Государственная программа поддержки заемщиков ипотечных жилищных кредитов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственная программа поддержки заемщиков ипотечных жилищных кредитов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Advertisements

Государственная программа поддержки заемщиков ипотечных жилищных кредитов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
ОАО «АРИЖК» 2010 Государственная программа поддержки заемщиков ипотечных жилищных кредитов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Москва, 2010 г. Первый заместитель генерального директора ОАО «АРИЖК» Е.В.Чепенко Рефинансирование проблемных и реструктурированных кредитов.
ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» Андрей Языков Генеральный директор Реструктуризация ипотечных жилищных кредитов.
«Реструктуризация ипотечных жилищных кредитов(займов)» ОАО «Свердловское агентство ипотечного жилищного кредитования» 2009г.
ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» Евгений Чепенко Заместитель Генерального директора Реструктуризация ипотечных жилищных.
ОАО «АРИЖК», 2012 г. Активная реструктуризация ипотечных жилищных кредитов.
Реструктуризация ипотечных жилищных кредитов. Реструктуризация: цели 1.Социальная защита предоставить поддержку тем слоям населения, которые не смогут.
Опыт ПАИЖК по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов Кузнецова Екатерина Викторовна, Специалист клиентского отдела Октябрь 2010.
Доступность ипотеки в 2012 году 11 апреля 2012 г..
Программы поддержки заемщиков Москва, Программа реструктуризации ипотечных кредитов в гг. Основные условия программы: независимость от.
Программа реструктуризации ипотечных кредитов. Стандарт реструктуризации. Порядок взаимодействия по программе реструктуризации Обслуживание и реструктуризация.
Антикризисные меры в области ипотеки. Российский опыт. Цюрих, марта 2010 г. Российский экономический и финансовый форум.
1 Развитие рынка ипотеки: Итоги 1 полугодия 2010 года, прогнозы на среднесрочную перспективу. Приоритеты деятельности АИЖК. Заместитель Генерального директора.
Развитие рынка ипотечного кредитования Сбербанком России в 2009 г. – 2010 г. Москва, 2010.
Александр Семеняка, генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Итоги и перспективы развития ипотечного жилищного кредитования.
Управление проблемной задолженностью в банках 2 декабря 2009 года О.М. Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России Эксперт Комитета Госдумы.
1 Поддержка рынка ипотеки Олег Иванов, Эксперт Комитета по финансовому рынку Государственной Думы, Вице-президент Ассоциации региональных банков России.
ПРОДУКТОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДДЕРЖКИ ИПОТЕЧНЫХ ЗАЕМЩИКОВ 16 ОКТЯБРЯ 2012 ПРОДУКТОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДДЕРЖКИ ИПОТЕЧНЫХ ЗАЕМЩИКОВ ОЛЬГА ДОКУЧАЕВА Заместитель.
Транксрипт:

Государственная программа поддержки заемщиков ипотечных жилищных кредитов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

Антикризисные меры Правительства РФ Поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса. Правительство Российской Федерации совместно с банками и АИЖК проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для граждан, оказавшихся в трудном финансовом положении. В декабре 2008 года ОАО АИЖК было поручено казать поддержку гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Для этих целей ОАО АИЖК: 1.Создало специализированную компанию ОАО «Агенство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» 2.Выделило 30 млрд рублей ( 5 млрд перечислено в АРИЖК, 25млрд – резерв) 3.Создало комплект публичных документов (Стандарт реструктуризации) Первый приоритет первоочередных мер Правительства РФ - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала.

Государственная программа реструктуризации: цели 1.Социальная защита предоставить поддержку тем слоям населения, которые не смогут найти средства для сохранения текущих платежей по ипотеке 2. Сохранение и развитие института ипотеки Возможность реструктуризации – ключевой элемент психологической поддержки ипотеки как многолетнего финансового обязательства; Возможность проведения взыскания без роста социальной напряженности в регионах. 3. Стабилизация предложения недвижимости на рынке реструктуризация позволит не допустить массовой конфискации недвижимости и как следствие, выброса конфискованного жилья на рынок; 4. Ликвидность банковскому сектору Средства, выделяемые заемщикам в конечном счете возвращаются в банковскую систему.

Принципы государственной программы реструктуризации Частно-Государственное партнерство (ЧГП) 80-85% рисков остается в частном бизнесе % (старших рисков) переходит к государству Содействие созданию собственных программ реструктуризации кредиторов Фиксированный период помощи – время для поиска работу ( восстановление дохода ) 12месяцев, равный удвоенному максимальному периоду поиска работы Независимость от Стандарта кредитования реструктуризации подлежат кредиты выданные любым кредитором, по любым стандартам, по любой формуле процентной ставки Социальная направленность программы ограничения по доходам заемщиков, размеру и стоимости квартиры Возвратность и срочность Все выданные средства заёмщику необходимо вернуть, но дополнительная нагрузка на заемщика по окончанию периода помощи не превышает +15% к платежу по ипотечному кредиту. Средства выделяются на фиксированный срок, но срок возврата больше или равен остатку срока по ипотечному кредиту Платность необходимость уплаты процентов за предоставленные средства, но средства выделяются по ставке не выше, чем по основному ипотечному кредиту, а нагрузка на заемщика в период помощи снижается в раз. Постоянная работа по совершенствованию инструментов поддержки граждан ввиду того, что это первый ипотечный кризис для России, сбор и обобщение замечаний, внесение изменений в Стандарт Реструктуризации проводятся на постоянной основе.

Реструктуризация: западный опыт и российская практика ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: Выкуп с дисконтом ААА мин. 25%, остальные мин 50% Выкуп кредита с дисконтом, реструктуризация на своем балансе, перепродажа новому инвестору. Государственные программы для Кредиторов Государственные программы для заемщиков Программы инвестбанков для Кредиторов ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: Жесткие социальные ограничения В США предельный размер $ 729к, в UK £400к Обязательства заемщика А) Обязанность заемщика платить (в UK заемщик должен платить не менее 31% дохода) В) Ограниченность срока помощи РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА: Ср. социальные ограничения А) 3 прожит. мин. на чел., ограничения размера жилья и цены 1кв.м. В) Срок поддержки равен удвоенному сроку поиска работы ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: В основном для кредиторов, имеющих гос.обязательства Выкупаются кредиты, имеющие гос.страховки или иные обязательства Требования к действиям кредитора Кредитор должен подтвердить, что предпринял все меры для попытки восстановить платежеспособность заемщика Разделение и упреждение рисков в западной практике (различные виды страхования (ипотечное, потери заработка и т.п.)) существенно снижают риски кредиторов и снижают необходимость использования гос.программ Для России – это первый ипотечный кризис. К началу кризиса отсутствовала практика реструктуризации обязательств заемщиков и контроль со стороны государства (страховщиков) за данной деятельностью. 8

История изменений Правил реструктуризации АИЖК/АРИЖК Правила реструктуризации были утверждены в декабре 2008 г. В течение первого полугодия 2009 г. в Правила было внесено 2 существенных изменения, расширяющих границы допуска Заёмщиков к Программе реструктуризации В сентябре 2009 г. в Правила внесены существенные изменения: 1.Распространение Программы на кредиты (займы), выданные до (ранее было до ) 2. Распространение Программы на кредиты, предоставленные с целью осуществления кап. ремонта и/или неотделимых улучшений жилых помещений (ранее было только с целью приобретения жилья) До 30% кредитов (займов) предоставлялось на кап.ремонт и/или неотделимые улучшения жилых помещений под залог жилых помещений (согласно ст. 78 Закона 102-ФЗ заёмщики по таким кредитам также имеют риск утраты единственного для проживания жилья)

За 11 месяцев, в течении которых в стране работает государственная программа помощи проблемным ипотечных заемщиков, только в АРИЖК обратилось около 40 тысяч людей за консультацией АРИЖК получило более 6000 заявлений от заемщиков, более 4000 заявок одобрено. Но реально в РФ совместно банками и АРИЖК реструктурировано около 35 тысяч ипотечных кредитов В России невысокая финансовая грамотность населения. Практика 1-го ипотечного кризиса показала, что около 50% заемщиков при уменьшении дохода и возникновении проблем с выплатами по кредитам, начинают прятаться от кредитора и тем самым усугубляют свою проблему по возврату ипотечной задолженности. В результате, с судах находится порядка заемщиков, части из которых АРИЖК не успело помочь из-за ускоренной процедуры взыскания со стороны кредиторов (банков) Всего на сегодняшний день около – ипотечных кредитов, которые находятся в стадии «активных» проблем (обращение взыскания или существенное изменение графика исполнения обязательств), то есть требуют активных мер поддержки Таким образом, деятельность АРИЖК обеспечила создание нового рынка – рынка реструктуризации. В результате заемщики получили как саму возможность реструктурироваться, так и конкуренцию программ, возможность выбрать лучшую. Изменилась ментальность кредиторов – от политики агрессивного взыскания они перешли к «работе с заемщиком» по его восстановлению. Итоги реструктуризации в 2009 году 7

Итоги реструктуризации ипотечных кредитов (за 11 месяцев действия антикризисной программы) АРИЖК Консультации ~ шт. БАНКИ Самостоятельно реструктурировали около 2%-5% ипотечного портфеля (около ипотечных кредитов). Проблема следующего этапа – значительное ускорение кредиторами подачи дел в суды о проведении взысканий. Низкая финансовая грамотность населения приводит к тому, что в судах уже более дел о выселении. Кто обращается за реструктуризацией ВОЗРАСТМужчина 37, Женщина 35 лет СЕМЬЯиз 3-х человек (супруг, 1реб.) СФЕРА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ торговля/ услуги населению ПРИЧИНА ОБРАЩЕНИЯ снижение доходов ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТсрок: 17 лет ставка: 13,4% платеж: рублей Причина обращенийСфера трудовой деятельности заемщика

Мотивация банков к запуску собственных программ реструктуризации Минимальное увеличение резерва Отсутствие признаков ухудшения качества ипотечного портфеля Сохранение рейтингов Сохранение нормативов ОТКАЗ БАНКОВ ОТ УЧАСТИЯ В ГОС-ОЙ ПРОГРАММЕ БАНКИ ПРОВОДЯТ НА БАЛАНСЕ «СКРЫТУЮ» РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ПО СОБСТВЕННЫМ ПРОГРАММАМ КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОБЛЕМ Искажение отчетности (нормативов) Отсутствие у банков доходов и возврата предоставленных средств (по «проблемным» кредитам) Потребность в дополнительном финансировании (реструктуризация влечет отвлечение ресурса) РЕЙТИНГИ БАНКА Объем реструктурированных ипотечных кредитов отражает качество ипотечного портфеля банка Раскрытие информации (в т.ч. АРИЖК перед гос.органами) об объеме реструктурированных ипотечных кредитов банка может повлечь ухудшение рейтингов банка (как следствие отток вкладчиков, инвесторов) «ОГРАНИЧЕННОСТЬ» РЕСТРУКТУРИРОВАННОГО КРЕДИТА Государственная программа реструктуризации предполагает 2 залогодержателя: банк и АРИЖК «Брак кредита» (два залогодержателя) не позволяет банку управлять кредитом (рефинансирование, секьюритизация). УХУДШЕНИЕ НОРМАТИВОВ и СУЩЕСТВЕННЫЙ РОСТ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ Требования регулятора: увеличение размера резерва при реструктуризации кредита (в среднем в 50 раз) Ухудшение нормативов банка 10

Влияние программы реструктуризации на рынок Программа реструктуризации обеспечила формирование нового рынка и его поддержку «снизу» «Правила реструктуризации» фактически задали «Правила поведения» на целом сегменте – «реструктуризация ипотеки». В результате выиграли все участники: Заемщики - ВОЗМОЖНОСТЬ реструктуризации, конкуренция программ и возможность выбора программы. Государство – прекращение агрессивной кампании по проведению взысканий со стороны банков, снижение социальной напряженности, экономия миллиардов бюджетных средств (минимум 5-6 млрд. руб.). Рынок – сохранение частной инициативы в данном секторе, в том числе право банков осуществлять собственные программы или воспользоваться поддержкой АРИЖК. Банки – (в меньшей степени, так как в основном заинтересованы в реструктуризации по собственной программе) при необходимости могут воспользоваться программой помощи АРИЖК и улучшить ликвидность. Программа реструктуризации АИЖК/АРИЖК выступает индикатором качества при разработке банками СОБСТВЕННОЙ программы реструктуризации ГОСУДАРСТВО ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ (ЭКОНОМИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ) ОБЕСПЕЧИЛО ПОДДЕРЖКУ ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ ЧИСЛУ ГРАЖДАН ДОЛЯ АРИЖК В ОБЪЕМЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ 10-15% 12

Несмотря на отмечаемые многими экспертами признаки стабилизации Российской экономики реального улучшения ситуации не происходит: 1)Увеличение денежной массы (М2) не привело к росту кредитования экономики Рост фондовых рынков не является характеристикой улучшения положения дел в реальном секторе экономики, а значит, негативные факторы, влияющие на доходы населения, остаются. 2)Сокращение доходов граждан По прогнозам Всемирного Банка в результате финансового кризиса граждане России вряд ли восстановят свои доходы в полном объеме. В результате число граждан, находящихся за официальной чертой бедности, увеличится с 7,5 млн. до 24,6 млн. человек. В основном это произойдет за счет среднего класса (основной сегмент ипотечных заёмщиков), который сократится до 6,2 млн. человек. 3) Снижение цен на жилье и рост размера обязательства Вполне вероятно формирование нового очага социальной напряженности, когда заемщик и лишается первоначального взноса, и платежей, которые осуществлял все годы существования своего кредита, и права собственности на жилье, и остается должен кредитору. 4) Завершение периода первичной реструктуризации В конце 2009 – начале 2010 гг. завершается период помощи, предоставленный ипотечным заёмщикам банками или ОАО «АРИЖК». Возможно, в отдельных регионах или отдельные категории граждан по объективным причинам не смогут восстановить свою платежеспособность. 5) Проблема освобождения жилья (переселенческий фонд) В большинстве муниципалитетов отсутствуют жилые фонды специального назначения, которые можно было бы использовать для выселения заемщиков, не восстановивших свою платежеспособность. Предпосылки к продлению программы реструктуризации 11

Предпосылки к продлению программы реструктуризации МОНОГОРОДА В России более 350 монопрофильных населенных пунктов 17 моногородов считаются кризисными, в 60 моногородах проблемы могут обостриться в ближайшее время При закрытии градообразующего предприятия и сокращении работников ипотечные заёмщики практически не имеют возможности восстановить свой доход При небольших объемах ипотеки в моногородах отсутствие эффективной поддержки может оказать крайне негативное влияние на социальную обстановку в стране и привести к существенному росту социальной напряженности 12

Рост просрочки по ипотеке Основная причина возникновения просроченной задолженности - снижение платежеспособности ипотечных заёмщиков в связи с: 1.Потерей работы (официальная безработица); 2.Частичной/полной потерей дохода (скрытая безработица); 3.Увеличением платежа по кредиту (в связи с изменением курса рубля и/или базы по плавающей процентной ставке) По данным ЦБ РФ просроченная задолженность по ипотеке выросла в первом полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в 4,9 раза в рублях - до 17,2 млрд. руб., и в 5,2 раза в иностранной валюте – до 11,4 млрд. руб. ЦБ оценивает кредиты по Российской системе бухгалтерской отчетности – учитывается только просроченные платежи заёмщиков, при этом «тело кредита» в просроченной задолженности не учитывается. Т.е. просрочка кредитов по отчетности ЦБ на самом деле не отображает весь масштаб проблемы. По оценкам АРИЖК общее количество проблемных ипотечных кредитов, требующих активных мер поддержки, около штук, таким образом «проблемная задолженность» – составляет не менее 90 млрд. руб. 13

Рынок труда и платежеспособность заёмщиков Российский рынок труда в 2009 году характеризуется следующими тенденциями: Рост безработицы. На 1 сентября 2009 уровень безработицы - 7,8% (рост по сравнению с августом 2008 г. - 3%) Сокращение рабочего времени. неполная рабочая неделя отпуска без сохранения з/п отпуска с частичным сохранением з/п Сокращение фонда оплаты труда. - 30% + 15% 55 т.руб. Доход Заемщика Платеж по ИЖК Нахождение новой работы (частичное восстановление дохода) Снижение дохода и поиск работы (период помощи) Платеж = 24 тыс.руб. (44% от дохода) Платеж = 27,6тыс.руб. (72% дохода) 27,6тыс.руб. (72% дохода) менее 3-х ПМ Платежи до снижения дохода До снижения дохода После восстановле ния дохода Доход Заемщика 55 тыс.руб.38,5 тыс.руб. Платежи по кредиту 24 тыс.руб.27,6 тыс.руб. Остаток денежных средств после платежей по кредиту 31 тыс.руб.10,9 тыс.руб. П/Д (отношение платежа к доходу) 44%72% Платежеспособность заёмщика 14

Снижение цен на недвижимость и рост просрочек Снижение цен на недвижимость и рост просрочек 1.Падение цен на жилье, и как следствие, стремление кредиторов себя подстраховать и начать ускоренную процедуру взыскания 3. Длительность сроков реализации недвижимого имущества (до 18 месяцев) и несостоявшиеся торги в связи с отсутствием спроса – увеличивает задолженность заёмщика перед кредитором 4. Низкая финансовая грамотность населения приводит к тому, что 55% заемщиков, столкнувшиеся со сложностями с обслуживанием кредитов, прячутся от своих кредиторов, вынуждая кредитора к активным действиям. Таким образом, снижение обеспеченности ипотечного кредита и неправильное поведение заемщиков подталкивает кредиторов (банки) как можно быстрее начать процедуру взыскания, не тратя время на реструктуризацию ипотечных кредитов. 2. Рост задолженности в рублевом эквиваленте на 20%- 50%: по валютным ипотечным кредитам (займам), кредитам (займам) с плавающей процентной ставкой, при том, что стоимость недвижимого имущества снижается. 15

Долг заемщика Реализация жилья (залога) Приобретение жилья Сумма кредита Взаимозачет Потери заемщика ПВ Обращение взыскания не позволяет погасить задолженность заёмщика перед кредитором и таким образом: И ЗАЁМЩИК И лишается права собственности на жилое помещение И И лишается внесенного первоначального взноса И И лишается денежных средств, которые он вносил в погашение кредита и процентов по нему И И остается должным кредитору Все это формирует новый очаг напряженности в отдельных регионах Падение цены жилья 16

ВОЗМОЖЕН. Необходимо решить следующие вопросы 1. Возможность дисконта при выкупе кредита. Необходимо сформировать публичное правило расчета справедливой стоимости «проблемного кредита» Источники финансирования (существенный рост необходимого объема гос.поддержки) 2. Обмен «проблемного пула» на «качественное обязательство» по номиналу (или минимальным дисконтом). Какова срочность, доходность и надежность «качественного обязательства» (от 15 лет, не более 2/3 ставки ЦБР) Каким образом регулировать «отклонение параметров проблемного пула» (как вариант, частичное денежное участие или дисконт по «качественному активу»). Возможен ли в РФ переход к поддержке кредиторов ИЖК? не является офертой

Для разработки возможного продукта нам необходимо понимание позиции банковского сообщества и предварительные заявки на адрес ПАРАМЕТРЫ ПУЛА ПРОБЛЕМНЫХ ИЖК и его справедливая оценка Дюрация. Средняя ставка Средний LTV и т.п. ОЖИДАЕМЫЕ параметры «качественного актива» и «приемлемый размер дисконта» Приемлемый срок обращения «качественного актива» (ценной бумаги) Приемлемый купонный доход «качественного актива» (ценной бумаги) Приемлемый дисконт «качественного актива» (ценной бумаги) при расчете отклонений передаваемого «проблемного пула ИЖК» ТРЕБОВАНИЯ к ПУЛУ ПРОБЛЕМНЫХ ИЖК Реструктуризация по параметрам близким к АРИЖК Параметры кредита (в постльготный период) близки к параметрам АИЖК Кредит ОБСЛУЖИВАЕТСЯ, т.е. график платежей приведен в соответствие с финансовыми возможностями заемщика Вопросы к обсуждению не является офертой

1.«Повторные дефолты» для ранее проведенных реструктуризаций. Коммерческие кредиторы и АРИЖК совместно реструктурировали более кредитов. В случае невосстановление заемщиком платежеспособности, повторная реструктуризация – нецелесообразна (существенный рост нагрузка на заемщика по окончании льготного периода) 2. Социальная напряженность по кредитам, находящимся в стадии судебного производства В судах более исков (некоторые банки ускорили обращение взысканий) При снижении цен на недвижимость заемщик лишается и первоначального взноса, и платежей по ипотеке за историю кредита, и квартиры – и еще остается «должным банку». В регионах отсутствуют жил.фонды, позволяющие «принять» граждан, потерявших жилье, но нуждающихся в нем. РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ: 1.Поддержка заемщиков, которые не смогли восстановиться в результате проведенной реструктуризации 2.Поддержка заемщиков, по которым уже идут судебные процедуры, но социальная поддержка для них – важна (напр, моногорода) Необходимость новых схем реструктуризации 11

Классификация видов реструктуризации в 2010 году ПЛАТНАЯ ПОМОЩЬ ЗАЁМЩИКУ В итоге долговая нагрузка Заемщика возрастает ПОМОЩЬ ЗАЁМЩИКУ ЗА СЧЁТ КРЕДИТОРА Реструктуризация без увеличения долговой нагрузки ПОМОЩЬ: 1.МУНИЦИПАЛИТЕТАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ ФОНДОВ 2. ЗАЁМЩИКУ ПО ЗАКРЫТИЮ ВСЕХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД КРЕДИТОРОМ Требования: Кредиты (займы), Заёмщики и жилые помещения должны отвечать требованиям Правил реструктуризации Кредиты (займы), Заёмщики и жилые помещения должны отвечать требованиям Правил реструктуризации с учетом дополнительных ограничений: Кредит должен быть реструктурирован население моногородов семьи с несовершеннолетними детьми Инвалиды, Ветераны ВОВ и семьи, в составе которых есть инвалиды, Ветераны ВОВ «молодые семьи» (возраст супруга не более 30 лет) 1. Наличие решения суда об обращении взыскания на предмет залога 2. Выкупаются жилые помещения – предметы залога, по кредитам (займа), выданным, в т.ч. социально незащищенным слоям населения: население моногородов семьи с несовершеннолетними детьми Инвалиды, Ветераны ВОВ и семьи, в составе которых есть инвалиды, Ветераны ВОВ «молодые семьи» (возраст супруга не более 30 лет) Заёмщики и жилые помещения должны отвечать требованиям Правил реструктуризации с учетом дополнительного ограничений: Выкуп АРИЖК реструктурированных кредитов Отложенные для государства обязательства во времени Независимость АРИЖК от кредитора – возможность предложить оптимальные условия реструктуризации Выкуп АРИЖК предметов залога для передачи собственность муниципалитетов Решение социальных проблем по перемещению несостоятельных заемщиков Формирование переселенческого фонда Решения: Инструменты и результаты: 20 Стабилизационный заём Отвлечение государством денежных средств СЕЙЧАС Поддержка не может быть оказана заёмщикам, по которым досрочно истребована задолженность по кредиту, подан иск в суд, вынесено судебное решение

Эффективность модели «обмен активов». Для Кредитных организаций 1.Снятие риска принятия политических решений по проблемным кредитам. Вопрос крайне важен для пост-кризисного рынка, так как неэкономические решения по реструктуризации могут отпугнуть инвесторов. 2.Реальная ликвидность ипотечному рынку, За счет возможности замещения облигации на денежные средства Кредитор получает сразу свыше 90% от размера кредита (в текущей схеме – около 1% в месяц) 3.Реальная помощь кредитным организациям по улучшению нормативов (только при облигации с ГОС.ГАРАНТИЕЙ). «Проблемный актив» замещается на «Высоконадежный». Облигация БЕЗ гос.гарантии не решает проблему с резервированием и высвобождением капитала. Облигация БЕЗ гос.гарантии влечет риск исключения ее из ломбардного списка ЦБР 4.Возможность перевода валютных кредитов в рублевые. По формуле и ставке АИЖК. 4.Ликвидация текущего убытка и новые возможности по расширению кредитования Неработающий кредит фактически приносит убыток. Замена на качественную бумагу позволит вновь оживить кредитование. Для банка схема безубыточна при ставке купона от 5% годовых 14

Новые виды реструктуризации (деление активов по качеству) Новые виды реструктуризации (деление активов по качеству) Ипотечный кредит РЕСТРУКТУРИРОВАН Кредит НЕ ОБСЛУЖИВАЕТСЯ заемщиком НИЗКОдоходное обязательство - это «заградительная» мера для предотвращения действий залогодержателя по обращению взыскания, влекущих социальную напряженность «стимулирующая» мера для реструктуризации кредитором ипотечного кредита СНИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Рекомендуемая зона для применения схем Кредит ОБСЛУЖИВАЕТСЯ заемщиком Обмен на долгосрочное СРЕДНЕдоходное обязательство Или Оплата денежными средствами: -с применением бухгалтерского дисконта ( 25-30% ) - в рассрочку (возникновение экономического дисконта %) Обмен на долгосрочное НИЗКОдоходное обязательство Или Оплата денежными средствами с применением бухгалтерского дисконта (50-75%) 15

ВАЖНО! Последствия запуска модели обмен активов на данном этапе: Прекращение работы судов – основы для инвесторов Обмен активов по недоказанным размерам штрафов/% (доказательство в суде – это определение судом справедливой суммы требований кредитора к заемщику по ипотечному кредиту) АРИЖК должен будет выкупать дефолтные кредиты (создается банк плохих долгов) АРИЖК НЕ БУДЕТ УЧАСТВОВАТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ АРИЖК – не «банк плохих долгов» ВАЖНО! Реструктурированный кредит дефолтный кредит Реструктурированный кредит = кредит, по которому график платежей приведен в соответствие с текущей платежеспособностью заемщика, и график отличен от первоначального. ДЕФОЛТНЫЕ КРЕДИТЫ НЕ ВЫКУПАЮТСЯ (БАНК ПЛОХИХ ДОЛГОВ НЕ СОЗДАЕТСЯ) АРИЖК – не «банк плохих долгов» ВАЖНО! Судом определена справедливая сумма требований кредитора к заемщику по ипотечному кредиту Выкупается предмет ипотеки Не прекращается работа судов – основа для инвесторов ДЕФОЛТНЫЕ КРЕДИТЫ НЕ ВЫКУПАЮТСЯ ВЫКУПАЕТСЯ ПРЕДМЕТ ЗАЛОГА ЖИЛЬЕ (БАНК ПЛОХИХ ДОЛГОВ НЕ СОЗДАЕТСЯ) Рекомендуемая зона для применения схем Кредит ОБСЛУЖИВАЕТСЯ заемщиком Кредит НЕ ОБСЛУЖИВАЕТСЯ заемщиком Ипотечный кредит РЕСТРУКТУРИРОВАН 16

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КРЕДИТА НА СВОЕМ БАЛАНСА увеличение срока льготного периода изменение в льготный период графика платежей (платеж адекватен финансовому состоянию заёмщика) увеличение срока кредита уменьшение процентной ставки по кредиту ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ При восстановлении заемщиком платежеспособности (+контрольный срок) АРИЖК продает кредит в АИЖК в соответствии со Стандартом АИЖК для его возможного участия в секьюритизации МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ АРИЖК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИНЯТОЙ ПОЛИТИКИ при невосстановлении заемщиком Взыскание (для регионов с растущим спросом) Содействие трудовой миграции (схемы по переселению) Дальнейшая модификация программы реструктуризации (Западный опыт: дешевле поддерживать платежеспособность заемщика, чем обеспечивать решение его социальных проблем при выселении) Управление АРИЖК приобретенным активом Управление АРИЖК приобретенным активом 17 ПРИ АКТИВНОЙ РАБОТЕ С ЗАЕМЩИКОМ

Меры по стимулированию добросовестных Заемщиков Восстановление платежеспособности «Возвращение в график платежей» Досрочное погашение платежей по кредиту Дополнительные меры предполагают возможное снижение процентной ставки по кредиту вплоть до ставки рефинансирования Банка России в случаях: I.Отсутствия просрочек по кредиту. II.Трудоустройства заёмщика и восстановления доходов. III.Досрочного погашения платежей по кредиту. Заемщик АРИЖК АРИЖК будет применять дополнительные меры по стимулированию добросовестных заемщиков к восстановлению платежеспособности и возвращению к нормальной платежной дисциплине по погашению ипотечного кредита 25

Реструктуризация в региональном разрезе Центральный ФО: 73/23/50 Ип.кредитов – 252 тыс.шт. Моногородов - 20 Южный ФО: 49/18/ 31 Ип.кредитов – 57 тыс.шт. Моногородов - 6 Приволжский ФО: 111/24/87 Ип.кредитов – 126 тыс.шт. Моногородов - 36 Северо-Западный ФО: 39/12/27 Ипотечных кредитов – 93 тыс.шт. Моногородов - 21 Уральский ФО: 49/7/42 Ип.кредитов – 107 тыс.шт. Моногородов - 45 Сибирский ФО: 68/19/49 Ипотечных кредитов – 121 тыс.шт. Моногородов - 24 Дальневосточный ФО: 33/9/24 Ипотечных кредитов – 28 тыс.шт. Моногородов - 10 Всего по РФ: Агентская сеть (всего) – 422; Количество агентов– 112; Количество филиалов – 310. По состоянию на Обозначения: Агентская сеть (всего)/Количество агентов / количество филиалов Кол-во ипотечных кредитов – оценка АРИЖК на основании данных ЦБ. Кол-во моногородов – данные АРИЖК. Задачи по формированию Агентской сети: Столицы субъектов от чел - 1 агент Населенные пункты: От до чел - 1 агент От до чел - 2 агента От чел - 3 агента 19

Регионы повышенного риска Вологодская обл. Алтайский край Калинингра дская обл. Кемеровская обл. Ярославская обл. Владимир ская обл. Республика Татарстан Самарская обл. Челябинская обл. Ульяновская обл. Нижегород ская обл. Свердловс кая обл. 27 По данным Федеральной службы по труду и занятости, Минздравсоцразвития и собственным исследованиям АРИЖК предполагается ухудшение социально-экономической обстановки в12 регионах РФ.

Ждем предложения к выкупу кредитов, предложения и замечания по программе реструктуризации ипотечных жилищных кредитов на адрес Приглашение к сотрудничеству не является офертой