ОДИ и эксперимент Галилея как механизмы онтологизации Александров Ф.О. Москва, 2013 г. XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Опыт и перспективы институционализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александров Ф.О., кандидат ф.-м. наук кандидат ф.-м. наук.
Advertisements

Формирование знания в эксперименте Александров Ф.О. Школа по методологии «Систематизация знаний. Типология. Классификация» 21 августа 2012 г.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Практика управления конфликтом. Конфликтология. Технологии мышления: проблематизация Школа по методологии, Светлогорск, 2010г.
ОДИ 80-х годов: несостоявшийся институт методологического мышления Данилова В.Л. XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого.
Алексеева Л.Н Хабаровск Работа педагога с пониманием учащегося в проектной и исследовательской деятельности.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Вячеслав Марача – Рефлексивный анализ Чтений-2008 под углом зрения понятия «практики методологии» Вячеслав Марача –
Флямер М.Г. Программный клуб «Методологические и управленческие практики» 30 мая 2013 г. Методологическая конференция "Технологии мышления"
1122 Знание в действии 1. Цель настоящего сообщения 2. Онтологическая схема деятельности как конфигуратор 3. Система акта = действие + ситуация 4. Принятие.
Вячеслав Марача Пространство институционализации методологического мышления: первая прорисовка XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2013 г. Москва.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Институционализация методологического мышления (ММ) Вадим Розин Институт философии РАН Институционализация ММ – это вопрос о дальнейшем развитии и судьбе.
Экспериментальная работа в школе Теоретические аспекты.
Транксрипт:

ОДИ и эксперимент Галилея как механизмы онтологизации Александров Ф.О. Москва, 2013 г. XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Опыт и перспективы институционализации методологического мышления

Цель Провести сопоставительный анализ ОДИ и эксперимента Галилея как механизмов проблематизации и онтологизации. Задачи: определение места эксперимента и ОДИ в историческом процессе онтологической работы; рассмотрение эксперимента и ОДИ с институциональной точки зрения как институтов мышления; описание эксперимента и ОДИ как технологий мышления; определение границ эксперимента и постановка требований и задач на ОДИ, как сменяющий эксперимент механизм онтологизации.

Понятие института и институционализации Подход Исходим из процесса институционализации, имеющего цели и круг решаемых проблем; Рассмотрение института в рамках кооперации и оформляющих ее организованностей; Институционализация связана с решением задачи трансляции и воспроизводства организационных форм и форм взаимодействия между различными типами МД, между мышлением и деятельностью; Функциональное место института – поддержание кооперации и коммуникации в ситуациях развития

Понятие института и институционализации Задачи институционализации Трансляция и воспроизводство организационных форм кооперации, коммуникации; Придание устойчивости формам взаимодействия и коммуникации; Закрепление и легитимация используемых в кооперации средств; Доступа к использованию средств и гуманитарные принципы (идея человека, его места и назначения в мире) как использующего закрепленные средства.

Понятие института и институционализации Характеристики Идея институционализации – порождение европейского рационализма и философии; За каждым процессом институционализации стоит определенный круг идеализаций; В ядре любого процесса институционализации – исходная проблематизация; Мышление есть в рамках любого института, но функционально обеспечивающее круг задач данной институционализации.

Понятие института и институционализации Институционализация мышления Институционализация, направленная на обеспечение устойчивой кооперации и взаимодействия практик мышления и различных МД; Претензия на универсальность мышления и построение собственных практик универсализующего мышления; Предполагает фиксацию и развертывание специфической для него проблематизации: круга проблем, связанных с универсальностью мышления, с дефицитом универсальности мышления в различных сферах практической деятельност и.

Эксперимент Галилея Круг проблем Эпистемологический разрыв (потеря универсальности мышления): данные астрономических наблюдений потребовали введения концепта спасения явлений для объяснения расхождений между наблюдаемым и вменяемым теологией; проблема существования математических объектов, не укладывающихся в систему родо – видовых различий Аристотеля (нет соотв. сущности), но необходимых для описания результатов наблюдений. развитие естествоиспытательства опирающегося на опыт пробного действия, а не созерцания. Задача, которая решалась Галилеем и рядом его предшественников – включение в теологическую онтологию опыта действия как основания истины наряду с откровением

Схема Эксперимент Галилея

Проблематизация в эксперименте Галилея Машина воспроизводства исходного онтологического разрыва по отношению к новому опыту; Система Божественных санкций задает пространство, позволяющее удерживать проблематизацию как остановку природы, прошлого опыта и мышления; Отождествление пустоты мышления (эпохе, рефлексивное разоформление мира) и искусственно создаваемой пустоты - как условия мыслимости реальных тел в геометрических идеализациях - обеспечено соответствующими категориями пространства и времени; Идея пустоты открыла возможность изучения отдельных фрагментов природы изолированно от других. Втягивание в эксперимент разного материала приводило к изменению конструкции пустоты и категорий пространства и времени, порождая научные предметы с различными категориальными оснастками и онтологическими предпосылками.

Новый образ человека в эксперименте Галилея Практическое обоснование решения вопроса о свободе и предопределении (Тридентский собор, дискуссия Эразма Роттердамского и Лютера): Господь своей милостью ограничил свою волю и свое всевидение, предоставив человеку свободу; Условие достижения свободы – постижение Божественого замысла в разрешенной для человеческого разума части (природа); Бог не полностью реализовал замысел природы, оставив часть замысла в потенции и предоставив человеку возможность через познание Божественного замысла со- участвовать в творении мира (реализации заложенных потенций) через инженерию.

Кооперанты и результаты Основным кооперантом и пользователем результатов разворачиваемого в эксперименте мышления выступила инженерия; Кооперация с теологией и решение исходной задачи исторически не состоялось. Теологичекая онтология на волне достижений инженерии была заменена философией европейского гуманизма и концепцией научно – технического прогресса; Результатом развертывания экспериментальных исследований стало формирование деятельности: второй природы, имеющей собственные механизмы воспроизводства и ассимилирующей первую природу в функции материала.

Разрывы и дисфункции эксперимента как механизма онтологизации Утрата экспериментальным исследованием функций универсализации мышления. Фрагментация природы в эксперименте привела к появлению различных научных предметов с различными категориальными и онтологическими основаниями; Разрушение методологического принципа тождественности пустоты мышления и природной пустоты (квантовая механика, астрофизика) привело к переходу от онтологического статуса природы к объектному; Отказ от теологической предельной онтологии и слабость философии европейского гуманизма поставило проблему должного и ответственности за последствия НТП. Физики переложили ответственность за последствия создания ядерного оружия на политиков. Другое направление подрыва позиций эксперимента – дискуссии по биоэтики, клонированию человека.

Организационно – деятельностная игра Методологическое мышление как универсализующее мышление Гипотеза об универсальности мышления в разворачиваемых в ОДИ схемах и техниках (схема многих знаний, схема мыследеятельности, модель конфигуратор и т.п.); Принцип мыслительной имитации деятельности выводит на требование онтологизации и объективации используемых в ОДИ представлений; Восстановление нравственности как принцип самоопределения и полноты ответственности за мысли, слова и действия (требования позиционирования, восстановления онтологических рамок, исторического и социо – культурного смысла действия).

ОДИ Круг проблем Утрата универсальности мышления Фрагментация (предметный характер) научного знания, построенного на разных онтологических моделях; Специализация и профессионализация деятельности; В деятельностном плане замыкающий контур задавался позицией ОРУ с методологической задачей интеллектуальной оснастки орг - управленческого мышления.

Проблематизация в ОДИ (1) ОДИ как и эксперимент создала собственный механизм проблематизации: создания деятельностной и мыслительной пустоты как условие мыслительной имитации деятельности. В эксперименте Галилея пустота задавалась как принцип и привносилась технически, в ОДИ проблематизация выстраивается каждый раз заново; В эксперименте пустота обеспечивает остановку природы, опыта и мышления, в ОДИ производилась остановка второй природы и специализированного мышления, втянутых в игру деятельностных позиций; В реалиях советского времени останавливать приходилось не сложившуюся деятельность, а социальное поведение; ОДИ создавалась как механизм порождения деятельности из мышления.

Проблематизация в ОДИ (2) Проблематизация в ОДИ строилась как рефлексивная возгонка по двум векторам: От разрывов и дисфункций деятельности к фиксации дефицита нормативной структуры и транслируемых форм организации деятельности; От фиксации дефицита средств мышления, необходимых для преодоления разрывов в деятельности к фиксации недостаточности объектно - онтологических построений и форм организации мышления. Методологическое мышление отвечало за создание и удержание пространства, в котором возможны такие замыкания и коммуникация между участниками ОДИ. Тезис об ОДИ как практике методологического мышления указывает на замыкающий контур проблематизации – дефицит средств методологического мышления.

Характеристики ОДИ ОДИ - искусственно – техническое действие; У ОДИ есть производственный и результативный контур, связанный с ситуацией заказа на игру, оргпроект, обеспечивающий выход на результат; ОДИ - другое решение вопроса о соотношении естественного и искуственного. Е-процесс – условие, ресурс и ограничение действия, производимого на историческом фоне; ОДИ создавало пространство легитимации методологического мышления; Ассимиляция деятельности в качестве материала – многопозиционность ОДИ и разнородность опыта участников игр

Гуманитарное измерение ОДИ Человек, обретающий свободу через реализующееся в деятельности мышление; Принцип самоопределения и действия на фоне социо – культурной ситуации и истории; Принцип единства мысли, слова и действия (позиционирование).

Проблемы институционализации. Можно ли считать что практика ОДИ двигалась в направлении институционализации (1) Открыт вопрос о воспроизводящейся единице, в которой участники оформляют встречу с сущим: мышлением, порождающим деятельность (аналог опыта в эксперименте); Не выстроен процесс трансляции участниками результатов игры в практическую деятельность; Не сформирована устойчивая кооперация между ОДИ и деятельностями, использующими результаты игры. Редуцированные формы ОДИ успешно оформились в не специфических институтах.

Проблемы институционализации Можно ли считать что практика ОДИ двигалась в направлении институционализации (2 ) Для запуска процесса институционализации в ОДИ не решен вопрос об онтологии, обеспечивающей разворачивание мышления, коммуникации, деятельности и самоорганизации участников игры в условиях методологически организованной проблематизации; Схема МД выполняет орг – деятельностную и орг – мыслительную функции; Проблема системного окружения. Новые деятельности. Требование Г.П.Щедровицкого о необходимости разворачивания исследования игры в хронотопе ОДИ – попытка запустить процесс решения данной задачи.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Александров Федор Олегович Москва