Ресурсы, возможности и перспективы развития системы профессионального образования в рамках создания кластера информационных технологий Людмила Леонидовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ресурсы, возможности и перспективы развития системы профессионального образования в рамках создания кластера информационных технологий Людмила Леонидовна.
Advertisements

Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Проект «Совершенствование системы подготовки рабочих кадров и специалистов» РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Реализация экспериментального исследования «Формирование инновационной практико – ориентированной среды на основе образовательного аутсорсинга» ГБОУ СПО.
Оптимизация подготовки специалистов в области спутниковых систем связи и навигации ГБОУ СПО Техникум машиностроения 25
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Социальное партнерство – приоритетное направление развития колледжа Социальное партнерство – приоритетное направление развития колледжа.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Проект «Развитие социального партнерства» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
Ресурсный центр- перспектива развития экономики региона.
LOGO Edit your company slogan ОПЫТ РАБОТЫ В РЕЖИМЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ.
Сотрудничество профессиональных образовательных организаций и работодателей - основа подготовки конкурентоспособных востребованных кадров 26 августа 2014.
Транксрипт:

Ресурсы, возможности и перспективы развития системы профессионального образования в рамках создания кластера информационных технологий Людмила Леонидовна Мешкова, директор ТОГБОУ СПО «Тамбовский бизнес-колледж»

Кластер информационных технологий Территориальное распределение учреждений Объемные показатели кластера Предприятий – 5 (территорий - 2) Учреждений проф. образования – 10 Обучающихся – 1100 Специальностей – 7 Профессий – 3 Объемные показатели кластера Предприятий – 5 (территорий - 2) Учреждений проф. образования – 10 Обучающихся – 1100 Специальностей – 7 Профессий – 3 Условные обозначения предприятия учреждения проф. образования

Перечень учреждений профессионального образования по кластерным группам Образовательное учреждениеТерриторияКоличество обучающихся ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовое многоуровневое учреждение – Тамбовская бизнес - колледж г. Тамбов 233 Учреждения – центры практикоориентированного образования: Приборостроительный колледж Политехнический колледж Котовский индустриальный техникум Техникум отраслевых технологий Многоотраслевой техникум Уваровский химико-технологический колледж Жердевский колледж сахарной промышленности Мичуринский аграрный техникум Аграрно-промышленный техникум г.Тамбов г.Котовск Мичуринский р-н г.Моршанск г.Уварово Жердевский р-н Мичуринский р-н Кирсановский р-н 885

Наименование укрупненной группы профессий (специальностей) Контингент Контингент Выпуск специалистов СПО в году Региональная потребность на 2013 год Сфера обслуживания (100000) Экономика и управление (080000) Электронная техника, радиотехника и связь (210000) Автоматика и управление (220000) Информатика и вычислительная техника (230000) Динамика изменения контингента профессионального образования для сферы информационных технологий и управления Атлас региональной потребности включил сведения о потребности в рабочих кадрах: муниципальных образований, отраслевых управлений, 528 организации и предприятия различной формы собственности, Союза тамбовских строителей, ассоциации промышленников и предпринимателей.

Объемные показатели учреждений профессионального образования Наименование ОУУчебная и учебно- вспомогательная площадь помещений учреждения СПО Предельн ая наполняе мость (чел.) Фактическ ое количество обучающих ся (чел.) Наполняе мость (%) Количество штатных педагогичес ких работников учреждения СПО Количество реализуемых основных образовательн ых программ (НПО/СПО) Количество реализуемых дополнительн ых образовательн ых программ Тамбовский бизнес- колледж 1386, , 0 280/138 Приборостроительный колледж , ,5214/612 Политехнический колледж 8105, , 011/1123 Котовский индустриальный техникум 7070, ,4503/86 Техникум отраслевых технологий /57 Многоотраслевой техникум /00 Уваровский химико- технологический колледж 10182, /218 Жердевский колледж сахарной промышленности Мичуринский аграрный техникум /07 Аграрно-промышленный техникум

Показатели информатизации учреждений СПО Наименование учреждений Количество единиц вычислите льной техники в учреждени и СПО Количест во единиц современ ных компьют еров Количество обучающих ся на один современн ый компьютер Количество компьютерн ых классов с доступом к сети Интернет Удельный вес ПК, подключен ных к сети Интернет Наличие локальных вычислите льных сетей (да/нет) Наличие электронно й библиотеки (да/нет) Тамбовский бизнес- колледж ,95100да Приборостроительный колледж ,1353,1да Политехнический колледж110 5,65246данет Котовский индустриальный техникум ,3661,7да Техникум отраслевых технологий ,6443, 5да Многоотраслевой техникум 82446,7766данет Уваровский химико- технологический колледж да Жердевский колледж сахарной промышленности 106 6,0данет Мичуринский аграрный техникум ,5данет Аграрно-промышленный техникум

Трудоустройство выпускников 2012 года * по направлению кластера

Направления подготовки кадров для кластера информационных технологий Укрупненные группы профессий (специальностей) НПОСПОДополнительные программы Электронная техника, радиотехника и связь Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов Автоматика и управление Информатика и вычислительная техника Мастер по обработке цифровой информации Оператор электронно- вычислительных машин Информационные системы (по отраслям) Компьютерные сети Программирование в компьютерных системах Компьютерные системы и комплексы Структура и программное обеспечение персональной ЭВМ Базовая компьютерная подготовка Компьютерная графика Photoshop Программирование Visual Basic Web-дизайн Экономика и управление Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Банковское дело Бухгалтерский учет на предприятиях всех форм собственности АБУ с применением программы 1С: Бухгалтерия АБУ с применением программы 1С: Торговля и склад Индивидуальный предприниматель Сфера обслуживания Коммерция (по отраслям) Гостиничный сервис Организация и технология современной торговли Существующие профессии и специальности в учреждениях профессионального образования

Финансовые показатели деятельности учреждений кластера за 2012 год пп Наименование учрежденияБюджет (тыс. руб.)Внебюджет тыс. руб.% 1.Тамбовский бизнес-колледж19973,113488,267,5 2.Приборостроительный колледж2834,82,30,01 3.Политехнический колледж35607,03826,010,7 4.Котовский индустриальный техникум ,2 5.Техникум отраслевых технологий19548,21735,88,9 6.Многоотраслевой техникум38614,06705,017,4 7.Уваровский химико-технологический колледж 50532,06620,013, 0 8.Жердевский колледж сахарной промышленности 23992,15287,522,04 9.Мичуринский аграрный техникум12921,85936,045,9 10.Аграрно-промышленный техникум80206,729660,836,98

Как показали результаты проведенного анализа состояния рынка труда по федеральным округам, в настоящее время объем выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием достаточен для покрытия существующих потребностей экономики, в то время как по двум другим уровням профессиональной подготовки – среднее и начальное профессиональное образование – общая потребность в специалистах выше, чем их выпуск. «О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях» (по результатам мониторинга, проведенного Петрозаводским государственным университетом в 83 субъектах РФ) ( Прогноз кадровой потребности в целом по РФ по уровням профессионального образования, 2017 год Прогноз кадровой потребности в целом по РФ по уровням профессионального образования, 2017 год

цио Перечень реализуемых программ подготовки ограничен; Сеть учреждений профессионального образования не сбалансирована, не обновляется структура подготовки; Работодатели не участвуют в разработке учебных планов и программ подготовки специалистов, в результате выпускники не соответствуют потребностям рынка труда; На базе образовательных учреждений не развита образовательно- производственно-технологическая инфраструктура инновационной деятельности компаний; Отсутствуют эффективные финансово-экономические механизмы взаимодействия образования и бизнеса. Проблемы Некоторые причины отказа в трудоустройстве со стороны работодателей (по данным Мониторинга, проведенного Петрозаводским госуниверситетом) Недостаточный уровень практической подготовки (24%) Недостаточное владение современными технологиями (17%) Отсутствие дополнительных квалификаций у выпускников (10%)

Изменение объемов и профилей подготовки кадров под развитие кластера Выстраивание рациональной сети учреждений профессионального образования и ее инфраструктуры Увеличение контингента и обеспечение качества подготовки кадров в интересах участников кластера Общее повышение конкурентоспособности участников кластера Задачи

Задача 1. Изменение объемов и профилей подготовки кадров под развитие кластера Перспективные профессии и специальности рынка труда в сфере информационных технологий

Предлагаемая структура подготовки кадров ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Программы предпрофильной и профильной подготовки (колледж-классы) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Программы предпрофильной и профильной подготовки (колледж-классы) БАЗОВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Программы НПО, СПО, первичные квалификации, специализация БАЗОВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Программы НПО, СПО, первичные квалификации, специализация НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Программы углубленной подготовки, дополнительные специализации, прикладной бакалавриат НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Программы углубленной подготовки, дополнительные специализации, прикладной бакалавриат ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ Программы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ Программы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации

Задача 2. Выстраивание рациональной сети учреждений профессионального образования кластера и ее инфраструктуры работодатели Региональные органы исполнительной власти Базовое учреждение – центр кластерного развития – Тамбовский бизнес-колледж Приборостроите льный колледж Политехнически й колледж Мичуринский аграрный техникум Котовский индустриальны й техникум Аграрно- промышленный техникум Техникум отраслевых технологий Уваровский химико- технологически й колледж Жердевский колледж сахарной промышленност и Кластер информационных технологий Многоотраслево й техникум Учреждения – центры практикоориентированого образования Отраслевой ресурсный центр информационных технологий Центр сертификации профессиональных квалификаций в сфере информационных технологий

Ресурсный центр профессионального образования в сфере информационных технологий Реализация модулей по современным технологиям для учреждений кластера Выявление требований работодателей к качеству подготовки специалистов Разработка программного, методического и информационного обеспечения Подготовка и переподготовка преподавателей и мастеров производственного обучения Обучение населения навыкам использования информационных технологий

Открыть колледж-классы во всех территориях с учетом реализации программ IT-образования Выстроить новую систему профориентационной работы с участием работодателей, в том числе за счет системы олимпиад и конкурсов профессионального мастерства Организовать мониторинг качества на каждом уровне обучения совместно с работодателями Сформировать позитивный имидж и повысить интерес со стороны абитуриентов к специальностям в области информатики и информационных технологий Задача 3. Увеличение контингента и обеспечение качества подготовки специалистов в сфере информационных технологий

Связь кластера с работодателями НП «Бизнес Стандарт» ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова» ООО «Таргетикс» ООО «Экспресс- Комп» ООО «ИЦ «НАШ ГОРОД» ЗАО «Бриз Плюс» ОАО «Завод подшипников скольжения Тамбовский филиал ЗАО «Вотек Мобайл» ОАО «Сбербанк России» Компания «Консультант Плюс» Другие предприятия и организации Тамбовской области Организация взаимодействия Заключены договоры о сотрудничестве; Осуществляется безвозмездное использование техники и оборудования в образовательных целях; Организация производственного обучения. Проблемы Необходимо обеспечить: Развитие обучения на предприятии (на рабочем месте); Участие работодателей в управлении ОУ; Организацию мобилизации финансовых и материально-технических ресурсов и контроль за их использованием; Участие работодателей в формировании содержания профобразования и образовательной политики; Расширение сферы взаимодействия Разработку курсов для повышения квалификации работников (например, при появлении нового оборудования, программ, компетенций) Совершенствование структуры и профессионализма деятельности кластера Проблемы Необходимо обеспечить: Развитие обучения на предприятии (на рабочем месте); Участие работодателей в управлении ОУ; Организацию мобилизации финансовых и материально-технических ресурсов и контроль за их использованием; Участие работодателей в формировании содержания профобразования и образовательной политики; Расширение сферы взаимодействия Разработку курсов для повышения квалификации работников (например, при появлении нового оборудования, программ, компетенций) Совершенствование структуры и профессионализма деятельности кластера

Связь кластера с вузами Тамбовский государственный технический университет Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Тамбовский филиал Российского нового университета Направления сетевого взаимодействия Подготовка квалифицированных специалистов в области информационных технологий; Организация стажировок и повышения квалификации преподавателей ПО и мастеров ПО; Совместное участие студентов в реализации инновационных проектов в области информационных технологий; Проведение прикладных научных исследований в области информатизации образовательных систем.

Кластер – инструмент управления профессиональным образованием НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ Анализ и мониторинг рынка труда в профессионально- квалификационном разрезе Разработка и реализация совместных проектов в интересах региона Создание мотивационных механизмов социального диалога (участие в совместных органах) Формирование регионального компонента стандарта профессионального образования в сфере IT-технологий Участие в системах обеспечения качества профессионального образования

Возможные риски Отсутствие стратегии развития отрасли и среднесрочных прогнозов в востребованных трудовых ресурсах; Избыточные административные барьеры; Недостаточное материально-техническое оснащение ОУ, недостаток современного оборудования; Отсутствие экономических стимулов для социально ответственного поведения бизнеса; Разобщенность участников кластера, низкий уровень их консолидации; Недостаточная подготовленность педагогических кадров, нехватка квалифицированных преподавателей, участвующих в деятельности кластера; Рассогласованность и различие интересов между участниками кластера.

Спасибо за внимание!