Римская система счисления. Представление чисел в ней и решение арифметических задач Кульков Максим Степанова Вероника Гаврилов Сергей Ученики 10 класса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила ученица 6 «Б» класса Фролова Анастасия РИМСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ.
Advertisements

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: РИМА, ГРЕЦИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – «МАТИ» ИМЕНИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО.
Римская система счисления. Для записи чисел древние римляне использовали буквы.
Непозиционные системы счисления Учитель информатики МОУ СОШ 10 Несмачная Г.В.
Несколько десятков лет назад ученые- археологи обнаружили стойбище древних людей. В нем они нашли волчью кость, на которой 30 тысяч лет тому назад какой-то.
1.3 Натуральные числа и нуль. Запись и чтение чисел Школа 2100 school2100.ru Презентация для учебника Козлова С. А., Рубин А. Г. «Математика, 5 класс.
Системы счисления «Все есть число». Цифры – это символы, участвующие в записи числа Число – некоторая величина Система счисления – это способ записи чисел.
Костина Аня, МОУ сош 8 г.Красноармейска. На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку.
Кодирование информации. Кодирование числовой информации 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Кодирование – передача информации с помощью условных знаков (кодов)
Непозиционные системы счисления Непозиционные системы счисления появились исторически первыми. В этих системах значение каждого цифрового символа постоянно.
Римские цифры Работу выполнили ученики 5а класса Учитель Кожух Т.Г.
Математика в историческом развитии «Старинные системы записи чисел» Выполнили : Грошикова Светлана Владимировна Никищенко Ирина Ивановна.
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Урок информатики 8 3 класс.
Цифры Подготовила: Котельникова Катя. Цифры знаки для обозначения чисел. Первые цифры появились у египтян и вавилонян. У ряда народов (древние греки,
Числа и системы счисления. Понятие числа является фундаментальным как для математики, так и для информатики. Цифры – это символы, участвующие в записи.
V районная научно-практическая конференция «Наука. Творчество. Развитие.» Работа ученицы 5 класса МОУ «Сугутская СОШ» Таймуковой Карины Научный руководитель:
Римские цифры Выполнила обучающаяся 6 класса МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П.Дмитриева» Гунбетова Карина Преподаватель: Павлихина Ф.А.
5 класс Учитель Сычева Г.В. Числа, которые могут быть получены в результате счета предметов – 1, 2, 3, 4, 5 и т.д., называют натуральными (заметим, что.
Системы счисления. Все есть число", говорили пифагорийцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. Известно множество способов.
ЦИФРЫ И ЧИСЛА ЦИФРЫ И ЧИСЛА. Мир чисел и букв. Мир чисел и букв.
Транксрипт:

Римская система счисления. Представление чисел в ней и решение арифметических задач Кульков Максим Степанова Вероника Гаврилов Сергей Ученики 10 класса Карамышевской школы

Цель работы: Познакомиться с историей возникновения и развития римской системы счисления Указать на основные недостатки и преимущества системы счисления Научиться пользоваться системой счисления Уметь пользоваться Интернет, работать группой, выявлять полезную информацию по теме

Ход работы: Познакомиться с цифрами римской системы счисления Познакомиться с правилами составления чисел римской системы счисления Узнать как выполняли арифметические действия с этими числами Написать свою биографию, используя римскую систему счисления Создать презентацию и справочный буклет Познакомить одноклассников с нашей работой

Сроки выполнения работы: Знакомство с литературой по теме -1 урок Отработка практических навыков-1 урок Написание биографии-1 урок Создание буклета и презентации-1 урок Защита проекта, знакомство одноклассников с результатами-1 урок

Обозначение чисел Числовые обозначения в Древнем Риме напоминали первый способ греческой нумерации. У римлян были специальные обозначения не только для чисел 1, 10, 100 и 1000, но и для чисел 5, 50 и 500. Римские цифры имели такой вид: 1 - I, 5 - V, 10 - X, 50 - L, C, D M. Возможно, знак V означал раскрытую руку, а X - две такие руки. Но есть и иное объяснение. Когда счет шел десятками, то, нарисовав 9 палочек, десятой их перечеркивали. А чтобы не писать слишком много палочек, перечеркивали одну палочку и писали десять так:. отсюда и получилась римская цифра X. А цифра 5 получилась просто разрезанием цифры для числа 10 пополам.

Спорят ученые и о происхождении других римских цифр. Возможно, что обозначения C и M связаны с римскими названиями сотни и тысячи. Тысячу римляне называли "милле" (слово "миля" когда-то обозначало путь в тысячу шагов). Обозначая числа, римляне записывали столько цифр, чтобы их сумма давала нужное число. Например, число 7 они записывали так: VII, а число 362 так: CCCLXII. Как видите, сначала идут большие цифры, а потом поменьше. Но иногда римляне писали меньшую цифру перед большей. Это означало, что нужно не складывать, а вычитать. Например, число 4 обозначалось IV (без одного пять), а число 9 - IX (без одного девять). Запись XC означала число 90 (без одного сто). Так что, если вы увидите на старинном доме сделанную римскими цифрами надпись MDCCCXLIV, то легко определите, что он построен в 1844 году. А если на афише кинотеатра будет написано "Пираты XX века", то вы не прочтете это "Пираты ха-ха века", а поймете, что речь идет о пиратах двадцатого века. Самым большим числом, которое умели обозначать римляне, было Поэтому обычно в названиях крупных денежных сумм слова "сотен тысяч" опускались. Запись означала 10 сотен тысяч, то есть миллион.

Хотя римская нумерация была не слишком удобной, она распространилась по всей ойкумене - так называли древние греки известный им обитаемый мир. Когда-то римляне завоевали многие страны и присоединили их к своей империи. Со всех этих стран они взимали громадные налоги и, конечно, пользовались при этом своими обозначениями чисел. Так что пришлось жителям этих стран учить римскую нумерацию, посылая все проклятия на головы поработителей. И даже после того, как рухнула Римская империя, в деловых бумагах Западной Европы применялась эта неудобная нумерация Выполнение арифметических действий над многозначными числами в этой записи очень трудно. Тем не менее, римская нумерация преобладала в Италии до 13 в., а в других странах Западной Европы до 16 в.

Правила записи чисел: Для записи чисел в римской системе используются два правила: -1- каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него; -2- каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к нему

Примеры записи чисел: Пример 1. Число 444, имеющее в десятичной записи 3 оди­наковые цифры, в римской системе счисления будет записано в виде CDXLIV = (D - С) + (L - X) + (V - I) = (три группы второго вида). Пример 2. Число 1974 в римской системе счисления имеет вид MCMLXXIV = М + (М - С) + L + (X + X) + (V - I) = = (наряду с группами обоих видов в формировании числа участвуют отдельные «цифры»). Пример 3. Число 32 в римской системе счисления имеет вид XXXII = (X + X + X) + (I + I) = (две группы первого вида)

Таблица 2. Запись чисел в римской системе счисления I II III IV V VI VII VIII IX X XI XIII XVIII XIX XXII XXXIV XXXIX XL LX XCIX CC CDXXXVIII DCXLIX CMXCIX MCCVII MMXLV MMMDLV MMMDCLXXVIII MMMCM MMMCMXCIX

Недостатки Римской системы: Недостатком римской системы является отсутствие формальных правил записи чисел и, соответственно, арифметических действий с многозначными числами. По причине неудобства и большой сложности в настоящее время римская система счисления используется там, где это действительно удобно: в литературе (нумерация глав), в оформлении документов (серия паспорта, ценных бумаг и др.), в декоративных целях на циферблате часов и в ряде других случаев.

Проверь себя: 1. Представить римские числа в десятичной системе счисления CDIX -? CVXLIX -?MCCXIX-? 2.Запишите свою дату рождения в римской системе счисления.

Используемая литература: mhttp:// m Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии. Учебник для классов.М.: БИНОМ.Лаборатория знаний,2005.