Внедрение систем менеджмента качества (СМК) – переход к «тонкой» настройке управления в энергокомпаниях Холдинга РАО «ЕЭС России» Член Правления, Заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение систем менеджмента качества (СМК) – переход к «тонкой» настройке управления в энергокомпаниях Холдинга РАО «ЕЭС России» Заместитель Технического.
Advertisements

Тема. Стандарты ISO и СМК (системы менеджмента качества)
Внедрение систем менеджмента качества (СМК) – переход к «тонкой» настройке управления в энергокомпаниях Холдинга РАО «ЕЭС России» Заместитель Технического.
Внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованием СТ РК ИСО в ТОО «Нәтиже Сүт Фабрикасы». Презентация дипломного проекта Подготовила:
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
1 Управление бизнес-процессами (лекция 7). 2 Принципы менеджмента качества Выполнение организацией 8 принципов менеджмента качества – критерий возможности.
Политика управления рисками ОАО «Тюменьэнерго» ОАО Тюменьэнерго работает в соответствии с международными стандартами ISO 9001, ISO 14001, OHSAS
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Внедрение систем менеджмента качества (СМК) – переход к «тонкой» настройке управления в энергокомпаниях Холдинга РАО «ЕЭС России» Заместитель Технического.
О целесообразности создания системы менеджмента качества в энергетических компаниях Сюров Роман Владимирович Начальник бюро системы менеджмента качества.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
К ОНТРОЛЛИНГ В С ТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Доклад подготовили: Шелестова С.В. Яковина И.Ю. Группа: ГУЭзс-2.
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
Администрация города Батайска Разработка типового проекта системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями.
Общепризнанным документом, подтверждающим надлежащий уровень системы менеджмента качества, является сертификат серии ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001).
0 Алгоритм внедрения систем менеджмента качества в энергокомпаниях ОАО РАО « ЕЭС России» - ключ к созданию эффективных СМК Член Правления, заместитель.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Транксрипт:

Внедрение систем менеджмента качества (СМК) – переход к «тонкой» настройке управления в энергокомпаниях Холдинга РАО «ЕЭС России» Член Правления, Заместитель Технического директора – Главный технический инспектор ОАО РАО «ЕЭС России» д.т.н., к.э.н., профессор В.К. Паули г. Хабаровск 19 января 2007 г.

1 Задачи реформы электроэнергетики. Тактика и стратегия. Важнейшие компоненты реформы: Степень завершенности: 1. Разделение вертикально интегрированных компаний, отделение генерации от сетей Консолидация магистральных сетей, а также консолидация диспетчерской вертикали Формирование генерирующих компаний (ОГК и ТГК) Создание системы рынков (электроэнергии, мощности, системных услуг).2007 Строительство новых электростанций Строительство новых электрических сетей Техническое перевооружение действующих электростанций Техническое перевооружение действующих электрических сетей Повышение технико-экономической эффективности энергетического бизнеса ТАКТИКА+СТРАТЕГИЯ НОВЫЕ ЗАДАЧИ ПОТРЕБОВАЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

2 НЕСООТВЕТСТВУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НЕСООТВЕТСТВЩИЕ ПРОЦЕССЫ НЕСООТВЕТСТВЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ 1 НЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕСУРСЫ РИСКИ ОТКЛОНЕНИЯ Совершенствование управления необходимо еще и потому, что в силу разных причин в сетевых и генерирующих компаниях и их предприятиях выявляются риски, отклонения и несоответствия : ЗАМКНУТЫЙ КРУГ, ИЗ КОТОРОГО ТАК ПРОСТО НЕ ВЫРВАТЬСЯ! Д е н е г н е б у д е т х в а т а т ь в с е г д а! ЧТО ДЕЛАТЬ?

3 РИСКИ НЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕСУРСЫ НЕСООТВЕТСТВУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НЕСООТВЕТСТВЩИЕ ПРОЦЕССЫ ОТКЛОНЕНИЯ НЕСООТВЕТСТВЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ Давайте сначала произведем диагностику наших сетей и электростанций. Что мы увидим?

4 РИСКИ НЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕСУРСЫ НЕСООТВЕТСТВУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НЕСООТВЕТСТВЩИЕ ПРОЦЕССЫ ОТКЛОНЕНИЯ НЕСООТВЕТСТВЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ ПОЧЕМУ?

5 Вечный вопрос – ЧТО ДЕЛАТЬ? Макроэкономика и энергобизнес : Денег не будет хватать всегда! Денег будет не хватать всегда! Всегда будет денег не хватать! Всегда кому-то не хватает денег! Всегда кому-то чего-то не хватает! Всегда кто-то ищет деньги! Всегда кто-то что-то ищет! А может не то ищет?! Не находит или не хватает? Чего не хватает и что делать? ?

6 РИСКИ НЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕСУРСЫ НЕСООТВЕТСТВУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НЕСООТВЕТСТВЩИЕ ПРОЦЕССЫ ОТКЛОНЕНИЯ НЕСООТВЕТСТВЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ Д Л Я Н А Ч А Л А П О Н Я Т Ь, Ч Т О Э Т О Н Е Д О С Т А Т К И У П Р А В Л Е Н И Я И все же – ЧТО ДЕЛАТЬ?

7 В СВОЕ ВРЕМЯ КОНТРОЛЬНО- ФИНАНСОВАЯ КОМИССИЯ США ДОКЛАДЫВАЛА КОНГРЕССУ США: «Компании теряют 20–30% своего оборота из-за некачества и могли бы спасти эти средства, применив эффективные системы качества» Издержки, вызванные некачественным менеджментом увеличиваются из-за затрат на исправление ошибок. Совсем не случайно система стандартов менеджмента качества вводит понятие « Потери качества, вызванные нереализацией потенциальных возможностей ресурсов».

8 Цель повышения качества управления – повышение эффективности использования ресурсов Недостатки управления Недостатки персонала Недостатки документации Недостатки процессов Проявления недостатков Материаль- ные потери Мировой опыт показывает, что контроль качества и повышение качества управления приводят к существенному снижению потерь и к повышению эффективности использования имеющихся ресурсов. И у нас! Это понимается уже во всем мире!

9 НОВЫЕ ЗАДАЧИ ПОТРЕБОВАЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ что в свою очередь потребовало новых подходов: 1.Контроллинг, который находится на стыке теории принятия решений, математического моделирования, теории систем, информационного и организационного моделирования и способствует функционированию механизма саморегуляции. 2.Повышение качества управления за счет внедрения систем менеджмента качества и его дальнейшее совершенствование в соответствии с международными и российскими стандартами ИСО серии Инновационный менеджмент, позволяющий в условиях непрерывного совершенствования управления добиваться лучших оперативно- тактических и стратегических результатов и обеспечивать конкурентоспо- собность. 4.Отношение менеджмента к сотрудникам компании как к главной ее ценности, в том числе за счет реализации положений международного стандарта OHSAS «Производственная безопасность и здоровье персонала». к контролю к менеджменту к инновациям к персоналу

10 Выявление, исправление и предупреждение отклонений (несоответствий) Оптимизация функций и ответственности Планирование качества Оптимизация процессов Оценка эффективности процессов Оптимизация действий при отклонениях Поиск и реализация улучшений Выполнение требований к качеству Снижение затрат Повышение производительности Уменьшение количества несоответствий Это очень трудный комплекс задач! Он требует специальной регламентации и изменения культуры управления! И время это делать настало! Для качественного выполнения своих функций менеджер каждого уровня управления организации в своей деятельности должен понимать и решать основные задачи управления: Обеспечение квалификации сотрудников УПРАВЛЕНИЕ

11 Кружки качества 1. Точно вовремя 2. Бережливое производство 5. Всеобщий контроль качества (TQC) 3. Контроль качества (QC) Успех Японии начинался с совершенствования систем контроля качества! 7. Системы менеджмента качества – ИСО Контроль качества в масштабе всей компании (CWQC) 9. Кайдзен (непрерывное улучшение) 8. Всеобщий менеджмент качества (TQM) 10. Гемба-Кайдзен (непрерывное совершенствование там, где реально создаются продукты и оказываются услуги) 4. Статистический контроль качества (SQC) ЛУЧШИЙ МИРОВОЙ ОПЫТ – от контроля качества к управлению качеством: «Слушайте меня, и через пять лет вы будете конкурировать с Западом. Продолжайте слушать меня до тех пор, пока Запад не будет просить защиты от вас» - сказал в 1950 году японцам Э. Деминг ( гг.) – отец революции качества в Японии. Результаты его работы в течении 65 лет вкладывались в основы деятельности различных промышленных предприятий и организаций.

12 Три строительных блока любого бизнеса – это «железо», «бумага» и люди. Процессы кайдзена начинаются с людей. Лишь решив эту проблему можно переходить к «железу» и «бумаге». «Бумага» «Железо» Люди Понятие «качество» обычно ассоциируется с качеством продукции. Однако в нашем случае такое представление очень далеко от истины. Процессы совершенствования должны уделять основное внимание качеству людей. По капле менять человека – таким всегда был основной принцип кайдзена. Компания, способная «встроить» качество в своих людей, уже прошла половину пути к повышению качества деятельности. Выдержки из книги «Кайдзен – ключ к успеху японских компаний». Масааки Имаи КАЙДЗЕН

13 ОТВЕТ – ЭНЕРГЕТИКАМ ЭТО НАДО! Да и стране это надо! Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Англия, Германия, … подняли концепции Всеобщего качества на уровень национальной идеи. В США появились … предложения о внесении изменения в Конституцию страны о том что США является родиной многих концепций качества и должна быть страной качества. В 1992 г. Деминг обратился к российским управленцам с призывом решать все экономические проблемы на основе системного подхода к качеству. «Ни у одной страны мира нет необходимости быть бедной». Сопоставьте мысленно Японию по принципу «вчера-сегодня» и вы получите ответ – надо ли нам это? Т.е. – надо ли нам широкомасштабно внедрять системы менеджмента качества?

14 ВЫВОДЫ ТЕХ КТО ВНЕДРЯЛ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: «Проблема управления качеством не в том, что люди мало об этом знают, проблема в том, что им кажется, что они знают все» «…успех в борьбе за качество на 94% зависит от управляющих и на 6% - от рабочих …» Э.ДЕМИНГ. «…15% отклонений в качестве продукции зависят от работы как таковой. Остальные 85% определяются недостатками в организации работ, осуществляемой администрацией» ДЖ.ДЖУРАН. «…96 % проблем зависит от менеджмента и только 4% - от …исполнителей…» Ф.КРОСБИ..

15 ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА – МИРОВОЙ ОПЫТ 1. Качество продукции как соответствие стандартам 2. Качество продукции как соответствие стандартам и стабильности процессов 3. Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям 4. Качество, как удовлетворение требований и потребностей потребителей и сотрудников 5. Качество, как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), инвесторов, потребителей и сотрудников

16 СППУ или PPS (система производственного планирования и управления на основе централизованных принципов) САУ - система управления на основе простого администрирования производственно- хозяйственной деятельности Управление по результату с контролем по центрам формирования затрат Кайдзен (непрерывное улучшение, в котором участвуют все сотрудники) ? Гемба-Кайдзен (непрерывное совершенствование там, где реально создаются продукты и оказываются услуги) Сегодня все компании мира ориентируются на методологии стратегического управления, включающие в себя множество различных рабочих основных и вспомогательных инструментов, постепенно переходя к более совершенным и эффективным методам ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ TQM (система всеобщего менеджмента на основе качества) ИСО-9000 или ISO-9000 (система менеджмента качества) ИСМ: ИСО-9000, ИСО 14000, OHSAS 18000

17 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ, ЭВОЛЮЦИОННО ПОПОЛНЯЮЩИЕ «УПРАВЛЕНЧЕСКУ ОБОЙМУ»: Б+Б+КИБ – бизнес-планирование, бюджетирование, казначейское исполнение бюджета, метод «6 σ» (шесть сигм) – метод, органично дополняющий методологию менеджмента качества, использующий сбор данных и проведение статистики допущенных ошибок (дефектов) на основе измерения процесса в параметрах числа дефектов, и направленный на уменьшение вариации и достижение очень малой величины стандартного отклонения, метод «5 σ» (пять сигм) – метод, использующий контрольный список для наведения полного порядка, создания эффективности и дисциплины: «сортировать – упорядочивать – чистить – систематизировать - стандартизовать», метод «5 М» – метод управления ресурсами «люди – механизмы – материалы – методы - измерения», или метод 3М – «люди - механизмы - материалы», 5-ти шаговая модель совершенствования «определение – измерение - анализ - совершенствование - контроль», ТРМ (всеобщий уход за оборудованием), TQC (всеобщий контроль качества), QCD-концепция выбора решения (качество-затраты-поставка), основанная на выборе приоритета – качество, SQC (статистический контроль качества), SPC (статистическое управление процессами), QFD (структурирование качества по функциям, как инструмент идентифицирующий требования потребителя услуг и товаров – клиента), контроллинг позиционный, всеохватывающий, оперативный и стратегический (инструмент саморегуляции деятельности компании или организации на основе обратных связей в процессах планирования, тестирования, реализации, мониторинга, диагностики, и корректирования процессов и стратегий), эконометрические методы исследования количественных и качественных взаимосвязей в деятельности организаций и факторный анализ, КПЭ – ключевые показатели эффективности, ССП или BSС (сбалансированная система показателей), ФСА (VE) – функционально-стоимостный анализ, как метод и практика снижения затрат, АВС-анализ, направленный на выявление проблем, подлежащих первоочередному решению, путем ранжирования и определения приоритетности, основанный на делении совокупности потенциальных факторов (признаков) на группы по удельному весу той или иной проблемы. реинжиниринг – осуществляемая разработка новых деловых процессов на основе информационных технологий с целью ускорить реакции корпоративных систем на изменения условий ведения бизнеса, которая рассматривает основополагающие процессы с кросс-функциональной точки зрения, риск-менеджмент (управление минимизацией и предотвращением рисков), проактивное управление – элемент управления, основанный на способности менеджера предвидеть события, а не слепо следовать сложившейся практике, IT-инструменты (например, SAP-R3, GALS/ИПИ и др.), бенчмаркинг (инструмент сравнения компании с самыми сильными конкурентами) и многое, многое другое ….

18 Бартер и взаимозачеты для обеспечения деятельности Обеспечение поставок топлива любой ценой Борьба за тарифы и платежи, антикризисное управление Внедрение бизнес-планирования, бюджетирования и казначейского исполнения бюджетов Повышение требований к высшему менеджменту компаний Внедрение конкурентного сектора на ОРЭМ Завершение структурной фазы реформирования энергокомпаний время Эффективность управления 1993 Переход от решения крупных проблем к «тонкой» настройке управления в РАО «ЕЭС России» Объявление надежности приоритетным направлением деятельности энергокомпаний Внедрение стандартов качества серии ИСО 9000, OHSAS и ИСО Переход к методологии стратегического управления

19 Н О П О К А Е Щ Е О Т С У Т С Т В У Ю Т Политика и цели по качеству В действующих системах управления российских энергокомпаний в той или иной степени реализуются принципы менеджмента качества, Руководитель, ответственный за качество Руководство по качеству Оценка степени удовлетворенности потребителя Идентификация процессов В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕСУРСЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НЕЭФФЕКТИВНО! Мониторинг и оценка результативности процессов Внутренние проверки

20 А РЕЗЕРВЫ для повышения эффективности использования ресурсов ЕСТЬ !!!!!!!!!!!! 1.Применение системного подхода к управлению надежностью в 1987 году на Ставропольской ГРЭС позволило в течение одного года при прочих прежних условиях существенно повысить надежность котлоагрегатов. 2.Применение того же подхода к решению проблемы повреждаемости поверхностей нагрева котлоагрегатов Рязанской ГРЭС привело к аналогичному эффекту – существенному улучшению в течение одного года. 3.На обеих электростанциях видна значительная крутизна тренда улучшения – существенное снижение аварийности. Общее число остановов энергоблоков Рязанской ГРЭС Число остановов энергоблоков Рязанской ГРЭС из-за повреждений поверхностей нагрева котлоагрегатов Общее число остановов энергоблоков Ставропольской ГРЭС Число остановов энергоблоков Ставропольской ГРЭС из-за повреждений поверхностей нагрева котлоагрегатов Метод одинаково успешно проявил себя в обоих случаях, несмотря на то, что он реализовывался мною в разное время, при разных общественно-экономических формациях и на разных объектах.

21 Число вынужденных остановов котлоагрегатов ТЭС Холдинга РАО «ЕЭС России» в результате внедрения в 1996 году системного и процессного подходов сократилось более чем в два раза. 0,8 Средняя оценка «Экспертной системы…» по 250 ТЭС Мировой опыт показывает, что в условиях ограниченности ресурсов одним из эффективных инструментов развития компаний является поиск и использование потенциала, заложенного в системе управления. П р и м е р ы – к а к э т о в ы г л я д и т на с а м о м д е л е: Результаты внедрения «Экспертной системы контроля и оценки состояния и условий эксплуатации котлоагрегатов ТЭС» За счет реализации системного и процессного походов в управлении надежностью котлоагрегатов получен колоссальный экономический эффект 0,

22 БАЗИСНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СМК

23 Система менеджмента качества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих стандартизованных элементов и процессов для реализации политики и целей компании в области качества Документы, входящие в обязательный состав документации системы менеджмента качества, определенные ГОСТ Р ИСО 9001: 1)политика и цели в области качества; 2)руководство по качеству; 3)управление документацией; 4)управление записями; 5)система внутренних аудитов; 6)управление несоответствующей продукцией; 7)управление корректирующими действиями; 8)управление предупреждающими действиями. Для обеспечения эффективности систем менеджмента качества необходимо разработать и внедрить: Внедрение СМК не является разрушением существующей системы управления, а представляет собой ее модернизацию за счет использования мирового опыта и современных методов управления в соответствии с требованиями международных стандартов. МС ИСО 9000: СМК. Концепция и словарь МС ИСО 9001: СМК. Требования МС ИСО 9004: СМК. Руководство МС ИСО 19011:2001 – Аудит СМК

24 Созреть! Понять и принять решения! Продемонстрировать намерения выпуском приказа и назначением ПРК! Привлечь консультантов! Научить и вовлечь персонал! Увидеть и сформулировать целевые количественные ориентиры и показатели! Обеспечить ресурсами! Получить улучшение! И улучшать дальше! Но для этого необходимо: Принцип постоянного улучшения! И мы, похоже, уже созрели!

25 «Программа действий по повышению надежности ЕЭС России» - РАЗДЕЛ 10: «Внедрение систем менеджмента качества …» 2006 Информационное письмо от ВП-СК-8 руководителям ДЗО ОАО РАО «ЕЭС России» Эволюция начала внедрения систем менеджмента качества в энергокомпаниях ОАО РАО «ЕЭС России» Приказ ОАО РАО «ЕЭС России» от «О внедрении в энергокомпаниях ОАО РАО «ЕЭС России» систем менеджмента качества» Приказ ОАО РАО «ЕЭС России» от «О создании Проектной группы Службы технического контроллинга» Приказ ОАО РАО «ЕЭС России» от «Об образовании Службы технического контроллинга ОАО РАО «ЕЭС России»» Приказ ОАО РАО «ЕЭС России» от о сертификации качества электрической энергии 2005 Разработка и реализация Комплексной программы мероприятий по внедрению Систем менеджмента качества в энергокомпаниях ОАО РАО «ЕЭС России» Международная конференция-семинар по менеджменту Качества в ДК МЭИ Запуск пилотных проектов по внедрению СМК в: МОЭСК, Якутскэнерго, ТГК-3 (Мосэнерго), Ленэнерго, ТГК-1 НАЧАЛО! Приказ ОАО РАО «ЕЭС России» от «О первоочередных мерах по повышению надежности работы ЕЭС России» Инициативно внедряют СМК: Белгородэнерго, Тулэнерго, Тверьэнерго, Кубаньэнерго, Нижновэнерго, Липецкэнерго, Астраханьэнерго, Брянскэнерго, Владимирэнерго, Новгородэнерго, Смоленскэнерго, Курскэнерго, Костромаэнерго, Свердловэнерго, Пермэнерго, Оренбургэнерго, Тюменьэнерго, Удмуртэнерго, МРСК Центра и Северного Кавказа, МРСК Урала и Средней Волги, МРСК Северо-запада, Мосэнергосбыт, ТГК-1, ТГК-3, ТГК-4, ТГК-6, ТГК-7, ТГК-8, ТГК-13, ОГК-2, ОГК-3, Гидро-ОГК, пять Инженерных центров РАО ЕЭС, ВТИ.

26 Таким образом, в энергокомпаниях Холдинга РАО «ЕЭС России» начала решаться задача, которая важна, как в целом для России, так и, соответственно, для электроэнергетики, как одной из составляющей индустриальной и экономической инфраструктуры страны. Международные стандарты ИСО 9000 станут мощным толчком к развитию российской экономики. Да и страна, похоже, начинает поворачиваться в сторону своего качества! И это энергокомпаниями уже осознается!

27 Добавлю от себя ДВА ВЫВОДА: - во-первых, только тогда в компании начнется реальный процесс улучшения качества и совершенствование, когда идеологию СМК поймет, будет исповедовать, проповедовать и внедрять в повседневную жизнь вся вертикаль управления – от мастеров, начальников смен и отделов до высшего руководства компании! В Холдинге РАО «ЕЭС России» эта работа ведется! - во-вторых, только тогда в России начнется реальный процесс ее улучшения, когда идеологию СМК поймет, будет исповедовать, проповедовать и внедрять в повседневную жизнь вся вертикаль управления – от мастеров, начальников смен и отделов до Премьер-министра! На Всемирном дне качества я предложил второй вывод считать меморандумом Всероссийского дня качества и объявить 2007 год – годом начала широкомасштабной всероссийской борьбы за качество. Надо же поддержать и реализовать призыв ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ: «… НАЧАТЬ ФОРМИРОВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ ВСЕМУ МИРУ КАЧЕСТВО НАШЕЙ СТРАНЫ». Поэтому «Каждый работник энергетических компаний Холдинга РАО «ЕЭС России» должен непрерывно улучшать свой лучший ранее достигнутый результат!»

28 Создание организационных, ресурсных, методических и социально-психологических условий для внедрения СМК Обеспечение лидерства руководства и максимальной поддержки работ по проекту руководством энергокомпании. Создание организационной структуры внедрения СМК. Обеспечение необходимыми ресурсами процесса внедрения СМК. Организация процессов вовлечения персонала в процедуры внедрения СМК. Привлечение консультантов с диагностикой действующей системы менеджмента и определение модели реализации проекта внедрения СМК. Наличие непременных атрибутов современной корпоративной культуры: миссии, видения организации и сформулированных ее стратегических целей, политики в области качества. Важнейшим результатом предварительного (диагностического) аудита является снятие вопросов, сомнений и недоверия персонала о необходимости и важности применения в энергокомпании современных методов и инструментариев менеджмента качества.

29 Диагностирование действующей системы управления консультанты Обследование функционирования действующей системы управления: - анкетирование; - собеседования; - интервьюирование. Рабочая группа Экспертиза и анализ действующей документации : - определение адекватности - оценка достаточности; полноты и качества; - определение документов, подлежащих актуализации. Сотрудники энергоком - пании Менеджмент энергоком - пании

30 В процессе начальной фазы внедрения СМК требуется закрепление в сознании руководителей энергокомпаний и их филиалов ряда основополагающих факторов достижения лучших результатов: Обязательными условиями эффективности и результативности внедрения системы менеджмента качества является личное руководство процессами внедрения первым руководителем энергокомпании и руководителями каждого ее филиала. Главная проблема при внедрении любых инноваций, в том числе и систем управления качеством, как правило, люди, поэтому задача вовлечения в эти процессы всего персонала является наиважнейшей. Внедрение процедур повышения качества требует изменения корпоративной культуры, в первую очередь культуры и квалификации управляющего персонала среднего звена, так как именно от этой группы менеджеров зависит, удастся или нет вовлечь всех работников в процесс тотального совершенствования и улучшения качества.

31 Критерии оценки Идентификация процессов и определение владельцев процессов Мониторинг, измерение и анализ процессов Улучшение процессов Методы контроля Определение процессов Установление последовательности и взаимодействия – корреляции процессов Согласно ИСО 9000: желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью управляют как процессами. При этом под процессным подходом понимается систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и обеспечение их взаимодействия. Процессный подход при построении системы качества предполагает непрерывное улучшение всех сфер деятельности энергокомпаний и их предприятий и непрерывное совершенствование всех процессов, так как выходные данные одного из них являются входными данными другого Реинжиниринг процессов Процессное мышление означает, что нужно сверяться с результатом, а не проверять по результату, при этом идеология и методология совершенствования требует исследования и контроля процессов.

32 Процессный подход и реинжиниринг Преимущество процессного подхода состоит в наличии непрерывного управления, которое он, в том числе, обеспечивает на стыке между отдельными процессами в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. Этого можно достичь, только начав серьезно заниматься в каждом подразделении реинжинирингом процессов. В противоположность постоянному постепенному улучшению, которое постепенно «накапливает» эффективность, реинжиниринг совершает «прорыв», дает резкое повышение эффективности, результативности. Реинжиниринг деловых процессов – это сравнительно новая методология, используемая в управлении качеством, она значительно повышает эффективность деятельности предприятий и организаций. Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения существенных улучшений (прорыва) в таких ключевых показателях, как затраты и качество.

33 Цели реинжиниринга, средства и условия его проведения – порвать со старыми правилами организации и ведения деловых процессов и бизнеса в целом; – выявить и отказаться от правил, которые вызывают недостаточную производительность и качество труда – реорганизация соответствующим образом всего того, что связано с деловыми процессами: организационной структуры, систем управления, документации, обязанностей работников, корпоративной культуры Цели реинжи- ниринга Цели реинжи- ниринга Средства реинжи- ниринга Условия реинжиниринга – перестройка процессов должна осуществляться как бы с чистого лица, т.е. без учета всего предыдущего опыта; – реинжиниринг ставит под сомнение общепринятые предположения, которые делаются относительно множества вещей и явлений; – реинжиниринг требует значительного объема творчества; – радикальные изменения осуществляются с помощью и на основе применения современных информационных технологий; – после завершения реинжиниринга компания становится объектом для дальнейшего усовершенствования – перестройка процессов должна осуществляться как бы с чистого лица, т.е. без учета всего предыдущего опыта; – реинжиниринг ставит под сомнение общепринятые предположения, которые делаются относительно множества вещей и явлений; – реинжиниринг требует значительного объема творчества; – радикальные изменения осуществляются с помощью и на основе применения современных информационных технологий; – после завершения реинжиниринга компания становится объектом для дальнейшего усовершенствования

34 Напрямую с принципом менеджмента качества «Процессный подход» связан принцип – «Системный подход к менеджменту». Выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей. Системный подход к управлению – это управление организацией как единой системой взаимосвязанных процессов, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях. Идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов требуют координации всех аспектов деятельности организации, то есть системного подхода. Развитие философии системного подхода к качеству удобно рассматривать при помощи «звезды качества». В основании звезды находятся та или иная система управления качеством, соответствующая определенной концепции. Пять элементов «звезды качества» соответствуют различным областям, в которых происходили, должны происходить и будут происходить в дальнейшем основные изменения в ходе развития систем качества:

35 В явном виде критериев оценки эффективности реально (а не формально) внедренной СМК, как качественных, так и количественных, не определено. Но: КАЧЕСТВЕННО улучшения в результате совершенствования деятельности должны быть ощутимы по: Критерии оценки эффективности РЕАЛЬНО внедренной СМК разгрузке высших руководителей; повышению управленческой квалификации всей иерархии от мастеров, начальников отделов и смен до высшего менеджмента; достижению прозрачности и управляемости бизнес-системы; приобретению бизнес-системой «целенаправленности», фокусировки на достижение целей; уменьшению времени реакции бизнес-системы на изменения окружающей среды; четкой формализации требований к работникам; четкому разграничению и балансировке полномочий и ответственности; оптимизации документооборота.

36 Но оценивать-то, все-таки необходимо! «Тот, кто намеревается оценить в денежном выражении все выгоды, которые будут год за годом нарастать в компании в результате постановки новой модели управления, вводит себя в заблуждение.» Э. Деминг 1.Сокращение количества уровней управления компанией; 2.Повышение стоимости бизнес-системы; 3.Снижение издержек и повышение эффективности использования ресурсов. По опыту российских и зарубежных консалтинговых компаний, КОЛИЧЕСТВЕННО можно оценить следующие результаты: НО: ОЦЕНИМЫ И СОПОСТАВИМЫ КОНКРЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ПРИНЦИПУ: «ДО», «В ПРОЦЕССЕ» И «ПОСЛЕ» ВНЕДРЕНИЯ СМК. И ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЛИНГ!!!!

37 Постоянное улучшение и контроль Время Результативность деятельности пландействия проверкадействия КОНТРОЛЛИНГ Непрерывное совершенствование Проверка СМК Контроллинг, как подсистема управления обеспечивает мониторинг деятельности на каждом уровне управления и включает в себя различные формы контроля тенденций и намерений, выявления отклонений и проблемных зон, являясь тем самым сигнальной системой для менеджмента. Контроллинг играет существенную роль в повышении качества управления процессами на основе наблюдения, проверки всех сторон деятельности, учета, сопоставления данных и анализа, подготовки и продвижения проектов управленческих решений.

38 Контроллинг при внедрении СМК в соответствии с рекомендациями стандартов ИСО серии 9000 Предварительный (оценочный) аудит – диагностика действующей системы управления Осуществление менеджментом энергокомпани и «самооценки» Предварите- льная оценка СМК энергокомпа- нии органом по сертифи- кации Самостоятельная оценка менеджментом соответствия СМК энергокомпании требованиям ее стандартов, разработанным в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 Осуществление сертификационно- го аудита органом по сертификации с целью проверки и оценки СМК энергокомпании Регулярное проведение процедур внутреннего аудита состояния СМК Оценка степени удовлетворенности потребностей, ожиданий и требований стейкхолдеров Периодические (инспекционные) аудиты со стороны органа по сертификации за сертифицированной СМК с периодичностью 6-12 месяцев по согласованным планам Проведение процедур повторной сертификации с периодичностью раз в три-пять лет

39 В контроллинге большое значение имеет классификация показателей качества производственной и финансовой деятельности по характеризуемым свойствам оборудования, энергообъекта в целом и осуществляемым деловым, технологическим и коммерческим процессам по принятой в отрасли номенклатуре технико-экономических показателей Основные группы показателей, определяющих качество производственной деятельности энергокомпаний группа показателей назначения группа показателей надежности группа показателей безопасности группа экологических показателей группа показателей технологич- ности группа показателей технико- экономической эффективности группа финансовых показателей и бизнес- показателей

40 управление, направленное на поддержание Методология контроля в контроллинге включает в себя также две составляющие контроль показателей, ориентированных на процессы – показателей процессов, ведущих к конкретному результату (П-критериев) контроль и анализ показателей, ориентированных на результат – показателей результата работы (Р-критериев) управление, нацеленное на совершенствование Согласно современной теории управление включает в себя две составляющие:

41 КРИТЕРИИ НАДЕЖНОСТИ ДЛЯ ГЕНЕРАЦИИ Коэффициент аварийности Контролирует зарождающиеся риски в технологических системах Коэффициент готовности Контролирует состояние готовности технической системы в любой момент времени Служат для оценки полноты и длительности использования оборудования, уровня эксплуатации электрооборудования и эффективности проведенного на нем ремонта, качества монтажа вновь вводимой техники, устройств и систем электростанций

42 КРИТЕРИИ НАДЕЖНОСТИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ Системный показатель нарушения электроснабжения потребителей (для фидеров 6 кВ и выше) определяется отношением суммарного недоотпуска электрической энергии потребителям при технологических нарушениях к полезному отпуску электрической энергии потребителям в отчетный период в целом по РСК Системный показатель средней длительности перерывов электроснабжения потребителей (для фидеров 6 кВ и выше) определяется как частное от деления суммы длительностей технологических нарушений, связанных с отключением потребителей на общее количество технологических нарушений Служат для оценки состояния надежности и технико- экономической эффективности систем электроснабжения потребителей

43 Центры оценки технико-экономической эффективности деятельности по показателям Контроль за выдерживанием параметров, критериев и показателей в соответствии с установннными критериями в центрах управления и контроля КПЭ ИП КП ИП КП Сбалансированная система показателей П/ЭО – параметры и экспертные оценки КП – комплексные показатели ИП – интегральные показатели КПЭ – ключевые показатели эффективности П/ЭО КПЭ

44 Сбалансированная система показателей Сбалансированная система показателей – это инструмент, ориентирующий ресурсы энергокомпании на достижение стратегических целей. В этом заключается ее координирующая функция, которая с одной стороны уменьшает степень свободы при принятии решений, а с другой – конкретизирует требования, предъявляемые к организационным подразделениям и отдельным сотрудникам. При этом необходимо понимать, что сбалансированная система показателей должна рассматриваться как существенный элемент общей системы менеджмента, которой контроллинг оказывает необходимую помощь и поддержку, а не как систему контроллинга, функционирующую при поддержке менеджмента. Методологи сбалансированной системы показателей обращают внимание на то, что сбалансированная система показателей характеризуется подходом к ее внедрению по принципу «сверху вниз». Однако строиться оно должна по принципу «снизу ввкрх»..

45 Социализм – это учет! Капитализм - это контроль! Вводный курс по контроллингу

46 а) подавляюще реализуется «полицейская» функция контроля; б) осуществляется, как правило, инспекционный контроль с последующим большим списком выявленных недостатков; в) не организован внутренний контроль качества деловых процессов и систем управления; г) системно не организован внутренний контроль; д) для осуществления аудита производственной деятельности привлекаются внешние аудиторы не соответствующей квалификации; е) не эффективна система доведения выявленных недостатков до управленческих решений и, соответственно, до их устранения. Первостепенная наиважнейшая задача при совершенствовании контроля – ликвидировать недостатки, свойственные системе традиционной диагностики управленческой и производственной деятельности, при которой:

47 Практические проблемы осуществления традиционного контроля: низкая эффективность и избыточная обремененность всевозможными отчетами, предписаниями, справками, докладными и т.п.

48 «Важной мерой по финансовому оздоровлению Холдинга будет введение различных механизмов контроля за выполнением правил и методик и своевременным выявлением негативных тенденций в работе отдельных предприятий. Одной из основных форм такого контроля будет создание на предприятиях РАО «ЕЭС России» служб внутреннего аудита, проводящих работу на основе методических указаний головной компании Холдинга». С чего начался контроллинг в РАО «ЕЭС России» Из «Программы действий по повышению эффективности работы и дальнейшим преобразованиям в электроэнергетике Российской Федерации», представленной Председателем Правления РАО «ЕЭС России» на Всероссийском совещании энергетиков в 1999 году: И такие методические указания появились:

49 Документ работает, он послужил основой для создания подразделений внутреннего финансового и технического аудита в энергокомпаниях. Контроллинг производственной деятельности - расширяет возможности Системы производственного контроля Технический контроллинг, как концепция одной из функций управления в производственной области энергокомпании, направлен на заблаговременное выявление и предупреждение проблем функционирования технических комплексов, технологических и деловых процессов, с целью обеспечения и повышения их надежности, безопасности и эффективности.

50 как функция управления как функция поддержки управления менеджментом подразделениями контроллинга (инспекции, внутреннего аудита) как самоконтроль всеми сотрудниками Контроллинг осуществляется

51 контроллинг является частью контроллинга, которая ориентирована на информационно-аналитическую поддержку функций производственного менеджмента Технический контроллинг является частью контроллинга, которая ориентирована на информационно-аналитическую поддержку функций производственного менеджмента Производство Технический контроллинг Контроллинг Технический контроллинг – технология поддержки производственного менеджмента

52 Технический контроллинг – это реализуемая система знаний о методах подготовки и информационно-аналитической поддержки ориентированных на перспективу технических и технологических решений в соответствии с стратегическими планами. Методологическая основа и идеология технического контроллинга: Технический контроллинг направлен на заблаговременное выявление и предупреждение проблем функционирования технических комплексов и технологических процессов с целью обеспечения и повышения их надежности, безопасности и эффективности. Методической основой становления и развития технического контроллинга является область знаний теоретической и практической технологии, реализуемая в принятии технических и технологических решений по всему циклу технологического процесса энергопроизводства.

53 Виды контроля, используемые в техническом контроллинге Внутренний технический аудит Внутренний производ- ственный контроль Выходной контроль продукции (работ, услуг) Входной контроль ресурсов Самоконтроль, осуществляемый исполнителями работ и технологических процессов Самооценка, самопроверка (самоаудит), экспертные системы Контроль стандартизо- ванных процессов Инспекци -онный контроль Привлече- ние внешних экспертов Эффективность технического контроллинга напрямую зависит от организации внутреннего технического аудита и внутреннего производственного контроля, осуществляемого на всех уровнях управления. Построенная по этому признаку в рамках технического контроллинга эффективная система внутреннего аудита и внутреннего контроля является гарантией успешной деятельности энергокомпании при условии, что выявленные риски управляются через управленческие решения и воздействия ; Регулярный контроль (измерение и оценка) фактических значений показателей

54 Алгоритм внедряемого контроллинга контроллинг и реализация управленческих решений ИнформацияКонтроль Отчеты, ключевые показатели, индикаторы раннего обнаружения, оценки состояния процессов и ресурсов Внутренняя система контроля, внутренний аудит, диагностика систем управления, ответственность за контроль Реализация планов Результат (есть) Планирование (должно быть) Важная задача – встроить контроль в систему управления, тем более это важно в связи с внедрением СМК

55 Принцип рефлексии Принцип своевременности Принцип документирования Принцип движения и торможения Принцип стратегического сознания Измерительный метод Регистрационный метод Расчетный метод Экспертный метод Дифференциальный метод Комплексный метод Смешанный метод Функция мониторинга состояния Экспертно-аналитическая функция Сервисная функция Управляющая функция Консалтинговая функция Контрольная функция Новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета, менеджмента и контроля - КОНТРОЛЛИНГ, является сложным синтезированным понятием, и специфическим процессом, реализация функций, методов и принципов которого требует специальной регламентации и изменения культуры управления. Это очень трудная методология, но легко реализуемая при установлении либерального стиля управления, при котором менеджмент умеет слушать, слушает, выслушивает и слышит голос не только контроллеров, но и всех сотрудников!

56 мониторинг технического состояния энергетических объектов и технологических процессов через регулярный контроль (измерение и оценка) фактических значений показателей; экспертно-аналитическая функция – анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от целевых или заданных их значений, включая задачи расследования причин технологических нарушений и травматизма; сервисная функция – обеспечение менеджмента аналитической информацией для подготовки и принятия управленческих решений; консалтинговая функция через внутренние консультации и участие в подготовке внутренних документов по вопросам улучшения состояния и повышения эффективности и качества человеко-машинных систем и процессов; контрольная функция через контроль и анализ показателей технико-экономической эффективности, исполнения требований регламентов, стандартов и методик, хода и результатов исполнения управленческих решений, фиксации отклонений и несоответствий и т.п. управляющая функция через оценку, выбор и подготовку проектов управленческих решений; Достижение целей контроллинга и решение входящих в его область задач основывается на выполнении следующих функций:

57 РИСКОВ НЕСООТВЕТСТВУЮЩИХ РЕСУРСОВ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НЕСООТВЕТСТВЩИХ ПРОЦЕССОВ ОТКЛОНЕНИЙ НЕСООТВЕТСТВЩИХ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ ВНЕДРЕНИЕ СМК В СОЧЕТАНИИ С КОНТРОЛЛИНГОМ ПРИВОДИТ К УСТРАНЕНИЮ РИСКОВ, ОТКЛОНЕНИЙ, НЕСООТВЕТСТВИЙ И НЕПРЕРЫВНОМУ ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ЭТО ВАШИ РЕЗЕРВЫ И ИХ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ!

58 Внедрение системы менеджмента качества с момента рождения компании – самое удачное время! Не упустите этот момент – упущенное время наверстать будет трудно! Необходимо уже при старте взять высокий темп разработок и внедрения собственных систем менеджмента качества, безусловно, основанных на международных и российских стандартах серии ИСО. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! К О Н Т Р О Л Л И Н Г Контроллинг -это предмет деятельности каждого руководителя, выступающий как элемент обратной связи, по данным которого корректируются ранее принятые решения, оперативные и стратегические планы.