Цвет как отражение психологического состояния автора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина © МОУ СОШ 2, г. Владимир, 2008 Выполнила.
Advertisements

Символика цвета и света в лирике С.А. Есенина. Цели урока: Увидеть мир поэта «в цвете и свете». Определить символику цветовых средств. Проследить эволюцию.
Автор работы: ученик 10 класса Мирошников Кирилл МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Детское объединение «Клуб любителей гитары» Влияние музыки на состояние.
Практическое занятие : сравнительный анализ стихотворений.
О. И. Куприянова учитель биологии и химии МКОУ СОШ пос. Николаевка Партизанского муниципального района.
Магия музыки. проект Выполнил ученик 6 класса Ганиев Даниил.
Смежная цветовая гамма. Дополняющая цветовая гамма. Триадная гамма. Тетрадная цветовая схема. В основе создания цветовой гаммы лежит круг Гетте.
Трубачевская средняя общеобразовательная школа Трубачево, 2009 Шлёнкина Рита, ученица 5 класса.
Образ света в поэзии Б. Пастернака АВТОР: Пипляева Ксения, ученица МОУ гимназии г.Советский РУКОВОДИТЕЛЬ: Куликова Светлана Александровна Учитель русского.
Жизнь и творчество С.А. Есенина. Быть поэтом- это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие.
Образ России в лирике С.Есенина Образ России в лирике С.Есенина Авторы: Шутова Дарья, Иванова Анна, ученицы 11 «Б» класса. МОУ – гимназия г.Переславля-Залесского.
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Семь вкусов спектра пробует язык…Семь вкусов спектра пробует язык…
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
« Изумрудный город» «Страна снегов» «Розовая страна» «Страна золотого солнца»
«Особенности цветописи в лирике А. А. Ахматовой » «Особенности цветописи в лирике А. А. Ахматовой » Выполнила: Тихонова Алена, обучающаяся МОУ Иванищевской.
Сергей Есенин. Биография Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец Александр.
Урок-исследование по литературе в 11 классе. ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЕ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ Шевцова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского.
ПСИХОЛОГИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЕ С ТАРТОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Авторы: Зотова Анастасия Неклеонова Елена.
Транксрипт:

Цвет как отражение психологического состояния автора

Выяснить, какие цвета использует автор; определить преобладающие краски в стихах разных лет. Цель нашей работы

Цвет в произведениях Есенина отражает внутренний мир поэта, его душевное состояние и мировосприятие. Гипотеза

1.Сбор и анализ информации (изучение тематической литературы). 2.Анализ художественного текста (поиск ключевых слов). 3.Обработка полученного материала (составление тематических таблиц). Методы исследования

1.Исследование теории вопроса. Изучение тематической литературы. Знакомство с цветовым методом Люшера. 2.Проведение анализа текстов стихотворений и поэм С.А. Есенина с целью выявления набора ключевых слов, обозначающих цвет, и структурирование полученного материала. 3.Определение значения цвета с помощью психодиагностического теста М. Люшера. 4.Защита работы на уроке литературы. План исследования

Рассмотрим некоторые периоды жизни Сергея Есенина и стихотворения, написанные им в это время. И проследим цветовую гамму в его произведениях.

В эти годы в детском журнале «Мирок» 1 под псевдонимом Аристон опубликовано стихотворение Есенина «Береза». Это первое печатное выступление поэта. Есенин откликается на военные действия в Германии стихами «Молитва матери», «Сиротка », «Богатырский посвист », «По селу тропинкой кривенькой...» и другими, поэмами «Галки» (запрещена военной цензурой, ее текст не разыскан) и «Марфа Посадница». 21 декабря 1914 года у него рождается сын Юрий

Анализируя произведения этого времени мы выделили следующие ключевые слова: «скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес», «хвойная позолота», «стежка серая», «синь сосет глаза», «зеленые лехи», «черная выть», «синяя гать», «серым веретьем стоят шалаши», «красный костер окровил таганы», «белые веки луны», «в пятнах зари», «оловом светится лужная голь»

Цвета первого периода – «чистые», сочные: синий, золотой и солнечный, красный, белый, серый. Ведущий цвет – синий, цвет неба. Серый цвет – для земли: «серая стежка», «серым веретьем» стоят шалаши. Даже черный цвет, единожды используемый («черная гать»), не нарушает умиротворенного гармоничного пейзажа «родимой стороны». Поэт в этот период наслаждается жизнью. Сделаем выводы по первому периоду

В это время на его родине происходили социально-значимые события: гражданская война, революция. Есенина арестовывают органами ВЧК на квартире братьев Кусиковых вместе с ними. Допрашивается в МЧК и подписывает протокол допроса. Освобожден из тюрьмы ВЧК под поручительство Я. Г. Блюмкина

В ыделим ключевые слова : «Золотистое пламя», «телесного воска свеча», «тропа голубого поля», «черная горсть», «красногривый жеребенок», «синие чащи», «стадо рыжее», «молоко берез», «черная жуть», «голубая степь», «снежная выбель», «рыхлая выбель», «черная гибель», «желтый труп», «яд белесый», «осеннее олово», «в черной жути», «ржавая мреть»

Во второй период главенствует черный цвет, он, как и образный строй второго периода, тоже связан с мотивом смерти: «черная гибель», «черная жуть», «черная горсть» – «не живые» ладони. Синий цвет «спускается» на землю: «синие чащи», два раза используется голубой цвет: «тропа голубого поля», «голубая степь». Белого цвета нет, зато два раза использовано слово «выбель», негативно окрашенное («снежная выбель», «рыхлая выбель»). Есенин переживает события, происходящие с его Родиной – время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Гражданской войны и того социализма, который строили большевики. Вывод по второму периоду

Трансформируется и гамма золотисто-желтых оттенков: вместо «позолоты» ржавый и рыжий цвета, причем – «ржавая мреть», родственная со «смертью». Определение обреченного на гибель жеребенка – «красногривый» – единственное упоминание красного цвета. Отсутствует зеленый цвет, потому что в стихотворениях второго периода нет даже упоминания о лесе (обратим внимание на то, что лес, обеспечивающий гармоничное существование человека, был неизменной частью каждого пейзажа в стихотворениях первого периода).

Расстался с А. Дункан и вступил в гражданский брак с Галиной Артуровной Бениславской. Помещен для лечения в профилакторий имени Шумской (для нервнобольных). Порывает с имажинистами. Пишет письмо об отказе сотрудничать в их журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». 17 мая Похороны поэта Александра Ширяевца на Ваганьковском кладбище в Москве.

Ключевые слова : «Дом с голубыми ставнями», «серенький ситец небес», «седые журавли», «розовая водь», «нивы, златящиеся во мгле», «жидкая лунность», «несказанное, синее, нежное», «золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба», «синий май», «черемуха в белой накидке», «голубая прохлада»

В стихотворения третьего периода возвращается золотой цвет, но, как правило, он связан с воспоминаниями о светлом прошлом («золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба»), и белый («спит черемуха в белой накидке»). Черный свет исчезает, но серый цвет «поднимается» и характеризует высь, небо – «серенький ситец небес». Заметим, что в стихотворениях второго периода серый определял уже не землю («стёжка серая» в стихотворении 1914 года), а даль – «осеннее олово». Вывод по третьему периоду

Цвета и оттенкиI периодII периодIII период золотой солнечный желтый телесный рыжий синий голубой красный кровавый цвета зари розовый Подведем итоги нашего сравнительного анализа

Цвета и оттенкиI периодII периодIII период черный14- серый оловянный седой лунный зеленый2-- белый белёсый выбеленный молочный

Голубой и синий используются, но они теряют связь с небом: «дом с голубыми ставнями», «несказанное, синее, нежное», «голубая прохлада» и т. п. Примечательно, что в стихотворениях третьего периода нет красного и кровавого цветов, упоминаются лишь розовый («розовая водь») – как отблеск зари. Для поэта – это время новой попытки понять Русь Советскую. Изучив биографию поэта и стихотворения написанные им в некоторые периоды его жизни мы можем сделать вывод, что настроение его стихов тесно переплитается с значимыми моментами его жизни. Вывод нашего восприятия данного вопроса

Известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Ранее мы рассмотрели наше восприятие цвета в стихотворениях Есенина, давайте теперь посмотрим тот же вопрос с психологической точки зрения на примере теста Люшера. Он основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Тест Люшера

Синий символизирует спокойствие, удовлетворенность; Сине-зеленый – чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямство; Оранжево-красный – силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; Светло-желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. Основные цвета

Фиолетовый; Коричневый; Черный; Нулевой символизирует тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Дополнительные цвета

Проанализировав цвет в произведениях С.А. Есенина с помощью теста Макса Люшера, мы заметили, что выбор цвета в тот или иной период жизни поэта зависит от его психологического состояния. Главные цвета поэзии Есенина – золотой, красный, голубой (по Люшеру: желтый, красный, синий) – отображают активность, экспансивность, веселость, с одной стороны (желтый), силу воли и агрессивность, с другой (красный), и спокойствие и уверенность, с третьей (синий). Результат нашего исследования

Все эти, порой исключающие друг друга черты, характеризуют Есенина как целеустремленного, самоуверенного, настойчивого человека, легко впадающего в состояние депрессии, если события развиваются не в его пользу. Верное представление о душевном состоянии автора помогает понять общий смысл творчества, систему поэтических образов, проследить творческую судьбу поэта.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: цвет в произведениях Есенина отражает внутренний мир поэта, его душевное состояние и мировосприятие. Вывод по всей проделанной работе

Сборник стихов Есенина. – М., Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, – 416 с. Список использованной литературы