Он летает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. Он на солнышке румяный, под луною - голубой. Он за ворот и в карман.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 5 классе по теме СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Раздел Словообразование.
Advertisements

Местоимение как часть речи (Материалы к урокам русского языка в 6 классе) Составила Чернова Л.Н., учитель русского языка МОУ СОШ 5 г.Светлого.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Буквы О Ё после шипящих в корне слова
? Словарный диктант Уд..вительный Л..нивый Б..да Ф..милия Ж..лище Верш..на Ч..йка Ч..десно Ж..ри Параш..т.
Морфемика и словообразование Урок русского языка в 6 классе. Автор: Зайцева М.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Нехаевской СОШ Волгоградской.
Урок информационной культуры во 2 классе по теме: Учитель начальных классов МОУ «Семибугровская СОШ» Кравцова Е.Н.
Урок - исследование « Словообразование. Состав слова. Орфография ». ( Повторение )
? Словарный диктант Уд..вительный Л..нивый Б..да Ф..милия Ж..лище Верш..на Ч..йка Ч..десно Ж..ри Параш..т.
Все профессии нужны, Все профессии важны. Учитель: Трипольская Татьяна Евгеньевна МОУ «Лицей2»
Все профессии нужны, Все профессии важны. Учитель: Трипольская Татьяна Евгеньевна МОУ «Лицей 2»
Презентацию сделала ученица 5 «Б» класса Еремеева Юля.
LOGO Основные способы образования слов в русском языке.
Способы словообразования.. Был чудесный зимний день, за окнами порхали снежинки, на ветвях покоились снежные нависи. Снежинки падали и превращались в.
СЛОВА, дружище, –это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, НУЖНО УЧИТЬСЯ. М. Горький Выписать.
«Состав слова» «Состав слова» урок письма и развития речи в 5 классе Автор Е. А. Заболотская учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме: УПРАЖНЕНИЯ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ
Все профессии важны. Урок окружающего мира во 2б классе. Учитель Петрова С.Н.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Урок русского языка Тема: Роль приставок и суффиксов в словах.
Русский язык 3 класс (Т.Г. Рамзаева) Тема: «Слова с безударной гласной е в корне, проверяемой буквой ё».
Транксрипт:

Он летает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. Он на солнышке румяный, под луною - голубой. Он за ворот и в карман залезает нам с тобой.

Девятнадцатое февраля. Классная работа. Успеха вам, ребята! Отличных оценок!

I этап Актуализация знаний ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО « Буквы О - Ё в корне слова»

жёлтый - желтеть шёлк - шелка чётко- вычет щёлкнуть - щелчок пчёлка - пчела «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ» крыжовник-… шок-… шорох -… шов - … трущоба -… чопорный - …

Вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать однокоренное слово с буквой Е; пишем О, если такое слово подобрать нельзя.

К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму Образец: Щека – щёчка пчела, шерсть, щель

II этап «Открытие нового знания» Откуда в языке берутся новые слова?

Образование новых слов происходит по тем моделям, по тем словообразовательным типам, которые уже установились в языке или вновь возникают…в связи с развитием и усовершенствованием системы словообразования. Виктор Владимирович Виноградов

Способы образования имен существительных Тема урока: Способы образования имен существительных Цели урока: повторить сведения об основных способах образования существительных; научиться определять способы словообразования ; проводить словообразовательный, морфемный анализ имен существительных с использованием справочной литературы.

Приставочный способ образования имен существительных Возьмем три слова. порядок путник заголовок Добавляем к ним разные по значению приставки бес., с., под. Что у нас получится?

Приставочный способ образования имён существительных Бес + порядок = беспорядок с + путник = спутник Под + заголовок = подзаголовок

Суффиксальный способ образования имён существительных Возьмем 3 слова переплёт дед волк и добавим к ним суффиксы ушк, онок и чик

Суффиксальный способ образования имён существительных переплёт + чик = переплётчик Дед + ушк (а) = дедушка Волк + онок = волчонок Вот такие слова у нас получились. Не правда ли, интересно?

Сложение Нельзя ли образовать одно новое слово из двух? Как называются такие слова? Ходит по снегу Падает снег Машина, которая возит снег Снегоход Снегопад Снеговоз

III этап Включение новых знаний в систему знаний На практике проверить можно точно, Кто теорию усвоил прочно.

Распределите слова в соответствии со способами их образования Неприятель, бумажник, пылесос, силач, малышка, бодрость, бегун, горошина, птицелов, экскурсовод, теплоход, старик, пригород, соавтор. приставочныйсуффиксальныйсложение

Распределите слова в соответствии со способами их образования,,,,,, приставочныйсуффиксальныйсложение Неприятель Пригород Соавтор Бумажник Силач Малышка Бодрость Бегун Горошина Старик Пылесос Птицелов Экскурсовод Теплоход

Запишите названные вами существительные, выделяя суффиксы, с помощью которых они образованы. Разные профессии Самолётом правит …, Трактор водит …, Электричку -- …. Стены выкрасил …, Доску выстрогал …, В доме свет провёл …, В шахте трудится …, В жаркой кузнице -- …, За прилавком -- …. Кто всё знает -- … ! (А. Шибаев) Самолётом правит лётчик, Трактор водит тракторист, Электричку -- машинист. Стены выкрасил маляр, Доску выстрогал столяр, В доме свет провёл монтёр, В шахте трудится шахтёр, В жаркой кузнице -- кузнец, За прилавком -- продавец. Кто всё знает -- молодец!

XXII Олимпийские игры в Сочи Назови вид спорта и спортсмена Молодцы!

«Найди сорняк и вырви с корнем» Игра «Найди сорняк и вырви с корнем» (четвертый лишний) Водник, водяной, водитель, водоворот Левый, лев, слева, налево Мешковина, мешок, мешает, мешочек Стол, столик, столетие, настольный Кривой, окриветь, скривиться, креветка Пар, парик, парник, парилка Дворик, сатирик, фонарик, выкрик

«Найди сорняк и вырви с корнем» Игра «Найди сорняк и вырви с корнем» (четвертый лишний) Водник, водяной, водитель, водоворот Левый, лев, слева, налево Мешковина, мешок, мешает, мешочек Стол, столик, столетие, настольный Кривой, окриветь, скривиться, креветка Пар, парик, парник, парилка Дворик, сатирик, фонарик, выкрик Объясните, почему вы исключили именно эти слова?

Интеллектуальная двигательная разминка Если в слове суффикс «чик», Сядем мы на стульчик, Если в слове суффикс «ек», Начинаем быстрый бег. кусочек, извозчик, комочек, платочек, перебежчик, носик, помидорчик, молоточек, летчик.

В словаре показано, как делятся по составу производные слова, наиболее часто употребляемые в русском литературном языке. В необходимых случаях приводятся сведения о происхождении слов, помогающие понять особенности их значения и правописания.

Словарь поможет определить структуру слова, способ его образования, научит словообразовательному разбору, обогатит словарный запас учащихся. Книга способствует повышению орфографической грамотности: в словарных статьях даются проверочные слова, необходимые при написании слов с безударными гласными и проверяемыми согласными в корне.

«Слова, дружище, это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!» М. Горький В науке такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнездами. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнезда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь русского языка». Составил его известный ученый А. Н. Тихонов.

Работа со словарями (в паре) Исследуйте словарную статью, объясните принцип её построения. Есть ли в словаре слова, которые вы использовали для нашего дерева?

БЕЛЫ СНЕГИ... Снег. Снега. Снежок. Снежочек... Белы снеги... Сколько поэзии в этих словах, издавна ставших обязательным элементом многих песен, стихов, сказок! Прекрасен снег в морозец: хрустит и звенит под ногами ломаются кристаллические снежинки. Холодок подмораживает щеки, пощипывает уши... Хорошо! А на снег солнечный и смотреть нельзя ослепляет. Талым снегом снеговицей крестьянки отмывали белье до белее белого, косы промывали до блеска. Вот вам и снежный шампунь! А в сухом снегу и сейчас мнут, топчут ногами, чистят овчины, шапки, ковры... Снег чудо природы. Его исследуют ученые. Кристаллографы увлечены формами снежинок, всеми этими звездочками, иглами, чешуйками... А вологодские, архангельские кружевницы вплетают снежные звездочки в свои знаменитые на весь мир кружева.

снег Формы слова Однокоренные слова (в начальной форме-И.п.)

БЕЛЫ СНЕГИ... Снег. Снега. Снежок. Снежочек... Белы снеги... Сколько поэзии в этих словах, издавна ставших обязательным элементом многих песен, стихов, сказок! Прекрасен снег в морозец: хрустит и звенит под ногами ломаются кристаллические снежинки. Холодок подмораживает щеки, пощипывает уши... Хорошо! А на снег солнечный и смотреть нельзя ослепляет. Талым снегом снеговицей крестьянки отмывали белье до белее белого, косы промывали до блеска. Вот вам и снежный шампунь! А в сухом снегу и сейчас мнут, топчут ногами, чистят овчины, шапки, ковры... Снег чудо природы. Его исследуют ученые. Кристаллографы увлечены формами снежинок, всеми этими звездочками, иглами, чешуйками... А вологодские, архангельские кружевницы вплетают снежные звездочки в свои знаменитые на весь мир кружева.

снег Формы слова Однокоренные слова (в начальной форме-И.п.) Снега, снеги, снегом, снегу Снежок, снежочек, снежинка, снеговица, снежный

IV этап Домашнее задание Параграф 40, упражнение 606, 607

V этап Итоги урока Что было самым полезным на уроке? Что на уроке было самым интересным? Что на уроке было трудным? На что надо обратить внимание в домашней работе?

ЗАГАДКА Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем, Вся же – в дневнике я и в журнале.