Доклад Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака Парламентские слушания «Анализ итогов реформирования РАО "ЕЭС России" и эффективности деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
Advertisements

Итоги и перспективы развития рынков электрической энергии 7 декабря 2006 года Конференция "РАО "ЕЭС России" - открытая компания" Ю.А. Удальцов, член Правления,
Тарифно-балансовые решения ФСТ России в отношении субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного Федерального округа Июль,
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
Совершенствование законодательство в сфере регулирования электроэнергетики после завершения переходного периода Помчалова Е.В. Заместитель Руководителя.
Новое в законодательстве об электроэнергетике и особенности подготовки тарифных предложений на 2013 год 29 марта 2012 года.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
О функционировании и развитии рынков электроэнергии и мощности ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ посвященное итогам работы органов.
Реформа: от решений к практике Александр Чикунов, член Правления, руководитель Центра по реализации проектов реформирования АО-энерго ОАО РАО «ЕЭС России»
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
ОАО «Псковэнергосбыт» ОПТОВЫЙ И РОЗНИЧНЫЙ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) Информационные материалы.
РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ Информационные материалы ОАО «Псковэнергосбыт»
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Вопросы применения метода RAB Сентябрь 2010 года Струнилин П.В.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Начальник Управления.
Транксрипт:

Доклад Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака Парламентские слушания «Анализ итогов реформирования РАО "ЕЭС России" и эффективности деятельности созданных на его базе структур» 06 ноября 2013 г. г. Москва

1 Цели преобразований в электроэнергетической отрасли Повышение эффективности функционирования электроэнергетики Обеспечение бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения электрической и тепловой энергией Цели реформирования (утверждены постановлением Правительства РФ 526 от ) Разделение по видам деятельности выполнено – проведена структурная реформа Формирование оптового и розничных рынков выполнено. 2007– запущены оптовый и розничные рынки (ежегодный объем торговли электроэнергией на оптовом рынке составляет более 900 млн. МВт·ч) выполнено. C % электроэнергии реализуется по свободным нерегулируемым ценам, за исключением поставок населению Привлечение частного капитала в конкурентные виды деятельности выполнено – привлечение средств частных инвесторов в генерацию выполнено вводы новых мощностей в генерации (с 2011 года введено МВт генерирующих мощностей, в том числе МВт по ДПМ, с учетом планов по вводам до конца 2013 года) Передача естественно-монопольных видов деятельности (сети, ОДУ) под непосредственный контроль государства выполнено. Основные механизмы достижения целей

2 Федеральный закон «Об электроэнергетике», история законотворчества, основные изменения организационная структура отрасли двухуровневый рынок (оптовый и розничные рынки) уточнены механизмы государственного регулирования цен, в том числе: – возврат инвестированного капитала – долгосрочные параметры регулирования – RAB запрет на совмещение видов деятельности механизмы государственного регулирования формирование – НП «Совет рынка» рамки переходного периода (либерализация) рынок двух товаров (электроэнергии и мощности) изменены пределы минимального участия Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению ЕНЭС Для реализации указанных целей принят федеральный закон 35-ФЗ «Об электроэнергетике», законодательно закрепляющий принципы организации электроэнергетической отрасли. В течение последнего десятилетия нормы закона дорабатывались, но основополагающие принципы преобразований отрасли оставались неизменными Для реализации указанных целей принят федеральный закон 35-ФЗ «Об электроэнергетике», законодательно закрепляющий принципы организации электроэнергетической отрасли. В течение последнего десятилетия нормы закона дорабатывались, но основополагающие принципы преобразований отрасли оставались неизменными

3 Проведение структурной реформы: структура отрасли в 2001 году РАО ЕЭС России Федеральные электростанции (тепловые и гидро) Вертикально-интегрированные региональные энергетические компании Генерация Распределительные сети Диспетчерское управление Сбыт Росэнергоатом Атомные электростанции Независимые вертикально- интегрированные компании Иркутскэнерго Татэнерго Башкирэнерго Новосибирскэнерго Потребители Магистральные сети

4 Cтруктура отрасли в 2013 году ОПТОВЫЙ РЫНОК РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ Розничные потребители Энергосбытовые компании и Гарантирующие поставщики Совет рынка Системный оператор Российские сети Генерирующие компании оптового рынка, в том числе Газпром (38 ГВт) …… Интер РАО (27,4 ГВт) … ….. Росэнергоатом (23,6 ГВт) … Русгидро (36,5 ГВт) …….. АТСЦФР Розничные генераторы/ Распределенная генерация Крупные промышленные потребители 100% 80,6% 54%* >50% 100% 67,1% 54%* принадлежит государству и компаниям с государственным участием 37% от числа Членов Наблюдательного совета являются представителями государства, в том числе Государственной Думы и Совета Федерации 32% представители госкомпаний 27% сбыта – через госкомпании

5 Рынок электроэнергии – двухуровневая система ОПТОВЫЙ РЫНОК секторы рынка Генерирующие компании оптового рынка участники рынка РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ Розничные потребители Коммерческая инфраструктура рынка Энергосбытовые компании и Гарантирующие поставщики электроэнергия Сети мощность Регулируемые договоры Свободные договоры Рынок на сутки вперед Балансирующий рынок КОМДПМ Вынужденные экспорт/ импорт Крупные промышленные потребители Розничные генераторы/ Распределенная генерация секторы рынка, регулируемые государством Объем торговли на оптовом рынке в 2012 году составил 1 120,5 млн. МВт·ч Оборот оптового рынка 1 259,7 млрд. руб. Выручка розничного рынка 2 млрд. руб. (74% – ГП)

6 Регулирование электроэнергетической отрасли НП «Совет рынка» Федеральная и региональные сетевые компании Системный Оператор Федеральная служба по тарифам Федеральная антимонопольная служба Оптовый рынок электроэнергии и мощности ОАО «АТС»ЗАО «ЦФР» Поставщики Потребители МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 Итоги реформирования электроэнергетической отрасли для населения для бизнеса для отрасли рост заказов в секторе энергетического машиностроения и смежных отраслей создание новых рабочих мест повышение надежности (безаварийность), прекращение веерных отключений расширение тарифной линейки – возможность выбора удобных вариантов расширение тарифной линейки – возможность выбора удобных вариантов упрощение доступа к энергетической инфраструктуре повышение финансовой устойчивости отрасль приведена в соответствие современным экономическим условиям страны отсутствие лимитирования потребления отсутствие лимитирования потребления новые источники финансирования инвестиционных проектов экономические стимулы к повышению эффективности экономические стимулы к повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости для государства существенное уменьшение числа проблем в отрасли, связанных с надежным энергоснабжением потребителей и техническим состоянием повышение эффективности управления - передача части функций на уровень саморегулирования

8 Объемы вложений в электроэнергетическую отрасль _____ * годы - информационно-аналитические доклады Министерства энергетики годы - годовые отчеты РАО ЕЭС России Инвестиции в развитие генерации и сетевого комплекса, млрд. рублей* – 1 435,0 млрд.руб – 4 153,6 млрд.руб. рост в 2,8 раз

9 Обновление основных фондов в генерации _____ * План вводов 2013 году Вводы генерирующих мощностей по ЕЭС России, в том числе по Договорам о предоставлении мощности (ДПМ) 2008 год – УРУТ = 335,5 г/к Вт·ч 2012 год – УРУТ = 329,7 г/к Вт·ч снижение на 2 %

10 Установленная мощность и годовой максимум нагрузок Уст. мощность Максимум нагрузки Электропотребление При одинаковом электропотреблении в 2012 и 1990 годах установленная мощность электростанций в 2012 на 32,7 ГВт выше, чем в ГВт С 1990 по 2012 эффективность использования установленной мощности снизилась факт прогноз Установленная мощность превышала максимум нагрузки в 1990 г. в 1,25 раза, в 2012 г. в 1,44 раза Причины снижения эффективности использования установленной мощности: увеличение нормируемого резерва мощности нерешенность в полном объеме проблемы вывода неэффективного оборудования

11 Возрастная структура генерирующих мощностей _____ * - по данным ЗАО «АПБЭ» Средний возраст оборудования электростанций России на конец 2012 года составляет 32,9 года. Темп обновления оборудования впервые превысил темп естественного старения: за последний год возраст оборудования уменьшился на полгода. Ожидается, что снижение возраста будет наблюдаться и в ближайшие три года Динамика среднего возраста оборудования электростанций

12 Обновление основных фондов в сетях За годы ФСК и МРСК построено 115,6 тыс. МВА трансформаторной мощности и 98,8 тыс. км линий электропередачи Модернизация и вводы сетевого оборудования по ЕЭС России Модернизация и вводы оборудования магистральных сетей* _____ * - по данным ОАО «ФСК ЕЭС» рост в 4,4 раза

13 Объемы технологического присоединения к сетям* За годы: осуществлено технологических присоединений суммарной мощностью около 35 ГВт удовлетворено более 1,2 млн. заявок на подключение * - по данным ОАО «Россети»

14 Показатели надежности электроснабжения потребителей Средняя длительность перерывов электроснабжения потребителей в РСК, час на ТН Всего за период зафиксировано технологических отключений в ЕНЭС Недоотпуск электроэнергии потребителям из ЕНЭС за период составил 17,13 тыс. МВт·час, при этом недоотпуск по итогам 2012 года ниже значения 2009 года на 4,8% Средняя длительность перерывов электроснабжения потребителей в РСК сократилась более чем в 2 раза: с 4,8 часа на технологическое нарушение (ТН) в 2009 году до ожидаемых 2,15 часа в 2013 году Количество технологических нарушений в ЕНЭС

15 Структура конечной цены в ценовых зонах в среднем 48 % Структура цены для конечного потребителя с учетом уровней напряжения Нерегулируемая составляющая – влияние конкурентной среды Регулируемая составляющая – государственное регулирование Факторы, влияющие на нерегулируемую составляющую: изменение цен на основные виды топлива спрос покупателей электроэнергии конкуренция генераторов за попадание в график нагрузки на следующий день изменение топологии сети в среднем 48 % Факторы, влияющие на регулируемую составляющую: тариф на передачу перекрестное субсидирование инвестиционные составляющие компаний отрасли целевые программы развития регионов

16 Выравнивание розничных цен на электроэнергию по регионам Отклонение розничных цен на электроэнергию по федеральным округам от среднероссийского уровня около 100% около 50%

17 Динамика цен на электроэнергию и топливо _____ * по данным Росстат Индексы цен на электроэнергию, газ, уголь, мазут (2003 год принят за 1)* 70% в топливном балансе 28% в топливном балансе 1% в топливном балансе За 10 лет цены выросли: газ – в 4,2 раза уголь – в 2,7 раза мазут – в 4 раза электроэнергия для населения – 3,3 раза для промпотребителей – в 3,2 раза Уровень конечной цены на электроэнергию существенным образом зависит от регуляторного воздействия государства в части : топливной составляющей тарифов на передачу электроэнергии

18 Цены на электроэнергию для российских и зарубежных потребителей _____ Источник: по Республике Корея – Корейская электроэнергетическая корпорация (KEPCO); по США – Агентство энергетической информации (EIA); по Бразилии – Электроэнергетическое Агентство Бразилии (ANEEL); по Европейским странам и РФ – Отчет «Сравнительный анализ уровня и структуры цен на электроэнергию для конечных потребителей в Европе и РФ ( )», НП «Совет рынка», Октябрь 2013

19 Основные проблемы отрасли к 2013 году Проблема перекрестного субсидирования в электроэнергетике (между группами потребителей, между теплом и электрикой при комбинированной выработке) частично решена – соответствующий законопроект находится на подписи у Президента РФ Несогласованность федеральных и региональных программ развития субъектов федерации, несоответствие планов регионального развития их реализации Формирование конкурентной цены на оптовом рынке нивелируется на уровне регионального регулирования Слабая конкуренция на розничных рынках Недостаточный контроль затрат естественных монополий Недостаточные темпы вывода неэффективной генерации Отсутствие стимулов к развитию распределенной генерации Неплатежи Основные проблемы электроэнергетики

20 Основные направления совершенствования отношений в отрасли Решение проблем, связанных с комбинированной выработкой на тепловых электростанциях (рынок тепла – «альтернативная котельная») Корректировка модели оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) Повышение эффективности использования сетевой инфраструктуры (оплата резервируемой мощности, штрафы за недозагрузку трансформаторной мощности, принцип take or pay в техническом присоединении, benchmarking, внедрение показателей эталонов качества, надежности услуг, капитальных расходов) Утверждение Правил технологического функционирования электроэнергетических систем Укрепление платежной дисциплины Реализация Плана мероприятий «дорожной карты» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года 1144-р – разработка необходимых документов Создание механизмов вывода неэффективной генерации

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ