1 Основные положения. 2 Стратегическая цель Реализация права на жилище всеми категориями граждан независимо от их доходов путем обеспечения доступности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на годы Долгосрочная целевая.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О разработке региональных программ стимулирования развития жилищного.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
2 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН 1.Существенное.
Февраль 23, 2008 ГРАЖДАНСКИЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ Петербургский жилищный конгресс «Анализ текущего состояния и возможностей повышения доступности жилья для населения»
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Развитие рынка ипотечного кредитования Сбербанком России в 2009 г. – 2010 г. Москва, 2010.
Оренбургская область приступила к реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение.
Программа «Стимул» как инструмент государственной поддержки жилищного строительства.
О жилищном строительстве Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
Обзор жилищного законодательства Российской Федерации.
Гордина О.Н., Заместитель начальника департамента финансов Вологодской области Развитие ипотечного жилищного кредитования в регионах Северо – Западного.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
[ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА НЕКОММЕРЧЕСКИЙ НАЕМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ.
Город Новочебоксарск Отчет о работе управления жилищных отношений за 2007 год.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
) Самоорганизация граждан в жилищной сфере: возможности развития новых институтов Москва, 14 декабря 2010 г.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Транксрипт:

1 Основные положения

2 Стратегическая цель Реализация права на жилище всеми категориями граждан независимо от их доходов путем обеспечения доступности собственного и наемного комфортного отдельного жилья МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Достижение этой цели путем стимулирования развития рыночных отношений при одновременной государственной поддержке тех граждан, которые не могут решить самостоятельно жилищную проблему

3 Основные принципы развитие рыночных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие государства, частного бизнеса и населения МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН выполнение социальной функции – обеспечение жильем социально незащищенных слоев населения разделение задач государственного регулирования отрасли и ограниченное участие в рынке в качестве профессионального участника

4 Задачи Обеспечение соответствия объемов комфортного жилого фонда потребностям населения и доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Обеспечение строительства инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры Обеспечение населения жильем на основе найма, в том числе социального Расширение сферы частно- государственного партнерства в жилищной сфере Повышение комфортности проживания населения в жилищном фонде Обеспечение сбалансированного развития новых и ранее застроенных территорий путем организации территориального планирования и проведения эффективной градостроительной политики Создание условий для приобретения собственного (частного) жилья широкими слоями населения Устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров в деятельности по строительству, предоставлении и обслуживанию жилья Обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья Развитие конкуренции на рынке жилья

5 Ориентиры государственной жилищной политики МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Жилищная обеспеченность Комфортность 40 кв.метров 40 кв.метров - для граждан приобретающих жилье в собственность или нанимающих его на рынке. 18 кв.метров 18 кв.метров – для граждан, получающих жилье в социальный наем. не менее 18 кв.метров на человека Минимальный социальный стандарт - не менее 18 кв.метров на человека при предоставлении в социальный наем единый для всей страны. Каждая семья должна обладать отдельным жильем на праве собственности, найма или социального найма. Благоустройство комфортность Благоустройство самого жилого помещения и комфортность окружающей среды проживания. минимального федерального стандарта комфортности Установление минимального федерального стандарта комфортности, все остальное определяет рынок.

6 Ориентиры государственной жилищной политики МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Доступность Основной критерий доступности – время Основной критерий доступности – время, в течение которого гражданин в состоянии улучшить свои жилищные условия. Рыночная доступность Рыночная доступность – для тех, кто покупает жилье или нанимает на рыночных условиях. Социальная доступность Социальная доступность – для тех, кто получает жилье в социальный наем. 3 года Коэффициент доступности для всех – 3 года. Доступность ипотеки40 % Доступность ипотеки – аннуитетные платежи не превышают 40 % от дохода семьи. Доступность социального найма10 % Доступность социального найма – плата за найм не должна превышать 10 % от дохода семьи. Доступность коммунальных услуг15 % Доступность коммунальных услуг – плата за ЖКУ не должна превышать 15 % от дохода семьи.

7 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Прогноз ежегодного общего ввода жилья до 2025 года

8 Баланс спроса и предложения Даже при росте объемов ввода жилья в 2006 году – 90% жилых помещений на рынке приобретено 14,7% семей, имеющих высокие доходы. Необходимо переломить существующую ориентацию рынка жилья на удовлетворение платежеспособного спроса преимущественно высокодоходных групп населения.Путь: обеспечить сегментирование рынка жилья с учетом платежеспособности всех категорий граждан и применением особых механизмов регулирования спроса и предложения для каждого из сегментов. при этом по мере роста платежеспособности должен снижаться уровень государственного регулирования. МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

9 Разделение рынка жилья на сегменты Сегмент рынка жильяГруппы граждан по уровню доходовФормы государственной поддержки Государственное и муниципальное жилье социального найма предоставляемое бесплатно Доходы ниже прожиточного минимумаБесплатное предоставление жилья на условиях социального найма. Муниципальное жилье, предоставляемое в социальный наем с частичным субсидированием Доходы выше прожиточного минимума, но ниже уровня стоимости найма жилья Платное предоставление жилья на условиях социального найма, с государственным субсидированием части расходов на наем жилья и оплате жилищно- коммунальных услуг, обеспечивающий предельный уровень расходов на найм – 10%, на ЖКУ – 15% от совокупного дохода семьи. Сегмент муниципального и частного найма жилья Доходы выше уровня стоимости социального найма жилья, но ниже уровня, позволяющего приобретать жилье в собственность с использованием накопительных и кредитных механизмов. Использование жилья на условиях коммерческого найма. Предоставление налоговых льгот при аренде жилья. Сегмент жилья эконом класса для приобретения в собственность Доходы выше уровня, позволяющего приобретать жилье в собственность с использованием накопительных и кредитных механизмов, а также механизмов государственной поддержки, но ниже уровня, позволяющего приобретать жилье без использования таких механизмов Предоставление льготных кредитов при улучшении жилищных условий, с использованием для оплаты имеющегося в собственности жилья или государственной субсидии. Предоставление налоговых льгот при приобретении жилья Свободный (нестимулируемый) сегмент Доходы выше уровня, позволяющего приобретать жилье без использования накопительных и кредитных механизмов, а также механизмов государственной поддержки. Предоставление налоговых льгот при приобретении жилья МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

10 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Распределение граждан по сегментам вновь строящегося жилья, %

11 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Категория граждан: граждане, доходы которых ниже прожиточного минимума Государственное и муниципальное жилье социального найма предоставляемое бесплатно Потребность: 196,2 млн.кв.м 196,2 млн.кв.м. (9,9%) Государственное регулирование: Государство – заказчик, инвестор, собственник. Государство ограничивает стоимость жилья. Государство запрещает бесплатную приватизацию такого жилого фонда Государственное и муниципальное жилье социального найма, предоставляемое бесплатно Источники финансирования: Источники финансирования: бюджеты всех уровней

12 Категория граждан: граждане, доходы которых выше прожиточного минимума, но ниже уровня стоимости найма жилья Муниципальное жилье, предоставляемое в социальный наем с частичным субсидированием Потребность: 322,2 млн.кв.м 322,2 млн.кв.м. (16,3%) Государственное регулирование: - Государство – заказчик, инвестор, собственник. - Государство ограничивает стоимость жилья. - Государство устанавливает размер платы за наем. - Государство запрещает бесплатную приватизацию такого жилого фонда МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Муниципальное жилье, предоставляемое в социальный наем с частичным субсидированием Источники финансирования: Источники финансирования: Плата за найм имеющегося муниципального фонда Плата за найм на недвижимость Средства государственной поддержки Долгосрочные кредитные ресурсы

13 Категория граждан: граждане, доходы которых выше уровня стоимости социального найма жилья, но ниже уровня, позволяющего приобретать жилье в собственность с использованием накопительных и кредитных механизмов Сегмент муниципального и частного найма жилья Спрос: 711,0 млн.кв.м 711,0 млн.кв.м. (36%) Государственное регулирование: Государство предоставляет льготы для нанимателей жилья. Государство – инвестор, заказчик, собственник части жилого фонда МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Сегмент муниципального и частного найма жилья Источники финансирования: Источники финансирования: Плата за найм имеющегося муниципального фонда Средства инвесторов Средства государственной поддержки Долгосрочные кредитные ресурсы

14 Категория граждан: граждане, доходы которых выше уровня, позволяющего приобретать жилье в собственность с использованием накопительных и кредитных механизмов, а также механизмов государственной поддержки, но ниже уровня, позволяющего приобретать жилье без использования таких механизмов Сегмент жилья эконом класса для приобретения в собственность Спрос: 702,6 млн.кв.м 702,6 млн.кв.м. (35,6%) Государственное регулирование: Формирование комплекса преимуществ для объединения граждан в форме жилищных кооперативов и иных формах, а также индивидуального жилищного строительства МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Сегмент жилья эконом класса для приобретения в собственность Источники финансирования: Источники финансирования: Средства граждан Средства инвесторов Средства государственной поддержки Долгосрочные кредитные ресурсы

15 Категория граждан: граждане, доходы которых выше уровня, позволяющего приобретать жилье без использования накопительных и кредитных механизмов, а также механизмов государственной поддержки Свободный (нестимулируемый) сегмент Спрос: не менее 44,0 млн.кв.м 44,0 млн.кв.м. (2,2%) Государственное регулирование: Обеспечение необходимых условий для развития конкуренции и недискриминационного доступа участников рынка к земельным, финансовым и технологическим ресурсам МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Свободный (нестимулируемый) сегмент

16 Социальное жилье МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Предоставляется бесплатно гражданам, доходы которых ниже прожиточного минимума Предоставляется за плату гражданам, доходы которых недостаточно, чтобы снять жилье на рынке, при этом плата за найм – не должна превышать 10% от совокупного дохода семьи 518,4 млн.кв.м Всего планируется построить 518,4 млн.кв.м. жилья социального использования, что позволит полностью закрыть проблему обеспечения жильем указанных категорий к 2025 г. 50,6 % Этот механизм позволит удовлетворить 50,6 % нуждающихся граждан.

17 Меры стимулирования строительства социального жилья МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Запрет на бесплатную приватизацию жилья с 2010 года Целевое направление средств, получаемых в качестве платы за наем жилых помещений на содержание жилого фонда, а также увеличение площади муниципального жилого фонда, предоставляемого в наем Установление разумной и экономически обоснованной платы за наем Субсидирование части процентной ставки по кредитам на строительство на строительство жилья Установление принципа срочности договоров найма. Срок заключения договора найма - до 5 лет Освобождение застройщика от платы за получение земельного участка в целях строительства, определяемой в результате конкурсной процедуры, в случае если жилье строится в целях предоставления в наем и будет сдаваться гражданам по цене, установленной для муниципальных жилых помещений такого же типа Развитие различных форм долгосрочного (от 30 до 50 лет) кредитования муниципалитетов

18 Жилье, предоставляемое в наем на рыночных условиях МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН 34,7% Предоставление жилья в наем на рыночных условиях позволит решить жилищную проблему 34,7% граждан, желающих улучшить жилищные условия, 711 млн.кв.м для чего прогнозируется строительство 711 млн.кв.м. жилья для найма (частного и муниципального). Механизмы стимулирования развития рынка найма жилья Легализация рынка найма жилья Развитие институтов рефинансирования кредитов, полученных муниципалитетами и коммерческими компаниями на создание муниципального жилого фонда Субсидирование процентной ставки или предоставление государственных гарантий по кредитам на строительство жилья, предоставляемого в наем Развитие различных форм долгосрочного (от 30 до 50 лет) кредитования строительства жилья, предоставляемого в наем, с последующим покрытием затрат на строительство и процентов по кредитам за счет платы за наем

19 Жилье эконом-класса для приобретения в собственность МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН 13,7% Этот сегмент рынка - для граждан, доходы которых позволяют приобретать жилье в собственность с использованием накопительных и кредитных механизмов, а также государственной поддержки, таких – 13,7% граждан. Основные меры Стимулирование развития и правовое регулирование форм объединений граждан для осуществления строительства жилья (жилищно-строительные кооперативы) Развитие форм участия государства и муниципалитетов в создании объединений граждан для осуществления жилищного строительства, также оказания государственной поддержки таким объединениям, в том числе в целях обеспечения земельных участков инфраструктурой Выделение земельных участков под индивидуальное и коллективное строительство жилья с отсрочкой платежа за земельный участок с ограничением права отчуждения этого участком в течение десяти лет с момента ввода жилья в эксплуатацию Предоставление преимущественного права приобретения земельных участков в целях жилищного строительства объединениями граждан Развитие механизмов долевого строительства с использованием средств государственных субсидий, предоставляемых отдельным категориям граждан Развитие механизмов кредитования объединений граждан в целях жилищного строительства

20 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Основные направления регулирования строительства жилья Развитие страхования на рынке жилья Страхование ответственности профессиональными участниками рынка. Страхование, осуществляемое участниками системы ипотечного кредитования. Страхование жилья. Совершенствование технического регулирования Обеспечение принятия всех необходимых технических регламентов Развитие земельного рынка Совершенствование государственного регулирования земельных ресурсов, подходов к оценке земель, обеспечение ускорения и прозрачности оформления документации, информатизация процесса управления землей Градостроительная политика Более интенсивное развитие жилой застройки в направлении свободных территорий, при одновременном снижении плотности жилого фонда и плотности застройки во всех поселениях. Стимулирование увеличения размеров поселений в среднем по стране на 10 процентов для размещения жилой застройки. Саморегулирование в строительстве и жилищной сфере Установление стандартов рынка объединениями профессиональных участников, контроль за их выполнением.

21 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Развитие строительного комплекса Совершенствование механизма возврата экологических платежей для целевого финансирования предприятиями природоохранных мероприятий Совершенствование законодательства по стимулированию вовлечения в производство строительных материалов отходов и попутных продуктов других отраслей промышленности Обеспечение сбалансированности интересов недропользователей и землепользователей на законодательном уровне и правоприменительной практике Обеспечение энергоснабжения предприятий стройиндустрии субъектами естественных монополий Стимулирование роста объемов производства

22 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Эффективное использование сырьевых ресурсов на базе фундаментальных и прикладных научных исследований с использованием приоритетных технических решений Повышение степени использования в производстве строительных материалов местного сырья Расширение утилизации и использования в производстве строительных материалов техногенных отходов Развитие исследований и разработок инновационных технологий, в том числе обеспечивающих Развитие строительного комплекса

23 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Введение налоговых преференций для предприятий, использующих новейшие научно-технические достижения в области производства строительных материалов, в том числе ресурсосберегающих технологий Содействие модернизации производств и внедрению инноваций, включающее Развитие механизмов субсидирования лизинговых платежей Частичное или полное освобождение предприятий от налогов на землю и имущества на период реконструкции Осуществление эффективной внешнеторговой политики, в том числе снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, сырьевые компоненты и запасные части, не производимые в Российской Федерации Создание специализированной государственной лизинговой компании для обеспечения строительства новых и технического перевооружения существующих производств Гарантии по кредитам предприятиям для реализации приоритетных проектов модернизации, развития производства базовых строительных материалов и изделий Развитие строительного комплекса

24 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Разработка и внедрение современных программ обучения Содействие кадровому обеспечению строительного комплекса Создание легитимной системы привлечения на контрактной основе квалифицированных рабочих из ближнего и дальнего зарубежья Формирование госзаказа на подготовку необходимых специалистов Разработка и корректировка образовательных стандартов, учебных планов и новых учебных курсов, подготовки современных учебно- методической литературы и обучающего оборудования Восстановление и развитие учебных центров по подготовке на новой технической основе высококвалифицированных рабочих строительных специальностей и младшего звена технического персонала Развитие подготовки инженерных кадров по конструированию и проектированию оборудования, оснастки и инструментов для строительной индустрии Расширение привлечения на конкурсной основе иностранных строительных организаций для строительства жилья их специалистами, технологиями и техническими средствами Развитие строительного комплекса

25 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Основные механизмы стимулирования строительства жилья Комплексное освоение новых территорий Комплексное освоение новых территорий предполагает: 1.Создание зон особого градостроительного регулирования, предполагающих особый порядок согласования градостроительной документации по комплексному освоению территорий в целях жилищного строительства. 2. Обеспечение перевода в разряд земель, используемых в целях жилищного строительства, низкопродуктивных сельскохозяйственных угодий, а также земель, не используемых по прямому назначению (в частности, земель обороны). 3. Предоставление возможности по передаче полномочий, необходимых для реализации проектов по созданию новых городов и освоению крупных территорий от муниципалитета к субъекту Российской Федерации. 4. Обеспечение интеграции и согласования интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, застройщиков и компаний коммунального комплекса в целях эффективной реализации проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства. 5. Создание Федерального жилищного агентства в форме хозяйствующего субъекта с функциями органа, координирующего реализацию проектов по комплексному освоению территорий в целях жилищного строительства.

26 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Обеспечение земельных участков инженерной, коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой Для стимулирования комплексного развития территорий Для стимулирования комплексного развития территорий необходимо: 1. Нормативное закрепление инфраструктурного обеспечения населенного пункта в качестве сферы ответственности муниципалитета. 2. Формирование рынка инженерной подготовки земельных участков для строительства жилья. 3. Развитие институтов рефинансирования кредитов использованных на обеспечение инфраструктурой. 4. Закрепление на законодательном уровне обязанности муниципалитета финансировать строительство инфраструктуры на осваиваемых участках, либо, по завершении строительства, выкупать построенные объекты. 5. Формирование механизмов, позволяющих муниципалитетам выкупать объекты инженерной инфраструктуры. 6. Предоставление муниципалитетам возможности не включать в долговую книгу муниципалитета обязательств, обеспеченных залогом земель.

27 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Развитие малоэтажного домостроения Механизмы государственной поддержки Для индивидуальных застройщиков При комплексном малоэтажном строительстве Государственная поддержка при приобретении земельных участков для целей индивидуального строительства; Предоставление государственной поддержки при приобретении строительных материалов; Развитие кредитования индивидуального жилищного строительства; Бесплатное предоставление типовых проектных и технологических решений индивидуальным застройщикам; Налоговые льготы при уплате налога на недвижимость. Поддержка при инженерной подготовке и строительстве коммунальной, инженерной, транспортной инфраструктуры на участках, предназначенных для комплексной малоэтажной застройки Обеспечение доступности кредитных ресурсов для целей комплексной малоэтажной застройки (субсидирование процентной ставки по кредитам); Государственная поддержка объединениям граждан – строительным кооперативам малоэтажного жилья (особый порядок проведения аукционов); Бесплатное предоставление типовых проектных и технологических решений кооперативам малоэтажного жилья.

28 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Модернизация и капитальный ремонт жилья Создание механизмов кредитования и рассрочки платежей по капитальному ремонту жилья для финансирования капитального ремонта и модернизации жилищного фонда Разработка муниципальных нормативных актов по организации, планированию и финансированию капитального ремонта Расширение перечня и форм возможных видов обеспечения возвратности кредитов, предоставляемых объединениям собственников жилья (управляющим компаниям), в том числе с использованием в качестве залога платежей будущих периодов Завершение паспортизации жилищного фонда Стратегические подходы к решению проблем модернизации и капитального ремонта

29 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Дальнейшее совершенствование и развитие системы финансирования инвестиционно- строительной деятельности должно быть обеспечено реализацией ряда мер: 1. Совершенствованием законодательства в целях обеспечения единообразного, низкозатратного решения вопросов регистрации ипотеки земли и строящегося здания, строения, сооружения. 2.Совершенствованием механизмов привлечения средств физических лиц в строительство, путем внесения соответствующих изменений в федеральный закон от 30 декабря 2004 г. 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». 3.Развитием аукционной системы предоставления земельных участков для строительства. 4.Обеспечением прозрачности затрат, связанных с получением пакета разрешительных документов для строительства. Финансирование инвестиционно-строительной деятельности Основными источниками финансирования инвестиционно- строительной деятельности при реализации настоящей Стратегии должны стать - средства граждан, желающих приобрести жилье, – долевых участников строительства - средства крупных инвесторов - средства участников фондового рынка (например, выпуск облигаций); - кредитные средства - средства бюджетов всех уровней

30 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Финансирование приобретения жилья населением Финансовыми ресурсами для приобретения жилья населением являются собственные средства граждан, кредитные ресурсы и средства, предоставленные в виде различных форм государственной поддержки. Стимулирование и поощрение участия граждан в жилищных кооперативах, иных накопительных схемах приобретения жилья путем совершенствования существующих правовых механизмов и принятия новых федеральных законов о строительно-сберегательных кассах, кооперативах малоэтажного жилья. Также необходимо обеспечить надежность сбережений, под которой понимается, в первую очередь, минимальные риски и максимальная защищенность целевых вкладов от инфляции Государство должно обеспечить Совершенствование механизма ипотечного жилищного кредитования путем снижения учетной ставки Центрального Банка России, и оказание государственной поддержки при получении и погашении ипотечных кредитов (субсидии, средства материнского (семейного) капитала, участие государства в ипотечно- накопительной системе военнослужащих и т.д.), совершенствования действующего законодательства, формирования механизмов, позволяющих направлять средства с рынка ипотечного кредитования на рынок жилищного строительства. Поддержку самостоятельного жилищного строительства гражданами путем бесплатного предоставления типовых проектных решений малоэтажного строительства, предоставления налоговых льгот (в части уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество, налога на недвижимость), предоставления льготных кредитов или возможности приобретать строительные материалы в рассрочку, бесплатное предоставление леса на корню для деревянного домостроения и т.д.

31 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН Федеральное жилищное агентство Для эффективного и массового внедрения механизма земельной ипотеки, у кредитных организаций, не располагающих, как правило, «длинными» кредитными ресурсами, должна быть гарантия рефинансирования подобных кредитов. Рефинансирующей организацией, должно стать Федеральное жилищное агентство. Функции Федерального жилищного агентства: 1. Координация реализации проектов по комплексному освоению территорий в целях жилищного строительства. 2. Рефинансирование кредитов, используемых в целях обеспечения инженерной подготовки территорий под строительство жилья как муниципалитетами, так и хозяйствующими субъектами (застройщиками, девелоперами и организациями коммунального комплекса). 3. Рефинансирование кредитов, используемых в целях строительства жилья как муниципалитетами, так и хозяйствующими субъектами (застройщиками, девелоперами). 4. Рефинансирование земельных закладных. 5. Рефинансирование прав требования к мунипалитетам и эксплуатирующим организациям по договорам продажи объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры, заключенных с применением механизма рассрочки платежа. Для создания указанного агентства целесообразно использовать средства, предусмотренные в федеральном бюджете на годы в форме субсидий на погашение процентной ставки по кредитам и предоставление государственных гарантий в размере 38 млрд. руб., субсидий – 17 млрд. руб.

32 Этапы реализации Стратегии МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН 1 этап Завершение реализации ФЦП «Жилище»; Разработка и принятие ряда законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование действующего законодательства; Проведение организационных мероприятий, в том числе по созданию Федерального жилищного агентства и государственной лизинговой компании. 2 этап Обеспечение ежегодного ввода жилья на уровне 1 кв. метр на человека; Обеспечение эффективной работы механизмов комплексного освоения территорий; Широкое развитие института найма жилья, в том числе социального; Широкое применение механизма земельной ипотеки, чему должна способствовать эффективная деятельность Федерального жилищного агентства. 3 этап Решение жилищной проблемы всех категорий граждан – как за счет обеспечения доступности приобретения жилья в собственность, так и за счет развития рынка наемного жилья.