Формирование системы стратегического планирования и прогнозирования научно- технологического развития: институциональный аспект Л.Мусина, Министерство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия в системе муниципального управления и планирования 19 мая 2010 г. г. Амурск.
Advertisements

Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Центр исследования экономической политики СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Информационное обеспечение науки в Казахстане: состояние и перспективы Болат Султангазин Национальный центр научно-технической информации РК Science Online.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Государственные механизмы поддержки внедрения инноваций в производство в Республике Коми Стукалов Иван Евгеньевич Министр экономического развития Республики.
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СО СТРАНАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 10 октября 2015 г. Исаков.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
ПРОГНОЗ CОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ НА 2007 ГОД.
Транксрипт:

Формирование системы стратегического планирования и прогнозирования научно- технологического развития: институциональный аспект Л.Мусина, Министерство экономики Украины П Международный форум «Проблемы развития информационного общества», Киев, УкрИНТЭИ, 13 октября 2010 г.

Глобальный индекс конкурентоспособности: рейтинги Украины в гг. (WEForum)

Украина застряла на переходе от стадии развития, управляемой базовыми факторами, к стадии, управляемой эффективностью ( ) 1 (17000) Переход Переход Стадия развития, управляемая базовыми факторами Стадия развития, управляемая эффективностью Стадия развития, управляемая инновациями ВВП (млрд.дол.США), ,2 ВВП на душу населения (дол.США)2542 ВВП (ППС), в % от мирового ВВП0,42 Стадии развития стран

Эволюция системы планирования и управления Базовые факторы развития Усилители эффективности Знания и инновации Годовое планирование и Годовой бюджет Цель – улучшение конъюнктуры. Декларативный характер программ, необязательность. Ограниченный круг макро- и бюджетных показателей. Государство доминирует. Стадии развития экономической системы Движущие силы конкурентосп особности и развития Среднесрочное (структурное) планирование Цель – госуд. селективная структурная политика. Меры госуд. поддержки регионов, секторов, предприятий (в т.ч. льготы). Бюджетирование (1 + 2 года) Сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования. Стратегическое планирование Цель – поддержание конкурен- тоспособности страны, рост продуктивной занятости. Расширение временного горизонта, усиление роли рыночных механизмов. Система обоснования целей, приоритетов и механизмов управления их реализацией, Среднесрочное бюджетное планирование. Согласование интересов субъектов всех уровней. Мониторинг, оценка, ответственность за результат.

Динамика макроэкономических индикаторов развития экономики Украины прогноз ВВП, реальный прирост, %7,92,3-15,13,7 Продукция промышленности, реальный прирост, % 10,2-3,1-21,95,3 Инфляция (средняя за год, %) 12,825,215,911 Среднемесячная зарплата, реальное изменение, % 15,06,8-8,96,2 Продуктивность труда, реальное изменение, % 6,71,9-11,82,9 Уровень безработицы населения в возрасте лет (методология МОТ), % 6,4 8,88,1 Баланс товаров и услуг (платежный баланс), млрд.дол.США -5,3-14,3-2,7-1,9 % к ВВП -3,7-7,2-1,5-1,4

Стратегическое планирование – инструмент разработки и реализации долгосрочной национальной политики в соответствии со стратегическими целями развития …обеспечивает дорожную карту перевода экономики из текущего состояния в ожидаемое через 5-10 лет на основе проекций будущего состояния экономики и соответствующей аллокации доступных ресурсов Залог успешной реализации стратегий и программ: - законы прямого действия; - система государственного управления, ориентированного на результат, на основе идентификации административных услуг; - стабильность финансирования на основе гармонизации среднесрочного экономического и бюджетного планирования

Стратегия развития Украины (на 10 лет) Долгосрочные прогнозы: макроэкономический, демографический, научно- технический прогноз Стратегические планы ГХО, НАК, ГХК (на 1+2 года) Стратегический план развития Украины (на 1+2 года) Государственная стратегия регионального развития (на 10 лет) Стратегические планы министерств и ведомств (на года) Прочие стратегии (по решению КМУ) Стратегии развития АР Крым, областей, городов (на 10 лет) Политические документы (Послание Президента Украины, Программа деятельности КМУ, международные договора…) Основные макропоказатели программа госинвестиций, перечень ГЦП, план сотрудничества с МФО Среднесрочный прогноз экономического и социального развития Прогноз государственного бюджета (на 1+2 года) Среднесрочные планы развития АР Крым, областей, городов (на 1+2 года) Государственные целевые программы (на 1+2 года) Основы денежно-кредитной политики Госбюджет (на след. бюдж. период) Основные направления бюджетной политики (на следующий бюдж. период) Местные бюджеты (на следующий бюдж. период)

Взаимосвязь документов государственного стратегического планирования Стратегические цели Национальная идея/миссия Мероприятия и финансирование Миссия Приоритеты /Сценарии Сценарии реализации Цели и задания Услуги Целевые и бюджетные программы Прави- тельство Мини- стерство Агентство Стратегия развития страны Стратегический план по ее реализации Стратегия развития сектора/отрасли: миссия, приоритеты, сценарии Стратегический план министерства: Цели, задания, мероприятия целевые и бюджетные программы Тактические задания, программы, мероприятия, услуги агентства

Взаимосвязь целей, заданий и ресурсов в стратегических планахи бюджетных программах Взаимосвязь целей, заданий и ресурсов в стратегических планах и бюджетных программах Стратегическое направление 1 Цель 1.1. Задание Задание 1.1.N. ПР1ПРNПР1ПР2ПРN Целевые индикатор ы БП БП 1.1. N Расходы на услуги Показатели результатив- ности

Роль Госкоминформнауки Украины в системе государственного стратегического планирования - разрабатывает прогноз научно-технического развития ; - формирует на основе долго- и среднесрочных прогнозов научно-технического и инновационного развития приоритетные направления развития науки и техники; - координирует деятельность ЦОИВ по разработке государственных целевых научных, научно-технических, инновационных программ,контролирует их выполнение; - организовывает проведение государственной научной и научно-технической экспертизы проектов межгосударств., целевых программ и инновационных проектов; - осуществляет функции государственного заказчика государственных целевых научных, научно-технических, инновационных программ, трансфера технологий.

Индикаторы развития науки и инноваций в Украине Финансирование иследований и разработок (ИР) в % к ВВП 1,20,86 Количество научно-исследовательских организаций Численность занятых ИР на 1 тыс. чел. экономически активного населения 5,14,5 Удельный вес инновационно-активных промышленных предприятий в общем числе, % 20,813 Инновационные затраты в промышленности в % к ВВП 0,961,26 Нематериальные активы в структуре баланса предприятий (%) 1,60,7 Удельный вес высокотехнологичной продукции в объеме товарного экспорта (%) 51,83

Модель наздоганяючого розвитку: інститути і важелі управління Базовые факторы развития Усилители эффективности Знания, инновации Регулювання товарних ринків; Регулювання цін і тарифів державою; Антимонопольне регулювання; Галузеві пільги і субсидії; Рентна політика; Торгівельні бар»єри. Стадії розвитку економічної системи Рушії конкурентоспроможності і розвитку Макроекономічна і політична стабільність; Ефективність фінансових ринків; Захист прав власності; Корпоративне управління; Дотримання режиму конкуренції; Страхування експорту та інвестицій; Відкритість для ПІІ та зовнішньої торгівлі; Сприятливе для інновацій середовище Формування мережі інститутів розвитку; Децентралізація державної підтримки інноваційних МСП; Податкові стимули та фінансування інновацій. Спеціалізована інноваційна інфраструктура; Регулювання у сфері ІВ; ДПП у сфері ТТ; Мережі і кластери знань. Мотивація для навчання протягом життя.

Новая роль Госкоминформнауки – разработка стратегии развития науки и технологий Обоснование приоритетов НТР страны, их разворачивание по целям, заданиям и программам для финансирования и реализации; Создание экономических условий и регуляторной среды для реализации приоритетов в средне- и долгосрочной перспективе; Формирование развитой инфраструктуры для коммерциализации результатов исследований, доведения их до потребителей; Стимулы для создания инновационных МП в НИИ и ВУЗах; Урегулирование процедуры регистрации прав ИС; Стимулы к созданию инновационных/технологических кластеров; Формирование программ, фондов, сетей для инновационных МП; Повышение требований к результативности НИУ (критерии эффективности, разделение функций администраторов и исследователей). Упорядочение научных и научно-технических программ в соответствии с приоритетами страны и ресурсным обеспечением