Экономические вопросы создания и деятельности федеральных автономных образовательных учреждений Т.В.Абанкина – Директор Центра прикладных экономических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Advertisements

Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономики Государственный университет – Высшая школа.
Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономикиИнститут финансово-экономического мониторингаИнститут.
1 Население Государство (и муниципалитеты) Организации бюджетной сферы Функции Услуги как осуществлять контроль? 1.установление прав организаций; 2.установление.
Создание и организация деятельности федеральных автономных учреждений Клишина М.А. Руководитель проектов.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
Министерство образования Московской области Кардашян Гаянуш Ервандовна Начальник правового управления Министерства образования Московской области ОСОБЕННОСТИ.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Финансовое обеспечения деятельности автономных учреждений Клишина М.А. Первый заместитель генерального директора.
МИФЫ об АУ К.э.н., доцент Сандакова Н.Ю. Восточно-Сибирский государственный технологический университет.
Наблюдательный совет автономного государственного (муниципального) учреждения 1. Компетенция наблюдательного совета 4.2. Состав и порядок деятельности.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономикиИнститут финансово-экономического мониторингаИнститут.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
1 Правовые основы создания автономных учреждений" Владивосток, июля 2007 г. А.Н.Кирейков, ведущий консультант АКГ «РБС» по вопросам государственного.
Автономные учреждения: особенности правового статуса Клишина М.А. Первый заместитель генерального директора.
Государственный университет – Высшая школа экономики Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений Совершенствование.
Транксрипт:

Экономические вопросы создания и деятельности федеральных автономных образовательных учреждений Т.В.Абанкина – Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Государственного университета – Высшей школы экономики, к.э.н.

Предоставление государственных услуг в условиях бюджетной реформы Предоставление государственных услуг СТАНДАРТЫ государственн ых услуг РЕГЛАМЕНТЫ предоставления государственных услуг требования к качеству и доступности услуг контроль мониторинг принятие решений обратная связь

Основные нормативные правовые акты Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральный закон «Об автономных учреждениях» Положение о формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания (утв. постановлением Правительства РФ от N 182) Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от р) Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (утв. постановлением Правительства РФ от «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»)

Автономное учреждение некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов МСУ в сферах : науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, иных сферах

Задание учредителя Ч. 2 ст. 4 Закона «Об АУ»: Учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью Ст. 6 БК РФ : Государственное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг П.1 ст БК РФ; ПП 182 от «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении АУ…» Государственное задание должно содержать : выписку из реестра расходных обязательств категории физических (юридических) лиц – потребителей услуг Показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг порядок оказания услуг предельные цены (тарифы) на оплату услуг или порядок их установления порядок контроля требования к отчетности

Финансирование АУ за счет бюджетных средств: финансирование задания учредителя в форме субсидий субсидия на содержания государственной/муниципальной собственности 3-х летняя субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения задания субсидия на реализацию программы развития Ч.2 ст.4 Закона «Об АУ»: «Учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью»

Расходные обязательства Российской Федерации по оказанию государственных образовательных услуг включают: I. Расходные обязательства на предоставление образовательной услуги; II. Расходные обязательства, сопутствующие предоставлению образовательной услуги. В составе каждой группы выделяются прямые и косвенные расходы в зависимости от их экономического содержания

Государственная образовательная услуга ВПО услуга, предоставляемая студенту на безвозмездной основе образовательным учреждением ВПО, связанная с формированием у него компетенций, а также знаний, умений и навыков профессиональной деятельности в ходе освоения образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта ВПО, и оплачиваемая за счет средств бюджетов

В состав расходов, учитываемых при расчете нормативов затрат на оказание услуг ФАУ ВПО, включены: 1. расходы на оплату труда; 2. расходы на начисления на оплату труда работников ФАУ ВПО; 3. расходы на оплату услуг связи; 4. расходы, связанные с проведением производственной практики обучающихся, и командировочные расходы руководителей производственной практики; 5. расходы, связанные с повышением квалификации; 6. расходы, связанные со служебными командировками; 7. расходы на выплату ППС денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий; 8. расходы на формирование библиотечного фонда, издание учебно- методической литературы, раздаточных материалов, непосредственно связанных с предоставлением образовательной услуги; 9. расходы на приобретение в учебных целях предметов снабжения и расходных материалов; 10. расходы на стипендиальное обеспечение.

Для корректировки нормативов затрат по решению учредителя могут применяться следующие коэффициенты: 1. Коэффициент бюджетирования по результатам (БОР), который отражает степень достижения ФАУ ВПО запланированных результатов по показателям, установленным учредителем. 2. Коэффициент, отражающий специфику укрупненных групп направлений подготовки ВПО. Данный коэффициент отражает увеличение норматива затрат на оказание образовательных услуг для ФАУ ВПО, обусловленное повышением фондоемкости и трудоемкости направлений подготовки ВПО. 3. Коэффициент категории вуза для федеральных университетов, исследовательских университетов, университетов и академий. Применяется в целях реализации государственной политики по повышению качества преподавания и покрытия повышенных расходов на проведение научно-исследовательских и методических работ.

Доходы автономных учреждений Бюджетное финансирование (субсидии), без закона 94-ФЗ Платежи от юридических и физических лиц финансовое обеспечение выполнения задания учредителя с учетом: расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ расходов на уплату налогов финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ на счета в кредитных организациях

Ч.10 ст.5 закона «Об АУ»: «Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за АУ при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять предусмотренную уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа » Ч.11 ст.5 закона «Об АУ»: «При создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением»

имущество, без которого осуществление АУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено Имущество автономных учреждений Закреплено собственником в оперативном управлении АУ Недвижимое имущество Особо ценное движимое имущество Иное имущество Находится в самостоятельном распоряжении («заработанное» АУ )

Виды: определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ Постановление Правительства РФ от : 1) Виды ОЦДИ для ФАУ определяются ФОИВ 2) В ОЦДИ включать : ДИ, балансовая стоимость более 50 тыс. руб. иное ДИ, балансовая стоимость меньше 50 тыс. руб., без которого осуществление ФАУ осн.деят. будет существенно затруднено; ДИ, отчуждение которого осуществляется в спец.порядке, (музейные коллекции, Музейный фонд, библиотечные фонды, памятники истории и культуры, документы Архивного фонда РФ) 3) В ОЦДИ не включать: ДИ, не предназначенное для основной деятельности ФАУ ДИ, приобретенное ФАУ за счет доходов от платных услуг Особо ценное движимое имущество

Ответственность автономного учреждения Ч.4 ст.2 закона «Об АУ»: «АУ отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества» Ч.5 ст.2 закона «Об АУ»: «Собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам АУ» Ч.6 ст.2 закона «Об АУ»: «АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества АУ» Специфика взаимодействия с кредиторами, поставщиками

Бухгалтерский учет Ч. 11 ст.2 закона «Об АУ»: «АУ обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ» Ч. 10 ст.2 закона «Об АУ»: «Ежегодно АУ обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ, в определенных учредителем СМИ» Инструкция по бюджетному учету (Приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н): «Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в… бюджетных учреждениях»

Особенности организации деятельности автономных учреждений План финансово-хозяйственной деятельности Бухгалтерский учет Ежегодный отчет о деятельности и об использовании имущества Ежегодный аудит Обеспечение открытости информации У бюджетных учреждений - смета У бюджетных учреждений – бюджетный учет

Органы управления АУ (ст.8 закона «Об АУ») Руководитель АУ Наблюдательный совет Иные органы (предусмотренные ФЗ и уставом АУ) Определяются уставом АУ Ответственность разделена

Наблюдательный совет АУ (ст.10) Представители: учредителя ОИВ (МСУ), управляющих имуществом, общественности, иных ОИВ (МСУ), работников АУ Количественные ограничения числа представителей в НС: Всего 5 членов НС : От 2 представителей ОИВ (МСУ) – учредителя и управляющего имуществом Не менее 1 от общественности Не более 1 от работников От 5 до 11 членов НС Представителей ОИВ (МСУ) – более 1/3 Представителей работников – менее 1/3 Представителей общественности – не менее 1 Всего 11 членов НС: От 4 представителей ОИВ (МСУ) – учредителя и управляющего имуществом +иные Не менее 1 от общественности Не более 3 от работников

Компетенция наблюдательного совета АУ Дает рекомендации: по предложениям о внесении изменений в устав АУ по предложениям о создании, ликвидации филиалов, об открытии и закрытии представительств по предложениям о реорганизации или ликвидации АУ по предложениям об изъятии имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления по предложениям об участии АУ в других юридических лицах по предложениям о совершении сделок с недвижимым и ОЦДИ Дает заключения: по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности АУ по предложениям о выборе кредитных организаций, в которых АУ может открыть банковские счета Принимает решения: по предложениям о совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью; по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждению аудиторской организации Утверждает: проекты отчетов о деятельности АУ и об использовании его имущества, об исполнении плана ФХД, годовую бухгалтерскую отчетность

Ст.14 Закона «Об АУ» Крупная сделка - сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов АУ Требует предварительного одобрения наблюдательного совета АУ Может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом АУ. Руководитель АУ несет перед АУ ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки с нарушением требований Закона «Об АУ»

Заинтересованные лица: члены наблюдательного совета, руководитель АУ, его заместители Лицо признается заинтересованным, если оно, его родственники ( супруг, родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, братья и сестры, дяди, тети и т.д.): - являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем; - владеют (каждый в отдельности или в совокупности) от 20% голосующих акций АО или более 20% уставного капитала ООО (ОДО) либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица – контрагента, выгодоприобретателя, посредника или представителя АУ; - занимают должности в органах управления организации-контрагента АУ Информирование руководителя и наблюдательного совета АУ Предварительное одобрение наблюдательного совета АУ Может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя Заинтересованное лицо несет перед АУ ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения сделки

Ч.13 ст.2 закона «Об АУ»: АУ обеспечивает открытость и доступность документов : устав АУ, в том числе внесенные в него изменения (утверждает учредитель) свидетельство о государственной регистрации АУ решение учредителя о создании АУ решение учредителя о назначении руководителя АУ положения о филиалах, представительствах АУ документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета АУ (утверждает учредитель) план финансово-хозяйственной деятельности АУ (заключение НС, решение руководителя АУ) годовая бухгалтерская отчетность АУ (утверждает НС) аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности АУ (аудиторскую организацию выбирает НС)

Законодательные основы пункт 3 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» «учредитель осуществляет финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке»

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. Анализ внешних факторов, возможностей и рисков, определяющих перспективы развития вуза: на мировом уровне; на российском уровне; на региональном уровне. 2. Обоснование необходимости программы развития вуза. 3. Описание стратегических целей, миссии, задач, которые достигаются в результате реализации программы развития

достижение стратегической цели позволяет вузу эффективно выполнять свою общественную миссию: обеспечить возможность получения качественного высшего образования гражданам России, стран ближнего и дальнего зарубежья; обеспечить всем желающим возможность реализации стратегии «обучение через всю жизнь»; обеспечить удовлетворение потребностей предприятий, учреждений, общества в целом в высококвалифицированных специалистах; способствовать развитию региональной экономики, формированию и реализации инновационного сценария развития России; воспитывать граждан России в духе толерантности, интернационализма, социальной ответственности; способствовать повышению престижа российского высшего образования и России за рубежом.

Задачи должны раскрыть пути реализации стратегических целей Обеспечить интеграцию образования, науки и бизнеса переход на международные стандарты качества образования международную конвертируемость дипломов по основным направлениям подготовки

Основные показатели, характеризующие достижение целей Наименование Ед. изм. Плановый период 200… Показатели достижения стратегических целей Показатель 1. Показатель 2. Показатели реализации задач Задача 1. Показатель 1. Показатель 2. Задача 2. Показатель 1. Задача 3. Показатель 1. Показатель 2.

4. Основные мероприятия по этапам реализации программы развития и по направлениям образовательная деятельность, развитие академической мобильности, научно-инновационная деятельность, развитие кадрового потенциала, информационное обеспечение, укрепление межвузовского сотрудничества, развитие современных форм и механизмов взаимодействия с работодателями и общественными организациями, развитие международного сотрудничества и партнерства, укрепление материально-технической базы, развитие социально-культурной и спортивной инфраструктуры, другие направления…

Необходимо проанализировать и оценить: условия реализации планируемых мероприятий факторы, влияющие на успешность реализации мероприятий основные риски и пути их нивелирования или снижения основные риски и пути их нивелирования или снижения

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (продолжение) 5. Ожидаемые результаты реализации программы развития 6. Финансово-экономическое обоснование программы развития 7. Описание управления программой

Спасибо за внимание