Проблемы использования управленческих систем в Банке (с точки зрения бизнес-заказчика)
Круг охвата Практический опыт использования инструментов автоматизации управленческих процессов в областях: управление рисками; финансовое планирование и управленческая отчетность; оценка эффективности по направлениям бизнеса; отчетность в ЦБ, прогнозирование и регулирование обязательных нормативов и требований по страхованию вкладов; отчетность по МСФО.
Источники информации и средства ее обработки (история развития в ТрансКредитБанке) Логика этапов в процессе автоматизации банка : Сначала бухгалтерский учет основных расчетных и кредитно-депозитных операций и обязательная отчетность. Постепенный охват казначейских операций в учетной АБС. Несмотря на то, что с начала проекта внедрения основной АБС прошло 5 лет, на ряде связанных с ценными бумагами участков, бухгалтерская обработка ведется вручную. Начало использования КХД для хранения консолидированных данных. Очевиден скорый крах «малой автоматизации» и подготовка отчетности постепенно перемещается в КХД. Мы сейчас находимся на этом этапе. Опишу подробнее решения, внедренные или внедряемые для автоматизации тех или иных задач.
Область автоматизации – риски Поддержка единой системы внутренних кредитных рейтингов. Статистическая обработка отчетности предприятий для обоснования критериальных значений финансовых коэффициентов. Централизованное решение для формализованного анализа и присвоения рейтинга корпоративным заемщикам, банкам, страховым компаниям, субъектам федерации и муниципальным образованиям. Покрытие рисков капиталом Расчет по кредитным рискам – отчет о кредитных позициях из КХД, который затем обрабатывается в Excel. Недостаток информации в учетной системе влечет необходимость связывания отчета из КХД с таблицами. Лимиты Казначейства Портфельные лимиты VaR, лимиты stop-loss контролируются в Excelе. Лимиты на контрагентов по сделкам казначейства – в таблицах бэк-офисом. Неудачный опыт внедрения фронт-офисной системы с модулем «лимит-сервер». У крупных отечественных разработчиков банковских систем работающих продуктов в необходимой функциональности просто нет
Область автоматизации – управленческий учет, смета, финансовый план. Проект по переносу механизмов «малой автоматизации» в специализированную надстройку, поставляемую разработчиком КХД: балансы центров прибыли автоматизация трансфертных сделок модуль сметного планирования и контроля планирование банковских операций отчет об исполнении финансовых планов в разрезе центров прибыли с использованием результатов трансфертных сделок и распределения затрат. Все названные механизмы уже отлажены и с 2000 года работают на платформе Excel+Access.
Область автоматизации – учет по МСФО Автоматизации фактически нет. Расчеты корректировок производятся в excelе. В рамках проекта автоматизации управленческого учета будем реализовывать таблицу первичной трансформации.
Область автоматизации – обязательная отчетность Изменения часто сваливаются как снег на голову. Много ручных расчетов для корректировок по символам. Для принятия управленческих решений по регулированию нормативов нужный прогнозы нормативов, что возможно только Excel'е.
Новые направления Методически проработаны: Лимит-сервер в рамках проекта по автоматизации front и middle-офисов Казначейства. Расчет доходности клиентов. Методология понятна, техническая проблема не решена. Необходимость осознана, но методик и прообразов механизмов нет : Портфельное регулирование кредитных рисков розничного кредитования. Система управления операционными рисками – создание базы данных; описание и оптимизация бизнес-процессов. Сближение системы управленческой отчетности и отчетности по МСФО. Расчет доходности отдельных продуктов. Организация учета продуктовых продаж.
Негативный опыт – общие проблемы Неполнота данных первичных источников. Несколько основных программ – несколько источников с несовпадающими справочниками. Сложности в «навешивании» на счета, сделки и проводки в АБС управленческих классифицирующих признаков. Проблема организации бухгалтерского учета для возможности автоматизации управленческого.
Заблуждения о преимуществах автоматизации, (развеянные реальностью) Можно выбрать продукт, который покроет все потребности заказчика. Приходится выбрать, какими требованиями жертвовать. Договор с разработчиком определяет бюджет и сроки проекта. Умножь смету на 1,5, а сроки на 2. Выделение в IT подразделения «внедренцев» и комплектование его достаточным штатом. Нельзя покупать те продукты, по которым нет положительного опыта внедрения на рынке. Автоматизация может быть комплексной. Правильные мостики для стыковки различных систем Место для малой автоматизации останется всегда. Автоматизация уменьшает затраты на персонал. Что действительно меняется – появляется доверие к данным, возникают новые возможности для получения информации.
Спасибо за внимание В перерыве готов ответить на возникшие вопросы Земсков Борис Александрович ТрансКредитБанк