Институт госзакупок РАГС 1 Методические вопросы разработки технического задания и подготовки контракта при размещении заказов ЕРМАКОВА АННА ВАЛЕНТИНОВНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ст КОАП НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Минимальный штраф –
Advertisements

Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
«Анализ типовых нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» Семинар-совещание
22 проверки, из которых 20 – плановых и 2 – внеплановые; проверено 1673 процедуры размещения заказов; выявлено 671 процедура, которая проведена с нарушением.
Некоторые особенности применения Правил оценки заявок на участие в конкурсе (ПП РФ от вступил в силу )
УГЗ в таможенных органах. Контракт. Особенности исполнения, изменения и расторжения контракта. Обеспечение исполнения контрактов. Банковское сопровождение контрактов.
Управление государственного заказа и организации торгов Воронежской области О внесении изменений в Федеральный закон от ФЗ "О размещении.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках.
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
Закупка учебников муниципальными образовательными организациями и образовательными организациями субъектов РФ.
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
Администрация города Волгодонска Тема семинара: « Нарушения, выявленные в ходе проверок за II полугодие 2015 года »
1 Федеральный закон 94-ФЗ от «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных.
Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской об ласти «Контрактная система в сфере закупок в соответствии с последними изменениями»
Планы - графики размещения заказов на 2013 год. ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПЛАНОВ ГРАФИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ НА 2013 ГОД.
Транксрипт:

Институт госзакупок РАГС 1 Методические вопросы разработки технического задания и подготовки контракта при размещении заказов ЕРМАКОВА АННА ВАЛЕНТИНОВНА Юрисконсульт Института госзакупок Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

План выступления Подготовка технического задания и контракта: 1. Формирование лотов 2. Указание товарных знаков и точных размеров в техническом задании 3. Особенности заключения контрактов по итогам ОАЭФ 4. Условия контрактов о сроках, о количестве, об изменении финансирования, о приемке, о единичных расценках 5. Изменение и расторжение контрактов 6. Новые правила обеспечения исполнения контрактов © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна, 2

ПРАВИЛЬНОЕ ТЗ – необходимое условие успешной закупки Обычно ТЗ содержит: непосредственное описание товаров, работ, услуг (функциональные характеристики и потребительские свойства) требования по количеству, по сроку (периодичности) и месту поставок, требования по комплектации, требования к обслуживанию товара, требования к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости), требования по качеству, требования к шеф-монтажу, требования к обучению персонала заказчика (иного указанного лица) передаваемая вместе с товаром документация и необходимое количество расходных материалов требования по сроку и объему предоставления гарантий требования к остаточному сроку годности, сроку хранения 3 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Указание товарных знаков в КД, ДоА, ЗК Аукцион (ОАЭФ) и запрос котировок – ДоА и ЗК могут содержать указание на товарный знак, но по Формуле. Конкурс: КД может содержать указание на товарные знаки только в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, но не поставлять их. При этом должна использоваться Формула. Формула: Тов.знак + тов.знак российского + «или эквивалент» происхождения* *при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств Товарный знак можно указывать для обеспечения взаимодействия с имеющимися у заказчика товарами!! © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Определение ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ 5 Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми САМИМ ЗАКАЗЧИКОМ в соответствии с ч.2 ст.22, ч.2 ст.34, п.4 ст. 43. © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Требования, указания, которые можно устанавливать в ДОАЭФ: Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку печатных изданий документация об аукционе может содержать указание на наименование печатного издания, автора (при его наличии), при этом слова "или эквивалент" не используются. При проведении аукциона на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции ДОА может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. (Образец, макет может быть приложен к ДОА и будет являться неотъемлемой частью ДОА) © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна, 6

Как через техническое задание (ТЗ) заказчики ограничивают количество участников? 1. Включение в лот разнородной продукции 2. Включение в лот кроме прочей еще и продукции подлежащей лицензированию 3. Включение в лот «разнолицензируемой» продукции. 4. Требования по нескольким местам поставок (выполнения работ, оказания услуг) 5. Ограничения по месту выполнения работ (оказания услуг) 6. Нереальные сроки поставок, выполнения работ, оказания услуг 7. Установление в документации требований по обязательному предоставлению документов в составе заявок, непосредственно по заключению контракта или при поставке 8. Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака 7 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Включение в лот разнородной продукции При проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. (ч.3 ст.17 «О защите конкуренции» 135-ФЗ) … включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой влечет наложение административного штрафа в размере 1% НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч.4 ст.7.30 КоАП РФ) 8 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

НЕКОРРЕКТНОЕ ТЗ - пример Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 марта 2008 г. Ф /08-С1 Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в КД содержатся указания на поставку в рамках одного лота различных видов товаров, относящихся к разным группам, а именно: яйцо, мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, молоко, кондитерские изделия, крупа, хлеб, бакалея и другое, всего более 80 наименований по шести укрупненным группам, которые не являются технологически и функционально связанными товарами. 9 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

НЕКОРРЕКТНОЕ ТЗ - пример Постановление ФАС Дальневосточного округа от N Ф /2009 по делу N А /2009 «…суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о том, что администрацией при проведении открытого аукциона допущены нарушения, выразившиеся в включение в предмет конкурсной документации в один лот технологически и функционально не связанных между собой услуг, так как строительство и проектирование являются различными как по своей специфике, методам исполнения и продукту работ… Судебные инстанции правильно указали, что объединение в один лот различных по функциональным характеристикам услуг влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах…» © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

НЕКОРРЕКТНОЕ ТЗ - пример Решение и предписание Челябинского УФАС России в отношении Управления здравоохранения Администрации г. Челябинска и уполномоченного органа - Управления муниципального заказа Администрации г. Челябинска объединение в один лот различного по функциональным характеристикам медицинского оборудования - оборудования для диагностики в неврологии, - гастроэнтерологии, - кардиологии, - пульмонологии, - для ультразвукового исследования, - реаниматологии, - дезинфекции, для физиотерапии и т.п.) может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах, и как следствие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении конкурса. 11 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

НЕКОРРЕКТНОЕ ТЗ, но заказчик хорошо защищался ФГУП «РМП «МЕДТЕХНИКА» против Минздрава Адыгеи ФГУП:. В спецификацию включено оборудование - томограф магниторезонансный с принадлежностями и ультразвуковой системы, технологически и функционально не связанное между собой, что ограничивает количество участников размещения заказов Комиссия ФАС: томограф и ультразвуковая система являются диагностическими системами, относящимися к лучевой диагностике. Портативные ультразвуковые системы проводят экономичные оперативные скриннинговые, допплерографические и другие специфические виды исследований, которые нецелесообразно проводить на МРТ. МРТ используют для проведения дорогостоящих экспертных исследований. Данные системы предполагается использовать в одном ЛПУ не только функционально, но и технически посредством обработки информации, получаемой от лучевых систем в едином медицинском формате DICOM, через радиационно-информационную систему (РИС), которую используют врачи клиницисты для принятия решения о патологических изменениях и выборе правильного способа лечения Решение ФАС России по делу по делу К-735/10 от © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

В случае спора надо пытаться доказать два факта: 1. Конкуренция не ограничивается (есть множество лиц, способных выполнить ТЗ в полном объеме) 2. Указанные в ТЗ товары, работы, услуги функционально и технологически взаимосвязаны © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

НЕКОРРЕКТНОЕ ТЗ - пример Решение и предписание ФАС России в отношении Министерства промышленности и торговли РФ по жалобе ООО ТД «Диетекс» РЕШЕНИЕ по делу К-92/09 Заказчик в ТЗ включил в перечень продуктов питания, являющихся предметом Аукциона, такие позиции, как витамин «С» и витамин «В1». Приказе Минздрвсоцразвития от «витамины «С», «В» относятся к лекарственным средствам. Согласно ФЗ от ФЗ «О лицензировании..» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Заказчик, включив в перечень продуктов питания, витамин «С» и витамин «В1», то есть объединив в предмет Аукциона товары технологически и функционально несвязанные с предметом торгов, нарушил часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а именно установил требования к товару, которые повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа. 14 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

НЕКОРРЕКТНОЕ ТЗ - пример Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2009 г. Ф /2009 «…аукционная документация по проведению открытого аукциона для определения поставщика нефтепродуктов для нужд УВД…содержало требование о том, что розничная поставка нефтепродуктов должна производиться на АЗС поставщика при обязательном наличии АЗС на территории г. Ленинск-Кузнецкого, г. Полысаево, а также с развитой сетью АЗС на территории Кемеровской, Новосибирской, Томской и Омской областей» «…требование о наличии развитой сети АЗС УФАС признано противоречащим части 3.1 статьи 34 Закона 94-ФЗ». «…материалами дела подтверждается, что в состав аукционной документации были включены требования, не соответствующие требованиям Закона о размещении заказов» 15 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

КОРРЕКТНОЕ ТЗ - пример Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 сентября 2009 г. N А14-521/2009/15/30 Установив, что условие о месте поставки товара в спорной аукционной документации было соблюдено, а именно, указано место поставки товара по лоту 1: г. Воронеж, АЗС, находящиеся на территориях Коминтерновского, Центрального, Советского, Ленинского, Левобережного, Железнодорожного районов г. Воронежа, суд сделал правильный вывод о об отсутствии нарушений требований ч. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ. 16 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Закупается автомобиль Toyota Avensis НЕПРАВИЛЬНОПРАВИЛЬНО Слова «или эквивалент» не указаны Не указан минимальный пробег, цвет, комплектация, технические характеристики В комплекте должны быть поставлены 10 комплектов зимних ошипованных шин Nokian «или эквивалент» Седан, без пробега. Цвет - черный Объем двигателя – не менее 1700 Стандарт токсичности отработанных газов - Евро IV … Комплектация: легкосплавные колесные диски 215/55R17, омыватель фар, противотуманные фары…. Аксессуары: дефлектор капота, верхний багажник…. В комплекте должны быть поставлены зимние ошипованные шины Nokian (4 шт.) или эквивалент по следующим характеристикам:… 17 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Закупается автомобиль Toyota Avensis НЕПРАВИЛЬНОПРАВИЛЬНО Срок поставки – в течение дня с момента заключения контракта С сервисным обслуживанием в течение 3 лет в сервисных центрах, авторизованных Toyota Габаритные размеры: Длина: 4695 мм Ширина: 1810 мм Высота: 1480 мм Устанавливается реальный срок поставки в зависимости от стандартности или уникальности требуемой заказчиком комплектации Гарантия на автомобиль – не менее 3 лет. Гарантия должна распространяться абсолютно на все узлы и детали автомобиля, в том числе быстроизнашивающиеся. Поставщик обязуется осуществлять следующие обязанности в течение гарантийного периода : ___ Габаритные размеры: Длина: от 4500 до 4800 мм Ширина: от 1700 до 1900 мм Высота: от мм 18 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака (Амурское УФАС) В ДОА указано Эпоэтин бета, дозировка – 2000 МЕ/ 0,3 мл., кол-во в упаковке 6 Рассматривая жалобу УФАС установил, что эквивалентом лекарственного средства «Эпоэтин бета» являются Веро- эпоэтин, Рекормон, Эпостим, Эпоэтин, Эритропоэтин, Эритростим. Каждое из этих лекарственных средств является раствором для внутривенного и подкожного введения с дозировкой 2000 МЕ/ 1 мл., с количеством в упаковке 5, 10. И только лекарственное средство «Рекормон» (производитель Рош Диагностикс ГмбХ, Германия) выпускается с дозировкой 2000 МЕ/ 0,3 мл. количество в упаковке 6 Вывод УФАС: требования к дозировке и упаковке нарушают ч. 3.1 ст ФЗ, количество участников необоснованно ограничено. © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака Позиция ФАС – однозначное ограничение конкуренции!!! Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 апреля 2010 г. ВАС-3470/10 ПОЗИЦИЯ УФАС: установление в ДОА уникального состава с содержанием дозировки каждого компонента, объема флакона, указывает на одного конкретного производителя и не позволяет принять участие в аукционе участникам, предлагающим к поставке препараты для парентерального питания, выпускаемые иными производителями. ПОЗИЦИЯ СУДОВ: …из положений ДОА не следует, что конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия, указаний на конкретного производителя товара ДОА не содержит. В данном случае в число потенциальных участников торгов входят все производители и поставщики определенных лекарственных препаратов. © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна, 20

Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака, но ЗАКАЗЧИК ПРАВИЛЬНО ЗАЩИЩАЛСЯ Позиция ФАС – однозначное ограничение конкуренции, когда доказано, что требования действительно характерны только для одного товарного знака. ФГУП «РМП «МЕДТЕХНИКА» против Минздрава Адыгеи ФГУП: ТЗ содержит ряд клинико-технических параметров, которые в совокупности указывают на оборудование конкретного производителя – Toshiba и фактически не влияют на функциональные свойства оборудования, а также на его качественные характеристики, однако влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Комиссия ФАС установила с помощью заказчика, что данному ТЗ соответствуют модели нескольких производителей: Toshiba Aquilion 64, Philips Brilliance 64, General Electric Light Speed VCT и признала жалобу необоснованной. Решение ФАС России по делу по делу К-735/10 от © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Устанавливаем требование о предоставлении в проекте контракта Документы на «лицо» -Лицензии -Допуски от СРО -др. Документы на товар, работу, услугу -Сертификаты -СЭЗ - др. Устанавливаем требования по предоставлению в КД, ДоА (обычно в инф. карте) Проверяем наличие простых копий этих документов в составе заявки Устанавливаем требования о предоставлении в КД, ДоА Проверяем наличие простых копий этих документов в составе заявок ЕСЛИ НЕ ПЕРЕДАЮТСЯ ПРИ ПОСТАВКЕ Проверяем наличие этих документов ПРИ ПОСТАВКЕ 22

Способ размещения заказа В составе заявки должно быть: Конкурс Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта (п.2 ч.3 ст.25) Запрос котировок Наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ (ст.44) - согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок (для товаров, работ и услуг). Открытый аукцион в электронной форме ГЛАВНОЕ - Согласие с ТЗ!!! (формируется автоматически на площадке в web-форме) + -Если УРЗ предлагает тот же тов.знак – ничего кроме согласия (?) -Если УРЗ предлагает иной тов.знак – тов.знак и конкретные показатели товара -Если в ДоАЭФ на поставку товаров не был указан тов.знак – УРЗ указывает тов.знак (при наличии) и конкретные показатели товара -Если закупаются работы (услуги) без выделения характеристик товаров – просто согласие -Если закупаются работы (услуги) с характеристиками «от … до …» - согласие и конкретные показатели 23 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Требования к описанию участниками размещения заказа предлагаемых ими товаров, работ, услуг КОНКУРСв КД надо предложить формы для заполнения по качеств. и количеств. характеристикам, иным условиям контракта (лучше если они будут соответствовать критериям и показателям критериев) ЗАПРОС КОТИРОВОК надо дать ФОРМУ КОТИРОВОЧНОЙ ЗАЯВКИ (но в ней по работам и услугам – только согласие, а по товарам - только наименование и характеристики) ОАЭФпри проведении ОАЭФ формы для заполнения могут носить только рекомендательный характер! 24 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Изменения с (по 83-ФЗ – реформа бюджетных учреждений) Государственные и муниципальные контракты – органы власти и органы местного самоуправления, казенные учреждения – в пределах доведенных ЛБО Гражданско-правовые договоры – договоры бюджетных учреждений, независимо от источника финансирования (госзаказчики – в части кап.вложений) Совместное письмо Минфина и Федерального казначейства /5491, / от Для целей применения 94-ФЗ – все называются КОНТРАКТЫ © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Новый порядок ведения реестров контрактов Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений …» - Реестр ведет Федеральное казначейство для заказчиков всех уровней - Сведения об исполнении контракта направляются ПО КАЖДОМУ ЭТАПУ с указанием параметров исполнения, включая сведения об оплате контракта Недостоверные сведения в реестр контрактов - штраф 50 т.р. – ф/л, ю/л – 300 т.р. (ст.7.31 КоАП) Непредставление или несвоевременное предоставление сведений в реестр контрактов - ф/л 20 т.р. (ст КоАП) © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна –

Совместное письмо МЭРТ и Федерального казначейства ЛА/Д / от КОНТРАКТЫ I группы Заключенные по процедурам, начатым до и действующие в 2011 Заказчики субъектов РФ, мун.образований до – по старым правилам в свои реестры. Органы субъектов РФ и мун.образований сами передают эти сведения в Федеральное казначество. После такой передачи (с 1 апреля) заказчики вносят все сведения через ООС (Личный кабинет) Федеральные заказчики до – в Фед.Казначейство по старой процедуре (СЭД). После через ООС (Личный кабинет), а по контрактам заключенным в 2011 по итогам процедур, начатых в через ООС (Личный кабинет) уже сейчас КОНТРАКТЫ II группы По итогам процедур, начатых в 2011 году - через ООС (Личный кабинет), а также контракты, заключенные в 2011 году без процедур торгов или запросов котировок © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна –

Контракт по итогам ОАЭФ (Глава 3.1.) Ничем не отличается от обычного контракта, но заключается форме электронного документа контракт заключается по цене контракта, предложенной участником и путем включения сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к ДоАЭФ (ч.2 ст.41.12) Можно заключить «параллельно» бумажный контракт (распечатать и подписать). Можно указать: «Настоящий контракт является экземпляром контракта, заключенного в форме электронного документа и подписанного электронными цифровыми подписями сторон контракта.» 28 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

«Бумажно» - электронный контракт Из совместных разъяснений МЭР, ФАС и Федерального казначейства (Письмо от АП/Д22/АЦ/7522/ / ) «… у заказчиков отсутствует необходимость хранить контракты на бумажном носителе. …если контракт требуется для предоставления в судебные инстанции, либо органам, осуществляющим проверку или контроль, контракт распечатывается на бумажном носителе из личного кабинета заказчика на электронной площадке, на которой был определен победитель аукциона в электронной форме. Подлинность и достоверность бумажной копии электронного контракта заверяется уполномоченным представителем заказчика (например, лицом, чьей ЭЦП подписан электронный контракт). … До внесения соответствующих изменений в Порядок санкционирования оплаты, утв. приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. 87н, заказчики с целью санкционирования расходов казначейством представляют контракты, заключенные в форме электронного документа, направленного с помощью СЭД Федерального казначейства.» © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Единичные расценки и стоимости этапов в контракте О разъяснении отдельных положений Закона 94-ФЗ (совместное письмо МЭР и ФАС от АП/Д05 и ИА/27690) После определения победителя заказчик рассчитывает коэффициент снижения Н(М)ЦК к цене победителя. В случае, если контрактом предусмотрено несколько этапов, то стоимость каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента: итоговая стоимость каждого этапа рассчитывается пропорционально снижению, полученному в ходе торгов. Итоговая стоимость этапов и общая итоговая цена вносятся в проект контракта. При этом общая итоговая цена должна соответствовать предложению победителя. При этом установленная в контракте стоимость оплаты работ не соотносится с фактическими расходами победителя на выполнение конкретных работ. … © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Если КД не содержит указание на вышеуказанный порядок расчета итоговой цены контракта (этапов выполнения контракта), а участник в заявке сам указал свое предложение о стоимости каждого этапа, не превышающей стоимости этого этапа, указанной в КД, то в проект контракта вносится итоговая цена и стоимость этапов, указанные в заявке победителя. В целях обеспечения надлежащего исполнения контракта при отнесении участником максимальной суммы снижения на последний этап контракта МЭР России и ФАС России рекомендуют устанавливать в КД требование об обеспечении исполнения контракта, а также порядок снижения цены контракта (этапов) пропорционально коэффициенту снижения Н(М)ЦК, полученному в ходе проведения торгов. Единичные расценки и стоимости этапов в контракте (продолжение) © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Изменение контракта Перечисленные в ч. 5 ст. 9 закона 94-ФЗ условия контракта (все существенные условия) изменяться не могут, за исключением предусмотренных Законом: - изменений сведений о стороне - изменения количества (объема) Т/Р/У - изменения цены контракта Сроки, место, состав цены и др. условия меняться не могут © Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В.,

Варианты изменения количества (объема) закупки © Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В., 33 Количество товаров, работ и услуг может быть изменено только: Ч.6.5. ст.9 - ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА : - Только по товарам - Только по согласованию заказчика и участника - % не ограничен, но только в сторону увеличения на количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), - Только если было предусмотрено в КД (ДОА) - Должна быть сохранена ил уменьшена заявленная цена за единицу товара Ч.6 ст.9 - В ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА: - Только в пределах ПЛЮС/МИНУС 10 % - - Только по контрактам, размещенным путем проведения торгов или в порядке п.16 ч.2 ст.55 - Только если об этом было указано в КД, ДОА. - Только если дополнительные товары – те же, а работы, услуги, связаны с уже закупленными и они прямо названы в ч.6 ст.9 - По аукционам и по контрактам, размещенным в порядке п.16 ч.2 ст.55 можно менять только объем товаров

Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением: 1. Изменения при заключении или исполнении контракта количества (объема) продукции в порядке ч. 6 ст. 9 или в порядке ч. 6.5 ст Цена может быть изменена на основании решения соответствующего органа власти, если контракт заключен на срок не менее чем три года, и его цена превышает пороги (ч. 6.2 и 6.3 ст.9): - 10 млрд. и более – фед. уровень – решение Правительства РФ - 1 млрд. и более – рег. уровень – закон субъекта РФ - 0,5 млрд. и более – муниц. уровень – решение предст. орг. МС 3. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта (ч. 4.1 ст. 9 в ред. 308-ФЗ, вступили в силу со дня опубликования). © Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В.,

Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением: … 4.Заказчик ОБЯЗАН изменить цену контракта, заключенного на основании п.1 или п.2 ч.2 ст.55, в случае изменения регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ч. 6.4 ст. 9). 5. Цена контракта энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии, заключенного по п. 2.1 ч.2 ст. 55 с гарантирующим поставщиком электрической энергии может изменяться в ходе его исполнения (ч. 4.1 ст. 9). © Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В.,

© Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В., 36 Срок действия контракта Главное правило сейчас: п.2 ст.72, 161 БК РФ - контракты заключаются и оплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Исключения: п.3 ст.72 БК РФ - 1. поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения (в соответствии с программой), 2. выполнение работ, оказание услуг с длительным производственным циклом выполнения превышает срок действия ЛБО - в пределах средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой на срок ее реализации 3. контракт заключается в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 978) С 2011 года: По 83-ФЗ договоры бюджетных учреждений – на три года, а при наличии особых условий – на большие сроки (см. ч.1 ст.9 94-ФЗ в редакции закона 83-ФЗ от )

Уменьшение лимитов - новая редакция ст.161 БК РФ (с ) 6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Распространяется на казенные учреждения, органы власти и органы местного самоуправления © Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В.,

«Контракт заключен, а денег нет» из постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» 15.1 Разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленные к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 БК РФ, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной. © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

© Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В., 39 Условие о порядке приемки (ч.12 ст.9) – это условие должно быть в контракте обязательно В контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как закрепить условия о приемке в проекте контракта? ТРИ БЛОКА УСЛОВИЙ 1. условия о документах, которые должен передать поставщик (паспорт производителя, документ о стране происхождения товара, сертификаты соответствия, декларации о соответствии, рег.удостоверения, накладные, акты выполненных работ, КС-2, КС-3, инструкции на русском языке, технический паспорт, гарантийный талон с отметкой о дате передачи товара и т.д.) 2. условия о приемке непосредственно у заказчика (проверка целостности упаковки, вскрытие упаковки в присутствии представителей обеих сторон, осмотр на наличие сколов, трещин, внешних повреждений, подключение и пробный цикл, уборка упаковки, мусора и т д.) 3. действия сторон в случае сомнений в качестве товара (порядок оповещения поставщика о наличии неисправности, время для явки и диагностики, условия направления на экспертизу, на ремонт, предоставление единицы их подменного фонда и т.д.) © Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В., 40

© Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В., 41 © Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В., 41 Ответственность сторон Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) с учетом ч.11 ст.9 94-ФЗ Размер – по усмотрению заказчика, но не меньше 1/300 в день ставки рефинансирования ЦБ РФ (с – 8% годовых) Нормальный размер 1/300 – 20/300 в день Ответственность заказчика с учетом ч.9 ст.9 94-ФЗ NB!! (неустойка в силу закона ст.332 ГК РФ) Неустойка может быть штрафная, зачетная или исключительная. Суд по своей инициативе вправе уменьшить размер неустойки (ст.333 ГК РФ)

Обеспечение исполнения контракта ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!* Суть: частичная финансовая гарантия заказчика, что если поставщик должен будет произвести выплату в бюджет в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) контракта (в т.ч. – вернуть аванс), эта выплата гарантированно будет получена в пределах размера обеспечения контракта Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены Форма: Безотзывная банковская гарантия (ст ГК РФ) – только БАНК!!! (240-ФЗ) Договор поручительства Передача в залог денежных средств (в том числе в форме вклада (депозита) (ст ГК РФ) Страхование ответственности (ст.932 ГК РФ) © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна, * ОБЯЗАТЕЛЬНО ПО ОАЭФ, если есть аванс, по другим - при НМЦК более 50 млн.руб.

Договор поручительства (Закон от 17 июля 2009 г. 240-ФЗ) Поручителем выступает российское ЮЛ, капитал и резервы которого, составляют не менее чем 300 млн. рублей. Чистая прибыль по данным б/о поручителя должна превышать не менее чем в 3 раза размер поручительства, или размер чистой прибыли поручителя должен составлять более 100 млн.руб. Стоимость осн.средств (в части зданий) должна составлять не менее чем 300 млн.руб. и превышать не менее чем в 10 раз размер поручительства или стоимость осн.средств (в части зданий) должна составлять более 1 млрд.руб. Все данные определяются за 2 года (за каждый год в отдельности) Контракт заключается только после предоставления победителем: 1. договора поручительства, 2. копии бух. баланса поручителя, 3. учредительных документов поручителя, 4. документов, подтверждающих полномочия представителя поручителя, подписавшего договор поручительства. Все листы представляемых документов должны быть прошиты, скреплены печатью поручителя и подписаны уполномоченным лицом поручителя. © Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна,

Расторжение контракта Расторжение контракта допускается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. (ч.8 ст.9) Запрещено одностороннее расторжение контракта и односторонний отказ от исполнения контракта © Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В.,

© Ермакова А.В Заключение контракта со «вторым» участником (ч.8.1. ст.9): … позволяет заказчику заключить контракт с участником торгов или запроса котировок, показавшим второй после победителя результат при проведении торгов или запроса котировок. Это возможно только в случае если заказчик заключил, а затем расторгнул контракт с победителем в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последним своих обязательств по такому контракту. Новый поставщик (исполнитель, подрядчик) будет исполнять только ту часть обязательств, которая не была выполнена победителем. Заключение такого контракта для участника, показавшего второй результат, необязательно и производится с его согласия. 45

Письмо ФАС России от АЦ/2026 В случае представления победителя торгов договора поручительства, в качестве обеспечения исполнения контракта, в котором указана сумма капиталов и резервов отличная от суммы капиталов и резервов, указанных в балансе поручителя, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, заказчик вправе запросить у соответствующего органа сведения о сумме капиталов и резервов баланса поручителя. Таким образом, в случае подтверждения соответствующим уполномоченным органом власти недостоверности сведений, указанных в договоре поручительства, представляемом победителем торгов, такой участник размещения заказа признается уклонившимся от заключения контракта на основании части 1 статьи 38 Закона о размещении заказов. © Институт госзакупок РАГС, Ермакова А.В., 46

© Институт госзакупок РАГС, Ермакова Анна Валентиновна – 47 Спасибо за внимание! ЕРМАКОВА АННА ВАЛЕНТИНОВНА заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС