Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ловозерская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования» Презентация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Е С А М О О П Р Е Д Е Л Е Н И Е П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Е С А М О О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Работу выполнила: социальный.
Advertisements

Классификация профессий. Типы профессий Все существующие профессии можно разделить на 5 типов по признаку – предмет труда.
ГБОУ СОШ 1 с. Приволжье Тема: « В мире профессий » 7 класс Гринева Юлия Алексеевна учитель русского языка и литературы 2015 г.
Анализ профессий Классный час Дегтева Н.А, кл. рук 9 а класса.
«ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ» Работу выполнил : Педагог-психолог МОУ СОШ 7 г. Ессентуки Бушуева Л.А.
Гаврилов Алексей Мигунов Влад 9 Б. Данные центра социально- профессионального самоопределения 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в.
Правила выбора профессии Область обоснованного выбора хочу могу надо.
Тема урока Работа над проектом «Моя будущая профессия»
ПРОЕКТ: «Предпрофильная подготовка учащихся». Авторы: Уткина Л.В. Захарова Е.И. МОУ сш. 26 Тольятти 2011г.
Профориентация. Как правильно выбрать профессию? Советы психолога.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.. Твоя профессиональная карьера.
«Не допустить ошибку при выборе профессии». Это не мое. Это не для меня.
У меня растут года, Будет мне семнадцать. Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?
Классификация профессий. Основные понятия Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний.
Проблема самоопределения в подростковом возрасте как условие успешности в профессиональной деятельности.
Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии.
Отрасль - отдельная сфера производства. Сфера профессиональной деятельности - отрасль труда, имеющая определенные границы применения. Различают две крупные.
Твоя профессиональная карьера. Для правильного выбора профессии необходимо знать: Свои профессиональные интересы, склонности, способности… Найти профессию,
Жизненное и профессиональное самоопределение. Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт утверждения собственной позиции личности.
? Учебное пособие по психологии «Выбор профессии» Учебное пособие по психологии «Выбор профессии»
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ловозерская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования» Презентация к реферату по теме: «Проблема выбора профессии в жизни старшеклассника» Работу выполнил: ученик 9б класса Пяткус Никита Преподаватель: Окружнова С.Ю. 2013

Актуальность темы: Выбор профессии - важный этап в жизни каждого человека. От выбора профессии зависит дальнейшая жизнь людей и её благополучность. Мир профессий насчитывает свыше 50 тысяч профессий и продолжает динамично изменяться. Появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Цель: Исследование проблемы выбора профессии в жизни старшеклассника. Задачи: 1.Дать определение понятию «профессия» 2.Изучить классификацию профессий 3.Рассмотреть профессиональное становление личности – как важнейший процесс, занимающий большую часть жизни человека 4.Исследовать особенности предпочтений старшеклассников при выборе типа профессий и правила выбора профессии 5.Охарактеризовать схему порядка действий при проектировании профессионального пути 6.Изучить ошибки, которые совершают старшеклассники при выборе профессии 7.Провести исследование по теме реферата и сделать вывод 8. Создать новый методический продукт для использования на уроках и во внеклассной деятельности

Профессия это исторически возникшие формы деятельности людей, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Классификация профессий: Сегодня в мире существует множество классификаций профессий, строящихся на разных основаниях: Классификация состоит из четырёх ярусов: 1. Типы профессий 2. Классы профессий 3. Отделы профессий 4. Группы профессий

Типы профессий: В зависимости от предмета труда все профессии можно грубо подразделить на пять типов.

«Человек – природа» Среди профессий типа "человек - природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

«Человек – техника» Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить: профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород; профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов; профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций и др.

«Человек – человек» Главным, ведущим предметом труда являются люди. Среди этого типа профессий можно выделить: профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; профессии, связанные с информационным обслуживанием и др.

«Человек – знаковые системы» Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Профессии типа "человек - знаковые системы" включают: профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов; профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения и др.

«Человек – художественный образ» Профессии типа "человек -художественный образ" включают: профессии, связанные с изобразительной деятельностью; профессии, связанные с музыкальной деятельностью; профессии, связанные с литературно- художественной деятельностью; профессии, связанные с актерско- сценической деятельностью.

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Цель труда – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Несмотря на то, что цели труда разнообразны, их можно свести к основным трем: узнавать, преобразовать, придумывать. В зависимости от цели труда выделяют три класса профессий: 1. Гностические 2. Преобразующие 3. Изыскательские

Гностические: Распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик контролер, товаровед, эксперт, следователь).

Преобразующие: Обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной).

Изыскательские: Изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель).

Отделы профессий: Профессии в зависимости от использования орудий труда подразделяются на отделы. Орудия труда важнейшая часть средств производства, посредством которой осуществляется непосредственное воздействие на предметы труда (станки, оборудование, приборы, двигатели и т.д.). В данной классификации представлены профессии по следующим основным орудиям и средствам труда. 1. Профессии, связанные с использованием ручного труда. 2. Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением.

Профессии, связанные с использованием ручного труда: Люди этих профессий используют ручные и механизированные орудия и средства труда.

Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением: Люди этих профессий используют автомобили, станки, тепловозы, самолеты, электровозы, тракторы, комбайны и т.д.

Группы профессий: Профессии в зависимости от условий труда подразделяются на группы. Условия труда совокупность конкретных условий, образующих среду для осуществления трудовой деятельности конкретного человека или группы людей. Например, освещенность, влажность, температура, атмосферное давление, а также социально-экономические и организационные условия. В данной классификации профессии представлены по следующим четырем условиям труда: 1. Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата. 2. Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности. 3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в космосе, горячих цехах с неизбежными вредными производственными процессами. 4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, большие общественные, материальные ценности.

Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата: Люди этих профессий трудятся в условиях, благоприятных для организма: нормальные физические нагрузки, оптимальный микроклимат (давление, температура, освещенность), отсутствие шума запыленности, вибраций и др. К этому отделу относятся профессии: бухгалтер, учитель, экономист, чертежник, парикмахер, актер, врач и др.

Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности: При работе по профессиям данной группы на организм временно влияют неблагоприятные умеренные или непостоянные производственные факторы.

Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в космосе, горячих цехах с неизбежными вредными производственными процессами: При работе по профессиям данной группы на организм постоянно влияют неблагоприятные производственные факторы.

Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, большие общественные, материальные ценности: Профессии данной группы требуют от людей гражданские качества.

Выбор профессии - как самоопределение личности: Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека. В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности.

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель: Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения); Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели-мечты; Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства; Представление о препятствиях, осложняющих достижение

Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии: Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

Правила выбора профессии: Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали хочу – могу - надо. ХочуМогуНадо Я Профессия Здоровье, медицинские показания Знания, умения, интересы Предмет труда, цель труда, условия труда Пути получения профессии

Схема порядка действия при проектировании профессионального пути: 1.Составьте общую, обзорную ориентировку в мире профессий, включая сведения об основных требованиях, предъявляемых профессиями к личным качествам людей. 2.Выделите возможности и ограничения, подразделив их на три ступени: -те, с которыми нельзя считаться; -те, с которыми лучше считаться; -те, которыми можно пренебречь. 3.Ведите целенаправленный сбор сведений, информации в соответствии с направленностью выбора. 4.Постарайтесь получить индивидуальную консультацию по профессиональной ориентации у школьного психолога, в психологическом центре(при городской управлении образования). 5.Сделайте заключение о выборе профессии на основании практического применения её к себе, или наблюдая за работой соответствующего специалиста. 6.Ещё раз вернитесь к обдумыванию и уточнению всех пунктов выбора перед поступлением в учебное заведение или на работу.

Советы психолога выпускнику школы по выбору профессии. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависть его дальнейшая деятельность. При решении проблемы «кем быть» рекомендуется воспользоваться некоторыми правилами: Правило первое. Познайте себя, своё собственной «я» : Здоровье Интересы и склонности; Способности, знания и умения. Правило второе. Узнайте всё о профессиях: Предмет, цель и условия труда; Пути получения профессии; Медицинские противопоказания; Требования профессии к личности (профессионально важные качества); Актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы её развития. Правило третье. Соотнесите себя с требованиями выбранной профессии.

Ошибки при выборе профессии: Часто человек, впервые выбирающий профессию, ориентируется только на один критерий, либо в качестве ведущего использует далеко на самый важный мотив. При выборе профессии многие: Увлекаются только внешней стороной профессии, не учитывая её « минусов » ; Выбирают профессию из соображений престижности (популярности) в обществе; Мечтают только о высокой заработной плате; Ориентируются лишь на хорошие условия труда; Избегают трудностей обучения; Следуют указаниям ближайшего окружения без учёта собственных желаний; Отождествляют учебный предмет с профессией; Переносят позитивное отношение к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию; Идут учиться за компанию с друзьями; Не умеют разобраться в своих склонностях, способностях, знаниях; Не знают или недооценивают медицинские противопоказания, существенные при выборе профессии..

Мною был проведён социальный опрос по теме моего реферата мои одноклассники(18 человек) ответили на 4 вопроса: Первый вопрос звучал так: "Определились ли вы с выбором профессии?" 5 человека ещё не до конца определились с выбором профессии 7 человек не определились с выбором профессии 6 человек определились с выбором профессии Вывод: таким образом, мы видим, что лишь 33% одноклассников определились с выбором профессии.

Второй вопрос звучал так: "Кто помогал вам выбирать профессию?" 13-ти ученикам помогали родители 5 человек выбирали самостоятельно Вывод: 28% человек сами определились с выбором профессии, а остальным 72% помогали родители.

Третий вопрос: "На что вы опирались при выборе профессии?" ответили следующим образом:

Четвёртый вопрос: « Кем бы вы хотели стать? ». 6 человек, что составляет 33%,хотели бы иметь профессию, относящуюся к типу профессий « Человек-природа » 8 человек, что составляет 44%,хотели бы иметь профессию, относящуюся к типу « Человек-человек » 4 человека, что составляет 23%,хотели бы иметь профессию, относящуюся к типу « Человек - вычислительная техника »

Проблема выбора профессии в жизни старшеклассника является действительно очень важной, от решения которой во многом зависит успешность в жизни человека. Профессия – это исторически возникшие формы деятельности людей, необходимые обществу, для вы ­ полнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества

Сегодня в мире существует множество классификаций профессий, строящихся на разных основаниях: Классификация состоит из четырёх ярусов: Первый ярус - типы профессий. Второй ярус - классы профессий. Третий ярус - отделы профессий. Четвёртый ярус - группы профессий. Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека. В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно « перепрыгивать » через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали хочу – могу - надо. Часто человек, впервые выбирающий профессию, ориентируется только на один критерий, либо в качестве ведущего использует далеко не самый важный мотив.

Список использованной литературы: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М.: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. Воронеж: Институт практической психологии, Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ « Сфера », Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. Чебоксары: Школа, Сафронова, Г.Я. Технический лицей новая форма профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи