Формирование универсальных учебных действий в начальной школе через сотрудничество в обучении Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сланцевская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет Александр Григорьевич Ривин Обучение в парах сменного состава оргдиалог сочетательный диалог коллективный способ обучения.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Универсальные учебные действия на проектных уроках.
«Формирование коммуникативных действий через методику работы в парах сменного состава» Методика взаимопередачи текстов.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Руководитель ШМО учителей начальных классов Васильева Т.А.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
Использование интерактивных образовательных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в условиях ФГОС второго поколения учитель начальных.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Универсальные учебные действия в системе общего образования Развитие личности в системе образования идёт через формирование универсальных учебных действий;
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Формирование универсальных учебных действий.. Школа должна ребёнка: «научить учиться» «научить жить» «научить жить вместе» «научить работать и зарабатывать»
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Интересы общества интересы личности интересы потенциального работодателя РАЗВИТИЕ Реализация ФГОС нового поколения. Формирование способности организации.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе через сотрудничество в обучении Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сланцевская средняя общеобразовательная школа 6» Родионова Ирина Петровна Фёдорова Валентина Ивановна Финогенова Виктория Николаевна

Главная задача современного образования Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»

Проблема современного образования Как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни? Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают: O социальную компетентность и учет позиции других людей, O партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; O участвовать в коллективном обсуждении проблем; O интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Результаты освоения ООП НОО (коммуникативные УУД) O активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; O готовность слушать собеседника и вести диалог; O готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; O излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; O определение общей цели и путей ее достижения; O умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; O осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; O готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Обучение сотрудничеству Вид учебной деятельности, который в силу своих особенностей позволяет реализовать работу в парах, и направлен не только на получение знаний и формирование коммуникативных УУД, но и на формирование других универсальных учебных действий: O личностных; O метапредметных: коммуникативных, регулятивных, познавательных; O предметных.

Формирование УУД через сотрудничество в обучении Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД – оценивать свои и чужие поступки; – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; – оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, – проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. – умение прогнозировать результат; – умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способы действия в случае возникновения расхождений между эталоном, реальным действием и его продуктом; – умение оценивать, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. – поиск и выделение необходимой информации; – постановка и формулирование проблемы, самостоятельное воздание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого или поискового характера; – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Виды учебной деятельности при работе в парах I. Обсуждение чего-либо. II. Совместное изучение нового. III. Обучение друг друга. IV. Тренировка. V. Проверка.

Обсуждение Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, содержащийся как в тексте некоторого автора, так и текстах, высказываниях друг друга. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются. Эти позиции идентичны и равноправны: оба на равных основаниях обсуждают, углубляются в понимание сложной темы. Цель обсуждения состоит в том, чтобы понять, где и в чем все мнения совпадают (мнения друг друга, если обсуждаются тексты и соображения самих напарников; мнения автора и каждого из напарников, если обсуждается текст третьего), а затем свои представления расширить.

Некоторые приёмы обсуждения O Первый: восстановить то, что сказал учитель или ученик, восстановить то, что прочитал в книжке. Это не сводится к тому, чтобы дословно пересказать. Но чтобы нечто обсуждать, прежде это надо запомнить, удержать в памяти. Здесь важно не остановиться на восстановлении только текста автора, но самое главное – восстановить его мысли, последовательность этих мыслей, факты, доказательства, примеры. O Второй прием обсуждения – интерпретировать текст, мысли автора, т.е. высказать свое мнение, отношение к этим мыслям, дать свою оценку, выразить оценки других авторов. Помогают интерпретировать вопросы такого плана: что мне понятно, а что нет? O Третий прием – задавать вопросы. Провоцирование вопросов позволяет обратить внимание на область непонимания. Это сложная работа, запускающая мышление; понимание и мышление начинаются с вопроса. «Осмысленность, точность вопроса – важные стороны правильного, четкого мышления», – подчеркивается в Философском словаре.

Совместное изучение нового В паре можно совместно что-либо изучать. Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих. Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В этом уже отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга. В результате специально организованной коммуникации должно появиться общее поле понимания. Общее должно быть, с одной стороны, в представлениях обоих учеников, они должны договориться до общего, с другой – общее в головах учеников и автора изучаемого текста, а с третьей – общее должно быть материализовано, например, в совместной формулировке пункта плана или схеме.

Разные техники изучения O Можно изучать по кругу: вначале формируется первичное представление о целом за счет прочтения всего текста, а потом разбирается каждая часть. В процессе прочтения всего текста либо по его окончании выдвигается гипотеза, о чем хочет сказать автор, какой у него замысел, как структурно представлен текст, как связаны части друг с другом. O Можно изучать по частям (по абзацам, небольшими смысловыми фрагментами). Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. В свою очередь, необходимо разрабатывать специфические приемы для изучения разных по типу абзацев тех же научных текстов – фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события, текстов-рассуждений.

Обучение Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник. Необходимые условия для осуществления взаимообучения: O Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале! O Эти фрагменты не должны быть логически зависимыми друг от друга. O Обучать нужно малыми порциями.

Алгоритм обучения в парах 1. Нацеливание на то, чему будет посвящено обучение, как оно будет проходить, какой должен быть получен результат. 2. Изложение материала небольшими фрагментами. 3. Инициирование ученика на задавание вопросов на понимание. 4. Восстановление обучающимся понятого, усвоенного материала. 5. Проверка и закрепление усвоенного. 6. Анализ и рефлексия действий, которые осуществляли «учитель» и «ученик».

Тренировка За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать алгоритмичные учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Кроме собственно тренировки, тренаж предназначен для фиксации возможной, потенциальной ошибки, что заставляет задуматься над ошибкой, обратить на нее внимание.

Техника взаимотренажа 1) Первый ученик говорит первое задание своей карточки, второй ученик отвечает. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он задает второй вопрос. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу ещё раз на него ответить. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик сообщает правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу. 2) Когда первый продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задаёт вопросы своей карточки, а первый отвечает на эти вопросы. Когда все вопросы продиктованы, пара распадается.

Проверка Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. Подчеркнем, что работа в паре здесь используется с целью: O обучения, оценивания, обнаружения и исправления ошибок; O выполнения алгоритма действий решения задачи. В отличие от тренажа, проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом.

Как строится работа в парах? Один обучающийся по памяти восстанавливает другому весь процесс решения какой-либо самостоятельно выполненной задачи (возможно, он это будет делать письменно) либо дает развернутый ответ на некоторый вопрос. Его напарник следит за изложением, за каждым действием, каждым ходом; если необходимо, поправляет и дополняет. Если он увидит ошибку, тут же это отмечает и предлагает заново решить задачу. Отметим два достоинства такой проверки. Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не дома учителем, вдали от ученика.

Заключение Напоследок остановимся на двух моментах. O Во-первых, реальная учебная ситуация часто требует использования не одного вида работы в паре, а их сочетания. O Во-вторых, важную роль в парной работе играют «алгоритмы» – предписания, в которых отражена последовательность действий, ведущих к достижению поставленной цели.

Обучение сотрудничеству через организацию работы в парах помогает в полной мере реализовать: O дидактические задачи – обучают ученики один одного, у них разные темпы и материал, полная самостоятельность, основой обучения является сотрудничество, усвоение и применение материала максимально приближено; O развивающие задачи – ученик-субъект + объект, материал подбирается в соответствии с особенностями ребенка (дифференцированный подход), дети учатся выступать, рассуждают, доказывают; O воспитательные задачи – имеет место забота всех о каждом и каждого обо всех, т. е. принцип коллективизма.

Организация работы в парах на уроках O делает высоким уровень активности детей на уроке, O развивает мыслительную деятельность учащихся, O дает возможность многократно повторять материал, O помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, O делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики, O дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2-3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в раз чаще, улучшается навык чтения.

Работа в парах решает вопросы гуманного (сотрудничество учитель-ученик-партнеры, отсутствие прямого принуждения, вера в ребенка, в его силы и способности) и демократического (право на собственную точку зрения, право на свободный выбор задания, уравнивание ученика и учителя в правах) отношения к ребенку. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у наших ребят есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.

Желаем Вам творческих успехов!