Психотерапия функциональных расстройств. Психосоматика и психотерапия. В.В. Шишков врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Клинический (медицинский) психолог Специалист с высшим психологическим образованием по специальности «психология» и получивший дополнительную подготовку.
Advertisements

Психосоматические расстройства. ПСИХОСОМАТИКА ГИПЕРТОНИИ Выполнила студентка отделения Лечебное дело.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ.
Психологическая диагностика в клинике соматоформной вегетативной дисфункции Брябрина Татьяна Викторовна ст.преподаватель кафедры Клинической психологии.
Астенический синдром. Клинический аспект Проявление инфекционных или эндокринных заболеваний Стресс Психические или физические нагрузки Повреждение или.
Подготовила студентка 1 курса СДО 13 группа Земскова Валерия Тамбов 2018.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Организация Школы инсульта в МСЧ 11 Заведующий отделением неврологии, врач- невролог Нечаев И.В.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
Ассистент кафедры психиатрии и мед.психологии ДВГМУ Ткаченко О.И. Современные подходы к терапии пограничных расстройств и девиантного поведения у детей.
Использование концептуальных положений МКФ при психологической диагностике в рамках МСЭ Москва ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности»
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Проблемы семьи в оказании поддержки психического больного.
НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИСПЫТАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ПЕДИАТРИИ А.Д.Царегородцев.
Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное.
КАФЕДРА «КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, ОСНОВ ПСИХОТЕРАПИИ, ОБЩЕЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» ЭЛЕКТИВНЫЙ ЦИКЛ «Психология экстремальных ситуаций» Специальность:
«Психогенные патогенные факторы, понятие о ятрогенных болезнях»
Транксрипт:

Психотерапия функциональных расстройств

Психосоматика и психотерапия. В.В. Шишков врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры Психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО СПбГПМА, Санкт-Петербург Консультативно-диагностический Центр Клиники ГОУ ВПО СПб Государственной Педиатрической Медицинской Академии, Санкт-Петербург, Россия (ул. А.Матросова, 22)

Главным критерием отнесения того или иного заболевания к психосоматическим, на наш взгляд, будет выраженное несоответствие между данными объективного обследования больного и предъявляемыми им жалобами. Многочисленные обследования находят какие-то изменения со стороны внутренних органов и систем организма, но они, как правило, являются незначительными, тогда как жалобы пациента часто носят выраженный характер. Исходя из этого принципа, к психосоматическим расстройствам у детей и подростков вполне можно отнести и нарушения сна, и энурез, и энкопрез, и обстипационный синдром, причем независимо от того протекают они в рамках неврозов или неврозоподобных состояний. Главным критерием отнесения того или иного заболевания к психосоматическим, на наш взгляд, будет выраженное несоответствие между данными объективного обследования больного и предъявляемыми им жалобами. Многочисленные обследования находят какие-то изменения со стороны внутренних органов и систем организма, но они, как правило, являются незначительными, тогда как жалобы пациента часто носят выраженный характер. Исходя из этого принципа, к психосоматическим расстройствам у детей и подростков вполне можно отнести и нарушения сна, и энурез, и энкопрез, и обстипационный синдром, причем независимо от того протекают они в рамках неврозов или неврозоподобных состояний. Предложим еще одну концепцию: психосоматические болезни – это заболевания, при которых в первую очередь показана психотерапия, причем, в большей степени те ее методы, которые непосредственно влияют на ту или иную функцию организма. Предложим еще одну концепцию: психосоматические болезни – это заболевания, при которых в первую очередь показана психотерапия, причем, в большей степени те ее методы, которые непосредственно влияют на ту или иную функцию организма. Психосоматические расстройства (предлагаемый подход)

Психотерапия психосоматических расстройств (2) Психотерапия должна быть направлена на восстановление тех элементов системы отношений пациента, которые определяют возникновение участвующего в патогенезе заболевания психического стресса, либо развитие в связи с этим стрессом невротических «наслоений», тем самым уменьшая клинические проявления заболевания, достигая повышения социальной активации больных, их адаптации в семье и обществе, повышая эффективность лечебных воздействий биологического характера. (Карвасарский Б. Д. «Психотерапия» М.: Медицина, 1985.) Психотерапия должна быть направлена на восстановление тех элементов системы отношений пациента, которые определяют возникновение участвующего в патогенезе заболевания психического стресса, либо развитие в связи с этим стрессом невротических «наслоений», тем самым уменьшая клинические проявления заболевания, достигая повышения социальной активации больных, их адаптации в семье и обществе, повышая эффективность лечебных воздействий биологического характера. (Карвасарский Б. Д. «Психотерапия» М.: Медицина, 1985.) С помощью психотерапии можно воздействовать не только на психопатологические нарушения – страх, астению, депрессию, ипохондрию, но и на нейровегетативные и нейросоматические функционально-динамические расстройства тех или иных систем организма. (Карвасарский Б. Д. «Психотерапия» М.: Медицина, 1985.) С помощью психотерапии можно воздействовать не только на психопатологические нарушения – страх, астению, депрессию, ипохондрию, но и на нейровегетативные и нейросоматические функционально-динамические расстройства тех или иных систем организма. (Карвасарский Б. Д. «Психотерапия» М.: Медицина, 1985.) Выбор конкретных психотерапевтических техник необходимо, по мнению Б. Д. Карвасарского, определять с учетом соотношения клинических, психофизиологических и психологических механизмов психосоматического расстройства и его специфики на разных этапах лечения. Выбор конкретных психотерапевтических техник необходимо, по мнению Б. Д. Карвасарского, определять с учетом соотношения клинических, психофизиологических и психологических механизмов психосоматического расстройства и его специфики на разных этапах лечения.

Предлагаемые принципы терапии психосоматических расстройств (1) Мы ни в коей мере не отрицаем необходимости психологической помощи таким пациентам, она может быть осуществлена как клиническим психологом, так и психотерапевтом. Особенно это представляется важным с точки зрения соматопсихических взаимоотношений, для правильного формирования отношения личности к болезни. Но все же эта задача, направленная на развитие и укрепление механизмов компенсации или гиперкомпенсации, на наш взгляд, должна быть первоочередной только в случаях абсолютно неизлечимых, инвалидизирующих заболеваний. Мы ни в коей мере не отрицаем необходимости психологической помощи таким пациентам, она может быть осуществлена как клиническим психологом, так и психотерапевтом. Особенно это представляется важным с точки зрения соматопсихических взаимоотношений, для правильного формирования отношения личности к болезни. Но все же эта задача, направленная на развитие и укрепление механизмов компенсации или гиперкомпенсации, на наш взгляд, должна быть первоочередной только в случаях абсолютно неизлечимых, инвалидизирующих заболеваний. На основе анализа страхов и отношения к болезни подростков, страдающих тяжелыми формами бронхиальной астмы, мы пришли к выводу, что такой подход всегда вызывает у подростков негативизм, т. к. первоочередным их желанием является избавление от приступов, а не приспособление к ним. На основе анализа страхов и отношения к болезни подростков, страдающих тяжелыми формами бронхиальной астмы, мы пришли к выводу, что такой подход всегда вызывает у подростков негативизм, т. к. первоочередным их желанием является избавление от приступов, а не приспособление к ним.

Поэтому все же главная задача комплексного лечения психосоматических заболеваний – нормализовать нарушенную функцию, к примеру, нормализовать артериальное давление при гипертонии, снизить частоту и силу приступов у больного бронхиальной астмой, уменьшить зуд и количество высыпаний при нейродермите, нормализовать регулярный и безболезненный менструальный цикл при альгодисменорее. Для этого психотерапия, оказывающая влияние не только на личность пациента в целом, делающая его спокойным и уверенным в себе, но и действующая на конкретный симптом, на функцию того или иного органа, незаменима. Поэтому все же главная задача комплексного лечения психосоматических заболеваний – нормализовать нарушенную функцию, к примеру, нормализовать артериальное давление при гипертонии, снизить частоту и силу приступов у больного бронхиальной астмой, уменьшить зуд и количество высыпаний при нейродермите, нормализовать регулярный и безболезненный менструальный цикл при альгодисменорее. Для этого психотерапия, оказывающая влияние не только на личность пациента в целом, делающая его спокойным и уверенным в себе, но и действующая на конкретный симптом, на функцию того или иного органа, незаменима. Среди психотерапевтических техник, оказывающих влияние в первую очередь на функцию того или иного органа, одно из первых мест принадлежит гипносуггестивной психотерапии и методам психической саморегуляции (самовнушение, аутогенная тренировка, гетеротренинг, релаксационные техники и др.). Среди психотерапевтических техник, оказывающих влияние в первую очередь на функцию того или иного органа, одно из первых мест принадлежит гипносуггестивной психотерапии и методам психической саморегуляции (самовнушение, аутогенная тренировка, гетеротренинг, релаксационные техники и др.). Предлагаемые принципы терапии психосоматических расстройств (2)

Психотерапия психосоматических расстройств (5) Не отрицая системного подхода в психотерапии психосоматических расстройств у детей и подростков, который учитывает сложное переплетение факторов, принимающих участие в возникновении и поддержании таких расстройств, оказывающих влияние на развитие всей личности пациента, мы все же понимаем психотерапию при этих состояниях как Не отрицая системного подхода в психотерапии психосоматических расстройств у детей и подростков, который учитывает сложное переплетение факторов, принимающих участие в возникновении и поддержании таких расстройств, оказывающих влияние на развитие всей личности пациента, мы все же понимаем психотерапию при этих состояниях как систему специальных регулирующих воздействий на психику и через психику на весь организм человека, применяемую с лечебной целью. Лечебное воздействие при таких расстройствах должно предполагать воздействие не только на организм и личность, но и на преобладающие болезненные проявления. Лечебное воздействие при таких расстройствах должно предполагать воздействие не только на организм и личность, но и на преобладающие болезненные проявления.

Выбор основного метода психотерапевтического воздействия будет зависеть от ряда факторов: степени тяжести расстройства функции степени тяжести расстройства функции наличия или отсутствия возможности функциональной компенсации за счет усиления влияния коры головного мозга наличия или отсутствия возможности функциональной компенсации за счет усиления влияния коры головного мозга давности заболевания давности заболевания эго-синтонности или эго-дистонности болезни эго-синтонности или эго-дистонности болезни возраста пациента возраста пациента уровня его интеллекта и внимания уровня его интеллекта и внимания настроя самого пациента и (или) его родителей на тот или иной метод лечения настроя самого пациента и (или) его родителей на тот или иной метод лечения

Противопоказания к проведению специальной психотерапии: Наличие органических изменений не является противопоказанием к применению специальной психотерапии (в качестве основного или вспомогательного метода лечения), они должны удовлетворять только одному требованию – не должно быть 100 % препятствия для функциональной компенсации. Исходя из этого постулата, к примеру, психотерапия гастроэнтерологических расстройств не должна проводиться при малейшем подозрении на наличие у больного любого острого заболевания органов брюшной полости, в т. ч. органов малого таза при альгодисменорее, то есть при состояниях, требующих экстренного хирургического вмешательства, гемотрансфузии или антибактериальной терапии. Наличие органических изменений не является противопоказанием к применению специальной психотерапии (в качестве основного или вспомогательного метода лечения), они должны удовлетворять только одному требованию – не должно быть 100 % препятствия для функциональной компенсации. Исходя из этого постулата, к примеру, психотерапия гастроэнтерологических расстройств не должна проводиться при малейшем подозрении на наличие у больного любого острого заболевания органов брюшной полости, в т. ч. органов малого таза при альгодисменорее, то есть при состояниях, требующих экстренного хирургического вмешательства, гемотрансфузии или антибактериальной терапии. В любом случае, психотерапевт не может заниматься такими пациентами без параллельного наблюдения, а при необходимости и лечения педиатра (хирурга, гастроэнтеролога, гинеколога); как и наоборот, и здесь мы согласны с Д. Н. Исаевым (2000) в том, что педиатр (как и детский хирург, гастроэнтеролог, детский гинеколог, отоларинголог) не может принять на себя ответственность за специальную психотерапию и психологическую коррекцию, но он должен владеть основами клинической психологии и иметь правильное представление о психотерапии, чтобы вступать в продуктивное сотрудничество с психотерапевтом и психологом. В любом случае, психотерапевт не может заниматься такими пациентами без параллельного наблюдения, а при необходимости и лечения педиатра (хирурга, гастроэнтеролога, гинеколога); как и наоборот, и здесь мы согласны с Д. Н. Исаевым (2000) в том, что педиатр (как и детский хирург, гастроэнтеролог, детский гинеколог, отоларинголог) не может принять на себя ответственность за специальную психотерапию и психологическую коррекцию, но он должен владеть основами клинической психологии и иметь правильное представление о психотерапии, чтобы вступать в продуктивное сотрудничество с психотерапевтом и психологом.

Спасибо за внимание Спасибо за внимание И будьте здоровы – физически и психически! И будьте здоровы – физически и психически!