Основная задача линейного программирования Геометрическая интерпретация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Графический метод решения ЗЛП Лекция 5. Рассмотрим ЗЛП на плоскости. при ограничениях.
Advertisements

Рассмотрим неравенство 2 х 2 - у < 6. При х = 2, у = 5 это неравенство обращается в верное числовое неравенство < 6. Говорят, что пара (2;
Графический способ решения систем уравнений Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным. Б.
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ТКАЧЕНКО МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры управления в экономических и социальных.
ГЛАВА 3 ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ. §1. Прямая на плоскости. Различные виды уравнений прямой на плоскости. Пусть имеется прямоугольная система координат.
LOGO Графическое решение задач линейного программирования.
Математические методы и модели организации операций Задачи линейного программирования.
Графическое решение задач линейного программирования.
Прямая в пространстве Каноническое уравнение прямой Параметрическое уравнение прямой Уравнение прямой, как линии пересечения двух плоскостей Угол между.
Линейное программирование Основная задача линейного программирования.
Графический метод решения задач математического программирования 1. Общий вид задачи математического программирования Z = F(X) >min Z = F(X) >min g i (x.
Методы решения систем линейных уравнений. Графический метод.
Вопрос 1. В каком случае графики двух линейных функций пересекаются?
Графический способ решения систем уравнений Подготовила Белоусова Елена Николаевна учитель математики МОУ «СОШ7» г. Нальчика.
Графический способ решения систем уравнений. Дорогие друзья! Эта презентация поможет Вам научиться решать системы уравнений с двумя переменными одним.
Что такое функция? Функциональная зависимость, или функция, - это такая зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению независимой переменной.
Решение задач дробно- линейного программирования графическим методом.
Линейное программирование Основная задача линейного программирования.
Аналитическое задание фигур Пусть прямая задана уравнением ax + by + c = 0 и проходит через точку A 0 (x 0, y 0 ). Ее вектор нормали имеет координаты (a,
Линейная функция и ее график. Функция вида y = k x + b. Определение. Функция вида y = k x+ b, где: x – независимая переменная, y – зависимая переменная,
Транксрипт:

Основная задача линейного программирования Геометрическая интерпретация

Для понимания всего дальнейшего полезно знать и представлять себе геометрическую интерпретацию задач линейного программирования, которую можно дать для случаев n=2 и n=3. Наиболее наглядна эта интерпретация для случая n=2, т.е. для случая двух переменных x 1 и x 2. Пусть нам задана задача линейного программирования в стандартной форме c 1 x 1 +c 2 x 2 max a 11 x 1 +a 12 x 2 b 1, a 21 x 1 +a 22 x 2 b 2, ………………. a m1 x 1 +a m2 x 2 b m, x 1 0; x 2 0.

Геометрическая интерпретация Возьмём на плоскости декартову систему координат и каждой паре чисел (x 1, x 2 ) поставим в соответствие точку на этой плоскости. Обратим прежде всего внимание на ограничения x 1 0 и x 20. Они из всей плоскости вырезают лишь её первую четверть (см. рис. 1).

Геометрическая интерпретация Рассмотрим теперь, какие области соответствуют неравенствам вида a 1 x 1 +a 1 x 2 b. Сначала рассмотрим область, соответствующую равенству a 1 x 1 +a 1 x 2 =b. Это прямая линия. Строить её проще всего по двум точкам. Пусть b0. Если взять x 1 =0, то получится x 2 =b/a 2. Если взять x 2 =0, то получится x 1 =b/a 1. Таким образом, на прямой лежат две точки (0, b/a 2 ) и (b/a 1, 0).

Геометрическая интерпретация Дальше через эти две точки можно по линейке провести прямую линию (смотри рисунок 2). Если же b=0, то на прямой лежит точка (0,0). Чтобы найти другую точку, можно взять любое отличное от нуля значение x 1 и вычислить соответствующее ему значение x 2.

Геометрическая интерпретация Эта построенная прямая разбивает всю плоскость на две полуплоскости. В одной её части a 1 x 1 +a 1 x 2 b. Узнать, в какой полуплоскости какой знак имеет место проще всего посмотрев, какому неравенству удовлетворяет какая- то точка плоскости, например, начало координат, т.е. точка (0,0). Пример Определить полуплоскость, определяемую неравенством 4x 1 -6x 23.

Геометрическая интерпретация

Вернёмся теперь к задаче линейного программирования. Там имеют место m неравенств a 11 x 1 +a 12 x 2 b 1, a 21 x 1 +a 22 x 2 b 2, ………………. a m1 x 1 +a m2 x 2 b m. Каждое из них задает на плоскости некоторую полуплоскость. Нас интересуют те точки, которые удовлетворяют всем этим m неравенствам, т.е. точки, которые принадлежат всем этим полуплоскостям одновременно. Следовательно, область, определяемая неравенствами, геометрически изображается общей частью (пересечением) всех полуплоскостей, определяемых отдельными ограничениями (к ним, естественно, надо добавить ограничения x 1 0 и x 2 0). Как уже говорилось выше, эта область называется допустимой областью задачи линейного программирования.

Пример Найти допустимую область задачи линейного программирования, определяемую ограничениями -x 1 +x 2 1, x 1 -2x 2 1, x 1 +x 2 3, x 1 0, x 2 0.

Пример

Возможные случаи Основной случай - получающаяся область имеет вид ограниченного выпуклого многоугольника (см. рис. 6). Неосновной случай - получается неограниченный выпуклый многоугольник, имеющий вид, подобный изображенному на рис. 7. Подобная ситуация, например, получится, если в рассмотренном выше примере убрать ограничение x 1 +x 2 3. Оставшаяся часть будет неограниченным выпуклым многоугольником. Наконец, возможен случай, когда неравенства противоречат друг другу, и допустимая область вообще пуста.

Геометрическая интерпретация Вернёмся теперь к исходной задаче линейного программирования. В ней, кроме системы неравенств, есть еще целевая функция c 1 x 1 +c 2 x 2 max. Рассмотрим прямую c 1 x 1 +c 2 x 2 =L. Будем увеличивать L. Легко догадаться, что прямая будет двигаться параллельно самой себе в том направлении, которое дается вектором (c 1, c 2 ), так как это - вектор нормали к нашей прямой и одновременно вектор градиента функции f(x 1, x 2 )=c 1 x 1 +c 2 x 2.

Решение А теперь сведем всё вместе. Итак, надо решить задачу c 1 x 1 +c 2 x 2 max a 11 x 1 +a 12 x 2 b 1, a 21 x 1 +a 22 x 2 b 2, ………………. a m1 x 1 +a m2 x 2 b m, x 1 0; x 2 0. Ограничения задачи вырезают на плоскости некоторый многоугольник. Пусть при некотором L прямая c 1 x 1 +c 2 x 2 =L пересекает допустимую область. Это пересечение дает какие-то значения переменных, которые являются планами. Увеличивая L мы начнем двигать нашу прямую и её пересечение с допустимой областью будет изменяться (см. рис. 9). В конце концов эта прямая выйдет на границу допустимой области - как правило, это будет одна из вершин многоугольника. Дальнейшее увеличение L приведёт к тому, что пересечение прямой c 1 x 1 +c 2 x 2 =L с допустимой областью будет пустым. Поэтому то положение прямой c 1 x 1 +c 2 x 2 =L, при котором она вышла на граничную точку допустимой области, и даст решение задачи, а соответствующее значение L и будет оптимальным значением целевой функции.

Пример Решить задачу x 1 +2x 2 max -x 1 +x 21, x 1 -2x 21, x 1 +x 22, x 1 0; x 2 0.

Особый случай Обратите внимание на то, что оптимальный план, как правило, соответствует какой-то вершине многоугольника, изображающего допустимую область. И лишь в том случае, когда прямая c 1 x 1 +c 2 x 2 =L совпадет с границей допустимой области, может случиться так, что решение не будет единственным. Но и в этом случае вершины, соответствующие границам этой стороны, дают оптимальные планы нашей задачи линейного программирования. Таким образом, вершины допустимой области играют в решении задач линейного программирования особую роль.

Заключение Ну, а если допустимая область неограничена, то и значение целевой функции может быть неограниченным. Подводя итог этим примерам, можно сформулировать следующие положения: 1. допустимая область - это выпуклый многоугольник; 2. оптимум достигается в вершине допустимой области (если допустимая область ограничена и не пуста); 3. ограниченность целевой функции в допустимой области является необходимым и достаточным условием разрешимости задачи.

Задание 1. 4x 1 +2x 2 max 2x 1 +3x 218, -x 1 +3x 29, 2x 1 -x 210, x 1 0; x x 1 +4x 2 max 3x 1 +2x 211, -2x 1 +x 22, x 1 -3x 20, x 1 0; x 2 0.

Задание 3. x 1 -2x 2 min x 1 -x 21, x 1 +x 2 2, x 1 -2x 20, x 1 0; x x 1 +4x 2 max -x 1 +x 2 3, x 1 +2x 2 12, 3x 1 -x 2 15, x 1 0; x 2 0.

Задание 5. x 1 +3x 2 max x 1 -x 21, 2x 1 +x 2 2, x 1 -x 20, x 1 0; x x 1 +x 2 max x 1 +2x 2 10, x 1 +2x 22, 2x 1 +x 2 15, x 1 0; x 2 0.

Задание 7. x 1 +x 2 max(min) 2x 1 +4x 216, -4x 1 +2x 2 8, x 1 +3x 2 9, x 1 0; x x 1 +3x 2 max 2x 1 +x 2 10, -2x 1 +3x 2 6, 2x 1 +4x 2 8, x 1 0; x 2 0.

Задание 9. x 1 +x 2 max x 1 +2x 214, -5x 1 +3x 2 15, 4x 1 +6x 2 24, x 1 0; x x 1 +2x 2 max 4x 1 -2x 2 12, -x 1 +3x 2 6, 2x 1 +4x 2 16, x 1 0; x 2 0.