АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» А Н А Л И З международного опыта по защите и развитию конкуренции на рынке накопительных пенсионных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2005 год TuranAlem Securities Пруденциальные нормативы инвестиционной компании.
Advertisements

Накопительная пенсионная система Казахстана 2009.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
Обзор законодательства по рынку ценных бумаг. Конституция Республики Казахстан гарантирование собственности законом; право на свободу предпринимательской.
Современное состояние антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и перспективы развития в условиях Единого экономического пространства Максим.
1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ. МЕСТО В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 16 декабря 2008.
| 0 «Как вернуть инвестора на фондовый рынок в условиях кризиса (взгляд регистратора)» ФИНАНСОВЫЙ ФОРУМ ММВБ 13 мая 2009 г.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Имущественная ответственность саморегулируемых организаций: компенсационный фонд, инвестиционная декларация, специализированный депозитарий Саморегулируемая.
УСЛУГИ ТОО «ФИНАНСОВОЙ ГРУППЫ «АМУЛЕТ». МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСАЛТИНГА УСЛУГИ КОМПАНИИ ЛУЧШИЕ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ, ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ,
1 III-й Астанинский экономический форум Панельная сессия «Механизмы регулирования исламского финансирования в условиях посткризисного периода» Регуляторная.
Анализ статьи «Актуальные вопросы страхового регулирования в России и пути повышения их эффективности» Прокопьевой Е.Л.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
1 Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности работодателя в Казахстане будет частью трехуровневой системы социального обеспечения, состоящей.
Қазақстан Республикасы Экономикалық даму және сауда министрлігі Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные.
1 Негосударственное пенсионное обеспечение: первые шаги внедрения, проблемы и пути их решения Рыбальченко Андрей Анатольевич Член Государственной комиссии.
Администратор негосударственного пенсионного фонда – Администратор негосударственного пенсионного фонда – составляющая накопительной пенсионной системы.
В чем суть пенсионной реформы? ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ.
Транксрипт:

АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» А Н А Л И З международного опыта по защите и развитию конкуренции на рынке накопительных пенсионных фондов Астана, 2012 г.

Цель и задачи Цель исследования: Изучение и оценка применения в Казахстане международного опыта по защите и развитию конкуренции на рынке накопительных пенсионных фондов. Задачи исследования: (1) (1) Определение состояния конкуренции на рынке НПФ в РК; (2) (2) Обозначение основных проблем и рекомендаций по их решению; (3) (3) Изучение международного опыта методов (рычагов) государственного регулирования рынка; (4) (4) Определение целесообразности государственного участия на рынке НПФ, международный опыт; (5) (5) Изучение международного опыта антимонопольного регулирования рынка пенсионных услуг.

Методика исследования 1)Проведение анализа вторичной информации в целях изучения международного опыта (контент-анализ СМИ и предыдущих исследований, статистических данных); 2)Организация сбора первичной социологической информации, посредством проведения массового опроса. В исследовании применялись телефонный опрос и опрос по электронной почте граждан Казахстана по регионам.

Государственное участие в системе НПФ Пенсионная система Полностью государственная Государственная, дополненная частными НПФ Частная, дополненная государственными НПФ Полностью частная Сингапур, Норвегия, и т.д. США, Канада, Австралия, и т.д. США, Канада, Австралия, и т.д. Великобритания, Япония и т.д. Чили, и т.д.

НПФНПФ ООИУПАООИУПА Банки- кастодианы Участники рынка НПФ

Уровень конкуренции на рынке НПФ РК По проведенному расчету, данный рынок можно характеризовать как умеренно концентрированный: 45%

Основные проблемы на рынке НПФ РК 1. Низкий уровень пенсионной грамотности населения; 2. Низкая инвестиционная доходность НПФ; 3. Нарушение прав вкладчиков.Недобросовестная конкуренция

Низкий уровень финансовой грамотности Источник: АО «ЦРиЗКП» Уровень финансовой грамотности населения Уровень посещаемости информационно-обучающего портала

Критерий выбора пенсионного фонда для населения

Причины низкой инвестиционной доходности Ограниченность финансовых инструментов Строгое государственное регулирование Отсутствие стимула у НПФ для для инвестирования ПА в доходные инструменты, так как это потребует дополнительных расходов Миграция вкладчиков, примерно 14% от пенсионных накоплений находится в процессе блуждания на рынке

Вот уже 3 года структура инвестиционного портфеля НПФ не меняется существенным образом

Неспособность уровня инвестиционной доходности превысить уровень инфляции Источник: КФН НБ РК

Нарушение прав вкладчиков 16% опрошенных 16% опрошенных сталкивались с нарушениями прав вкладчиков: - Непредоставление сведения о вкладе; - Заставление вкладчиков менять пенсионный фонд работодателями; - Незачисление на ИПС отчисленных денег; - Двойное удержание подоходного налога с заработной платы (при начислений зарплаты и при выплате пенсии); - Удерживание накоплений при переводе с одного фонда в другой; - Уменьшение накоплений на ИПС; - Двойное комиссионное взимание фонда от инвестиционного дохода (0,05%=пенсионные накопления+инвест доход, 15%=инвест доход); - Низкий уровень обслуживания в офисе НПФ и т.д.

Нарушение прав вкладчиков - Pensia.kz - Invest-market.kz - Forum.zakon.kz - Banker.kz -Перевод пенсионных накоплений без волеизъявления вкладчика либо без заключения договора о пенсионном обеспечении -Уменьшение пенсионных накоплений при переводе из одного фонда -Отказ в выплате пенсионных накоплений;

Обеспечение информационной прозрачности в официальных сайтах НПФ Наиболее прозрачная деятельность на сайте Наиболее прозрачная деятельность на сайте Прозрачная деятельность Менее прозрачная деятельность

Антимонопольное регулирование НПФ в мире Во всех странах по отношению к пенсионным фондам действует единое антимонопольное регулирование. Антимонопольное регулирование рынка пенсионных услуг рассматривают по единым инструментам регулирования: Слияние/поглощение; Контроль за пресечением антиконкурентных соглашений/действий; Недобросовестная конкуренция. На практике очень мало примеров нарушения антимонопольного законодательства на рынке НПФ. При том что были просмотрены всевозможные источники на русском и иностранных языках. Изучены примеры России, Нидерландов, Румынии, Швеция, Украины и других стран.

Предложения по повышению уровня Финграмотности населения на рынке НПФ Независимое консультационное бюро НПФ Министерство труда и социальной защиты РК, Национальный банк рк Министерство труда и социальной защиты РК, Национальный банк рк вкладчики

Создание электронной системы консультаций и предложений пенсионных планов (SCOMP)

Предложения - Следует ослабить ограничения по инвестированию пенсионных активов на зарубежные рынки. В настоящее время НПФ могут инвестировать не более 10% от активов в иностранные инструменты с рейтингом ниже «AA-». Фактически это сильно ограничивает их возможности по инвестированию в ценные бумаги развивающихся стран, где можно получить неплохую доходность. - Снизить требования по поддержанию минимальной доли инвестиций в государственные ценные бумаги в пользу увеличения инвестиций в такие же ликвидные, но потенциально более доходные инвестиции, как акции, паи инвестиционных фондов, высокодоходные облигации и др., что позволило бы пенсионным фондам получать доходность, покрывающую инфляцию. - Необходимо на законодательном уровне ограничить миграцию вкладчиков между НПФ. В качестве мер предлагается установить минимальный период нахождения вкладчика в одном НПФ не менее 2 лет, а также изменение порядка заключения пенсионных договоров (на базе режима «он-лайн» с ГЦВП). Как отмечалось выше, миграция пенсионных накоплений неблагоприятно сказывается на инвестиционной доходности фондов.

Финансирование инфраструктурных проектов посредством выпуска облигаций с гарантиями государства ЖД Инвестор – 51% Нац Банк РК – 20% НПФ – 29% Авиа Связь......

Предложения по антимонопольному регулированию 1. Рассмотреть вопрос о включении в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение, АО «НПФ «ГНПФ» (19,2%) и АО «НПФ Народного Банка Казахстана» (33%), совокупная доля которых составляет более 50%. 2. Внести изменения и дополнения в совместный приказ АЗК и КФН РК о размерах стоимости активов и величины собственного капитала финансовых организаций, при превышении которых осуществляется согласие на экономическую концентрацию с участием финансовых организаций касательно порогов НПФ и ООИУПА. 3. Рассмотрение законности схемы использования НПФ услуг консалтинговых компаний как своих агентов. Так, консалтинговая компания «Pride consulting» фактически выполняет функции агента НПФ «Астана», и помогает вкладчикам сделать «правильный» выбор фонда. ТОО «Финансовая Группа «Амулет», заключив соглашение с НПФ «Астана», по такому же механизму консультирует вкладчиков.

По экономической концентрации 2009 г. Совместный приказ и постановление об утверждении размеров стоимости активов и величины собственного капитала финансовых организаций АЗК РК и КФН РК, при превышении которых осуществляется согласие на экономическую концентрацию с участием финансовых организаций. В частности для рынка НПФ утвержденные размер стоимости активов - 20 и более процентов от совокупной стоимости активов и величина собственного капитала – 20 и более процентов от величины собственного капитала г. Антимонопольный орган (Netherlands Competition Authority (NMA) опубликовали положение, где изложены меры антимонопольного регулирование на рынке пенсионных фондов. При слиянии двух пенсионных фондов, каждый из которых получил взносы вкладчиков менее $ тыс. и валовых взносов за предыдущий год более чем 162 млн. долл. США, должны уведомлять Антимонопольный орган Нидерландов

Предложения В целях стимулирования конкуренции между НПФ предлагается рассмотреть к применению систему аукционов (тендеров) между негосударственными фондами за право обслуживания новых клиентов (Чили). НПФ-1 НПФ-2 НПФ-3 1. Комиссионные вознаграждения: – из пенсионных накоплений - 0,05% - из инвестиционного дохода – 15% ; 2. Филиалы: в 10 регионах страны 1. Комиссионные вознаграждения: – из пенсионных накоплений - 0,03% - из инвестиционного дохода – 16% ; 2. Филиалы: в 14 регионах страны 1. Комиссионные вознаграждения: – из пенсионных накоплений - 0,02% - из инвестиционного дохода – 12% ; 2. Филиалы: в 16 регионах страны Пример:Пример: Получает право привлекать всех новых вкладчиков, которые начали свою трудовую деятельность, при условии сохранения объявленного размера взимаемой комиссии и обеспечения минимальной доходности (новые вкладчики не имеют право выбора). Получает право привлекать всех новых вкладчиков, которые начали свою трудовую деятельность, при условии сохранения объявленного размера взимаемой комиссии и обеспечения минимальной доходности (новые вкладчики не имеют право выбора). Самые низкие комиссионные вознаграждения, поэтому...

Благодарю за внимание! АО «Центр развития и защиты конкурентной политики»