Интегральный подход: 5 базовых компонентов
Сегодня нам доступны… …все культуры и знания мира
Как в этом не потеряться?
Нужна дорожная карта
Плохая карта* *здесь не годится
Хорошая карта лучше плохой.
Интегральный подход самая исчерпывающая, простая и точная карта
5 базовых факторов Секторы Уровни Линии Состояния Типы
5 базовых факторов Их отслеживание позволяет: Учесть всё необходимое Полностью реализовать – свой потенциал – потенциал своей деятельности
Секторы
Базовые точки зрения на человека любую проблему Основные местоимения: 1-е лицо «Я» 2-е лицо «Ты»* 3-е лицо ед. ч. «Оно» 3-е лицо мн. ч. «Они» * В диалоге «Я» + «Ты» образуется «Мы», основанное на взаимопонимании
Я + ТЫ = МЫ Я рассказываю тебе… ЯТЫ
…о своём новом велосипеде* * Велосипед «он».
ОНИ Межобъективные связи экосистемы окружающая среда теория систем
4 сектора внутренняя и внешняя стороны индивидуального и коллективного измерения
Левосторонние секторы внутренняя сторона
Правосторонние секторы внешняя сторона
Верхние секторы индивидуальное измерение
Нижние секторы коллективное измерение
4 сектора Любое событие всегда можно рассмотреть в перспективе каждого из этих секторов.
4 сектора Любое событие всегда происходит одновременно во всех 4 секторах.
4 сектора Событие из любого сектора имеет корреляты во всех остальных секторах.
У меня возникла мысль
Её сопроводило возбуждение клеток мозга
Моё мышление во многом огранено моей культурой
Мой организм находится в объективной социальной системе
Итак,
Верхнелевый сектор Я, субъект познания Мои непосредственные переживания, чувства, мысли Смысл или глубина, которую я нахожу в своей деятельности СОЗНАНИЕ Критерий достоверности: субъективная искренность (правдивость) Пример методологии: интроспекция
Верхнеправый сектор Оно, объект познания Объективный организм Объективно измеримое: поведение мозговая активность гормоны МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ Критерий достоверности: объективная истинность Пример методологии: биология
Нижнелевый сектор Мы, культурный контекст Межличностное общение Мировоззрение группы Групповые ценности Корпоративная этика КУЛЬТУРА Критерий достоверности: межсубъективная справедливость Пример методологии: герменевтика
Нижнеправый сектор Они, межобъективные связи Технико-экономический способ производства Окружающая среда, экосистемы СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Критерий достоверности: функциональное соответствие Пример методологии: теория систем
Уровни развития
Эволюция Наблюдается во всех секторах. Каждый новый уровень развития превосходит, но включает предыдущий:
Верхнелевый («Я») Эволюция индивидуального сознания. Развитие познавательных способностей: дооперациональное мышление конкретно-операциональное мышление формально-операциональное мышление постформальное мышление (визионерская логика)
Верхнеправый («Оно») Эволюция объективного организма. Эволюционные уровни мозга*: мозг рептилии: ствол мозга инстинктивное поведение базовые программы выживания мозг млекопитающего: лимбическая система аффекты эмоциональные реакции «язык чувств» мозг человека: новая кора мышление рассудок язык * Теория триединого мозга (Маклин)
Нижнелевый («Мы») Культурная эволюция. Развитие мировоззрений: эгоцентризм нарциссизм (мир как продолжение меня) раннее детство этноцентризм национализм (перспектива только моей группы людей) фашизм фундаментализм мироцентризм космополитизм (перспективы всех групп людей в мире) глобальное экологическое сознание
Нижнеправый («Они») Эволюция социальных систем и технологий. Технико-экономический способ производства: фуражный / собирательство садоводчество аграрный / сельскохозяйственный индустриальный / промышленный информационный
Линии развития
Верхнелевый («Я») Теория множественного интеллекта (Г. Гарднер) Линии развития: познавательных способностей (Ж. Пиаже) психосексуальная (З. Фрейд) эмоциональный интеллект (Д. Гоулман) потребностей (А. Маслоу) ценностей (спиральная динамика) самости, или эго-развитие (С. Кук- Гройтер) моральное развитие (Л. Колберг) и др.
Нижнеправый («Они») Линии развития: технико-экономический способ производства геополитические структуры эволюция социальных систем / экосистем
Верхнеправый («Оно») Линии развития: биологический рост нейрофизиологическое развитие эволюция поведения
Нижнелевый («Мы») Линии развития: культурные мировоззрения ценности взаимопонимание групповая идентичность
Состояния сознания
Бодрствование грубое состояние сознания
Сновидение тонкое состояние сознания
Глубокий сон без сновидений причинное состояние сознания
Типы
Типологии Мужественный и женственный типы Психологические типы К. Г. Юнга Эннеаграмма
Таким образом,
Спасибо за внимание!