Рабочая программа учителя Проблемы и решения Проблемы терминологии Определяйте понятия, и вы избавите мир от половины его заблуждений. Р. Декарт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Примерная (типовая) учебная программа Авторская программа Рабочая программа.
Advertisements

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Нормативное обоснование образовательных программ.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Особенности разработки рабочих программ по предметам в условиях введения ФГОС (Методические рекомендации) МБОУ СОШ 3 Вебер Е.Н. зам.директора по НМР.
Page 1 Рабочие программы. Page 2 Нормативная база Статья 28. Закон «Об образовании в РФ» -к компетенции ОУ относится разработка и утверждение образовательных.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Современные учебно- методические комплексы издательства «Просвещение» как основа формирования информационно- образовательной среды образовательного учреждения.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Как сделать примерную программу по предмету рабочей Банщикова А. А., заведующая РМК.
Рекомендации по составлению рабочей программы Рекомендации по составлению рабочей программы из письма МОН Краснодарского края от /13-14.
Локальный акт Учебная рабочая программа выполняет следующие функции: - фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета; - определяет.
Подготовила Евреинова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ гимназии 7 им. св. Питирима, епископа Тамбовского Рабочая программа учителя, реализующего.
Медникова Л. А., к. п. н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО.
Рекомендации по составлению. Обоснование В соответствии с пп.7 п.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение РФ «Об образовании» образовательное.
Транксрипт:

Рабочая программа учителя Проблемы и решения

Проблемы терминологии Определяйте понятия, и вы избавите мир от половины его заблуждений. Р. Декарт

Виды программ ? стабильнаяавторскаяпримернаярабочая

От стабильности высшее начальное училище мужская гимназия женская гимназия реальное училище коммерческое училище

От стабильности к хаосу высшее начальное училище мужская гимназия женская гимназия реальное училище коммерческое училище единая трудовая школа

От хаоса

От хаоса к стабильности

От стабильности

От стабильности к хаосу

Переходный этап перестройка СТАБИЛЬНАЯ ПРОГРАММА АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ

Первые попытки стандартизации В. С. Леднев (1932 – 2004) ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Стандарты в образовании Математика Естественно-научные дисциплины

Объекты стандартизации УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ СТРУКТУРА ООП МТБ и УМБ ШКОЛЫ

Базисный учебный план УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ СТРУКТУРА ООП МТБ и УМБ ШКОЛЫ

Содержание обучения УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ СТРУКТУРА ООП МТБ и УМБ ШКОЛЫ

Содержание контроля и оценки УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ СТРУКТУРА ООП МТБ и УМБ ШКОЛЫ

Структура программы школы УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ СТРУКТУРА ООП МТБ и УМБ ШКОЛЫ

Условия УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ СТРУКТУРА ООП МТБ и УМБ ШКОЛЫ

Объекты стандартизации: итог УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ СТРУКТУРА ООП МТБ и УМБ ШКОЛЫ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

Сходство ? стабильнаяавторскаяпримернаярабочая

Сходство и различия ? стабильнаяавторскаяпримернаярабочая Разрабатывает учительРазрабатывает автор или группа авторов

Сходство и различия? ? стабильнаяавторскаяпримернаярабочая Разрабатывает учительРазрабатывает автор или группа авторов УтверждаетсяПроходит апробацию * * Апробация. Официальное одобрение, утверждение (лат. approbatio)

Сходство = стабильнаяавторскаяпримернаярабочая Разрабатывает учительРазрабатывает автор или группа авторов УтверждаетсяПроходит апробацию

Терминология авторскаярабочая

федеральная рабочая Терминология авторскаярабочая

Проблемы структуры

Учебная программа: традиции Содержание обучения Рекомендации по оценке Пояснительная записка цели обучения место в учебном плане общая характеристика содержания Литература для учителя для учащихся

Учебная программа: традиции и инновации Содержание обучения Рекомендации по оценке Пояснительная записка цели обучения место в учебном плане общая характеристика содержания Литература для учителя для учащихся Результаты освоения учебного предмета Содержание учебного предмета Пояснительная записка цели обучения Общая характеристика учебного предмета Место в учебном плане Тематическое планирование Описание обеспечения учебного процесса личностные метапредметные предметные

Рекомендуемая структура Содержание учебного предмета Тематическое планирование Описание обеспечения учебного процесса Пояснительная записка цели и задачи обучения общая характеристика учебного предмета место в учебном плане результаты освоения учебного предмета личностные метапредметные предметные нормативные ссылки

Содержание структурных элементов: пояснительная записка

Нормативные ссылки: последовательность 1. Международные нормативные акты 2. Конституция Российской Федерации 3. Законы Российской Федерации 4. Образовательные стандарты 5. Приказы Минобрнауки 6. Региональные нормативные акты 7. Программы 8. Локальные нормативные акты

Нормативные ссылки: описание Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М. : Просвещение, с. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // Российская Газета Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. URL:

Цели обучения

Общая характеристика учебного предмета

Ведущие идеи Свойства веществ зависят от их состава и строения, применение веществ основывается на их свойствах. Материальное единство неорганических и органических веществ. Движение познания ко всё более глубокой сущности. Обусловленность превращений веществ действием законов природы. Знание законов протекания химических процессов позволяет управлять превращениями веществ. Развитие химической науки служит интересам общества и государства и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

Ведущие идеи Свойства веществ зависят от их состава и строения, применение веществ основывается на их свойствах. Материальное единство неорганических и органических веществ. Движение познания ко всё более глубокой сущности. Обусловленность превращений веществ действием законов природы. Знание законов протекания химических процессов позволяет управлять превращениями веществ. Развитие химической науки служит интересам общества и государства и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством. Постепенное нарастание трудности учебного материала в соответствии с расширением общего, естественнонаучного и химического тезаурусов учащихся. Расширение возможностей творчества учителя в конкретизации учебного материала с учётом особенностей работы учителя благодаря значительному расширению объёма резервного времени и предоставлению права самостоятельного выбора видов химического эксперимента. Усиление деятельностной составляющей обучения, что проявилось не только в значительном расширении ученического эксперимента, но и в введении в содержание обучения химии элементов медиаобразования. Направленность содержания обучения химии на развитие познавательного интереса обучающихся и формирование у них осознанного выбора профиля обучения.

Место в учебном плане

Результаты: личностные

Результаты: метапредметные

Результаты: предметные ЦЕЛИ

Пояснительная записка: итоги Нормативные ссылки Цели и задачи обучения Общая характеристика предмета Место в учебном плане Результаты обучения Особенности рабочей программы Обоснование включения в учебный план Методы, средства и формы обучения Описание межпредметных связей Обоснование дополнений и изменений

Содержание структурных элементов: содержание обучения

Принципы отбора: научность

Принципы отбора: доступность Функция закрепления и самоконтроля реализуется в аппарате организации усвоения по отношению ко всем атрибутам фреймов, релевантных предметной области, в первом, втором и четвёртом основных отношениях дискретного и континуального текстов.

И в это время особенно звонко прозвучал светлый голос неизвестного автора сказки о бабе-яге, которая навсегда вошла в сокровищницу литературы, у которой всегда были произведения замечательного жанра, который всегда был любим народом, которого никогда не остановить на пути, по которому он всегда идёт навстречу будущему, которое никогда не смогло задушить его голос, который всегда был светлый и звонкий. Принципы отбора: доступность Функция закрепления и самоконтроля реализуется в аппарате организации усвоения по отношению ко всем атрибутам фреймов, релевантных предметной области, в первом, втором и четвёртом основных отношениях дискретного и континуального текстов.

Принципы отбора: доступность субъективна, т.к. зависит от тезаурусаобъективна, т.к. зависит от синтаксиса

Принципы отбора: системность

Принципы отбора: связь с жизнью

Принципы отбора: возможности ученика

Принципы структурирования: последовательность Каждое новое понятие возникает именно этим путем и внутри указанной последовательности. Движение от восприятия к пониманию это переход от конкретного чувственного к абстрактному, мыслимому. Восприятие Представления Понятия

Принципы структурирования: систематичность

Принципы структурирования: систематичность

Принципы структурирования: межпредметность

Способы описания содержания Перечень дидактических единиц [Химический эксперимент] Демонстрации Лабораторные опыты Практические занятия Расчётные задачи

Способы описания содержания Перечень дидактических единиц [Химический эксперимент] Демонстрации Лабораторные опыты Практические занятия Расчётные задачи Задачи изучения темы Планируемые результаты Виды деятельности учащихся [Химический эксперимент] [Расчётные задачи] [Перечень дидактических единиц] Теоретические содержание Эмпирическое содержание [Перечень дидактических единиц]

Содержание структурных элементов: календарно-тематическое планирование

Ещё раз о терминологии Планирование. Действие по глаголу планировать составлять, разрабатывать план. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова План. … 4. Определённый порядок, последовательность изложения чего-либо. Словарь русского языка. В 4-х тт. / Под ред. А. П. Евгеньевой

Виды планов учебного процесса БУП Учебный план школы 1 Учебный план гимназии 2 Учебный план лицея n Календарно- тематическое планирование по … План урока 1 План урока 2 План урока k

Планы: назначение Учебный план образовательной организации Календарно-тематическое планирование План урока Планирование учебного процесса в целом Планирование учебного процесса по предмету Планирование введения дидактических единиц

Планы: назначение, содержание Учебный план образовательной организации Календарно-тематическое планирование План урока Перечень учебных предметов Число часов по предметам и годам Учебный материал по урокам темы Цели, содержание, методы, средства, организационные формы урока Планирование учебного процесса в целом Планирование учебного процесса по предмету Планирование введения дидактических единиц

Планы: назначение, содержание, форма Учебный план образовательной организации Календарно-тематическое планирование План урока Перечень учебных предметов Число часов по предметам и годам Учебный материал по урокам темы Цели, содержание, методы, средства, организационные формы урока Планирование учебного процесса в целом Планирование учебного процесса по предмету Планирование введения дидактических единиц

Структура таблицы 10/4 11/5 12/6 Тема 3. ……………………….. (5 ч)

Структура таблицы Дата 10/ / / Тема 3. ……………………….. (5 ч) 13/ /

Структура таблицы ДатаНазвание 10/ (как будет 11/ записано 12/ в журнале) Тема 3. ……………………….. (5 ч) 13/ /

Структура таблицы ДатаНазвание Впервые вводимые понятия 10/ (как будет Умения. Знания. Новые виды деятельности 11/ записано 12/ в журнале) Тема 3. ……………………….. (5 ч) 13/ /

Структура таблицы ДатаНазвание Впервые вводимые понятия 10/ (как будет Умения. Знания. Новые виды деятельности 11/ записано 12/ в журнале) Тема 3. ……………………….. (5 ч) 13/ / ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯДОПОЛНЕНИЕ

Что делать? Региональный и локальный компоненты содержания ДатаНазвание Впервые вводимые понятия 10/ (как будет Умения. Знания. Новые виды деятельности 11/ записано [региональный, локальный компонент] 12/ в журнале) Тема 3. ……………………….. (5 ч) 13/ /

Что делать? «А начальство требует!»

Что делать? «А начальство требует!» А эти требования разумны? 1 урок = 1 акад.час

Что делать? «А начальство требует!» А эти требования разумны? 1 урок = 1 акад.час Раздел урока или его тема?

Что делать? «А начальство требует!» А эти требования разумны? 1 урок = 1 акад.час Если РК это не знания, то что..? Раздел урока или его тема?

Что делать? «А начальство требует!» А эти требования разумны? 1 урок = 1 акад.час Понятия это не знания? Если РК это не знания, то что..? Раздел урока или его тема?

Что делать? «А начальство требует!» А эти требования разумны? 1 урок = 1 акад.час Понятия это не знания? Если РК это не знания, то что..? Раздел урока или его тема? Методы Организационная форма

Что делать? А кто автор этих требований? 1 урок = 1 акад.час Понятия это не знания? Если РК это не знания, то что..? Раздел урока или его тема? Методы Организационная форма контрольная работа; проверка самостоятельной работы; практикум по решению педагогических ситуаций

Что делать? А кто автор этих требований? 1 урок = 1 акад.час Понятия это не знания? Если РК это не знания, то что..? Раздел урока или его тема? Методы Организационная форма контрольная работа; проверка самостоятельной работы; практикум по решению педагогических ситуаций чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста; составление библиографии, кроссвордов, тестирование (!?)… подготовка курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Что есть в учебном кабинете? Учебно-методическое обеспечение

УМК и УМК

Построение УМК

УМК = учебно-методический комплект учебник тетради дидактические материалы компакт-диск методические материалы

УМК = учебно-методический комплекс

Структура раздела Учебно-методический комплект Дополнительная литература методическая учебная СО на печатной основе демонстрационные раздаточные Экранные и экранно-звуковые СО диапозитивы транспаранты фильмы Технические средства обучения проекторы компьютеры устройства затемнения Натуральные объекты

Проблема выбора для учителя и её последствия для ученика

Стандарт-2004 ЕДИНОЕ образовательное пространство Российской Федерации

ЕДИНОЕ (???) образовательное пространство Российской Федерации ФГОС-2

Число программ * * Число школ по данным Росстата за 2010/11 уч. год

Что делать?

Вариант 1

Анализ существующих программ по учебному предмету 2. Разработка концепции рабочей программы 3. Написание пояснительной записки 4. Отбор содержания 5. Структурирование содержания 6. Составление календарно-тематического планирования 7. Описание обеспечения учебного процесса 8. Оформление текста программы 9. Экспертиза 10. Доработка 11. Утверждение 12. Написание завершённой линии учебников 13. Изготовление оригинал-макетов учебников 14. Экспертиза учебников в РАН и РАО 15. Печать учебников 16. Использование программы в учебно-воспитательном процессе

Вариант 2

Анализ существующих программ по учебному предмету 2. Разработка концепции рабочей программы 3. Написание пояснительной записки 4. Отбор содержания / дополнительного содержания 5. Структурирование содержания / определение места доп. содержания в курсе 6. Составление календарно-тематического планирования 7. Описание обеспечения учебного процесса / уточнение 8. Оформление текста программы /дополнений к программе 9. Экспертиза 10. Доработка 11. Утверждение 12. Написание завершённой линии учебников 13. Изготовление оригинал-макетов учебников 14. Экспертиза учебников в РАН и РАО 15. Печать учебников 16. Использование программы в учебно-воспитательном процессе

Авторские программы учебных предметов… могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования… решается на уровне образовательного учреждения. Вариант 3 с. 7

Вариант Анализ существующих программ по учебному предмету 2. Разработка концепции рабочей программы 3. Написание пояснительной записки 4. Отбор содержания / дополнительного содержания 5. Структурирование содержания / определение места доп. содержания в курсе 6. Составление календарно-тематического планирования 7. Описание обеспечения учебного процесса / уточнение 8. Оформление текста программы /дополнений к программе 9. Экспертиза 10. Доработка 11. Утверждение 12. Написание завершённой линии учебников 13. Изготовление оригинал-макетов учебников 14. Экспертиза учебников в РАН и РАО 15. Печать учебников 16. Использование программы в учебно-воспитательном процессе

Подробности Журин А. А. Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение : Учебное пособие М. : Вентана-Граф, с. [Сер. Современное образование] Лабиринт: р. + доставка Umlit.ru: р. + доставка My-Shop.ru: р. + доставка Вентана-Граф: р. + доставка