лагеря это: - документ, наряду с Уставом (лагеря или другого образовательного учреждения, на базе которого реализуется программа) - один из основных в деятельности лагеря. документ, в котором должны быть отражены содержание и система работы ДОЛ на определенный период; - результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения; - модель будущей деятельности ДОЛ, которая должна давать ответы на вопросы: 1) каково реальное положение лагеря сегодня (педагогический и социально-экономический аспекты)? 2)какой хотелось бы видеть деятельность лагеря? 3) что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к

Виды программ в ДОЛ Комплексная программаПрофильная программаАвторская программаАдаптированная программаДолгосрочная программаКраткосрочная программа

Структура программы 1.Паспорт программы: название, разработчик, партнеры, участники 2.Пояснительная записка, включающая: -обоснование актуальности, -ценности, цель, ожидаемые результаты и способы их оценки, принципы организации деятельности, задачи. 3.Содержание деятельности. 4. Ресурсное обеспечение (кадровое, материально – техническое, научно-методическое, финансовое) и управление. 5.План.

Примерная структура пояснительной записки: Краткая характеристика (если есть) предыдущих лет деятельности реализации программы лагеря. Если это школьный лагерь – как он включен в систему школы. Обоснование актуальности: - результатами диагностики прошлых лет; - результатами изучения потребностей детей и родителей; - результатами анализа социокультурной ситуации. Организатору детского отдыха следует задать себе вопросы: почему именно эта программа нужна в вашем районе, городе, вашей деревне, поселке? Какими возрастными (или индивидуальными) особенностями объясняется потребность учащихся в именно таком содержании программы? Имеющиеся средства решения проблемы и их эффективность. Нельзя ли было решить эти проблемы уже имеющимися средствами? Обоснование выбранного подхода.

Обоснование выбранного подхода Ценности ПринципыЦельЗадачи Идеи

Цель должна быть проверяема… Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило оценки. Показатели – наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты, которые можно определять качественно, замерять количественно, сравнивать, описывать. Обычно - не менее 2 показателей к критерию. Показатели нужно отобрать по принципу «необходимости и достаточности» Что по содержанию отражает цель качественно, а может быть и количественно?

Как мы это называем, так мы это и проверяем …. Экологическая культураБережное отношение к природе и человеку Представление о взаимозависимости действий человека и природы Любовь к искусствуЖелание смотреть и создавать предметы декоративно – прикладного искусства Устойчивый интерес к архитектуре Исполнительские навыки Творческие способностиПотребность в творческой деятельности Умение увидеть необычное в привычном, Коммуникативные качестваОпыт общения на иностранном языке с незнакомым человеком Умение организовать работу группы сверстников Нравственные качестваУважительное отношение к сверстникам и пожилым людям Умение строить гуманные отношения со сверстниками Это критерии чего?

Группа критериев «личностные» отражает динамику личностного развития ребенка в лагере. Например, показателями опыта здорового образа жизни могут быть: комфортность самочувствия ребенка в отряде, в лагере; опыт участия в спортивных играх; сформированность навыков личной гигиены; опыт самостоятельного выбора полезных занятий в свободное время.

Группа критериев «процессуальные» отражает качество организации воспитательного процесса в лагере в соответствии с программой. Например: Полнота реализации мероприятий программы Эффективность расходования средств, использования ресурсов. Цель деятельности понятна и принята всеми участниками, включает значимые ценности. Средства и способы организации деятельности соответствуют цели. Деятельность завершается анализом участников и самоанализом организаторов. Участники деятельности удовлетворены её содержанием, организацией и отношениями. Экспертная оценка качества совпадает с оценкой субъектов. Наличие фактов общественного признания (отзывы, публикации, награды

Задачи - это действия, которые необходимо реализовать руководителям программы для достижения заявленных ожидаемых изменений в детях (цели) Например: 1. Создать силами учащихся и педагогов две традиции, связанные с утренним приветствием и характером обращения с вопросом и просьбой. 2. Реализовать в каждой смене технологию педагогической поддержки. Обновить материально-техническую базу и оснащение в соответствии с содержанием деятельности по программе. 3. Организовать 3-дневную учебу в различных формах каждого педагога и вожатого лагеря 4. Обеспечить образовательную рекламу программы «ХХХХ» ДОЛ «МММ» на сайте школы, в социальных сетях «дневник.ру», «вконтакте». 5. Заключить договора о совместных мероприятиях в рамках программы с районной библиотекой, пожарной частью, спорткомплексом, общественной организацией «Полосатый рейс». 6. Реализовать мониторинг результативности деятельности лагеря в соответствии с критериями и показателями программы.

Содержание программы Содержание деятельности группируется в той логике, которая удобна разработчикам. По направлениям, например: - правовое просвещение: основные технологии, формы. - краеведение: основные технологии, формы и т.д. По подструктурам (проекты, клубы)

Содержание программы По характеру организации: - перечисление традиций и ритуалов коллектива лагеря. - массовые общелагерные дела ключевые. Например, Праздник открытия смены «Будем как дома». - Массовые общелагерные мероприятия, дела, игры, возникшие как результат свободного выбора участников. Например, День воды «Нежданный Нептун». - Формы деятельности в отряде. - Формы деятельности в отряде по выбору ребенка.. - Формы диагностики и оценки промежуточных результатов

Оргпериод Ожидаемый результат оргпериода – договориться всему коллективу лагеря и сформировать готовность соблюдать договор по поводу законов жизни лагеря, режима, форм управления и самоуправления, ЛагерьОтряд По выбору ребенка Входная диагностика «Что ожидаю?» Общий сбор «ЧТП и выборы» Вечер знакомства «Кто ты? Какие мы?» Входная диагностика «Что ожидаю?» Общий сбор «ЧТП и выборы» Вечер знакомства «Кто ты? Какие мы?» Видеоинтервью «Твой выбор» Встреча с начальником лагеря «Отвечу на любой вопрос»

Основной этап Ожидаемый результат этапа – обеспечение позитивной динамики личностного развития детей через вариативность технологий, форм, видов деятельности. ЛагерьОтряд По выбору ребенка Например, фестиваль «Нежная вязь национальных традиций» Интеллект – шоу «Кто в тереме живет?» Ролевая игра «Первобытные люди» Вечер «Театр теней» Форма деятельности по выбору совета лагеря Например, Конкурс «Из подручных средств – на пользу лагерю» «Огонек» «Я для отряда, отряд для меня» Конкурсный отбор команды КВН для товарищеской встречи с соседним дагерем Конкурс плакатов «Антипожар» Клуб «Загадки Новгорода» Мастерская «Мелкая пластика» Лаборатория «Биомио» Тропа здоровья Библиочас Встреча с журналистом Новгородского областного телевидения

Итоговый период смены Цель Цель - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив. Задачи : самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка через разговор в кругу « Я овладел … Я стал.. Я могу » провести вечер расставания « Подарок лагерю » определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка путем создания странички в контакте « Мой лагерь » эмоциональная стабилизация « Подарок другу » подготовка лагеря к следующей смене - операция « Схрон »

Ресурсное обеспечение Кадровое обеспечение. В данном разделе указать какие нужны кадры для реализации программы, характеристики их компетентности и особых умений и навыков. Как организован подбор кадров (формы, приемы, сроки)? Как организовано обучение? Кто и как проверяет, что воспитатель, вожатый готов к работе с детским коллективом? Как в структуре смены, дня выстроена работа со педагогами?

Ресурсное обеспечение Научно-методическое. Указать, какие необходимы формы методической поддержки коллектива лагеря в процессе реализации программы. Какие материалы (разработки, сборники, аудио- видеозаписи, комплекты ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) необходимы и что уже имеется. Материально – техническое. Указать, какое необходимо пространство (территория и помещения), оборудование, материалы для организации деятельности по программе. Например, если основная идея программы «Снимаем фильм», то необходимы либо видеокамера, либо фотоаппарат с функцией видеозаписи. Финансовое. Примерный бюджет программы. Управление Описывается структура управления, основные органы и их ответственность.

п / п ЦельМероприятиеОтветствен ный СрокРесурсыОжидаемый результат Контроль План, критерии качества: целесообразность, контролируемость, реалистичность

Этапы разработки программы 1. Проблема и тема. - Создать рабочую группу, познакомиться с нормативами - Собрать максимально полную информацию о потребностях детей, родителей. - Выделить «зоны проблем», причины. - Придумать основную идею программы. Определить ожидаемый результат - Разработать критерии, показатели оценки, способы изучения полученных результатов. - Придумать запоминающееся название программы. 2. Как будем действовать? - Вместе с рабочей группой провести мастерские, обсуждения, «мозговые штурмы» по наработке содержания программы. - Собрать и оформить содержание, проверив целесообразность. 3. Какие ресурсы необходимы? Где можно взять недостающие? - Тщательно определить все ресурсы по каждому мероприятию и в целом по программе. - Определить партнеров, договориться. 4. Сколько стоит результат? Просчитать необходимые затраты, риски. 5. Оформить текст программы в соответствии с требованиями.

Пример Программа регионального взаимодействия детского лагеря «Стремительный» «Я-БУДУщее России» Разработчик - педагогический коллектив детского лагеря «Стремительный». Участники программы - подростки лет из различных регионов Российской Федерации. Специальных требований к отбору детей программа не предусматривает. Аннотация: Программа «Я-БУДУщее России» имеет профориентационный характер и направлена на приобретение подростками ключевых компетенций, необходимых ему для самоопределения в профессии. Уметь работать с собственными целями, заботиться о здоровье, понимать собственные интересы и возможности, уметь работать с информационными источниками, знать профессии и ориентироваться на рынке труда, знать принципы выбора профессии – именно эти компетенции подросток приобретает благодаря участию в программе. Каждый из участников программы сможет стать слушателем Первой Российской Академии Стремлений. На Факультете профессий подростки узнают все о рынке труда, о профессиограммах интересующих его профессий, откроют секреты самопрезентации, попробуют собственные силы на стажировке в отделах «Орлёнка». На факультете Спорта и Здоровья подростки научатся заботиться о собственном здоровье как основном ресурсе человека, узнают способы сохранения и восстановления здоровья. Факультет Творчества откроет слушателям дорогу к всестороннему развитию, научит воплощать идеи в жизнь, позволит всё происходящее вокруг сделать интереснее. Ключевыми событиями программы станут дела, помогающие познать подросткам формулу выбора профессии: стажировка в отделах и службах Центра, посещение предприятий Краснодарского края, сюжетно-ролевая игра «Новая реальность», форум регионов «Широкий выбор». По итогам программы все участники получат сертификат об окончании Академии, индивидуальные зачётные книжки, где отражены результаты работы подростков в течение смены, материалы электронного музея «Портал профессий», который участники смены создадут в течение смены.

Вывод: Таким образом, управлять системой – это искусство ставить цель, вырабатывать стратегию (пути достижения цели), организовывать деятельность ( тактика ), осуществлять контроль, оценку качества результатов, процесса, условий и их анализ со всеми субъектами системы.

Ваши вопросы? Тимошко Елена Алексеевна, зав. кафедрой управления НИРО, кандидат педагогических наук