Вячеслав Марача – maratcha@yandex.ru Рефлексивный анализ Чтений-2008 под углом зрения понятия «практики методологии» Вячеслав Марача – maratcha@yandex.rumaratcha@yandex.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вячеслав Марача Пространство институционализации методологического мышления: первая прорисовка XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2013 г. Москва.
Advertisements

Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Вячеслав Марача Суд как институт мышления XVII Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2011 г. Москва.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
ОДИ 80-х годов: несостоявшийся институт методологического мышления Данилова В.Л. XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
А. Зинченко Технология освоения проблематизации "Мышление начинается там, где создана проблемная ситуация».
Введение понятия «Стратегия». 22/11/10. К.Ф.Гаврилов.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Центр управления проектами НФИ КемГУ Проектная культура, как фактор конкурентоспособности молодежи на рынке труда. О ситуации. «Переход от индустриального.
Способы и приёмы организации практико- ориентированных уроков как условия достижения обучающимися метапредметных результатов.
Логика против педагогики: к методологии как онтопрактике развития Выступление на XIV Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2008 г. Малиновский П.В.
Общественно активные школы в России Форум ОАШ в Красноярске октября 2011 г. Вячеслав Бахмин Фонд Ч. С. Мотта.
Мониторинг внедрения театральных технологий в рамках реализации программы экспериментальной площадки ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная)
Экспериментальная жизнь: образовательная мастерская «Триптих» Коллоквиум 3. Новые форматы подготовки практиков образования Вадим Карастелев,
Проектирование и программирование деятельности ОО Куприянова Г.В.
© Тольяттинская академия управления Идея практики и практичности в традиции Г.П.Щедровицкого.
Транксрипт:

Вячеслав Марача – Рефлексивный анализ Чтений-2008 под углом зрения понятия «практики методологии» Вячеслав Марача –

Структура доклада введение схемы «практики методологии»*; использование данной схемы в качестве пространства рефлексивного анализа Чтений * «Практика методологии» схематизируется как синтетическая позиция «методолога-практика», действующая в ситуации взаимодействия с позицией носителя некоторой практической деятельности (или заимствующая эту позицию)

«Практическая сторона» идеи методологии в интеллектуальной традиции ММК изменение «мира» (практической деятельности) через изменение мышления «практика методологии» есть особое отношение к обыденной практике (практической деятельности) через мышление. Чтобы мышление могло воздействовать на практическую деятельность, последняя должна иметь «интеллектуальную составляющую», на которую можно воздействовать. Отсюда – необходимость проблематизации позиции носителя «практической деятельности».

Позиция носителя «практической деятельности» задается оппозициями: практики – теории, вообще мышлению; практики как «практических действий» – рассуждениям, «разговорам»; практики как «серьезного дела» – игре; практики как целенаправленной и результативной деятельности – процессу «ради процесса»; практики как «реалистичного» и «приземленного» дела – утопии, нереализуемым замыслам и прожектам. Методолог, преодолевая эти оппозиции, стремится восстановить практическую деятельность в ее полноте и подлинности.

Проблемная ситуация с «практикой» современном методологическом движении в позиции «практика», некритически относящегося к собственной деятельности, всё чаще оказываются представители самого методологического движения; проблема оформления «практики методологии» – в том, чтобы в этой ситуации восстановить полноту методологического отношения к деятельности и методологической организации работы.

Схема 1. Синтетическая позиция «методолога-практика»

В основание схемы 1 положены: идея восстановления практической деятельности в ее полноте и подлинности путем критического преодоления ее «превращенных форм» и изменения практической деятельности через изменение мышления; методологическое понятие «ситуации»; методологическое представление о программировании; схема «оргтехнической системы»; схема «шага развития»; представление о стратегировании как полагании горизонта «видения будущего» (vision) и формировании «повестки дня» для ответа на «вызовы времени» в доступном «конусе возможностей».

Позиция «методолога-практика» синтетическая: включает все пять позиций, представленных на схеме 1; в качестве «нулевой» включает также исходную позицию «практика», заимствуемую методологом или подразумевающую, что методолог действует в партнерстве с «практиком»; за редчайшими исключениями, соразмерна лишь коллективному субъекту – такому, как ММК.

Схема 1. Синтетическая позиция «методолога-практика»

Выводы о ситуации на основании схемы 1: «практики методологии» в смысле схемы 1 на Чтениях-2008 представлено не было; были представлены «нулевая» позиция «практика образования» и все пять позиций схемы 1 по отдельности; многие выступления так или иначе «собирали» по две-три позиции – но «сборку» всех позиций не демонстрировал никто (в одном выступлении это практически невозможно); но и Чтения-2008 в целом не продемонстрировали какого-либо внятного взаимодействия позиций; участники методологического сообщества, заимствуя позицию «практика образования» (захватывая «экспериментальную площадку»), перестают быть методологами и отказываются от взаимодействия с теми методологическими позициями, которые не удерживают сами.

Проблема организованностей, в которых воспроиз- водится полная структура «практики методологии» личностные формы (лидер, команда); событийные формы (ОДИ и т.п.) – все время «расползаются», требуют постоянной «сборки» в «ручном режиме» Объективированные и/или институциональные формы: знание, онтология – не удерживают «практики»; знание, онтология – не удерживают «практики»; программы, стандарты, корпорации, институты… – ??? программы, стандарты, корпорации, институты… – ???

Почему Ме сообщество, имея в своем распоряжении людей, способных удерживать все позиции схемы 1, не способствует партнерству этих людей в целях воспроизводства методологической практики? конкуренция преобладает над партнерством; амбиции, экономические интересы конкуренция преобладает над партнерством; отсутствие МД аналогов понятий «собственности» и «авторства» риск разрушения собственной «практики» превышает возможные выгоды партнерства. Необходимо формирование культуры партнерства и уважительного отношения к чужой «практике».

Вячеслав Марача – Спасибо за внимание! Вячеслав Марача –