Семинар «Формирование планов развития муниципальных образований и актуальные вопросы повышения эффективности бюджетных расходов», 19- 20 мая 2010 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Advertisements

Муниципальная автоматизированная система управления и обеспечения безопасности жизнедеятельности г. Пенза.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Предпосылки создания информационной системы Задачи информатизации.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
1 Стратегия социально-экономического развития Ревдинского района Документ общественного согласия Организатор местного сообщества Инструмент муниципального.
« Развитие местного самоуправления в Российской Федерации: механизмы участия общественности в процессе стратегического планирования муниципальных образований.
О системе муниципального планирования социально-экономического развития города Апатиты.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
СТРУКТУРА АППАРАТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ (Проект на ) АППАРАТ Сводно- аналитическая инспекция Линейные инспекции ( 5 ) Экспертно-
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Стратегический план города Княгинин В. Н. научный руководитель ЦСР «Северо-Запад» Конференция «Березники: стратегический план развития города» 7 апреля.
Задачи департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области на 2011 г. Тепловодский Михаил Николаевич директор департамента.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Совместное заседание Генерального совета стратегического плана развития Волгограда и Консультативного совета политических партий и общественных организаций.
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Проблемы связанные с оценкой и реализацией ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Стратегия в системе муниципального управления и планирования 19 мая 2010 г. г. Амурск.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
Муниципальное социально- экономическое развитие (часть 2)
Транксрипт:

Семинар «Формирование планов развития муниципальных образований и актуальные вопросы повышения эффективности бюджетных расходов», мая 2010 года Лекция « Технология подготовки комплексных планов муниципального экономического развития» Ланцев Д.М. «Институт экономики города»

Этапы разработки планов социально- экономического развития муниципального образования Этапы : 1. Организационный 2. Аналитический 3. Целеполагание и определение основных направлений развития 4. Механизмы достижения целей и решения задач 5. Обсуждение и принятие 6. Мониторинг и оценка

Организационный этап Принятие постановления главы МО о разработке плана, создание рабочих органов работы Разработка плана работы над планом и утверждение его у главы МО Проведение вводных образовательных мероприятий Информационная кампания по анонсированию начала работы над планом

Анализ социально-экономической ситуации Что является объектом анализа? - социально-экономический потенциал - качество муниципального управления

Информационные источники: Статистика - индикаторы развития территории Собственные аналитические разработки Региональные аналитические материалы Методы: SWOT – анализ Социологические обследования Материалы рабочих групп Анализ социально-экономического развития муниципального образования

Социологические обследования Формы проведения обследований анкетирование опросы (в т.ч. телефонные) интервью, фокус-группы Аудитория (зависит от цели исследования) население (по случайной выборке) лидеры местного бизнеса, руководители предприятий местная «элита» (представители местной исполнительной и законодательной власти, влиятельные политики, бизнесмены, журналисты )

SWOT-анализ ВОЗМОЖНОСТИУГРОЗЫ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Использование возможностей за счет сильных сторон Устранение угрозы за счет использования сильных сторон СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Преодоление слабостей за счет реализации возможностей Преодоление слабых сторон за счет отражения внешних угроз

Анализ качества муниципального управления Некоторые показатели качества муниципального управления Прозрачность управления Наличие мониторинга и оценки результативности и эффективности затрат муниципального бюджета и использования муниципального имущества Демонополизация городского хозяйства Порядок инвестирования бюджетных средств или предоставления бюджетных гарантий Правила и процедуры принятия решений по управлению объектами городской недвижимости Адресная социальная поддержка при проведении реформ

Структура аналитического раздела (1) Оценка потенциала 1. Исторические предпосылки формирования 2. Потенциал пространственной организации и географического положения 3. Ресурсный потенциал 4. Человеческий потенциал 5 Экономический потенциал 6 Финансовый потенциал района 7 Потенциал жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурного развития 7.1. Жилищный сектор 7.2. Коммунальный комплекс и объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов 7.3. Внешнее благоустройство

Структура аналитического раздела (2) 8. Потенциал социальной сферы 8.1. Здравоохранение 8.2 Образование 8.3 Культуры, физкультуры и массового спорта 9. Научный потенциал и инновации 10. Потенциал развития местного самоуправления а Политический и информационный климат Социально-психологический климат Активные общественные силы Формы социального партнерства

Структура аналитического раздела (3) Потенциал муниципального управления Структура управления муниципальным образованием и муниципальный менеджмент Состояние НПА Регламенты, стандарты Информационная политика Использование лучшей практики Участие горожан в управлении МО

Итоги аналитического этапа Интегральная оценка социально-экономического потенциала Иерархия проблем Стратегические ресурсы развития Прогноз развития МО Прогноз состояния внешней среды Сравнение с другими МО

Целеполагание определение основных направлений развития На этом этапе формулируются: выводы по анализу социально-экономического развития – проблемы, ресурсы, возможности, угрозы возможные сценарии развития главный лозунг и «видение будущего» муниципального образования основные цели, задачи социально-экономического развития на средне-/долгосрочный срок приоритетные направления развития муниципального образования политики

Специфические технологии разработки Стратегии: Сценарии развития Пассивно-пессимистический Пассивно-оптимистический Активный

Логика комплексного планирования Цели развития Направления Перспективное ВИДЕНИЕ

От стратегии – к программе социально- экономического развития Стратегические направления Городские целевые программы 2. Инвестиционные проекты 3. Нормативно-правовое обеспечение 4. Организационно-управленческие действия ….

Целевые программы социально- экономического развития МО Управленческая часть Поддержка предпринимательства и организация маркетинговой программы МО Совершенствование системы градорегулирования Развитие отношений в сфере землепользования Совершенствование использования муниципальной собственности Совершенствование управления использованием бюджета Развитие жилищно-коммунального хозяйства Развитие муниципального пассажирского транспорта Проектная часть Своя для каждого конкретного МО

Обсуждение и принятие плана Утверждение главой МО Общественное обсуждение с привлечением СМИ Принятие городским представительным органом в качестве нормативного акта

Мониторинг и оценка хода реализации стратегии Мониторинг внешней среды развития города процесса реализации мероприятий Оценка (на основе мониторинга) Достигла ли программа поставленных перед ней задач? Насколько успешна программа? Насколько эффективна программа? Что послужило факторами успеха программы? и так далее…

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Важные моменты Методические шаблоны Процесс не менее важен, чем результат (общественной участие) Разработка коплексного плана – набор коммуникативных площадок Информационное «продвижение» плана – половина успеха Позиция активного лидера – вторая половина успеха Инструмент с ограниченной сферой применения

Важнейшие моменты (2) Несоответствие объекта планирования и субъекты планирования (выход за область компетенции субъекта планирования) Координация разделов Проектные разработки Стратегии в сложных МО

Балансы плана Инфраструктурный баланс Топливно-энергетический баланс Демографический баланс и баланс трудовых ресурсов Баланс территории Экологический баланс Финансовый баланс (доходы и расходы)

Участие населения в управлении муниципальным экономическим развитием Степень включенности жителей Информирование Учет мнения и пожеланий Вовлечение Совместная деятельность Делегирование

Взаимодействие муниципалитета и региона Степень участия региона в подготовке программ Методическое и информационное обеспечение Помощь во взаимодействии с крупными субъектами хозяйственной деятельности Согласование программы Помощь во взаимодействии с территориальными органами Соотношение региональных и муниципальных программ Нужно ли интегрировать одно в другое?

Четыре стандартных сомнения в необходимости работы по долгосрочному планированию 1.У нас есть много сегодняшних проблем, которые надо решать, а не заниматься далекими перспективами в виде благих пожеланий 2.Мы не можем ничего спланировать, так как условия определяют «сверху» 3.Нам и так понятны наши условия и перспективы, нечего создавать неконкретный документ на лет 4.Нет ресурсов (прежде всего финансовых)

Пять аргументов за долгосрочное муниципальное планирование 1.Эффективность муниципального управления -системность в расходовании местных ресурсов, которых всегда мало -активизация работы по созданию новых ресурсов 2.Основа консолидации местного сообщества -согласование интересов, предотвращение конфликтов -стратегия как процесс и результат 3.Упорядочение собственного планирования -стратегия - только «вершина айсберга» планирования 4.Последовательность позиции в отношениях с государством -отношения с регионом и с Федерацией 5.Политическая линия управляющей команды