Физиология высшей нервной деятельности Речь2009. Понятие второй сигнальной системы было предложено И. П. Павловым. И. П. Павлов называл слово сигналом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физиология высшей нервной деятельности Речь
Advertisements

Lesson 2. How to say hello & goodbye ?. When we first meet someone whether it is a person we know or someone we are meeting for the first time, we will.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Take me back to prison. There was a king who thought that he could paint very well. His pictures were bad. But the people were afraid of the king. They.
Язык и речь. I. Теоретические модели и физиологические основы.
Нейробиология Мозговые механизмы высших психических функций: межполушарная асимметрия и речь 2009.
MonicaRachaelPhoebeJoeRossChandler A friend in need is a friend indeed. Make new friends But keep the old One is silver and the other gold! The best.
1. Do you have a lot of friends? Yes, I can say that I have quite a lot of friends. But I have only two special ones. We spend plenty of time together,
In the dark. Many years ago two friends, Joe and Tom, came to a small town. It was very dark when they came to a little inn.
The right one W. Somerset Maugham. George Meadows was now a man of fifty, and his wife was a year, or two younger. They were both fine, upstanding people.
How to crack technical interview ? Yogesh Mehla. Many of my friends who are technically good and even great, but they are unable to crack their first.
After J. K. Jerome. Do you think that such a curiosity? Was there with you funny situations? Are you afraid of the dark?
Introduction Expressing opinion Giving arguments (not less than 3) Justifications (explanations, examples) Conclusion.
АПРАКСИЯ. ВИДЫ АПРАКСИЙ И ИХ КЛИНИКО - ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. СТУДЕНТ : КАЮМОВ А. А ГРУППА : М 35 (3) 16 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ : ДЕОМИДОВ Е. С.
Нейрофизиологические симптомы поражения теменной доли Ефимова Екатерина Анатольевна 202 ФКП Красноярский государственный Медицинский университет имени.
December, 8 Thursday. FIND ONE ODD WORD IN EACH GROUP: [θ] – thanks, everything, three, bath, though, Earththankseverythingthreebath thoughEarth [] –
To say, to tell, to speak, to talk Preparation for exam.
Everybody knows there is no one close than mother on Earth. The moment we are born we are surrounded by her warmth and care. Growing up we tell her our.
Учимся задавать вопросы. Что необходимо для этого знать? Что необходимо для этого знать?
Presented by Sermons4Kids Featuring the art of Henry Martin.
Транксрипт:

Физиология высшей нервной деятельности Речь2009

Понятие второй сигнальной системы было предложено И. П. Павловым. И. П. Павлов называл слово сигналом сигналов, а речь второй сигнальной системой. Она позволяет не только реагировать на конкретные стимулы и сиюминутные события, но в отвлеченной форме хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах, а также о событиях прошлого и будущего, а не только о текущем моменте.

Механизмы речеобразования

Голосовой тракт человека

С речью как двигательной функцией связано большое количество областей мозга, включая моторную и соматосенсорную кору, мозжечок, базальные ганглии, красное ядро и другие структуры. Мышечные движения, необходимые для речеобразования, управляются по большому количеству черепномозговых и спинномозговых нервов.

Дизартрия (dysarthria; греч. dys- + arthroō расчленять, издавать членораздельные звуки) расстройство артикуляции, нарушение произношения звуков речи, обусловленное парезом, спазмом, гиперкинезом речевой мускулатуры, атаксией или апраксией. В легких случаях могут наблюдаться лишь отдельные нарушения произношения с искажением звуков, смазанность речи, в более тяжелых искажения, пропуски звуков, изменение темпа речи, ее выразительности, модуляции, в результате чего речь становится невнятной. В наиболее тяжелых случаях развивается анартрия невозможность произношения звуков речи.

Центры речи

П. Брока (P. Broca) ( ) К. Вернике (K. Wernicke) ( ) В конце XIX в. П.Брока и К.Вернике открыли центры речи, названные в последствии их именами. По их данным, эти центры всегда располагались в левом полушарии.

Основные речевые области и цитоархитектонические поля. Область Вернике располагается в поле 22 височной доли на ее границе с затылочной и теменными областями. Область Брока приблизительно занимает поля 44 и 45 в вентральной задней части лобной доли. Границы данных областей не полностью соответствуют границам цитоархитектонических полей.

Области мозга, связанные с речью (включая произнесение речи, восприятие речи на слух, чтение и письмо) зона Брока слуховая кора зрительная кора угловая зона Вернике моторная кора (ангулярная) извилина (крючковидный, пучок аркуатный дугообразный)

1) зона Брока (в третьей лобной извилине): моторные образы слов; 2) зона Вернике (в первой височной извилине и надкраевой извилине теменной доли): слухоречевые образы слов; 3) зона в теменно-затылочной области - угловая (ангулярная) извилина (а также верхнетеменная и надкраевая извилины): зрительные образы слов.

Evidence for the variability of language representation among individuals, determined by electrical stimulation during neurosurgery. Diagrams summarizing data from 117 patients whose language areas were mapped by electrical recording at the time of surgery. The number in each red circle indicates the (quite variable) percentage of patients who showed interference with language in response to stimulation at that site. Note also that many of the sites that elicited interference fall outside the classic language areas (after Ojemann et al., 1989.)

Афазии

Афазия (от греч. a – отрицат. частица и phasis – высказывание) системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей), при сохранении способности слышать и различать звуки, а также произносить членораздельные звуки. Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи.

1) поражение зоны Брока: моторная афазия (нарушения артикуляции); 2) поражение зоны Вернике: сенсорная афазия («словесная глухота», расстройство понимания устной речи); 3) поражение затылочной доли или угловой извилины теменной доли: алексия («словесная слепота», неспособность читать).

Афазия Брока (моторная афазия)Афазия Вернике (сенсорная афазия) Прерывистая, запинающаяся речьБыстрая, плавная речь Тенденция повторять фразы или слова (персеверации) Повторов мало Синтаксис нарушенСинтаксис адекватен Грамматика нарушенаГрамматика адекватна Нарушено звучание произносимых слов Неологизмы, неадекватные слова Понимание речи сохраненоПонимание речи нарушено Сравнение двух видов афазии

Афазия Брока: I am a sig…no…man…uh, well,…again. These words were emitted slowly, and with great effort. The sounds were not clearly articulated; each syllable as uttered harshly, explosively, in a throaty voice. With practice, it was possible to understand him, but at first I encountered considerable difficulty in this. Let me help you, I interjected. You were a signal… A sig-nal man…right, Ford completed my phrase triumphantly. Were you in the Coast Guard? No, er, yes, yes, …ship…Massachu…chusetts…Coastguard …years. He raised his hands twice, indicating the number nineteen. Oh, you were in the Coast Guard for nineteen years. Oh…boy…right…right, he replied. Why are you in the hospital, Mr. Ford? Ford looked at me strangely, as if to say, Isnt it patently obvious? He pointed to his paralyzed arm and said, Arm no good, then to his mouth and said, Speech…cant say…talk, you see. Howard Gardner, (The Shattered Mind: The Person after Brain Damage, pp. 60–61.)

Афазия Вернике: Boy, Im sweating, Im awful nervous, you know, once in a while I get caught up, I cant get caught up, I cant mention the tarripoi, a month ago, quite a little, Ive done a lot well, I impose a lot, while, on the other hand, you know what I mean, I have to run around, look it over, trebbin and all that sort of stuff. Oh sure, go ahead, any old think you want. If I could I would. Oh, Im taking the word the wrong way to say, all of the barbers here whenever they stop you its going around and around, if you know what I mean, that is tying and tying for repucer, repuceration, well, we were trying the best that we could while another time it was with the beds over there the same thing… Howard Gardner, (The Shattered Mind: The Person after Brain Damage, p. 68.)

Основные виды афазий: - Афазия Вернике - Афазия Брока - Кондуктивная (проводниковая) афазия - Глобальная (тотальная) афазия - Аномическая афазия - Транскортикальная афазия - Подкорковая афазия

Просодия

Языковая просодия - это совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи. Интонация рассматривается как сложный структурный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, громкость, темп, ритм, ударение, паузацию и тембр речи, служащие функциями целостного оформления высказывания и передающий смысловые, экспрессивные, эмоциональные и эмоционально- модальные значения.

Нервная организация просодии в правом полушарии подобна отражению анатомической организации когнитивных аспектов речи в левом полушарии. Больные с поражением в правой фронтальной коре (симметрично по отношению к центру Брока) обладают монотонным голосом даже если они веселы или печальны. Пациенты с более каудальными разрушениями (симметрично по отношению к центру Вернике) не понимают произношения, интонации, тембра голоса, т.е. просодий в речи других людей.

Современные представления об организации речевых процессов в мозге человека.

В настоящее время мозговое обеспечение речи представляется намного сложнее, чем это предполагалось в конце XIX – начале XX в. В частности, расширены границы областей Брока и Вернике и показана их вариабельность. Также открыта «базальная речевая область», ответственная за чтение иероглифов (а также отчасти нефонетического буквенного письма) – на медиобазальной поверхности височной и затылочной долей.

В японском и китайском языках употребляются две формы письменности. Канжи использует символы почти пиктографического характера (иероглифы). Кана использует символы, означающие комбинации звуков или слоги.

При чтении иероглифов Канжи вовлекается «базальная височная речевая область» (поля 19, 37, 20 на вентральной и медиальной стороне височной доли левого полушария), в то время как при чтении символов Кана вовлекается область угловой и верхнетеменной извилин (париетально-темпорально- окципитальной ассоциативной коры). Повреждения угловой извилины приводит к значительным нарушениям чтения в системе ката кана (фонетическое письмо), но при этом сохраняется понимание речи в системе канжи (иероглифы).

Чтение на английском языке требует участия как «базальной височной речевой области» (область веретеновидной (фузиформной) извилины), так и верхнетеменной извилины (париетально-темпорально- окципитальной ассоциативной коры) (поражение этой области ведет к серьезной алексии); При чтении на итальянском языке активировалась преимущественно лишь верхнетеменная извилина.

Основные области мозга, участвующие в речи (латеральная сторона левого полушария) Demonet et al. Renewal of the Neurophysiology of Language: Functional Neuroimaging. Physiol Rev 85:49-95, 2005.

Основные области мозга, участвующие в речи (медиальная сторона левого полушария) Demonet et al. Renewal of the Neurophysiology of Language: Functional Neuroimaging. Physiol Rev 85:49-95, 2005.

При поражении небольших участков зоны Вернике нарушения речи могут затрагивать лишь отдельные категории. В томографических исследованиях также показано, что различные категории объектов активируют различные участки речевых центров.

Different regions in the temporal lobe are activated by different word categories using PET imaging. Dotted lines show location of the relevant temporal regions in these horizontal views. Note the different patterns of activity in the temporal lobe in response to each stimulus category. (After Damasio et al., 1996.)

Регистрация одиночных нейронов в зоне Вернике показала, что хотя расположенные там нейроны действительно преимущественно активируются в ответ на предъявления слов, каждый отдельный нейрон реагирует на большую группу различных слов, а не какое-либо одно слово.