ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА В РЕШЕНИИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ) И СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал» «Частно-государственное партнерство в решении задач модернизации основных фондов системы.
Advertisements

Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Создание региональной модели управления системами водоснабжения и водоотведения на основе концессии Довлатова Елена Владимировна Исполнительный директор.
Основные принципы разработки и реализации долгосрочных программ реконструкции и развития систем водоснабжения и водоотведения Карлик Д.А. Заместитель генерального.
Докладчик: Филиппов А. ФЭУТ IV-2 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА Москва.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ Г. РОСТОВА-НА- ДОНУ И ЮГО-ЗАПАДА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1) Предмет.
Москва Май 2011 года Возможные договорные отношения между органами власти (регулятором) и унитарными предприятиями в коммунальном секторе.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Особенности учета основных средств предприятия коммунальной сферы Руководитель: Басалаева Е.В. Докладчик: Кузнецова А.С.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
Перспективы тарифного регулирования для предприятий водоснабжения и водоотведения (ВиВ) Довлатова Елена Владимировна Исполнительный директор Российской.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Инвестиции в ЖКХ – показатель инвестиционного климата в регионе Выступление Генерального директора ОАО «МКС» Н.Ю.Брусникина г. Москва, май 2012.
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО ВиК ИГНАТЬЕВ ИВАН О.О. «ЭКОСПЕКТР» СЕМИНАР «РЕФОРМА ГОРОДСКОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ», г.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
Магистерская программа по направлению « Менеджмент » программа « Управление государственной и муниципальной собственностью »
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Стратегические задачи водоснабжения и канализации Обеспечение здоровья и благосостояния населения- главнейшая задача исполнительной власти. Качественная.
Транксрипт:

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА В РЕШЕНИИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ) И СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ Бахмат А.Б. НИАП «СТРОЙЭКОНОМИКА»

2 Анализ основных проблем водопроводно- канализационного хозяйства в Республике Беларусь Институциональные (отсутствие экономического механизма управления водным хозяйством в рыночных условиях, четкого разграничения прав и обязанностей между собственником инженерной инфраструктуры и эксплуатирующим объекты водоснабжения и канализации предприятием ). Санитарно-гигиенические (несоответствие общеевропейским нормам действующих в странах СНГ нормативных требований к качеству очищенных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты). Технические (низкий уровень технического обслуживания систем водоснабжения и канализации, особенно в сельских районах, низкая степень автоматизации и механизации, высокий износ сетей водопровода ( 65-70%), высокие непроизводственные потери воды (от 30% до 40%), высокая энергоемкость (40% доля затрат на энергоресурсы в структуре эксплуатационных издержек). Организационные (Отсутствие экономических стимулов у персонала в снижении издержек на воду и услуги канализации, отсутствие единой методики проведения мониторинга результатов производственно-финансовой деятельности предприятий ВКХ, численность персонала на отечественных предприятиях ВКХ в 2-3 раза выше, чем в западноевропейских компаниях ) Финансово-экономические (Низкий уровень взыскания оплаты за воду (население оплачивает около 35-40% себестоимости услуг водоснабжения в Беларуси, исходя из установленных тарифов); установление тарифов для бытовых потребителей на государственном уровне без учета реальных эксплуатационных издержек предприятий ВКХ ;наличие перекрестного субсидирования расходов населения иными категориями потребителей (средний тариф для промышленных предприятий в 10 раз превосходит средний тариф для населения) ; недостаточное финансирование со стороны местного (республиканского) бюджета

Сравнительный анализ деятельности предприятий ВКХ НаименованиеСТРАНА (Место расположения)Республика Беларусь Финляндия (Организационно-правовая форма) (Юридически самостоятельное) (юридически самостоятельное) 1) численность персонала на 1000 чел. 2,720,5 2) Кол-во км сети, приходящегося на 1 сотрудника 1,54 3) Износ инженерных сетей, % -water (водоснабжения) --drainage (канализации)

Обеспечить качество воды до норматива ПДК 100% обеспечить доступ всех слоев населения к централизованны м системам Вик Снизить непроизводственн ые потери воды до общеевропейских стандартов (5-10%) Уменьшить удельный вес энергозатрат при подъеме 1м 3 воды ( до 0,5 кВт / час ) Уменьшить удельный вес энергозатрат при подъеме 1м 3 воды ( до 0,5 кВт / час ) 100% учет потребления водных ресурсов и качества сбрасываемых сточных вод Застройщикам на 100% покрывать затраты на развитие инфраструктуры согласно генплану Привлеч ь внебюджетны е средств а на модернизацию оборудования и сооружений (снизить износ до 50%) Образовать юридически и финансов о независи мые предприятия ВКХ Внедр ить комплексн ую автоматизаци ю и механизаци ю Разработ ать систем у целевых показателей, характеризующих выбранную предприятием стратегию Оптимизировать численность персонала предприятия (1-2 человека на 1000 жителей, подключенных к системе ВиК ) Стратегические цели развития предприятий ВКХ Обеспечить 100% водоподготовк у воды для питьевых целей Обеспечить 100% соответствие качества питьевой воды требованиям ВОЗ Покрыть на 100% эксплуатационн ые издержки на добычу, водоподготовку, транспортировку и оказание услуг канализации в тарифе для населения ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО ( public-private-partnership ) В СЕКТОРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ (1 МЛРД. ЕВРО – ПРИВЛЕЧЬ ЧЕРЕЗ ДЕЛЕГИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ)

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СТАТЕЙ В ОБЩЕЙ СУММЕ ЗАТРАТ за год по ВОДОСНАБЖЕНИЮ

Управление системой ВКХ 39,3% компаний водоснабжения полуавтономные муниципальные агентства, 38,5% смешанная ( государственно - частную ) форму управления 16,4% - межмуниципальные агентства, 3,9% земельно - водных ассоциаций, 1,9% - в качестве муниципального департамента 39,3% компаний водоснабжения полуавтономные муниципальные агентства, 38,5% смешанная ( государственно - частную ) форму управления 16,4% - межмуниципальные агентства, 3,9% земельно - водных ассоциаций, 1,9% - в качестве муниципального департамента 10 региональных компаний оказывают водные коммунальные услуги около 3/4 населения Англии и Уэльса. Остальную часть населения ( около 25%) обслуживают 16 небольших по размеру компаний ВКХ 10 региональных компаний оказывают водные коммунальные услуги около 3/4 населения Англии и Уэльса. Остальную часть населения ( около 25%) обслуживают 16 небольших по размеру компаний ВКХ Частные дочерние компании ТНК Veolia, Suez, SAUR эксплуатируют 75% систем водоснабжения посредством договоров делегированного управления ( концессия, аренда ) Частные дочерние компании ТНК Veolia, Suez, SAUR эксплуатируют 75% систем водоснабжения посредством договоров делегированного управления ( концессия, аренда ) 20 муниципальных компаний в форме акционерных обществ ( контрольный пакет акций у местного органа власти ) 20 муниципальных компаний в форме акционерных обществ ( контрольный пакет акций у местного органа власти ) 43% специализированнее предприятия водоснабжения 34% службы муниципалитетов ; 18% государственные консорциумы 5% частные компании. 43% специализированнее предприятия водоснабжения 34% службы муниципалитетов ; 18% государственные консорциумы 5% частные компании предприятий водоснабжения 650 предприятий водоотведения. организационные структуры управления : 1) небольшие частные водные (1460) 2) коммунальные предприятия (460) 3) межмуниципальные и региональные (30) предприятий водоснабжения 650 предприятий водоотведения. организационные структуры управления : 1) небольшие частные водные (1460) 2) коммунальные предприятия (460) 3) межмуниципальные и региональные (30). 35% Крупные испанские концерны (Aguas de Barcelona и ряд других частных компаний ) 65% - приходится на муниципальный сектор 35% Крупные испанские концерны (Aguas de Barcelona и ряд других частных компаний ) 65% - приходится на муниципальный сектор коммунальные унитарные предприятия. 1 предприятие в форме ОАО – « Слонимский водоканал » коммунальные унитарные предприятия. 1 предприятие в форме ОАО – « Слонимский водоканал »

1 м 3 воды 2.25 $ 1 м 3 воды 2.25 $ Потери, % 9 Потери, % 9 1 м 3 воды 1.9 $ 1 м 3 воды 1.9 $ Потери, % 24 Потери, % 24 1 м 3 воды 1.58 $ 1 м 3 воды 1.58 $ Потери, % 25 Потери, % 25 Средняя мин. з / п – 1916 $ 1 м 3 воды 1.49 $ 1 м 3 воды 1.49 $ Потери, % 5 Потери, % 5 1 м 3 воды 1.15 $ 1 м 3 воды 1.15 $ Потери, % 27 Потери, % 27 1 м 3 воды 1.03 $ 1 м 3 воды 1.03 $ Потери, % 17 Потери, % 17 1 м 3 воды 0.93 $ 1 м 3 воды 0.93 $ Потери, % 30 Потери, % 30 Средняя мин. з / п – 97 $ 1 м 3 воды 0.15 $ 1 м 3 воды 0.15 $ Потери, % 30 Потери, % 30 Сравнительный анализ ценовой политики на воду в Беларуси и странах Евросоюза 1 м 3 воды 0.9 $ 1 м 3 воды 0.9 $ Потери, % 25 Потери, % 25

Основные европейские тенденции развития менеджмента ВКХ реорганизация муниципальных коммунальных предприятий с предоставлением им юридической самостоятельности, создание организационно - автономных специализированных предприятий ВКХ с самостоятельным балансом создание крупных региональных предприятий ( минимальная численность населения, обслуживаемого одной такой компанией, должна составлять около человек ) создание совместных предприятий в крупных городах по управлению инженерной инфраструктурой систем ВиК путем продажи акций частным компаниям объединение и укрепление предприятий коммунального водного хозяйства с целью повышения эффективности управления и эксплуатации инженерной инфраструктуры. « Бенчмаркинг » ( с 210 в 1938 г. до 10 в 2009 г.) привлечение частного капитала международных компаний на управление системами водоснабжения в крупных городах стран с переходной экономикой

СФЕРА ВЛИЯНИЯ ТНК НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Роль ТНК на коммунальное водное хозяйство стран Центральной и Восточной Европы СтранаКонцессияКомпания Управляющая компания ТНК % акций, принадлежащий ТНК Чехия КарлсбадSeveromoravske VAK Anglian Water53.4 Северная Богемия Vodospol Klatovy Veolia100 AQUA Příbram Veolia100 Венгрия ПешPecsi Vizmu Suez-Lyonnaise48 Будапешт Suez-Lyonnaise Польша ГданьскSAUR Neptun Gdansk SAUR51 Словения МариборAquasystems d.o.o Suez-Lyonnaise100

Модель факторов, влияющих на выбор варианта управления системами ВиК в Польше и Республики Беларусь Возможные источники финансиров ания развития (модерниза ции) систем ВиК в регионе Система управления объектами водоснабжения и канализации (ВиК) Привлеченные ресурсы посредством продажи акций и облигаций Бюджетное финансирование (государственное, областное, местных органов власти) ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ Степень износа систем ВиК Степень автоматизации и механизации Индикаторы эффективности эксплуатации систем ВиК Уровень квалификация персонала Заемные ресурсы международных, государственных и частных финансовых институтов Стратегические цели развития предприятия ВКХ в регионах Способ регулирования со стороны собственника систем Вик Прибыль предприятия и амортизационный фонд Внешние Внешние факторы Влияние государства и общественности на водохозяйственную и экологическую политику в регионе ВНЕШНИЕФАКТОРЫВНЕШНИЕФАКТОРЫ ПоверхностныеПодземные Качество воды Условия приема сточных вод Водные объекты ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА Удельный вес населения, в водопользовании % промышленных предприятий, % бюджетных организаций, % Способ установления тарифов на услуги ВиК Уровень собираемости платежей за воду и услуги канализации, % Степень охвата потребителей централизованными услугами ВиК Производственные мощности предприятий ВКХ ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Анализ существующих вариантов делегированного частного управления в странах с переходной экономикой (Польша) Параметры Сервисное обслуживание инженерных сетей Контракт на управление АрендаКонцесси я BOOT - Строить- Владеть- Управлять- Передавать в собственность 1. Собственник инфраструктуры Государство (муниципалитет) Государство (муниципалитет) Государство (муниципалитет) Государство (муниципал итет) Частная компания на момент строительства (обслуживани я) 2. Инвестиции в основной капитал Государство (муниципалитет) Государство (муниципалитет) Государство (муниципалитет) Частная компания 3. Инвестиции в оборотный капитал Государство (муниципалитет) Государство (муниципалитет) Частная компания Частная компания 4. Эксплуатационный риск Низкий СреднийВысокий 5. Потребность в органе регулирования тарифной политикой НетНизкаяСредняяВысокаяВыше среднего 6. Организационная автономия оператора Низкая СредняяВысокаяВыше среднего 7.Продолжительность контракта, лет

Зависимость выполнения поставленных целей от выбранного варианта стратегии реформирования предприятия водоснабжения Стратегические цели Варианты систем управления водоснабжением Участок водоснабжения в структуре коммунального управления Юридически самостоятельное предприятие Акционирование предприятий водоснабжения КонцессияПриватизация Обеспечить качество сбрасываемых в водные объекты сточных вод до норматива +/-++++ Обеспечить 100% соответствие качества питьевой воды требованиям Всемирной организации здравоохранения +/-+-+++/- Снизить непроизводственные потери воды до общеевропейских стандартов (до 10%) +/ Уменьшить удельный вес энергетических затрат при подъеме 1м3 воды с 0,8 до 0,5 кВт-час +/-++++ Сократить число аварий на 1 км инженерной сети (до 0,5 аварии в год) +/- +++ Привлечь внебюджетные средства на модернизацию сетей водоснабжения (снизить износ с 70 до 50%) - +/-+++ Покрыть на 100% эксплуатационные издержки на добычу, водоподготовку, транспортировку воды для населения - +/-+++ Образовать юридически и финансово самостоятельные предприятия водоснабжения - +/-+++ Оптимизировать численность персонала предприятия (1 сотрудник на жителей, подключенных к системе водоснабжения) +/- +++

Оценка влияния неблагоприятных факторов внешней среды на деятельность предприятия ВКХ Неблагоприятные факторы внешней среды Балльная оценка 1. Повышение национальных стандартов к качеству воды и оказываемых услуг водоснабжения со стороны регулирующих органов Рост цен на топливно-энергетические ресурсы Снижение суммы оплаты населением и бюджетными организациями за воду и услуги канализации Сложность в реализации тарифной политики. Высокая политизированность в вопросах установления тарифов Включение предприятия в структуру многопрофильного предприятия ЖКХ на условиях участка ВКХ Сокращение дотаций со стороны местного органа власти на покрытие убытков от оказания услуг водоснабжения Передача на баланс убыточных социальных объектов Повышение требований к качеству услуг со стороны населения и других групп водопотребителей Переход промышленными предприятиями на добычу воды из собственных водозаборов -28,8

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРТСВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Основные проблемы при заключении договоров делегированного управления на управление системами водоснабжения в Республике Беларусь Отсутствие механизма индексации части затрат в тарифе на услуги ВиК Основные проблемы Отсутствие реальной оценки технического состояния инфраструктуры водоснабжения Политическое вмешательство муниципалитетов в производственные и технологические вопросы деятельности предприятия Отсутствие стандартизированных контрактов на управление, аренду инженерной инфраструктуры Наличие несовершенной законодательной базы Отсутствие государственных гарантий возврата частных инвестиций Наличие перекрестного субсидирования Отсутствие механизма контроля и мониторинга за результатами деятельности предприятий ВКХ

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВКХ ПОСРЕДСТВОМ ИХ АКЦИОНИРОВАНИЯ ПреимуществаНедостатки Переход к корпоративному управлению предприятием (экономическая и управленческая независимость и самостоятельность). Совершенствование механизма управления Законодательные ограничения. Приватизация (акционирование) согласно Закону Республики Беларусь ««Об объектах, находящихся только в собственности государства»» инженерной инфраструктуры систем водоснабжения и водоотведения запрещено Получение инвесторами гарантий при вложении капитала в предприятие ВКХ в форме АО, повышение инвестиционной привлекательности предприятия Дивиденд на акции АО не фиксирован и не гарантирован. Повышение интереса работников предприятия в результатах своей деятельности Отсутствие нормативно-правовой основы, касающейся оценки и инвентаризации стоимости сооружений и сетей систем водоснабжения и водоотведения затрудняет включение их в уставный фонд АО. Сохранение имущества в собственности города и принятие основных стратегических решений, направленных на стабилизацию производственно- финансовой деятельности предприятия ВКХ Собственностью акционера становится не комплекс сооружений, а пакет акций. Возврат объектов водоснабжения и водоотведения обратно в коммунальную собственность возможен лишь при ликвидации АО Реструктуризация предприятий ВКХ посредством акционирования сильно зависит от политических предпочтений администрации местного исполнительного и распорядительного органа власти.

Матрица выбора формы управления системами ВиК в Республике Беларусь

исполком (Муниципалитет) унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в форме ОАО Холдинг «Водоканал» Системы водоснабжения и водоотведения города ЭКСПЛУАТАЦИЯ, обеспечение устойчивого водоснабжения, взимание финансовых средств инвестиции городского и областного бюджетов, кредиты банков ИНВЕСТИЦИИ республиканский бюджет кредиты банков контроль работы, решение о цене воды население, промышленность потребляют воду, платят за цену эксплуатации ДОГОВОР, КОНТРАКТ УПРАВЛЕНИЕ профессиональный советник города ИНВЕСТИЦИИ республиканский бюджет кредиты банков СОЗДАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

СПАСИБО за внимание!