Заместитель директора по УВР МОУ СОШ 13 Борцова Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Advertisements

Всесторонние обогащение раскрытие творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Всесторонние обогащение раскрытия творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Педсовет г. Цель педсовета: Цель педсовета: оказание методической помощи учителям в деятельности с выявлением и развитием способностей одарённых.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Педагогический совет 3 МКОУБутурлиновской ООШ 3 ( г.) Повестка дня : 1. Работа с одаренными детьми (докладчик Гайворонская Т.М., содокладчики.
Педсовет на тему «Одаренный ребенок. Как его учить?» Зам. директора по УВР ГОУ СОШ 255 Изгагина Е.Ю
Список группы: 1. Журавлева Н.М. 2. Алексева Л.П. 3. Соколинская А.Т. 4. Киця О.А. 5. БрезденюкО.И. 6. Царик Л.Н. 7. Омельченко С.Б. 8. Голота Л.А. 9.
Зам.директора по ЭВ Кожеурова Е.Л. «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка»
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Проект «Интеллект- XXI» г.Рыбинск 2012г.
«Система работы с одарёнными детьми» 05 марта 2009 г.
Работа с одаренными детьми в массовой школе.. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов : интеллектуальная.
«ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Психологическое сопровождение одаренных детей Педагог-психолог МОУ СОШ 2 р.п.Тумботино Легостина Е.С.
ОДАРЕННОСТЬ Федорова Ч. П. ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова ОДАРЕННОСТЬ Федорова Ч. П. ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Транксрипт:

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ 13 Борцова Е.В.

То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью. Конфуций.

«Немцы самые мозговитые (но зато мы умнее французов). Обошли жителей Франции и россияне наша страна попала на 17-е место со средним показателем в 96 баллов. Список замыкают наряду с Францией Греция, Болгария, Румыния, Турция и Сербия (89 баллов). Кстати, считается, что нормальный коэффициент умственного развития колеблется между 85 и 115 баллами.» Ричард Линн Список самых выдающихся людей за последние 400 лет Н а первом месте оказался известный английский философ и экономист XIX века Джон Стюарт Милль баллов. Далее следовали: немецкий писатель Иоганн Вольфгант Гёте (185), французский философ Вольтер ( 170), австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцар т (150), английский поэт Байрон (150), президент США Томас Джефферсон ( 145), итальянский ученый Галилео Галилей ( 145), немецкий композитор Рихард Вагнер ( 145), французский император Наполеон ( 140), английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин ( 135), итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи ( 135).

Повестка дня: 1. Актуальность проблемы. 2. Современные концепции одаренности. 3. Виды одаренности. 4. Реалии современности в обучении одаренных детей. 5. Проблемы. 6. Перспективы.

оказать методическую помощь учителям, имеющим затруднения в деятельности с выявлением и развитием способностей интеллектуально одарённых детей. 2) Разработать различные методы и формы работы с одарёнными детьми для полного раскрытия их способностей. Цель педсовета: Задачи педсовета: 1) Выявить наиболее характерные способы для выявления и развития способностей одарённых детей.

Гениальный человек - "продукт гениального рода". Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности. Френсис Гальтон

Ребенок подобен "чистой доске", без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Теория «чистой» доски.

Реальная практика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк - от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно.

Ф. Гальтон отмечал, что "выдающийся гений", столь же большая редкость, как и "полный идиот". Ф. Гальтон, оперируя законом нормального распределения, отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота - 0. В 1912 году, известный немецкий ученый Вильям Штерн использовал это число для формулы расчета коэффициента интеллекта (IQ).

IQ (показатель) Уровень интеллектуаль ного развития % 1130 и выше Весьма высокий интеллект 2, Высокий интеллект 6, Хорошая норма16, Средний уровень50, Сниженная норма16, Пограничный уровень 6,7 769 и ниже Умственный дефект 2,2 Таблица 1. Показатели интеллектуальной одаренности. (по Векслеру)

Кого считают одаренным "Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности". "Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".

Интеллектуальная одаренность Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). Высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др. Практически все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый логическим (или, как говорят профессионалы, конвергентным). А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т. п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.

Творческая одаренность Е. П. Торранс пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Об академической одаренности Учителя "делают отличниками" далеко не всегда тех, кто умнее или более развит творчески, значительно чаще это те, кто послушен, прилежен, исполнителен и т. п. Поэтому их основные оппоненты в данном вопросе - психологи - не устают повторять: одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками. Увы, но чаще всего одаренные в традиционной школе - троечники.

Современные концепции одаренности Концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: - интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); - творческости; - настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность- потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Виды одарённости по критерию уровень достижений ребёнка 1. Способности, превышающие средний уровень 2. Яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности. 3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму,

Реалии Цели и задачи школы в работе с интеллектуальной одарённостью Стратегическая цель школы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления. Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей. Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей нашего региона, нашей страны и самой личности.

Целями работы учителей с одаренными детьми являются: выявление одаренных детей; выявление одаренных детей; создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Научно-методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми взаимодействие между 3 основными группами качеств : общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу, высокий уровень креативности.

Принципы обучения одаренных детей углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися; насыщенность учебного материала заданиями открытого типа; поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи; поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы; поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей; оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов, установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин, установка на готовность к риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Отличие программ для одаренных детей от обычных учебных программ. Ускоренное обучение Раннее поступление в школу Занятия в другом классе Перепрыгивание через класс Профильные классы Радикальное ускорение Частные школы Раннее поступление в вуз Летние и зимние школы и программы

ОБОГАЩЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Корректирующие, развивающие и интерактивные программы

1.Особенности, присущие одарённому ребёнку. 2.Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей. 3.Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей. 4.Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка. 5.Формы и методы работы с одарёнными детьми.

Особенности, присущие одаренным детям 1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления; 2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; 3. Испытывают радость от умственного труда; 4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.

Методы выявления одаренных детей различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками; проведение пробных уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов диагностики отбора к методам диагностики развития.

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны: 1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; 2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на стыке разных типов знаний; 3) предполагать изучение проблем открытого типа, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; 4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком; 5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении; 6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности; 7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети); 8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания рабочих мест при лабораториях, музеях и т.п.; 9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества; 10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей; 11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка. 1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; 2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на стыке разных типов знаний; 3) предполагать изучение проблем открытого типа, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; 4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком; 5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении; 6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности; 7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети); 8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания рабочих мест при лабораториях, музеях и т.п.; 9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества; 10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей; 11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:

обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; выявление мнения родителей о склонностях, круге интересов, особенностях личностного развития их ребенка(классные руководители); периодический сбор сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников; подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, начиная с начальной школы (психолог); длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности(учителя, классные руководители, психолог, руководители ШМО, администрация) проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...

Решение педсовета. 1.Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования; 2. Продолжать внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме портфолио; в частности для 9- тиклассников(классные руководители). 3. Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении, в частности разработать Положение о конкурсе «Учитель года», «Ученик года», обсудить на заседании Методического совета и принять к действию в учебном году(администрация школы).

1.Совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы; 2.Создать базу данных способностей и результатов деятельности одарённых детей(психолог, классные руководители, учителя-предметники); 3.Повышать уровень и качество школьного образования через идеи гуманной и личностно- ориентированной педагогики. 4.На заседании Методического совета обсудить вопрос о создании научного общества учащихся, продумать организацию, назначить ответственных за работу. 5.Обсудить на заседании Методического совета, ШМО вопрос создания на второй ступени обучения классов с углубленным изучением отдельных предметов, введения второго иностранного языка в начальной школе. 6.Включить в план ШМО проведение постоянно действующих олимпиад по предметам, продумать систему поощрения учащихся (руководители ШМО). 7.Учителям информатики и участникам экспериментальной работы отслеживать и доводить до сведения учащихся информацию о различного рода интернет- конкурсах, проектах и т.д., Руководителям ШМО систематизировать сведения об учителях и обучающихся- участниках вышеназванных мероприятий. 8.Озвучить предварительные итоги по выполнению решения педагогического совета в январе 2008года на зимнем педагогическом совете.