Региональная жилищная политика на примере НИР в Пензенской области Сергей Журавлёв Предложение о проведении Научно- исследовательской работы 27.03.2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О разработке региональных программ стимулирования развития жилищного.
Advertisements

Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
1 Основные итоги и перспективы развития жилищной сферы в Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской Федерации МИНРЕГИОН.
Февраль 23, 2008 ГРАЖДАНСКИЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ Петербургский жилищный конгресс «Анализ текущего состояния и возможностей повышения доступности жилья для населения»
Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на годы Долгосрочная целевая.
Город Новочебоксарск Отчет о работе управления жилищных отношений за 2007 год.
О жилищном строительстве Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
Реализация государственных жилищных программ в Республике Карелия Министерство строительства Республики Карелия.
Предложение рейтингового агентства «Эксперт РА» для субъектов Федерации Отдел региональных и муниципальных рейтингов КАЖДЫЙ РЕГИОН УНИКАЛЕН СВОИМ ПОТЕНЦИАЛОМ,
Финансирование капитального ремонта: альтернативные подходы Ирина Валентиновна Генцлер Фонд «Институт экономики города» Всероссийский Форум ЖКХ, г. Москва,
1 Реализация Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года 600 в Ненецком автономном округе.
ВСЕРОССИЙСКИЕ СОВЕЩАНИЯ Казань – 2012 Екатеринбург Томск Санкт-Петербург Липецк Барнаул Казань Уфа
Гордина О.Н., Заместитель начальника департамента финансов Вологодской области Развитие ипотечного жилищного кредитования в регионах Северо – Западного.
Оренбургская область приступила к реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение.
ЖИЛИЩЕ МОСКВА. ДЛЯ ЖИЗНИ, ДЛЯ ЛЮДЕЙ. ДОРОГИЕ МОСКВИЧИ! Программа охватывает всю жилищную сферу города: - строительство жилья; -ремонт, реновация и реконструкция.
Государственная поддержка проектов малоэтажной застройки - новые инструменты Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства 240 миллиардов рублей.
О деятельности органов государственной власти Приволжского федерального округа по реализации программ расселения ветхого и аварийного жилья г. Чебоксары.
НАМИКС НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МАЛОЭТАЖНОГО И КОТТЕДЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
Основные факторы доступности жилья Заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы ФС РФ, координатор программы «Свой дом»
Участие кредитных организаций в финансировании строительства и приобретения жилья: проблемы и перспективы Р.Х.Марданов, Председатель Национального банка.
Транксрипт:

Региональная жилищная политика на примере НИР в Пензенской области Сергей Журавлёв Предложение о проведении Научно- исследовательской работы

Модернизация жилищной сферы через региональные институты развития (новая жилищная стратегия) «В сфере жилищного строительства будут расширены механизмы поддержки рынка жилья, ускорена реализация закона о поддержке жилищно-строительных кооперативов с созданием первых кооперативов по всей стране при участии Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Будет усилена координация деятельности между институтами развития в жилищной сфере в целях повышения эффективности использования бюджетных средств на цели стимулирования жилищного строительства.» Из «Основных направлений антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год»

I. Институты развития – движители жилищной политики

Примеры институтов развития в жилищной политике За рубежом - Региональные жилищно-строительные корпорации в Канаде, сформировавшие уникальную национальную модель жилищного обеспечения В России – Региональные ипотечные операторы, в 2001г. запустившие инновационный для России механизм ипотечного жилищного кредитования в 20 субъектах РФ как по программе АИЖК, так и по региональным программам, и распространившие успешный опыт на 85 регионов России. Банки начали активное ипотечное кредитование лишь 3 года спустя.

Государственные агенты на службе жильцам Эффективная модернизация региональной жилищной сферы может состояться только через инновационные и специализированные институты развития в субъектах РФ, потому что: Федеральная жилищная политика определяет универсальные правила и механизмы, в т.ч. и для федеральных институтов развития (ВЭБ, ФФ СЖС, ФФ СРЖКХ, АИЖК, РВК). Региональная специфика обязывает администрации субъектов РФ формировать региональные жилищные программы, механизмы и институты в дополнение к федеральным. Региональные институты развития жилищной сферы - как государственные агенты в наибольшей степени способны запускать масштабные инновационные и модернизационные программы, вовлекая в них частный бизнес, аналогично федеральным.

Оптимальные условия релизации жилищной политики Универсальные механизмы и институты федеральной жилищной политики Региональная специфика Жилищные инновации Региональные институты развития жилищной сферы Эффективная региональная жилищная политика Модернизация жилищной сферы России

Зачем региону жилищная стратегия? 1.Для выравнивания механизмов федеральной и региональной поддержки жилищной сферы 2.Для определения региональных приоритетов и институтов развития в жилищной политике 3.Для ориентации участников жилищного рынка и инвесторов в долгосрочной перспективе и политической воле 4.Для расширения возможностей граждан улучшать жилищные условия 5.Для пропаганды успешности и социальной ответственности региональной власти среди населения 6.Для позиционирования перед федеральной властью и госкорпорациями, а также среди других субъектов РФ

II. Cпецифика и приоритеты жилищной политики Пензенской области (результаты исследования)

Объём проведённых работ Вид работОбъём, результат Социологическое исследование Опрос с репрезентативной выборкой 3060 чел.; 18 фокус групп по возрастным и гендерным группам. Маркетинговое исследование Опрос более 200 участников рынка; 30 индивидуальных интервью с представителями бизнеса и органов власти, 12 фокус-групп Публичные мероприятия 10 региональных семинаров; итоговая научно-практическая конференция в масштабе ПФО Программные документы «Концепция жилищной политики Пензенской области – 2020»; Региональная целевая программа «Эффективное жильё до 2013г.» МетодикиНоу-хау ЗАО «Эксперт РА Впервые в России проведёна комплексная разработка мер региональной жилищной политики на 11 летнюю перспективу

Предмет и содержание НИР Предмет разработкиСодержание 1.1. Разработка Концепции региональной жилищной политики до 2021г. Долгосрочные цели и задачи Инновационные определения Принципы Механизмы Институты развития 2.2. Среднесрочная комплексная целевая программа «Эффективное жильё» Порядок создания институтов развития Принципы поддержки выпусков муниципальных облигационных займов Запуск областных жилищных лотерей Подпрограммы o «Свой Дом» o «Арендное жильё» o «Жилищные инновации» o «Модернизация жилья» 3.3. Концепции Институтов развития жилищной сферы Инвестиционная жилищно- строительная корпорация (ИЖСК) Фонд жилищных инноваций (ФЖИ)

SWOT-анализ жилищной ситуации в Пензенской области Сильные стороныВозможности 1.Хорошая обеспеченность квадратными метрами кв.м. на человека 2.Более 50% единиц жилья – самовосстанавливаемые (силами жильцов) индивидуальные дома 1.Более 80% населения желает жить в индивидуальных домах 2.Более 40% населения готовы непосредственно участвовать в строительстве малоэтажного жилья 3.Не менее 13% населения имеет сбережения и имущество, достаточные для улучшения жилищных условий 4.Более 10% населения готовы арендовать жильё (студенты, трудовые мигранты, молодые семьи) Слабые стороныУгрозы 1.Слабая обеспеченность единицами жилья единиц жилья на семью (КЖО=1,145, где КЖО – коэффициент жилищной обеспеченности) 2.Большая степень износа жилищного фонда (60% жилья имеет износ более 60%) 3.В муниципальной собственности осталось менее 10% жилищного фонда 4.Более 70% сельских домов не оборудованы системами водоснабжения и канализации 1.К 2020г. около 4 млн. кв.м. жилья (около единиц жилья) может оказаться ветхим и аварийным, несмотря на существующий темп роста объёмов капитального ремонта 2.Более 20% населения нуждается в социальном жилье

Жилищная обеспеченность Пензенская область как по площади жилья, так и по числу единиц жилья на среднестатистическую семью (КЖО – коэффициент жилищной обеспеченности) относится к вполне благополучным регионам России и Приволжского федерального округа: тел. (495) , РегионРанг (кв.м. на человека)Ранг (КЖО) Российская Федерация, в т.ч. ПФО:21,501,112 Саратовская область1(23,90)7(1,162) Республика Мордовия2(23,41)9(1,147) Пензенская область3(23,27)10(1,145) Нижегородская область4(23,17)8(1,157) Ульяновс кая область5(22,18)5(1,165) Самарская область6(21,86)13(0,917) Республика Татарстан7(21,80)1(1,191) Кировская область8(21,62)11(1,123) Республика Марий-Эл9(21,57)4(1,176) Оренбургская область10(20,93)3(1,180) Чувашская республика11(20,79)6(1,163) Республика Башкортостан12(20,29)12(1,081) Удмуртская республика13(19,30)2(1,189)

Прогноз ввода и выбытия жилья Кризис 2008г. существенно затормозил темпы жилищного строительства, но только в многоквартирном сегменте рынка. Индивидуальное строительство продолжается теми же темпами и имеет тенденцию к росту. Прогноз ежегодных объёмов жилищного строительства с учётом последствий кризиса, тыс. кв.м. Темпы выбытия жилья существенно опережают объёмы инвестиций в капитальный ремонт, реконструкцию и замещение. Прогноз динамики ветхого и аварийного жилья накопительным итогом, тыс. кв.м.

Что необходимо сделать за 11 лет? В соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Пензенской области до 2021г.» необходимо достичь объёмов ежегодного строительства жилья не менее 1 кв.м. на человека, т.е. не менее 1,4 млн. кв.м. в год. Для этого должно быть построено дополнительно к экстенсивному прогнозу (с коррекцией на кризис) не менее единиц жилья. Для простого воспроизводства жилищного фонда в Пензенской области необходимо модернизировать (отремонтировать, реконструировать, заместить) не менее единиц жилья. Цели (зона ответственности) жилищной политики, ед.жилья

Как добиться необходимых результатов? тел. (495) , ПриоритетОбоснование 1.1. Интенсифицировать малоэтажное жилищное строительство на основе деревянных конструкций из местной древесины Короткий инвест цикл. Возможность быстрой индустриализации. Единственный способ быстрого восстановления высоких темпов жилищного строительства 2.2. Создать условия для вовлечения жильцов в строительство и модернизацию жилья. Готовность непосредственного участия граждан в строительстве (не менее 40%) малоэтажного жилья Развернуть программу благоустройства сельских домов 70% сельских домов неблагоустроены. Из-за этого не менее 25% сельских жителей хотят переехать в город, пусть и на меньшую площадь. Т.е. почти все дееспособные Внедрить технологии модернизации многоквартирных домов массовых серий, построенных до 1975г., предполагающие как повышение (для коммерчески привлекательных районов), так и снижение (для малых городов и посёлков) этажности. Некоммерческий кап.ремонт полностью зависит от бюджетных возможностей, которых недостаточно. В малых поселениях многоквартирные дома непрестижны и бесперспективны Создать стимулы для развития и легализации рынка арендного жилья, в т.ч. строительства муниципального жилья и «доходных домов» эконом-класса. 15% населения области предпочло бы собственности аренду жилья и социальный найм.

III. Региональная целевая программа «Эффективное жильё» (результаты НИР)

Основные направления, механизмы, инструменты и институты Основные направления Малоэтажное строительство Арендное жильё Модернизация жилья Жилищные инновации Основные механизмы Жилищно- строительная кооперация Благоустройство сельского жилья, реконструкция «хрущёвок» Строительство муниципального жилья и доходных домов Венчурное финансирование и пилотная застройка Региональные субсидии на инженерную инфраструктуру, займы Основные инструменты Муниципальные облигационные займы, региональные субсидии, инвестиции Муниципальная аренда доходных домов, региональные субсидии, арендные сертификаты Конкурсы, гранты, займы, лотереи, рейтинг эффективности жилья Институты ЖСК МС Фонд жилищных инноваций (ФЖИ) Инвестиционная жилищно-строительная корпорация (ИЖСК) ЖСК, ТСЖ, ТОС, УКУК Инновационные компании

РЦП «Эффективное жильё» ДокументМероприятия Региональная целевая программа «Эффективное жильё» до 2013г. Создание ИЖСК и ФЖИ Организация консультационных пунктов жилищных программ в режиме «единого окна» Определение стандартов социального жилья Содействие выпускам муниципальных облигационных займов Организация выпусков жилищных лотерей Подпрограммы: Свой Дом Консультационная помощь в организации ЖСК МС Субсидии ЖСК МС на строительство инженерной инфраструктуры Арендное жильё Строительство муниципального жилья Социальная аренда доходных домов Арендные сертификаты Жилищные инновации Рейтинг эффективности жилья Инновационные конкурсы Венчурное финансирование Экспериментальная застройка Модернизация жилья Благоустройство индивидуальных домов системами водоснабжения и канализации Реконструкция среднеэтажных домов Благоустройство кварталов Инвентаризация брошенного жилья

Объёмы финансирования и результаты Подпрограммы РЦП «Эффективное жильё» Арендное жильё Модернизация жилья Жилищные инновации Объёмы бюджетного финансирования (млн. руб.) Свой Дом 259,5175 (ФЖИ)800 (ФЖИ и ИЖСК) Объёмы внебюджетного финансирования 129, , Ожидаемые результаты (2012г.) 537,5 Благоустройство 1000 сельских домов Модернизация 550 ед. жилья в многоквартирных домах 3000 ед. инновационного жилья 8 объектов экспериментальной застройки Внедрён Рейтинг эффективности жилья 200 ед. арендного жилья 1000 арендных сертификатов 350 индивид домов Не менее 6 ЖСК МС Уст.кап. ИЖСК – 600 млн. руб. Уст. кап. ФЖИ – 500 млн. руб.

Коммерческий институт развития - ИЖСК Инвестиционная жилищно-строительная корпорация (ИЖСК) – рыночный регулятор * Уставный капитал – 600 млн. рублей Направления деятельности: –Инвестиции в инновационное жилищное строительство с ориентацией на Рейтинг эффективности жилья –Инвестиционный консалтинг участников рынка и муниципалитетов по федеральным и частными инвестиционным программам –Рефинансирование и сопровождение ипотечных активов, урегулирование проблемных ипотечных кредитов –Консультирование, снабжение и кредитование ЖСК малоэтажного строительства (ЖСК МС) –Строительство арендного жилья –Реконструкция (модернизация) жилья –Организация режима «единого окна» для консультаций населения по региональным жилищным программам * создаётся на базе регионального ипотечного оператора ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области»

Некоммерческий институт развития -ФЖИ Фонд жилищных инноваций (ФЖИ) – региональный некоммерческий фонд Уставный капитал – 500 млн. рублей Направления деятельности: –Венчурное финансирование инновационных компаний и производственных проектов –Экспериментальное строительство инновационного жилья –Целевое финансирование части механизмов подпрограмм «Свой дом» и «Модернизация жилья» (на конкурсной основе) –Мониторинг состояния жилищной сферы –Ведение Рейтинга эффективности жилья –Организация инновационно-просветительских мероприятий (конкурсов, исследований, конференций, постоянной выставки региональных жилищных инноваций)

РЦП «Эффективное жильё» в жилищной политике ФФСЖС Федеральные программы Области жилищной политики Помощь отдельным категориям граждан: Инфраструктурные объекты Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета Улучшение жилищных условий с государственной поддержкой, в т.ч. за счёт средств бюджета Пензенской области Социальные Коммунальные (инженерные) Транспортные Рыночные механизмы и институты Строительство и предложение Спрос Улучшение качества (эффективности) жилья на основе инновационных технологий и энергоэффективности Внедрение инновационных технологий в производство ФЦП «Жилище» Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Обеспечение жильём молодых семей ФЦП «Социальное развитие села» ФФСРЖКХ АИЖК РВК Инвестфонд Региональные программы Социальная поддержка многодетных семей по улучшению жилищных условий на гг. Социальная поддержка граждан в жилищной сфере на гг. Дом для молодой семьи в Пензенской области на гг. Переселение граждан, проживающих на территории Пензенской области, из аварийного жилищного фонда на годы РЦП «Эффективное жильё» на гг. Свой Дом Арендное жильё Жилищные инновации Модернизация жилья РЦП «Эффективное жильё» призвана сбалансировать механизмы федеральной и региональной жилищных политик

IV. Ключевые индикаторы жилищной политики Пензенской области (результаты НИР)

Ключевые показатели Целевой показательЕд. изм. Ожидаемый результат в 2020г. (не менее) 1Интенсификация строительства жилья эконом класса ед Массовая модернизация жильяед Жилищная обеспеченность (КЖО) ед. жилья/д.х- во 1,225 4Строительство жильятыс. кв.м Значительное улучшение качества и эксплуатационных характеристик строящегося и модернизируемого жилья с индикацией в Рейтинге эффективности жилья ед./мес Развитие арендного жильядоля,%25% 7Объём привлечённого капитала, к объёму бюджетных средств ед./ед.4/1

Ключевые мотивации Создание новых рыночных и социальных способов жилищного обеспечения и улучшения жилищных условий (арендное жилья, модернизация жилья, ЖСК МС) Вовлечение жильцов в строительство малоэтажного жилья и в модернизацию сельских и многоквартирных домов Развитие инновационной производственной базы через венчурное финансирование

Ключевые инновации 1.Жилищно-строительные кооперативы в малоэтажном строительстве (ЖСК МС) 2.Вторичная застройка (модернизация многоквартирных домов с возведением дополнительных этажей без опирания на существующее здание) 3.Рейтинг эффективности жилья 4.Оценка эффективности жилищной политики через КЖО (коэффициент жилищной обеспеченности) 5.Создание технологического коридора – индустриальное энергоэффективное малоэтажное деревянное строительство из местной древесины, с возможностью непосредственного участия в нём граждан – застройщиков.

Спасибо за внимание! Сергей Журавлёв, руководитель федерального общественного проекта «Российский Дом Будущего» Контакты: (495) , (903)