ТИПОЛОГИЯ «ТРУДНЫХ УЧАСТНИКОВ» ГРУППЫ Тип участника Характеристика поведения в группе Рекомендации по взаимодействию с «трудным участником» группы « Энергетич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Advertisements

ДЛЯ БУДУЩИХ И УЖЕ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ И ВСЕХ, КТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ, БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО ПРОВЕРИТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
МОДУЛЬ 6: КОМАНДА И РАБОТА В КОМАНДЕ. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Понять термины команда и работа в команде Изучить, как развивать доверие при работе в команде Понять.
Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда. Методические рекомендации.
Вовлеченность ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКА Работа и результаты СОТРУДНИК МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ЗНАЕТ ЧТО ДЕЛАТЬ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПАНИИ.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Психологическа я поддержка Безопасное общение с детьми.
Поделитесь проблемой! Главная Краткая история создания рубрики: Как-то разговаривая с классным наставником мы обсуждали так сказать проблемы нашей подростковой.
1 КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» МОЛОДЁЖЬ В ДЕЙСТВИИ КИЕВ МАРТ 2002 Надежда Иванова.
Работа в группе Стрелов Владимир Сергеевич, преподаватель кафедры теологии РГСУ и факультета психологии РПИ св. Иоанна Богослова, методист Отдела по делам.
Конфликты и продуктивные методы их разрешения Гулькевичский район Трикоз Алёна.
Правила поведения родителей в « трудный период » 1 Рекомендации по оказанию помощи учащимся в адаптационный период.
Инновационные технологии в работе педагога с родителями 1. Оптимизация взаимодействия с родителями: техники установления и поддержания контакта»
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Технологическая карта урока. Что значит быть готовым к уроку? Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу.
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
Романычева Н.В., ст.преподаватель кафедры РРМВ Эффективное взаимодействие в педагогическом процессе.
Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии, в том числе как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара напечатал.
Занятие 3. Десять заповедей неудачника, или Как стать счастливчиком.
Транксрипт:

ТИПОЛОГИЯ «ТРУДНЫХ УЧАСТНИКОВ» ГРУППЫ Тип участника Характеристика поведения в группе Рекомендации по взаимодействию с «трудным участником» группы « Энергетич еский чайник», «Говорун террорист», «Крикун», «Болтун » Такой участник постоянно говорит практически без остановки. Нередко «сотрясает воздух» словами только ради привлечения внимания к себе, чем сбивает остальных участников группы с общей канвы обсуждения происходящего. В своей наиболее утомительной форме это тип «крикуна» (говоруна- террориста»), который занимает доминирующее положение в группе и навязывает себя в качестве лидера в любой дискуссии. В своем более мирном, но не менее опасном варианте, это тип «болтуна» (энергетического чайника»), который, о чем бы ни шла речь, всегда утверждает, что нечто подобное с ним уже случалось. Он даже задает вопросы, только чтобы поговорить. Избегайте позитивного невербального подкрепления со своей стороны такого, как: улыбки, одобрительные кивки, жесты, когда видите, что такой участник группы начинает вести себя демонстративно, работает, что называется, а «публику». Установите каждому участнику группы лимит времени на монополию внимания в процессе групповой коммуникации. Подчеркните, что работа и внимание группы должны быть распределены равномерно между всеми участниками, например: «Я вынужден прервать тебя, другие участники тоже хотят высказаться». Обращайтесь к другим участникам группы, особенно к застенчивым, предоставляя им право говорить. Ищите конструктивные возможности перебить его. Поблагодарите такого участника или согласитесь с ним, а затем, обратив на себя внимание группы, направьте разговор в другое русло, чтобы помочь группе переключиться и продвигаться дальше к намеченной цели, а также утвердить ваше преимущество преподавателя, например: «Да, твое предложение имеет смысл. У кого еще есть предложения по этому поводу?».

ТИПОЛОГИЯ «ТРУДНЫХ УЧАСТНИКОВ» ГРУППЫ Тип участника группы Характеристика поведения в группе Рекомендации по взаимодействию с «трудным участником» группы « Энергетич еский чайник», «Говорун террорист», «Крикун», «Болтун » Переспросите, а затем переводите разговор на группу, например: «Ты сказал то-то и то-то, а как считают остальные участники группы?». Поговорите с ним во время перерыва и объясните, что вам очень приятно видеть его активное желание участвовать в работе группы, но хотелось бы дать возможность включаться и остальным членам группы. Направляйте его энергию в другое русло, полезное для участников группы, например, попросите его записывать высказываемые участниками группы идеи или наблюдать за достижением цели упражнения. Организуйте обратную связь «Говоруну» от остальных участников группы, в которой он без труда услышит негативные отклики о своем поведении. Скажите ему напрямую о том, что замечаете его и понимаете, что усматриваете в его поведении потребность во внимании, борьбу за власть в группе и неосознанную конкуренцию с вами, как с руководителем.

ТИПОЛОГИЯ «ТРУДНЫХ УЧАСТНИКОВ» ГРУППЫ Тип участника группы Характеристика поведения в группе Рекомендации по взаимодействию с «трудным участником» группы Конспиратор «Шептун- Провокатор Основная характеристика: практически не может действовать в одиночку, разве что бурча себе под нос что-то по поводу происходящего на занятии. Для успешной работы такому учащемуся необходимо объединить усилия еще с одним или несколькими родственными по духу учащимися группы. В момент, когда они объединены своей частной дискуссией, не обращают практически никакого внимания на руководителя и то, что происходит вокруг. Если вам кажется, что это не сиюминутная (а не постоянная!) поведенческая реакция, то проигнорируйте учащегося и смело работайте дальше по своему плану. Если нет, то перестаньте говорить, и посмотрите на них так, чтобы им стало понятно, что они отвлекают группу и мешают вам сосредоточиться на работе. Если этого не происходит, выдержите паузу, часто кто-нибудь из группы начинает призывать их к вниманию вместо вас. Спросите их, есть ли у них вопрос, который они хотели бы и могли бы обсудить с группой. Или признайте важность их разговора и скажите, что у них будет для него перерыв. Используя имя одного из «Конспираторов», сформулируйте некий содержательный вопрос всей группе, ответить на который предстоит всем, начиная с него, например, «Скажите, пожалуйста, как, по мнению каждого из вас, можно было бы по-другому справится с заданием, еще лучше? Начнем с Владимира». Также, как и в ситуации с «Говоруном», для «Шептунов» можно организовать обратную связь от остальных участников группы, которая также, скорее всего будет иметь негативный оттенок. Важно только удерживать процесс организации обратной связи в конструктивном ключе.

ТИПОЛОГИЯ «ТРУДНЫХ УЧАСТНИКОВ» ГРУППЫ Тип участника Характеристика поведения в группе Рекомендации по взаимодействию с «трудным участником» группы «Весельчак» «Шут» «Паяц» «Весельчак» вызывает улыбку на лицах окружающих своим поведением, и всегда можно рассчитывать, что у него припасена веселая шутка на любой случай. В действительности, именно его способность находить смешное в любой ситуации, постепенно (но уверенно!) превращает его в «Шута» и «Паяца», вызывая раздражение остальных участников занятия, настроенных на серьезную работу. Используйте «Весельчака» по прямому назначению – если с вашей подачи, то, он сможет разрядить обстановку тогда, когда это действительно требуется. В тот момент, когда «Шут» намеренно готовит почву для шутки или байки, объясните ему, что это сейчас неуместно, а возможность развлечь группу, ему представится в течение перерыва. Другой способ – использование влияния группы для создания условий, в которых «Шуту» не захочется делать необдуманные действия. Постарайтесь увязать его шутки, забавные примеры из жизни, с реальным содержанием вашего занятия. Если его шутки совершенно неуместны, и очевидно являются способом конкурировать с вами за внимание группы или кого-то из участников, скажите «Шуту» об этом прямо, а также выдержите уверенный, спокойный и конструктивный тон при общении с ним.

ТИПОЛОГИЯ «ТРУДНЫХ УЧАСТНИКОВ» ГРУППЫ Тип участника Характеристика поведения в группе Рекомендации по взаимодействию с «трудным участником» группы «Великий ворчун» «Злюка» «Нытик» Поведение такого участника может меняться от практически полного молчаливого неучастия, как говорится, «ворчания себе под нос», вплоть до постоянных жалоб (и тогда он рассматривает каждую дискуссию в процессе работы как возможность обнародовать жалобы о своем окружении, о друзьях, одноклассниках и т.д.). На самом деле, это может быть недовольство чем угодно. Если дать такому человеку шанс говорить «о наболевшем», его негативизм может полностью подавить энтузиазм остальной части группы. Первое слово отдайте «Ворчуну». Позвольте ему выговориться и двигайтесь дальше, например: «Я вижу, для тебя это важно. Давай сейчас мы отведем ровно три минуты, чтобы это обсудить, а потом отложим этот вопрос до окончания занятия. Поверните проблему другой стороной и спросите «Нытика», что он хотел бы с ней сделать и какие действия предпринял бы для ее решения. Может оказаться, что все же есть простое решение, а в таком случае, почему бы ему не заняться его осуществлением. Примите позитивное, альтернативное решение, сводящее проблему «Злюки» к минимуму, например, обращаясь к группе в процессе выполнения упражнения, в котором «Злюка» жалуется на то, что его не слушают: «Если вам сложно договорится с друг другом при помощи слов, давайте попробуем выполнить это же задание вообще без слов, по очереди договариваясь друг с другом только жестами и мимикой».

ТИПОЛОГИЯ «ТРУДНЫХ УЧАСТНИКОВ» ГРУППЫ Тип Характеристика поведенияРекомендации по взаимодействию Фома неверующий Циник Критик Скептицизм «Фомы» распространяется на всё: он не верит в успех группы и свой собственный, будучи «Циником», обесценивает комментарии и поддержку руководителя. Критик всегда, при каждом удобном случае, критикует чужие предложения выдвигая множество аргументов «против» зачастую неадекватных. Шаг за шагом добивайтесь принятия идеи. Сначала придите к соглашению о том, что если идея или процесс окажутся применимыми (реализуемыми) и полезными, потраченное на обучение время оправдается. Если вы достигнете согласия в этом вопросе, следующим шагом будет предложение «Фоме неверующему» пойти на то, чтобы отложить свои суждения до завершения упражнения (занятия), когда можно будет оценить конечный результат, например, на заявление «Критика» – «Это нереально!!!»: «Предлагаю попробовать. У вас будет возможность убедиться в реальности выполнения этого задания в процессе упражнения, после чего мы обсудим наши результаты». Используйте свой авторитет руководителя – просто скажите «Фоме неверующему»: «Я понимаю твою тревогу, но сейчас пока просто поверь мне. Всё получится!» Обязательно в начале занятий примите с группой правило «Критикуешь – предлагай!» и возвращайтесь к нему в течении всей работы, особенно, когда в группе прижился «Критик».

ТИПОЛОГИЯ «ТРУДНЫХ УЧАСТНИКОВ» ГРУППЫ Тип Характеристика поведения в Рекомендации по взаимодействию Эксперт Умница Умница часто занимает позицию активного наблюдателя – эксперта, старается подмечать ошибки тренера: реальные и не существующие. Любит спорить с руководителем и другими участниками. Ему важно показать свои знания. В своей речи он нередко использует термины, сложные фразы, цитаты. Поблагодарите «Эксперта» за замечания, позитивно оценив их, и двигайтесь дальше по программе в русле темы, например: «Спасибо тебе за знания, которыми ты поделился с нами. А теперь приступаем к следующему заданию». Обратитесь за помощью к «Умнице» в какой-то ситуации, например: «Мне нужна помощь для того, чтобы следующее упражнение получилось наиболее эффективным. Володя, могу я рассчитывать на тебя как на «Эксперта?». Предложить провести какое-либо упражнение, подсказать или продолжить тему, например: «Володя, ты не мог бы сейчас провести какую-нибудь игру на знакомство?». Когда в группе уже сформировалась достаточно безопасная и доброжелательная атмосфера, а авторитет руководителя уже сомнению не подвергается, можно искренне, по-доброму сказать «Эксперту», что не очень понимаете, зачем он так явно с вами конкурирует, что у вас с ним в группе разные задачи.

ТИПОЛОГИЯ «ТРУДНЫХ УЧАСТНИКОВ» ГРУППЫ Тип участника Характеристика поведения в группе Рекомендации по взаимодействию с «трудным участником» группы Молчун Цветочек Молчун не включён в работу, он, как говорится, «витает в облаках», рассеян, чаще молчит, чем говорит. Не всегда понятно о чём и в каком контексте такой «Цветочек» говорит. Побеседуйте с «Молчуном» в перерыве, протранслируйте то, что его не хватает, как участника. Постарайтесь намеренно обращаться к «Молчуну» и задавать ему вопросы процессе своей работы.