Международное космическое право. Международное космическое право это совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Подготовили: Агафонов С.С. Баюшкин Д.С. Тс
Advertisements

Лекция 16. МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ АКТУАЛЬНОСТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПОЛОЖЕНИЯ.
Международная защита прав человека. В настоящее время Российская Федерация является участников двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
«Мирное освоение Космоса: новые горизонты». Глобальные проблемы - проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего.
Развитие законодательства для поддержки частного космического бизнеса.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Право внешних сношений. Право внешних сношений – это совокупность международно- правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности,
Основные положения Таможенного кодекса таможенного союза Таможенная служба Республики Казахстан Брюссель, 25 января 2010 года.
Искусственный спутник Земли - космический аппарат, вращающийся вокруг Земли по геоцентрической орбите. Искусственный спутник Земли - космический аппарат,
Лекция 16. МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 900igr.net.
Презентация урока для интерактивной доски (обществознание ) по теме: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМЫ "МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА" ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : «ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА».
Космические исследования Соколова Ирина. 4 октября 1957 первый ИСЗ (СССР).
« » «Гармонизация законодательства государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Значение работ Циолковского для космонавтики Научно обосновал возможность применения ракеты для космических полетов Предложил первую конструкцию ракеты.
Что такое космонавтика. История освоения космоса: Великие космонавты Музеи Памятники Космос Скафандры Спутники Ракеты На луне Наша планета-Земля Заключение.
Транксрипт:

Международное космическое право

Международное космическое право это совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в связи с осуществлением ими деятельности по исследованию и использованию космического пространства (космическая деятельность), а также определением международно-правового статуса этого пространства, включая Луну и другие небесные тела

Практическое освоение космоса и сопутствующее этому становление новой отрасли международного космического права связывается с запуском 4 октября 1957 г. первого советского искусственного спутника Земли.

Источник Источниками международного космического права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН действуют и в космическом праве. Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.

Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. (в силу не вступило). Страны, входящие в Содружество Независимых Государств, 30 декабря 1991 г. за­ ключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, соглаше­ния по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г., о статусе Стратегических сил от 14 февраля 1992 г., о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ от 15 мая 1992 г.

Примером двусторонних соглашений между странами СНГ по вопросам космоса являются соглашения между Российской Федерацией и Украиной: о сотрудничестве в области исследо­ вания и использования космического пространства в мирных целях от 27 августа 1996 г., о средствах систем предупрежде­ния о ракетном нападении и контроля космического простран­ства от 28 февраля 1997 г. создали Межгосударственный совет по космосу.

Источники До заключения Договора 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. Норма, определяющая границу между воздушным и космическим пространством на уровне низших перигеев искусственных спутников Земли, до сих пор является правовым обычаем.

Источники Существенное значение для реализации норм междуна­родного космического права имеет Закон РФ "О космической деятельности", принятый 20 августа 1993 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29 нояб­ря 1996 г. Раздел VI Закона регламентирует вопросы междуна­ родного сотрудничества

Объектом отрасли международного космического права являются отношения государств, других субъектов международного права, связанные с деятельностью в космосе: установление режимов отдельных видов космического пространства, естественных и искусственных небесных тел; определение круга субъектов космической деятельности; вопросы контроля и ответственности. Предметами конкретных отношений, определяемых договорами и обычаями, являются действия, воздержание от действий, космос в целом и его части, например, космическое пространство, небесные тела, их ресурсы и др

Субъектами международного космического права являются государства и международные межправительственные организации. Объем правосубъектности государства не ограничен и распространяется на все сферы космической деятельности

Космические техника и технология связаны с совершенствованием средств использования космоса. Космическая техника, начало которой было положено запуском первого ИСЗ весом в несколько килограммов, поднялась до уровня создания орбитальных станций, полетов в дальний космос, постоянно действующих транспортных космических систем.

Космическая технология нацелена на использование и освоение уникальных свойств космического пространства и его процессов, которые могут быть использованы в различных областях деятельности на Земле -медицине, биологии, энергетике, металлургии. Космическая технология, используя отсутствие гравитации и почти абсолютный вакуум, может обеспечить бесконтейнерную зональную плавку монокристаллических веществ без ограничений, вызываемых на Земле силой тяжести; сварку электронным лучом; вакуумную очистку доставляемых с Земли металлов.

На основе принципов международного права установлен свободный доступ государств к получаемой метеоспутниками информации

Дистанционное зондирование Земли из космоса успешно используется в геологии, географии, геодезии, сельском хозяйстве и даже археологии. Применение дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) дает большие выгоды при проведении съемок в труднодоступных местах, при осуществлении контроля за состоянием окружающей среды, прогнозировании урожаев, учете стока вод при таянии снегов и ледников, дающих до 90% пресной воды на Земле.

Сотрудничество государств в области космической связи обусловлено как возрастающими потребностями человечества в средствах коммуникации на Земле, так и задачами поддержания связи в космосе между наземными станциями, ИСЗ, орбитальными станциями и пр. Активно развивается спутниковая служба радио- и телевещания, оперативная система прямой передачи программ через ИСЗ; СССР начал пользоваться прямой связью с 1976 г., позже ее стали использовать Франция, Канада, Индия, США, Япония, ФРГ. Применение космических компонентов повысило также надежность морской связи и сократило время на организацию спасательных работ. Государства сотрудничают в области космической связи через международные межправительственные организации МСЭ, ИНТЕЛСАТ, АРАБСАТ и др.; широко используются национальные системы спутниковой связи.

Космическая навигация - чрезвычайно перспективная и гуманная область сотрудничества государств по оказанию помощи морским и воздушным судам, терпящим бедствие в любом месте на поверхности Земли. В последние годы простейшими средствами космической навигации - через метеоспутники - ежегодно спасается до 400 судов, т.е. почти половина из терпящих бедствие. В России широко используются ИСЗ на низких орбитах, обслуживающие по нескольку сот судов, буровых платформ и плавучих баз. Для целей ориентирования судов в условиях плохой видимости ИСЗ могут использоваться как небесные тела.

Космическая навигация

Другие виды сотрудничества. В последние годы развиваются новые виды космической деятельности. Так, подсчитано, что энергетические запасы Земли будут исчерпаны уже к концу XXI в.; в связи с этим повышенный интерес вызывает возможность добычи лунного грунта - реголита.

Харрисон Шмит (Harrison H Schmitt), член миссии Apollo 17, один из последних людей, кто побывал на Луне три десятилетия назад.

В последнее время все активнее заявляет о себе такой вид сотрудничества, как космический туризм.

В целях интенсификации сотрудничества государств в космосе 29 января 1998 г. в Вашингтоне правительствами России, США, Японии, Канады и Европейским космическим агентством (ЕКА) было подписано Соглашение о создании международной космической станции гражданского назначения. Участники Соглашения договорились объединить усилия в конструировании, выводе на орбиту и использовании пилотируемой космической станции. Соглашение, как указано в преамбуле, соответствует принципам Договора по космосу 1967 г., создает правовую основу для мирного сотрудничества государств, гарантирует каждому участнику права на использование станции и управления ею (ст. 1), регистрацию предоставляемых им орбитальных элементов в качестве своего космического объекта и сохранение юрисдикции над ним и своими гражданами, составляющими персонал станции (ст. 5).

Для усиления коллективного компонента в управлении и использовании станции участники обеспечивают доступ друг друга к своим элементам и возможность их использования при условии, что такое использование является мирным (ст. 9, п. 3 "в"). Таким образом, космические виды сотрудничества знаменуют новую эру в развитии цивилизации, в освоении богатств космоса. Международное право должно своевременно определять правовые рамки сотрудничества, с тем чтобы обеспечить использование нового вида осваиваемой человечеством территории в соответствии с принципами международного права, под международным контролем, на благо всего человечества

В разработке правовых основ космического сотрудничества большую роль играют ООН, ее главные органы, специализированные учреждения. Так, Генеральная Ассамблея ООН имеет Комитет по использованию космического пространства в мирных целях с юридическим (правовым) и научно-техническим подкомитетами, Комитет экспертов ООН по применению космической техники. Специализированные учреждения МСЭ, ВМО, ИКАО, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МАГАТЭ, ФАО участвуют в различных программах по космосу. ЮНЕСКО имеет свои программы дистанционного зондирования для археологических исследований, ФАО участвует в программах обнаружения плантаций наркотиков, специальный Центр при ней обеспечивает раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях по продовольственной безопасности в мировом масштабе

Масштабы космической деятельности, ее высокая стоимость, известный риск при использовании ракет-носителей в качестве средств запуска космических объектов предопределили особую ответствен­ность государства в деятельности по запуску космических объектов на околоземную орбиту и по их прикладному использованию. Отсюда специфическая особенность международного космического права со­стоит в том, что контроль и ответственность государства за деятель­ность физических и юридических лиц в регулируемой им сфере под­нята на уровень межгосударственных отношений. Государство выдает лицензии частным коммерческим компаниям на определенный вид космической деятельности, осуществляет постоянный контроль за этой деятельностью и несет международную ответственность за всю национальную деятельность в космическом пространстве.

Государство несет также международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, принадлежащими частным компаниям. Как известно, по общему международному праву государства несут ответственность только за деятельность, вме­ ненную их органам, и не несут международной ответственности за де­ятельность своих юридических и физических лиц. В данном вопросе нормы международного космического права не противоречат нормам общего международного права, а лишь учитывают специфику предме­та своего регулирования.

Некоторые авторы обосновывают точку зрения международной космической правосубъектности отдельных индивидов (физических лиц). В подтверждение делаются ссылки на ст. V Договора по космосу 1967 г., в которой говорится, что «государства участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос». Следует, однако, иметь в виду, что понятие «посланец человечества в космос» в контексте Договора по космосу 1967 г. не означает призна­ния космонавтов субъектами международного права.