Цель урока : познакомить с системой имен существительных Подготовила Т. В. Котова, учитель начальной школы МОУ СОШ 9 г. Ноябрьска
1. Познакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, с шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей. 2. формировать умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму); создать условия для воспитания культуры общения, воспитывать любовь к русскому языку.
Я именительный падеж И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащие зовут! Предлогов с детства не люблю С собою рядом не терплю. Мои вопросы КТО ? и ЧТО? Со мной не спутаешь ничто.
Посмотрите, в данных предложениях пропущено подлежащее. Можно ли сразу определить, в форме какого падежа будут стоять слова на месте пропусков?... готовят вкусную еду.... играют на музыкальных инструментах.... строят дома, магазины, школы.
- А я падеж Родительный! И с виду я общительный. Кого? Чего? - И вот он я И будем вместе мы, друзья! НЕТ (КОГО?) НЕТ (ЧЕГО?)
Как правильно сказать: У рыб нет зуб, или у рыб нет зубов, или у рыбий нет забей!
дубовая кора – кора дуба осиновый лист- _____________ городские улицы - ____________ капустный пирог - ______________ морской берег - _______________ морковный сок - _______________ лисья нора - __________________ * Обозначь падеж имен существительных. * Подчеркните словарные слова.
Я падеж Дарительный! Я еще как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу. Братику, сестричке, псу. А еще КОМУ ? ЧЕМУ? Дарю (КОМУ?) Рад (ЧЕМУ?)
падежи предлоги примеры Р.п. Д.п. Из-за тучи выглянуло со…нце. Скачет быстрая белоч…ка по веб…кам. Дым поднимался к вебрш…нам д…арефьев. Без д…ждя прошёл первый день в…сны. Жёлтые листья плыли по в…де. Трава была мокрая от р…сы. Выделите предлоги, с которыми употребляются в тексте имена существительные. Заполните таблицу.
Найдите в тексте имена существительные в дательном падеже
Через неделю пришло письмо (от кого?) (кому?) (сестра). Тропинка идёт (от чего?) ( к чему?) (ручей). Завтра мы пойдём гулять (около чего?) (к чему?) (озеро). Отметь окончания в этих словах.
- Я Винительный падеж, И во всем виню невебжд. Зато отличников люблю, Для них "5" я ловлю. Кого позвать, во Что играть, Готов ребятам рассказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. Свою я свиту попрошу и все проблемы я решу!
Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает Последние листы с нагих своих вебтвебй. Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает. Журча ещё бежит за мельницу ручей. Но пруд уже застыл. (А. Пушкин) Определите падеж выделенных имён существительных.
Я творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! - Чем? Творите! - С кем? Я подскажу вам - нет проблем!
Раздолбит дятел дерево, найдёт под корой вредителя и съест. Правильный отвебт: под чем? – под корой (Т.п.) *Разберите данное предложение по членам предложения
- Ох, боялся опоздать! И о чем же помечтать? Вот бы мне царем-то стать! Я мечтаю о короне: Буду в ней сидеть на троне. Я мечтаю об одежках, И мечтаю о сапожках. Но пора мечтать о свадьбе О царевне молодой!
Так я падеж ПРЕДЛОЖНЫЙ. Со мною случай сложный! Мне без предлогов свебт не мил. О КОМ?, О ЧЕМ? Я говорил?
1) Провебряй друга в опасности (______). 2) В тесноте (____) да не в обиде (_____). 3) Друг познается в беде (______).
1. Найди слово в предложении, к которому относится имя существительное. 2. Задай к имени существительному падежный вопрос. 3. По падежному вопросу и окончанию определи падеж. 4. Для провебрки подбери вспомогательное слово.
1. Отметьте «х» все существительные в родительном падеже единствебнного числа. к дереву около деарефьев у дерева над деревом возле дерева 2. Отметь «х» все предложения, в которых существительное самолёт стоит в именительном падеже. Самолёт стремительно поднялся в воздух. В небе мы увидели самолёт. Парашютисты покидали самолёт. Высоко над нами пролетел самолёт. Пассажиры заходили в самолёт. 3. Отметь «» все предлоги, которые употребляются с дательным падежом. к в до по
4. Отметь «х» все вопросы дательного падежа. кого? чему? чего? кем? кому? 5. Отметь «х» все существительные, падеж которых определён невебрно. в дом (И.п.) под снегом (Т.п.) на песке (Д.п.) около дома (Р.п.) к другу (Д.п.)
1. ЧТО Я ЗНАЛ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ? 2. ЧТО Я СЕГОДНЯ НОВОГО УЗНАЛ НА УРОКЕ? 3. КАКУЮ РОЛЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ИГРАЕТ ПАДЕЖ? 4. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ВСЕ КОСВЕННЫЕ ПАДЕЖИ.
1 уровебнь запомнить алгоритм определения падежа имени существительного в предложении; списать текст упр.4, определить падеж выделенных слов. 2 уровебнь Найти и выписать 5 пословиц или поговорок, в которых нужно определить падеж имен существительных. (например, Без труда (без чего? Р.п. ) не вытащишь и рыбку (что? В.п.) из пруда (из чего? Р.п.).