1 Укрепление управления системой социального обеспечения Финансовое управление Sue Ward
2 Финансовое управление Темы занятия: –Контроль над административными расходами –Бюджет, счета и финансовые проверки учреждений социального обеспечения –Управление риском –Мошеннические правопритязания или платежи –Аудит
3 Контроль над административными расходами Различать между расходами на оплату пенсионных и прочих прав, которые не могут быть сокращены решением Правления, и административными расходами Доля административных расходов в общем бюджете низка, тем не менее необходимо установить наблюдение и контроль над ними Они влияют на продуктивность деятельности учреждений социального обеспечения и на их репутацию
4 Анализ затрат Учреждение соцобеспечения должно анализировать затраты на разные виды пособий и (удельные) операционные издержки Если удельные издержки растут: –Не снижается ли эффективность деятельности учреждения? –Или клиентам предоставляются улучшенные услуги? –Исправление ошибок может обойтись дороже, чем изначальная работа без ошибок, –и получатели пособий тоже будут вынуждены расплачиваться за ошибки.
5 Держать под контролемнепредвиденные издержки Не относятся ли они к обычным, но «неудобным» позициям? Координировать принятие решений о расходовании средств в отделениях или в регионах особенно программное обеспечение, совместимое с программным обеспечением, используемым в головном офисе и других правительственных департаментах
6 Практическая работа: затраты и расходование Работа в группах: проанализируйте деятельность Вашего учреждения или той организации, с деятельностью которой Вы знакомы. Приведите примеры: –Случаи, когда расходы были необоснованно отнесены к «непредвиденным» –Случаи, когда отдельные отделения или регионы принимали решения о расходовании средств, создавшие сложности для других отделений или регионов Разработайте рекомендации для членов Правления о предотвращении искажений такого рода
7 Годовой бюджет Правления Стороны, осуществляющие контроль над составлением бюджета, обладают огромной властью и полномочиями Правление должно своевременно получить необходимые документы до завершения составления бюджета Годовые бюджеты нужны по трем причинам: –планирование –право распоряжения средствами –контроль над эффективностью финансовой деятельности
8 Кто несет ответственность за распоряжение средствами и на каких участках? Попытайтесь ввести эту информацию в структуру Вашего учреждения Регулярные отчеты на собраниях Правления должны включать сведения об отклонениях от плановых показателей Обычно допускается определенная гибкость в пределах статей бюджета, но важно соблюдать формальные правила
9 Счета учреждения Разделяются на две части: –Балансовый отчет учреждения –Отчет о доходах и расходах, отражающий приход и расход средств за последний отчетный период –По каждому пособию должны быть отдельные счета и регистры
10 Типовой балансовый отчет
11 Типовой балансовый отчет Активы – это то, что является собственностью учреждения, и то, что находится в банке Пассивы – это те суммы денег, которые были изысканы для финансирования активов Пассивы всегда должны равняться суммам резервных фондов Если часть активов представлена имуществом, необходимо внести их в учетные книги
12 Типовой о тчет о доходах и расходах
13 Практическая работа: счета Примеры со счетами в виде двух колонок, включенные в дидактический материал, являются очень простыми Групповая работа: обсудите, –какая разница существует между этими примерами и счетами, используемыми в Вашем учреждении; –какая дополнительная информация включается в счета, и какие уроки можно извлечь из этого; –вопросы, поднимаемые в ходе публичного обсуждения счетов.
14 Перераспределение средств между статьями расходов ( Virement) Может применяться только в целях краткосрочного выравнивания движений денежной наличности, в иных случаях переброс денег со счета одного пособия на счет другого пособия может быть опасным Учреждение не должно использовать резервные фонды, предназначенные для долгосрочных выплат пособий, в целях компенсации нехватки средств на других счетах Если правительство предпримет такую меру, разъясните общественности, что она приведет к негативным последствиям в долгосрочном периоде
15 Расходование может быть ограниченным Следует представлять Правлению регулярные сводные отчеты по различным статьям бюджета После проверки отчеты, составленные в течение года, образуют годовой консолидированный отчет
16 Управление риском В деятельности учреждений социального обеспечения можно выделить несколько видов риска: –оперативный –ликвидность (истощение финансовых средств) –инвестиции –долгожительство и экономика –политический
17 Рекомендуется иметь официальную политику управления риском Назначить начальника отдела по управлению рисками Включать в официальные документы краткие отчеты по оценке риска и мерах их предотвращения См. руководство МАСО по внедрению политики управления риском
18 Мошенничество и незаконное присвоение средств Такой риск существует во всех системах социального обеспечения, особенно там, где выплаты осуществляются наличными Процедуры не должны быть чрезмерно жесткими и сложными, чтобы не создавать гражданам проблем Простые заявки могут быть рассмотрены позднее, а сопряженные с высоким риском следует проверять перед выплатой Введите требования в отношении проверки надежности и ведите контрольные записи
19 Практическая работа: управление риском Групповая работа: составьте список основных рисков, которые могут возникнуть в Вашем учреждении Опишите меры, которые могут позволить снизить риск или управлять им
20 Ликвидация последствий мошенничества Прежде всего необходимо произвести срочное расследование и принять меры по ограничению ущерба Прекращение всех выплат создаст серьезные сложности Необходимо разработать чрезвычайные процедуры дополнительной проверки Открыто обсуждать проблему в средствах массовой информации – не старайтесь скрывать ее
21 Проверка счетов учреждения Часто отношение к аудиторам/ревизорам бывает негативным, но позитивное отношение Правления будет противодействовать этому Обычно проводят внутренний и внешний (приглашенным аудитором) аудит/ревизию Важно сохранять независимость мнения внутренних аудиторов/ревизоров
22 Внутренний аудит позволяет управлять должным образом Аудитор дает экспертное мнение Аудит дает возможностью убедиться в том, что система работает должным образом, и позволяет своевременно принять корректировочные меры Проведение аудитов препятствует мошенничеству и снижению эффективности работы персонала
23 Внешний аудит Обычно проводится силами специального правительственного подразделения, независимость которого гарантирована В случае выявления проблем, по счетам может быть дано мнение с оговорками Учреждение должно будет предпринять корректировочные меры Затем счета публикуются/обнародуются
24 Рекомендуется иметь аудиторский комитет Следует ли назначать дополнительных членов Правления и сформировать аудиторский комитет, если финансовые вопросы не являются сильной стороной Правления? Комитет должен составить график внутреннего аудита, получать отчеты аудиторов и следить за выполнением рекомендаций
25 Практическая работа: проведение аудита Представьте себе, что Правление получило предложение отменить внутренний аудит или ограничить доступ аудиторов к учетным книгам учреждения. Составьте перечень доводов, которыми вы можете оперировать: –чтобы сохранить внутренний аудит и –чтобы аудиторы имели право доступа ко всем учетным книгам
26 Анализ эффективности расходования средств Поиск путей предоставления пользователям услуг хорошего качества по разумной стоимости Обследования сосредотачивают внимание на организационных аспектах и процедурах, а не на финансовых аспектах Цель заключается в создании, стимулировании и распространении положительной практики во всех подразделениях учреждения
27 Выводы Хорошее финансовое управление важно для учреждения Административные издержки должны быть адекватно отражены в бюджете, над ними необходимо вести наблюдение и контроль Перераспределение средств между статьями бюджета - плохая практика расходования для выплаты пособий, за исключением кратковременного выравнивания движения денежных потоков Обратить внимание на управление рисками
28 Выводы (продолжение) Меры борьбы с мошенничеством и превышением полномочий не должны быть чрезмерными, т.к. они могут оттолкнуть честных граждан Следует сохранять независимость аудиторов, и аудиторский комитет должен наблюдать за процессом аудита Следует регулярно проводить анализ эффективности расходования средств