Личностные универсальные учебные действия Возрастные и психологические особенности развития и формирования Руководитель психологической службы Булахова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностные универсальные учебные действия Возрастные особенности развития Методист-психолог ИМЦ Прокопенко И.В.
Advertisements

Личностные универсальные учебные действия. Личностная готовность ребенка к обучению в школе Самоопределение Смыслообразование Нравственно – этическая.
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Уровень сформированности учебной деятельности младших школьников Подготовила учитель 4 класса Железнодорожненской ОШ Середа Светлана Борисовна 2014 год.
Личностные универсальные учебные действия. «Каждый человек алмаз, который может очистить или не очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него.
Учебная деятельность школьников Значение мотивации в учебе Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься Китайское изречение.
Основные задачи развития в этот период. Формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания; Формирование широкого.
L/O/G/O Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности обучающихся через внеурочную деятельность.
Личностные универсальные учебные действия. Основные характеристики личностного развития Личностные характеристики Смыслообразование Самоопределение Нравственно-
МБОУ « Старорузская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Личностные универсальные учебные действия в средней школе.
Мотивация Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.) Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних.
Готовность к школе В современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к учебной деятельности.
Руководитель РМО, учитель МБОУ СОШ 2 Ходжаян В.Н..
П. Центральный 2013 год. Цель: развитие эмоционально-волевой, познавательно-интеллектуальной, коммуникативной сфер личности ребенка 6-7 лет, формирование.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Учебно-методический материал по теме: Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения
Оценивание образовательных достижений учащихся ( психологический аспект) Педагог- психолог Елатенцева Л.Ю.
Транксрипт:

Личностные универсальные учебные действия Возрастные и психологические особенности развития и формирования Руководитель психологической службы Булахова В.А.

«Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях». А.Г. Асмолов

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Я-концепция внутренняя позиция школьника самооценка гражданская идентичность НРАВСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ знание нравственных категорий эмоционально-ценностное отношение к нравственным нормам умение следовать в поведении нравственным нормам СМЫСЛО- ОБРАЗОВАНИЯ отношение (к себе, социуму, школе) мотивы поведения и деятельности

Личностная готовность к обучению в школе : Мотивационная готовность – доминирование учебно-познавательных мотивов. Коммуникативная готовность – умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Сформированность Я-концепции и самооценки - осознание ребенком своих физических возможностей, умений, переживаний, способность адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная зрелость – освоение ребенком социальных норм проявления чувств и способности регулировать свое поведение.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте (Л.И.Божович) Новая позиция должна быть принята самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений

АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ затруднена если: неприятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации (предпочтение игровой деятельности, нежелание ходить в школу, выполнять учебные задания), негативные установки в отношении школы и учебы.

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАНОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА: положительное отношение к школе, чувство необходимости учения проявление особого интереса к новому, к школьному содержанию занятий предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине развитие мотивов учения

Мотивы, характерные для первоклассника: 1.Учебно-познавательные мотивы. 2.Широкие социальные мотивы – потребность в социально значимой деятельности, мотив долга. 3.Позиционный мотив – стремление занять новое положение в отношениях с окружающими. 4.Мотив достижения – стремление реализовать поставленные цели. 5.Внешние мотивы – власть и требования взрослых. 6.Игровой мотив. 7.Мотив получения высокой оценки.

Неадекватность мотивов ведет к низкой успеваемости. Мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности, провоцирует низкую успешность обучения, что приводит к дальнейшему снижению мотивации. Если доминирует мотив получения высокой оценки это приводит к стремлению к списыванию, подделыванию отметок в дневнике и тетрадях.

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Адекватное сочетание мотивов познавательные, учебные социальные мотивы достижения

Самооценка Ядро самосознания личности, система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. (Л.С. Выготский)

Заниженная самооценка: Тревожность, неуверенность в своих силах и возможностях, отказ от заданий, феномен «выученной беспомощности» (М.Селигман). Коррекция: Адекватная оценка учителя с акцентом на достижения ребенка, даже если они незначительны. Адекватное описание того, что достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели.

Завышенная самооценка: Желание доминировать, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок; отрицание неуспеха (М.С. Неймарк). Коррекция: Спокойное и доброжелательное отношение учителя. Адекватная оценка, не затрагивающая личность учащегося. Продуманная система требований. Поддержка, оказание помощи при трудностях ученика.

Развитие рефлексивной самооценки (Г.А.Цукерман): 1.Сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня; 2.Планирование желаемого результата на будущее.

Я-КОНЦЕПЦИЯ Я-концепция – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия.

Составляющие Я-КОНЦЕПЦИИ (или Образа Я) Когнитивная Представления о себе, образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. ( самосознание ); Поведенческая Поведение в соответствии со своими убеждениями Оценочная Самооценка - сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, чувство собственной ценности

Развитие Я-концепции и идентичности личности в подростковом возрасте 1.Формирование чувства собственного достоинства; 2.Представление о себе во времени А) Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее; Б) Я-реальное, Я-идеальное. Самооценка колеблется между крайними полюсами «либо - все, либо – ничего». Самооценка хрупкая, неустойчивая. Чувствительность к оценкам окружающих.

Характеристики сформированной ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ в подростковом возрасте: 1.Принимаемый образ Я; 2.Адекватное и стабильное владение собственным Я ; 3.Способность личности к решению задач на каждой возрастной стадии развития.

На самооценку подростка влияют 2 тенденции: Повышение важности оценок окружающих Увеличение ориентации на собственные внутренние критерии

Как мы, педагоги, влияем на формирование самооценки подростка: Объясняем успехи подростка - способностями, а неудачи – недостатком усилий. Позитивная самооценка Успехи – случайность, неудачи специально подчеркиваем. Низкая самооценка Высокие ожидания окружающих и низкие представления о его возможностях. Ребенок отвергает успех, доказывает, что он случаен. Конфликтная самооценка 1 Успехи – неординарные способности, неудачи – стечение обстоятельств. Высокие притязания и большая неуверенность в себе у подростка. Конфликтная самооценка 2

Мотивационная сфера подростка: 2 типа мотивов Мотив достижения успеха Мотив избегания неудач

Виды мотивов подростков: Усвоение новых знаний и способов действий. Познавательные, учебные мотивы Идеалы и ценности Одобрение и признания Эмоциональные в/о с другими Сотрудничество Саморазвитие и самообразование Социальные мотивы Вознаграждение (отметка) Статус и престиж Безопасность и стабильность Мотив избегания неудач Внешние мотивы

Критерии оценки сформированности личностных УУД: соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.