Детская Нейропсихология. Нейропсихология Нейропсихология – это раздел клинической психологии, который изучает мозговую организацию психических процессов:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста методом кинезиологиии»» Определения,
Advertisements

1 «Развитие мелкой моторики на занятиях с педагогом-психологом» Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Этапы развития психики и мозга. Возраст: от зачатия до 15 месяцев Этапы развития области головного мозга: стволовые структуры Функции: основные потребности.
1 Развитие мелкой моторики Подготовила учительДСФМШ17 О.А.Соколова Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Презентацию подготовила Бибишева О.Л. Учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБДОУ Центра развития ребенка – детского сада 37 Приморского района.
Здоровьесберегающие технологии. Развитие умственных способностей и физического здоровья на уроках в начальной школе. Иванина Валентина Викторовна учитель.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Программные требования по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад 56» Баландина Ю.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС М. Ю. Некрасова МБОУ « СОШ.
Савельева Я. И., Сергель Т. Н. – учителя-логопеды высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вила 2»
Развитие познавательных функций у детей «Зарядка для ума и тела» Табагари И.И. социальный педагог ЦПМПК.
Кинезиологические упражнения. Глазодвигательные упражнения.
Консультация логопеда для учителей Тема: дисграфия и методы коррекции.
Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный (Мишель.
Кинезиология наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи.
1 «Развитие мелкой моторики рук» Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. (В.А. Сухомлинский) «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант)
«Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению». «Обучая левое полушарие, вы обучаете только.
Транксрипт:

Детская Нейропсихология

Нейропсихология Нейропсихология – это раздел клинической психологии, который изучает мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития этих процессов в норме и факторов, влияющих на это развитие и препятствующие ему. В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети с индивидуальными особенностями развития, так и дети, имеющие различные трудности и проблемы.

Внутриутробное развитие головного мозга

Строение головного мозга

1-й блок мозга 1-й блок мозга - Энергетический Блок или «Я Хочу» - подкорково-стволовые структуры или мозг рептилий - развивается с 4 месяца беременности до 1 года - является ведущим до 2-3 лет - функции: 1. регуляция сна и бодрствования 2. регулирует работу всего организма и внутренних органов 3. регулирует работу эндокринной системы 4. отвечает за иммунитет 5. регулирует инстинктивно-потребностную сферу

2-й блок мозга 2-й блок мозга - Операциональный Блок или «Я Могу» - кора больших полушарий - активно развивается с 1 года до 7 лет - является ведущим до 7 лет - функции: 1. прием, переработка и хранение информации 2. является основой возникновения высших психических функций ( восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоциональная сфера ) 3. отвечает за работу зрительного, слухового и тактильного анализаторов 4. ориентация во времени и пространстве 5. контролирует речь 6. создает базу для развития интеллекта

3-й блок мозга - Управляющий Блок или «Я Должен» - лобные доли - начинает свое развитие с 4 лет - активно развивается и является доминирующим с 7 года до 14 лет - функции: 1. программирование, управление и контроль за протеканием психической деятельности: - постановка и достижение целей - контроль за выполнением - самоконтроль за своим поведением и эмоциями ( самодисциплина ) - сознательность - ответственность 2. интеллектуальное развитие

Условия, которые могут тормозить созревание отдельных блоков мозга. - нежелательная беременность (мысленное отторжение ребенка матерью) - сильный эмоциональный стресс во время беременности - угроза выкидыша - сильный токсикоз на поздних сроках - употребление алкоголя и курение во время беременности - инфекционные заболевания и общий наркоз - кесарево сечение - затяжные или быстрые роды - гипоксия плода -повышенное внутричерепное давление у плода - неполноценное питание младенца в первые 6 недель жизни - травмы и инфекции головного мозга - наркоз - недостаток тактильных ощущений у ребенка - гиперопека - двуязычие в семье - отсутствие общения со взрослым противоположного пола

Симптомы, свидетельствующие о наличии нарушений деятельности головного мозга (дети младше трех лет): - нарушение последовательности двигательных актов - отсутствие мотивации к обучению - быстрая утомляемость - нарушение сна - неустойчивое внимание - частые болезни и аллергические реакции - нарушение пищеварения - частые перепады настроений - лишний вес или анорексичное телосложение

Симптомы, свидетельствующие о наличии нарушений деятельности головного мозга (дети старше трех лет): 1. гиперактивность / гипоактивность 2. резкие перепады настроения без видимых причин 3. быстрая отвлекаемость, переключение внимания 4. частые простуды, аллергические реакции 5. быстрая утомляемость 6. энурез 7. укачивание в транспорте 8. плохо переносит жару / духоту 9. сосудистая дистония 10. нарушение праксиса поз (ребенок не может повторить движение)

11. слишком взрослая речь в раннем возрасте 13. заикание 14. тики 15. психосоматические расстройства 16. угловатая походка 17. косоглазие и астигматизм 18. дефекты памяти (не помнит последовательность событий) и с 4.5 лет отсутствие способности запомнить 5 слов по просьбе взрослого 19. обедненная речь 20. проблемы с пересказом при опоре на память 21. нарушения осанки, сколиоз 22.ребенок не играет с игрушками, отсутствуют ролевые игры 23.отсутствие игры, контакта со сверстниками 24. не развита мелкая моторика 25. нет навыка создавать свое пространство 26. задержка или опережение моторно-двигательного и речевого развития 27. быстрая или медленная смена зубов 28. проблемы с пищеварением 29. пишет или рисует левой рукой 30. двигает ногами, языком, когда пишет и рисует; 31. истерики после 5 лет

Диагнозы, требующие наблюдения и помощи родителей и нейропсихолога: - ПЭП ( пренатальная энцефалопатия), - ММД ( минимальная мозговая дисфункция ) -ППНС ( перинатальное повреждение НС ) - СМД ( синдром мышечной дистонии ) - СПНРВ ( синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости ) - ОНР ( общее недоразвитие речи ) - ЗПР ( задержка психического развития ) - ЗРР ( задержка речевого развития ) - ВСД ( вегето-сосудистая дистония ) - СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности ) - внутричерепная гипертензия - аутизм - дизартрия, дислексия, дисграфия, дискалькулия

Индивидуальные особенности ребенка, требующие консультации и помощи нейропсихолога: - пишет или рисует левой рукой, - одинаково хорошо владеет и левой и правой рукой ( амбидекстр ) - одаренность

Ассимметрия полушарий

Нейропсихологическая диагностика - Это диагностический метод, который позволяет оценить степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга, а следовательно спрогнозировать, предупредить или исправить плохую успеваемость в учебе и поведение.

Правила проведения диагностики

Диагностика ведущего полушария «Замок» «Поза Наполеона»

Диагностика ведущего полушария - аплодирование - какой рукой пишет, рисует, режет ножницами, держит зубную щетку, расчесывается - прыжки на одной ноге - игра с мячом - часы - телефон - подзорная труба

Двигательные функции «КРЛ» Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе. Доступно с 6 лет.

Двигательные функции – реципрокная организация Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

Праксис позы пальцев Праксис позы пальцев - 1 и 2 O - 2 и 3 V - 2 и 5 V - 1 и 3 О

Ритмические структуры II II II III III III С 5-ТИ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ III II III II III III II

Фонематический слух бочка-почка дочка-точка точка-тучка точка-кочка магнолия-Монголия полковник-половник

Сенсомоторная коррекция - Это система занятий, которая позволяет включать новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему всестороннему развитию личности, позволяет восполнить недостающие звенья в развитии.

Дыхательные упражнения - поверхностное дыхание - глубокое дыхание - чередование глубокого и поверхностного дыхания - чередование частого дыхания с долгой задержкой дыхания

Двигательные упражнения - растяжки ( однонаправленные и разнонаправленные ) - ползковые упражнения - упражнения на укрепление вестибулярного аппарата - упражнения на чередование напряжения-расслабленияa

Глазодвигательные упражнения Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергизацию организма.

Пальчиковая гимнастика Солнцева В. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-Нос» Упражнение «Ухо-Нос» Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Все движения сопровождаются чтением стихотворения. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Левую руку прикладываем к виску (как это делают солдаты), а правую руку вытягиваем вперед пальцы в кулак, а большой палец вверх (всё отлично). Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Все движения сопровождаются чтением стихотворения. Упражнение «Капитан» Упражнение «Капитан» Всё на нашем судне ладно Нам не страшен ураган! Мы отличная команда, Боцман, юнга, капитан! Капитан. Левую руку прикладываем к виску (как это делают солдаты), а правую руку вытягиваем вперед пальцы в кулак, а большой палец вверх (всё отлично). Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Все движения сопровождаются чтением стихотворения.Левую руку прикладываем к виску (как это делают солдаты), а правую руку вытягиваем вперед пальцы в кулак, а большой палец вверх (всё отлично). Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Все движения сопровождаются чтением стихотворения.

Желтый синий голубой Красный зелёный черный Серый оранжевый белый Красный желтый синий

Общеизвестно, что у человека есть 2 полушария головного мозга. Целостная психика будет наиболее эффективна, чем более ассиметричны составляющие её процесса (т.е. работа обоих полушарий). Рассмотрим, за что же отвечают полушария головного мозга. ПРАВОЕ полушарие работает по принципу непосредственного чувственного и целостного отражения действительности. Т.е. его функция – запечатление целостного образа без деления на составляющие. Определяет зрительно-пространственные способности, интуицию, музыку в целом, грубые движения руки, отрицательные эмоции, юмор; просодическую сторону речи (интонационно-мелодическую), эмоциональный смысл высказывания. Глобальное понимание текстов, замыслов, картин, бытовой ситуации, жестов, мимики, пантомимики, абриса (звуковой оболочки) слова, интонации. Хранилище речевых стереотипов (эмболов). Сведения об элементарном числе как символе (без понимания смысла). Различение всех неречевых звуков – шумов (бытовых, техногенных, природных). Скоростное в переработке информации. Получило название женского полушария (повышенная эмоциональность женщины, склонность к истерикам). ЛЕВОЕ полушарие функционирует по принципу абстрагирования от чувственных стимулов, обрабатывает символические знаки (буквы, цифры, геометрические фигуры). Всё то, чему научился человек в жизни – это левое полушарие. Отвечает за абстрактное понятийное мышление – выделение главного от второстепенного. Смысловое понимание и воспроизведение речи, письмо, самосознание, тонкий двигательный контроль пальцев, арифметический счёт, музыкальная композиция, положительные эмоции, пространство, цвета, хорошее понимание глаголов, всех ложных высказываний. Менее устойчиво к травмам, меньше скорость обработки информации. Получило название мужского полушария (мужчины менее стрессоустойчивы). При поражении – дисграфии, дислексии и пр.

Список литературы: Голдберг Э. «Управляющий мозг. Лобные доли. Лидерство и цивилизация.» Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки. Два разных мира.» Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей.»