Авиакомпании, аэропорты, аэродромы Лектор : Комаристый Евгений Николаевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прикладная экономика Микроэкономика. 1.Прикладные аспекты теории потребительского выбора и спроса 2.Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.
Advertisements

Принятие решений фирмами Производственная функция и расходы.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Производство и издержки. 1.Фирма как экономический субъект. 2.Понятие производства. Производственная функция и технологическая эффективность фирмы 3.Задача.
Фирма: издержки производства и прибыль Лекция. Прибыль (profit) TR - TС = π где: TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); TС (total cost) - совокупные.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Тема 7. Совершенная конкуренция. План лекции: 1.Четыре типа рынка. Особенности рынка совершенной конкуренции 2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной.
Экономика фирмы Выручка, издержки и прибыль фирмы.
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Кафедра Экономики отраслей и рынков ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА.
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
LOGO Виды издержек и их экономическое значение. LOGO Проверка домашнего задания.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
Выпуск, цена и прибыль монополиста в краткосрочном периоде DМDМ MR MСMС АTСАTС Q P PМPМ АVСАVС D1D1 MR 1 QMQM Q M1.
Применение производной в экономике. Введение Производная функции играет важную роль в естественно-научных и инженерно- технических исследованиях. Для.
ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ МЭИ каф. ЭКО. Производственная функция Производственный фактор - это те затраты в натуральном выражении, которые необходимы для.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
Экономика для менеджеров «Издержки предприятия» воспро- извести.
Транксрипт:

Авиакомпании, аэропорты, аэродромы Лектор : Комаристый Евгений Николаевич

О себе В 1999 году закончил экономический факультет НГУ В 2001 там же магистратуру В 2004 там же аспирантуру В июле 2004 защитил кандидатскую диссертацию В 2009 получил степень МВА в МГУ Работаю над докторской диссертацией

О себе С 2001 по 2005 преподавал в НГУ С 2005 по н / в преподаю в МГТУ ГА На практике авиацией занимаюсь с 2000 года Основное место работы - S7 ( авиакомпания « Сибирь ») Имею более двух десятков печатных работ, в т. ч. одну монографию

О курсе 34 лекции 16 практических занятий Знакомство с теоретическими и практическими аспектами работы авиапредприятий Деловые игры Лекции приглашенных специалистов - практиков

О материалах Полных и актуальных книг по курсу на русском языке не существует Рекомендуемые издания : Е. В. Костромина « Управление экономикой авиакомпании » Е. Н. Комаристый « Информационно - модельный комплекс для исследования рынка гражданских авиаперевозок » B. Vasigh, T. Tacker, K. Fleming «Introduction to air transport economics: from theory to applications»

О материалах Материалы курса в электронном виде доступны для скачивания по адресу komaristiy.ru/stud

Об оценках Оценка знаний – экзамен Дополнительные бонусы дают : посещаемость активность результаты деловых игр В конце семестра курсовой проект

Переходим к делу If you want to be a millionaire, start with a billion dollars and open an airline. Soon enough you will be a millionaire. Sir Richard Branson, Founder, Virgin Atlantic Airways

Результаты работы авиакомпаний

Текущая ситуация в ГА РФ

Воздействие авиации на экономику страны Можно выделить три способа воздействия гражданской авиации на экономику страны: прямое косвенное мультипликативное Полное воздействие = прямое + косвенное + мультипликативное

От чего зависит спрос на авиаперевозки ? Статистически доказано, что спрос на авиаперевозки растет примерно вдвое быстрее роста ВВП. Т.е. при росте ВВП на 1% перевозки растут на 2%. При росте ВВП на 2% перевозки растут на 4% и т.д. Аналогично в кризисных условиях падение перевозок в два раза превосходит темпы падения ВВП.

От чего зависит спрос на авиаперевозки ? Однако нельзя утверждать, что существует взаимосвязь между ростом ВВП и спросом на авиаперевозки, которую можно измерить некоторым коэффициентом. На спрос в авиации влияет множество факторов, поэтому важно учитывать все (по крайней мере все основные) составляющие изменения спроса.

Азы экономики : спрос Что такое спрос? Как он формируется? От чего зависит? Что нам даёт понимание как он выглядит?

Азы экономики : спрос Цена Количество

Азы экономики : спрос Цена Количество

Азы экономики : предложение Цена Количество

Азы экономики : предложение Цена Количество

Рыночное равновесие Цена Количество Спрос Предложение

Рыночное равновесие Цена Количество Спрос Предложение

Регулирование цен Цена Количество Спрос Предложение Излишек

Регулирование цен Цена Количество Спрос Предложение Дефицит

Особенности спроса в авиации

КлассТарифПассС нарастанием T P R N Q O W

Функция спроса D = f(P, P, Y, H) D – спрос (demand) P – наша цена (price) P - цена конкурентов Y – доходы населения (yield) H – совокупность прочих факторов (сервис, лояльность и др.)

Функция спроса D = Q – aP D – спрос P – цена Q – количество билетов P = – 17D D = (6 565 – P)/17

Сколько можем заработать ? Цена Количество 6000 D = (6 565 – 6000)/17 = 33 D = (6 565 – P)/ x 33 = 198 тыс.

600 Сколько можем заработать ? Цена Количество 6000 D = (6 565 – 4000)/17 = 150 D = (6 565 – P)/ x 150 = 600 тыс

Сколько можем заработать ? Цена Количество 6000 D = (6 565 – 2000)/17 = 268 D = (6 565 – P)/ x 268 = 536 тыс

Сколько можем заработать ? ТарифПассажирыВыручка

Сколько можем заработать ? Выручка = P х D D = f(P) = (6 565 – P)/17 Выручка = P х f(P) = P x (6 565 – P)/17 Выручка = 386P – P 2 / – 2P/17 = 0 P = (386 x 17)/2 = руб. Выручка = 386P – P 2 /17 = 633 тыс. руб.

Взглянем внимательнее … Цена Количество

Какие ещё здесь есть тонкости ? Цена Количество Спрос Предложение

Какие ещё здесь есть тонкости ? Цена Количество Спрос Предложение Излишек потребителя

Сколько должно быть сегментов ? Расходы на сегментацию Количество сегментов Неявные издержки сегментации Явные издержки сегментации Общие издержки сегментации Оптимальное количество сегментов

Взглянем внимательнее … Цена Количество

Какие ещё здесь есть тонкости ? Цена Количество Спрос Предложение

А теперь поиграем :) один рынок пять авиакомпаний 4000 пассажиров в неделю стоимость рейса – 150 тыс руб можно менять тарифы можно менять кол-во рейсов выиграет тот, кто заработает больше всех

Рентабельность авиакомпаний

Поговорим об издержках Классификация издержек: общие переменные постоянные средние смешанные предельные

Поговорим об издержках Переменные издержки – издержки, зависящие от объема продукции Постоянные издержки – издержки, не зависящие от объема продукции Общие издержки – сумма переменных и постоянных издержек

Поговорим об издержках Загрузка Издержки FC VC TC

Поговорим об издержках Отнесение издержек к переменным или к постоянным существенно зависит от временного диапазона, на котором происходит рассмотрение. Чем этот диапазон уже, тем больше издержек будут постоянными. И наоборот, чем горизонт шире, тем больше переменными. В долгосрочном периоде (7-10 лет) все издержки можно считать переменными.

Поговорим об издержках Средние издержки – издержки на единицу продукции (рейс, пассажира и т.д.) Средние показатели необходимы для сравнения между собой различных типов воздушных судов, различных направлений и т.д. Особое значение имеют расходные ставки, выраженные в рублях или центах на креслокилометр или пассажирокилометр.

Поговорим об издержках Предельные издержки – издержки, связанные с дополнительной единицей продукции (рейс, пассажир и т.д.) Показывают какие затраты необходимо понести для выполнения дополнительного рейса или перевозки дополнительного пассажира.

Поговорим об издержках Существует также деление издержек на явные и не явные. Явные (или бухгалтерские) связаны с финансовыми затратами и могут быть относительно легко посчитаны. Неявные (или экономические) издержки связаны с упущенной выгодой. Это деньги, которые могли заработать, но не заработали в силу неэффективного управления.

Структура издержек * Fuel Cost per ASM Maintenance Сosts per ASM Crew Costs per ASM Other Operating Costs per ASM Non Operating Costs per ASM * По книге «Introduction to air transport economics»

Структура издержек в S7 Дистрибуция (агентская комиссия, системы бронирования) ГСМ Прочие ПР (аэропортовое обслуживание, аэронавигация и пр.) Переменные расходы на парк (периодическое ТО, сдельная часть з/п экипажей) Постоянные расходы на парк (календарное ТО, лизинг, страховка, фиксированная часть з/п экипажей)

Что дают постоянные издержки ? Экономия на масштабе При росте объема выпускаемой продукции (количестве перевезенных пассажиров) снижается себестоимость одной единицы продукции (одного перевезенного пассажира) Существование точек безубыточности (break-even) Точка, характеризующая объем выпуска (количество перевезенных пассажиров), при значениях выше которого итоговый финансовый результат положительный, ниже – отрицательный.

Точка безубыточности рейса Постоянные издержки Переменные издержки Общие издержки Общая выручка Потери Прибыль Процент занятости кресел Выручка и издержки

Точка безубыточности АК Постоянные издержки Переменные издержки Общие издержки Общая выручка Потери Прибыль Процент занятости кресел Выручка и издержки

Как посчитать ТБ ? Q B.Е. = Постоянные расходы Цена – Переменные расходы Q B.Е. = Постоянные расходы Маржа S B.E. = FC/(1-V/P) V – переменные издержки на единицу продукции (перевозку пассажира) P – цена единицы продукции (авиабилета)

Пример : ТБ для авиакомпании Постоянные расходы на парк (лизинг, страховка и пр.) - $30,28 млн. Переменные издержки на одного пассажира - $180 Средний тариф - $211 Точка безубыточности: $30,28/(1-180/211) = $206 млн. (976 тыс. пасс.)

Пример : ТБ для рейса Постоянные расходы (ГСМ, АНО, лизинг, ЗП экипажа) - $ Переменные издержки на одного пассажира - $19 Средний тариф - $211 Точка безубыточности: $17 350/(1-19/211) = $ (90 пасс., 70% для самолета А319 в компоновке 128 кресел)

Давайте задумаемся … 100 млн. 98 млн. 2 млн. 102 млн. 4 млн.

Операционный рычаг Эффект операционного рычага заключается в том, что изменение объема продаж приводит к более, чем пропорциональному изменению операционной прибыли ( убытка ). Количественная мера такой чувствительности называется силой операционного рычага (degree of operating leverage – DOL).

Сила операционного рычага Прирост операционной прибыли, % Прирост объема производства ( продаж ), % DOL = Q(P – V) Q(P – V) – FC DOL = S – VC S – VC – FC V – переменные издержки на единицу продукции (перевозку пассажира) VC – общие переменные издержки Q – текущий объём перевозок P – цена единицы продукции (авиабилета) S – текущий объем продаж

Сила операционного рычага Сила операционного рычага меняется при изменении объема выпуска (продаж), поэтому, говоря о силе рычага, необходимо оговаривать объем выпуска (продаж), при которых эта сила является актуальной. DOL Qшт. = Q(P-V) Q(P-V)-FC Q Q-Q B.E. =

Сила операционного рычага DOL 120 пасс = = 4 DOL 100 пасс = = 10

Сила рычага для рейса

Сила рычага для авиакомпании

Хотите узнать больше ?

А как на практике ? Количество кресел ( рейсов ) Доля рынка Т=Т ср ТТ ср

Увеличение рейсов одной авиакомпанией на конкурентном рынке Финансовый результат Количество рейсов Доходы от существующих рейсов Доходы от дополнительных рейсов Общие результат изменения числа рейсов Оптимальное количество рейсов

Как это можно оценить ? На рынке выполняется 50 рейсов, из них 10 нашей авиакомпанией. Процент занятости кресел составляет 80%, точка безубыточности 50%. Имеет ли смысл добавить 1 рейс? 3 рейса? 5 рейсов? 10 рейсов? Сколько рейсов добавить было бы оптимально?

Первый способ : 1 рейс При добавлении одного рейса имеем 51 рейс всего, 11 наших. Среднерыночный показатель загрузки становится 80%*50/51 = 78,4% Значит каждый из 10 наших рейсов потерял по 1,6% Следовательно прирост загрузки 11-го рейса можно посчитать как 78,4% - 10*1,6% = 62,4% Это выше точки безубыточности. Добавляем!

Первый способ : 2 рейса При добавлении второго рейса имеем 52 рейса всего, 12 наших. Среднерыночный показатель загрузки становится 78,4%*51/52 = 76,9% Значит каждый из 11 наших рейсов потерял по 1,5% Следовательно прирост загрузки двух рейсов составит 76,9% - 11*1,5% = 60,4% Это выше точки безубыточности. Добавляем!

Первый способ : 2 рейса (2) При добавлении сразу двух рейсов имеем 52 рейса всего, 12 наших. Среднерыночный показатель загрузки становится 80%*50/52 = 76,9% Следовательно прирост загрузки двух рейсов составит 76,9% - 12*(80%*(50/51- 51/52))/2 = 60,4% Это выше точки безубыточности. Добавляем!

Первый способ : N рейсов Среднерыночный показатель загрузки становится 80%*50/(50+N) Следовательно прирост загрузки N рейсов составит: Если полученный прирост загрузки рейсов выше точки безубыточности, добавляем эти рейсы. 80%*50/(50+N) – (10+N)*80%* 50 (50+N-1) (50+N) /N/N

Второй способ

Хотите узнать больше ? Рекомендуется почитать страницы 91 – 97.

Игра 2: правила один рынок пять авиакомпаний + ЖД спрос зависит от тарифов можно менять тарифы можно менять кол-во рейсов можно рекламироваться можно совещаться между авиакомпаниями* можно делать коллективные предложения ЖД** выиграет тот, кто заработает больше всех * после третьего хода ** после пятого хода

Игра 2: начальные условия Функция спроса имеет вид: D = – 2P Стоимость авиарейса – 250 тыс. руб. Стоимость ЖД рейса – 600 тыс. руб. В самолете 100 кресел. В поезде 500 кресел.

Игра 2: начальные условия Отклонение от среднего тарифа max загрузка -100%-50%100% -50%0%90% 0%20%80% 20%50%60% 50%100%40% 100%200%20% 200% 0% Потенциальная загрузка зависит от уровня тарифа и определяется таблицей

Игра 2: основные формулы 100 тыс. руб.рекламного бюджета увеличивают потенциальную загрузку на 1/10 от уровня с нулевым рекламным бюджетом. Если базовая потенциальная загрузка равна 80%, то 100 тыс. рекламы увеличат это значение на 8%, т.е. станет 88%. 200 тыс. увеличат на 16%, т.е. станет 96%.

Игра 2: основные формулы Средний тариф = 0,4*Т ЖД + 0,6*Т А Т ЖД = ЖД тариф *2 Т А = средний тариф авиакомпаний Пассажиры не видят разницы между авиа и ЖД при тарифах ЖД в 2 раза ниже, чем авиа. При изменении соотношения предпочтения меняются.

Курсовой проект : задание 1

Задание Загрузка рейса Уровни тарифов

Курсовой проект : задание 1

Как вы думаете ? Перевезти 500 пассажиров из точки А в точку Б дешевле одним самолетом на 500 мест (например Boeing ) или пятью самолетами на 100 мест (например Boeing )? Зарплата бортпроводников – VC Зарплата летчиков – FC

Зависимость стоимости перевозки одного кресла от их количества Количество Кресел в самолете Стоимость перевозки одного кресла

Сеть маршрутов авиакомпании MOW AER LED OVB BAX TOF

Вспомним про переменные издержки Загрузка Издержки FC VC TC VC TC

Поговорим о средних издержках Загрузка Издержки AFC

Поговорим о средних издержках Загрузка Издержки AFC AVC

Поговорим о средних издержках Загрузка Издержки AFC AVC ATC

... и предельных издержках Загрузка Издержки AFC AVC ATC MC

Вспомним пройденное Предельные издержки – издержки, связанные с дополнительной единицей продукции (рейс, пассажир и т.д.) Показывают какие затраты необходимо понести для выполнения дополнительного рейса или перевозки дополнительного пассажира.

Предельные показатели MC – Предельные издержки (Marginal Costs ) MR – Предельный доход (Marginal Revenue ) MC = стоимость выполнения рейса + потери на существующих рейсах. MR = доходы от доп. рейса

Взаимосвязь кривых спроса и MR Рейсы Цена MR Спрос Прибыль

Выбор величины предложения Рейсы Издержки MC MR MR=MC

Два вида предельных издержек В действительности наши решения оказывают влияние на других участников рынка. Таким образом, предельные издержки можно считать не только как величину наших дополнительных затрат, но и как величину затрат всех участников рынка. Обычно мы склонны недооценивать или даже игнорировать издержки других участников рынка. Подобный подход позволяет говорить нам о индивидуальных (имея ввиду отдельного игрока на рынке) и системных (имея ввиду всех игроков рынка) предельных издержках.

Два вида предельных издержек Предельные издержки и доходы Количество рейсов MC individual MC system MR

Как это выглядело в игре ? Уравнение кривой спроса: Q = – 2P Максимальная цена: – 2P = 0 P = / 2 = P оптимальное = ½ P макс = Q оптимальное = – 2*4 500 = 9000

Как это выглядело в игре ?

Типы рынков Совершенная конкуренция Монополисти - ческая конкуренция ОлигополияМонополия Количество продавцов многомалонесколькоодин Тип продуктаоднородныйуникальный однородный или дифференци - рованный уникальный Влияние на цены нетнебольшоесильноеполное Возможность входа очень легколегкосложноневозможно

Совершенная конкуренция Однородные (идентичные) продукты Совершенная конкуренция характеризуется следующими особенностями: Много мелких продавцов и покупателей Свободный доступ к информации Низкие входные барьеры

Совершенная конкуренция : краткосрочный период Цена Количество рейсов MC MR AC

Совершенная конкуренция : долгосрочный период MC MR AC Спрос Предложение ФирмаРынок

Монополия Уникальные продукты или технологии Монополия характеризуется следующими особенностями: Единственный продавец или покупатель Высокая капиталоемкость Барьеры (административные, технологи- ческие, законодательные, географические и т.д.)

Монополия Цена Количество рейсов MC MR AC Спрос

Как вы думаете ? Постоянные издержки Переменные издержки Общие издержки Общая выручка Потери Прибыль Процент занятости кресел Выручка и издержки 70%80%90-95% Что лучше для авиационного рынка: конкуренция или монополия?

Как вы думаете ? Что лучше для авиационного рынка: конкуренция или монополия? Лучше управляемая монополия, чем неуправляемая конкуренция. Конкуренция может вести к напрасному расходованию ресурсов, упущенным выгодам для авиакомпаний и завышенным ценам для пассажиров.

Монополистическая конкуренция Уникальные продукты или технологии Монополистическая конкуренция характери- зуется следующими особенностями: Немного сопоставимых игроков на рынке Каждый игрок в состоянии влиять на цены Войти на рынок новым игрокам сравнительно легко

Монополистическая конкуренция ( краткосрочный период ) Цена Количество рейсов MC MR AC Спрос

Монополистическая конкуренция ( долгосрочный период ) Цена Количество рейсов MC MR AC Спрос MC AC

Монополистическая конкуренция ( долгосрочный период ) Цена Количество рейсов MC MR AC Спрос MC AC MC AC

Олигополия Несколько (как правило два-три) игрока на рынке Олигополия характеризуется следующими особенностями: Каждый игрок существенно влияет на цены Ценовые решения принимаются с оглядкой на конкурентов Войти на рынок новым игрокам достаточно сложно

Монополистическая конкуренция Спрос на продукт отдельного игрока на разных рынках Цена Количество рейсов Спрос Совершенная конкуренция Цена Количество рейсов Спрос Цена Количество рейсов Олигополия Спрос Цена Количество рейсов Монополия Спрос

Олигополия : конкурентная теория равновесия Цена Количество рейсов Спрос без конкуренции Спрос с конкуренцией

Олигополия : теория равновесия с изогнутой кривой спроса Цена Количество рейсов Спрос 1 Спрос 2 MR1 MR2 MC

Олигополия : модель Курно На рынке две компании (дуополия) Основные допущения теории: Продукт идентичен Структура издержек одинакова, MC=0 Каждый предполагает, что другой не отвечает на изменения Фирмы имеют рыночную власть Вход на рынок очень сложен

Олигополия : модель Курно Цена Количество рейсов Спрос 1 Спрос 2 MR1 MR2

Олигополия : модель Курно Цена Количество рейсов Спрос 1 Спрос 2 MR1 MR2 Спрос 1 MR1 Спрос 2 MR2

Олигополия : модель Курно Цена Количество рейсов Спрос Спрос 1,2 MR1,2 Равновесие в дуополии Курно достигается при выпуске каждой фирмы на уровне 1/3Q

Проблемы олигопольных рынков Хищническое ценообразование (демпинг) Картели и сговоры Слияния и поглощения

Исследования рынка : источники данных Внешние по отношению к компании Предоставляемые гос. органами (отдел статистики ТКП, ЦРТ, ФСГС) Извлекаемые из автоматизированных систем Получаемые представителями на мес- тах Интернет и прочие неструкту- рированные источники

Исследования рынка : источники данных Внутренние Накапливаемые в учетных системах Накапливаемые в производственных системах Специально собираемые результаты наблюдений Экспертные оценки сотрудников

Управление доходами Установление дифференцированной структуры тарифов Основные инструменты УД: Система ограничений использования тарифов Система распределения мест в зависимости от спроса Прогноз спроса, неявок (no-show, go-show), отмен рейсов

Дифференцированные тарифы Цена Количество пассажиров Спрос

Дифференцированные тарифы Ценовая дискриминация возможна, если: Мы умеем осуществлять сегментацию, т.е. знаем по каким критериям можно делить пассажиров на группы платежеспособности В разных сегментах существует различная эластичность спроса, т.е. в разных сегментах спрос по-разному реагирует на изменение тарифов Мы умеем разделять пассажиров по критериям, полученным в первом пункте

Управление доходами Установление дифференцированной структуры тарифов Основные инструменты УД: Система ограничений использования тарифов Система распределения мест в зависимости от спроса Прогноз спроса, неявок (no-show, go-show), отмен рейсов

Система ограничений Система ограничений включает в себя: Правила применения тарифов (ограничения по дате продажи, полу, возрасту, статусу и пр.) Правило воскресенья Программы лояльности (для часто летающих пассажиров) (Не) возвратность тарифов Дополнительные сборы за изменения Расписание рейсов

Пример ограничений YMQW Тариф, тыс. руб. Правила применения тарифа Правило воскресенья Начисление миль Возвратность Сбор за изменение, тыс. руб. Доступность в расписании нетза 7 днейза 14 днейза 21 день нет да 150% 100% 75% 50% да нет 35 не применяется утро, вечер утро

Управление доходами Установление дифференцированной структуры тарифов Основные инструменты УД: Система ограничений использования тарифов Система распределения мест в зависимости от спроса Прогноз спроса, неявок (no-show, go-show), отмен рейсов

Система классов бронирования Самолет, 300 кресел Y=50M=150W=100 Раздельный контроль

Система классов бронирования Y=300M=150W=100 Параллельный нестинг

Система классов бронирования Y=300M=250W=100 Последовательный нестинг

Особенности бронирования Брони Время Вылет рейса 100% Мало дешевых тарифов Много дешевых тарифов

Управление доходами Установление дифференцированной структуры тарифов Основные инструменты УД: Система ограничений использования тарифов Система распределения мест в зависимости от спроса Прогноз спроса, неявок (no-show, go-show), отмен рейсов

EMSR - модель Модель ожидаемого предельного дохода с кресла (Expected Marginal Seat Revenue) заключается в определении произведения уровня тарифа и вероятности того, что по данному тарифу будет продано как минимум n билетов: EMSR i = f iP(S i ) f i - i-й уровень тарифа (класс бронирования) P(S i ) - вероятность того, что по i-му тарифу будет продано S билетов

Перепродажа (overbooking) Брони Время Вылет рейса 100% Неявки (no-show, go-show) Пере - продажа

Перепродажа (overbooking) При перепродажах обычно учитывают: Вероятность неявок на рейс (no-show, go- show) и их количество Величину упущенной выгоды от полета пустого кресла и возможные затраты на компенсацию снятому пассажиру Доступность рейсов по данному направлению Продажи в других классах обслуживания (бизнес-класс) и служебных пассажиров Действующие правовые нормы

Основные игроки авиарынка Они: не перевезли ни одного пассажира не выполнили ни одного рейса не потеряли ни одного багажа но они покупают более половины всех новых самолетов в мире Основные игроки авиарынка: кто они? Они – лизинговые компании Они покупают самолеты и сдают из в аренду авиакомпаниям

Что такое лизинг ? Лизинг – долгосрочная аренда оборудования Стороны договора лизинга: Лизингодатель – владеет арендуемым имуществом Лизингополучатель – получает право использования имущества в обмен на лизинговые платежи

Виды лизинга Выделяют два способа классификации лизинга: По технике предоставления: оперативный (операционный) финансовый По способу приобретения имущества: прямой возвратный

Оперативный лизинг Оборудование приобретается на усмотрение лизингодателя Срок аренды не охватывает срок полного физического износа оборудования Лизингодатель не рассчитывает окупить все свои затраты за счет лишь одного арендатора Риск порчи или утери лежит на лизингодателе По окончании срока аренды имущество возвращается лизингодателю

Финансовый лизинг Оборудование приобретается на усмотрение лизингополучателя Срок аренды охватывает полный срок службы оборудования Лизингодатель окупает все свои затраты за счет лишь одного арендатора По окончании срока аренды имущество передается лизингополучателю или выкупается им по остаточной цене

Прямой лизинг Оборудование новое, приобретается у его производителя Деньги Оборудование Оборудование Деньги

Возвратный лизинг Оборудование бывшее в употреблении, приобретается у его владельца и ему же сдается в аренду Оборудование Деньги

Другие виды лизинга Практически все крупные лизинговые сделки индивидуальны и содержат признаки как оперативного, так и финансового лизинга. Поэтому на практике чаще всего встречается комбинированный лизинг. Мокрый лизинг помимо аренды может включать обслуживание и ремонт за счет лизингодателя, а также подготовку персонала арендатора или предоставление своего персонала.

Другие виды лизинга Леверидж-лизинг – финансирование сделки происходит за счет третьей стороны. Деньги Оборудование Оборудование Деньги Деньги 15% 7% 12%

Аргументы в пользу лизинга Дешевизна в сравнении с покупкой Многообразие форм позволяет оптимизировать затраты на владение Производственная гибкость Получение платы за предоставление налогового щита