Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Занятие 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Эти многоликие слова» Занятие 1:. Цель занятия: Повторить материал по теме «Лексическое значение слова»; Повторить материал по теме «Лексическое значение.
Advertisements

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Гончарук Екатерина Юрьевна Лексикология.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Многозначные слова Многозначные слова Подготовила учитель-логопед Болдырева Т.В. ТОГУ «Сосновская школа-интернат», Тамбовская область.
Урок -практикум. Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Слово – это.
Понятие о синонимах
Фразеология Фразеология раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения теоретической лингвистики.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Синонимы Синонимы – не являются абсолютно идентичными друг другу. И почти всегда отличаются друг от друга: некоторыми оттенками в лексическом значении.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
одно лексическое значение два или более лексических значения два или более лексических значения.
Абдурахманова Валентина Михайловна Учитель начальных классов МОУ СОШ 11.
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Явление многозначности в английском языке Авдеева Екатерина,10 А класс МБОУ СОШ 174 Научное общество учащихся.
Урок русского языка в 7 классе.. ОНИ НЕДЕЛИМЫ И ЦЕЛЫ, КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК В НИХ НЕТ, НЕЛЬЗЯ ОТЫСКАТЬ В НИХ МОРФЕМЫ – И В ЭТОМ ИХ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ. Каким.
Название океана Л Е И С КА К Остров Однозначных и Многозначных Слов Остров ОСА Остров Фразеологизмов Остров Исторический Остров Прямого и Переносного.
Транксрипт:

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Занятие 1.

Цель занятия: Углубить знания о слове как основной единице лексической системы языка; Углубить знания о слове как основной единице лексической системы языка; Расширить знания о полисемии; Расширить знания о полисемии; Ввести понятия метафорического и метонимического переноса. Ввести понятия метафорического и метонимического переноса.

Лексикология Семасиология (семантика) Этимология

Семасиология Раздел лексикологии, в котором изучаются вопросы, связанные со значением слова, а также значения слова. Этимология Наука, изучающая происхождение слова

По структуре слово может быть Непроизводным, то есть состоять только из корня или из корня и окончания Значение непроизводного слова является условным, немотивированным. Например, лес. Производным, то есть, помимо корня, имеются другие морфемы, аффиксы) Значение производного слова является мотивированным. Например, лесок, лесной, лесник.

Значение слова Прямое – это непосредственная связь между звуковым комплексом и понятием, непосредственная номинация Переносное значение вторично, оно возникает на основе ассоциативных связей между понятиями. Наличие сходства у предметов является предпосылкой к тому, что название одного предмета начинает использоваться для наименования другого предмета; таким образом возникает новое, переносное значение слова. Ср., например, значения слова медведь – животное и неуклюжий человек.

Лексическая сочетаемость – это возможность слова соединяться с другими словами. Свободная лексическая сочетаемость Слово вступает в связь с другими словами относительно свободно, практически без всяких ограничений Так, слово голова может сочетаться с большим количеством прилагательных-определений. Несвободная лексическая сочетаемость Связь слова с другими словами ограничена. Так, слово стоеросовая сочетается только со словом дубина.

Лексически связанные слова Фразеологически связанные Лексические связи слова ограничены относительно устойчивыми словосочетаниями, в которых функционирует слово несвободного употребления, например, карий сочетается только со словом глаза, гнедой – конь, лошадь и др. Синтаксически обусловленные Особый вид переносного значения слова, которое возникает в определенном контексте при выполнении словом необычной для него функции. Часто синтаксически обусловленное значение приобретают слова, называющие птиц, животных: ворона, медведь, заяц; названия предметов растительного мира: дуб, колючка и др. – когда они употреблены для характеристики человека. «Ну и пила этот адмирал!»

Многозначность слова. Большинство слов в русском языке имеют не одно, а несколько значений. Способность слова иметь несколько значений называется многозначностью, или полисемией. Большинство слов в русском языке имеют не одно, а несколько значений. Способность слова иметь несколько значений называется многозначностью, или полисемией.

В момент возникновения слово всегда однозначно. Новое значение является результатом переносного употребления слова, когда название одного явления употребляется в качестве наименования другого. Предпосылкой для употребления слова в переносном значении считается сходство явлений или их смежность, вследствие чего все значения многозначного слова связаны между собой. Несмотря на многозначность, слово представляет собой семантическое единство, которое называется семантической структурой слова. В момент возникновения слово всегда однозначно. Новое значение является результатом переносного употребления слова, когда название одного явления употребляется в качестве наименования другого. Предпосылкой для употребления слова в переносном значении считается сходство явлений или их смежность, вследствие чего все значения многозначного слова связаны между собой. Несмотря на многозначность, слово представляет собой семантическое единство, которое называется семантической структурой слова. Есть хвост у падающих звёзд, Есть хвост у падающих звёзд, И у семян бывает хвост, И у семян бывает хвост, У птиц, у самолёта – он нужен для полёта. У птиц, у самолёта – он нужен для полёта. Хвостом корова бьёт слепней, когда они кусаются. Хвостом корова бьёт слепней, когда они кусаются. Для скорпионов хвост важней: они хвостом сражаются! Для скорпионов хвост важней: они хвостом сражаются!

Переносное значение. Метафорический перенос В основе метафорического переноса лежит сходство предметов, явлений по форме, месторасположению предметов, цвету, вкусу, функциям и др. Например, лапа – 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева В основе метафорического переноса лежит сходство предметов, явлений по форме, месторасположению предметов, цвету, вкусу, функциям и др. Например, лапа – 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева Метонимический перенос Перенос наименования по смежности явлений, их взаимосвязи: золото – 1) минерал; 2) изделия из золота. Перенос наименования по смежности явлений, их взаимосвязи: золото – 1) минерал; 2) изделия из золота.

Домашнее задание. 1. Найди правильных «соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал. Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону. Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону. 2.Выберите правильные словосочетания из предложенного списка: Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос 3. Объясните значение следующих слов: 3. Объясните значение следующих слов: Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация, апологет, демагог, кредо, альтернатива, политикан, дифирамб, шокировать. Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация, апологет, демагог, кредо, альтернатива, политикан, дифирамб, шокировать. 4. Исправить ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное, на Ваш взгляд, сочетание, либо два сочетания с каждым из слов) потерпеть победу потерпеть победу преклонить голову, склонить колени преклонить голову, склонить колени долгий период долгий период круглый час, неделя, месяц круглый час, неделя, месяц бархатный месяц, период, время бархатный месяц, период, время усилить внимание усилить внимание справиться с указаниями справиться с указаниями завершить обязательства завершить обязательства уделить значение уделить значение улучшить уровень улучшить уровень

5. Выберите правильный вариант значения слов: скрупулёзный скрупулёзный а) слишком требовательный, придирчивый а) слишком требовательный, придирчивый б) мелочный б) мелочный в) добросовестный, выполняющий работу тщательно, не упускающий мельчайших деталей в) добросовестный, выполняющий работу тщательно, не упускающий мельчайших деталей г) точный до мелочей, чрезвычайно тщательный г) точный до мелочей, чрезвычайно тщательный лояльный лояльный а) Держащийся формально в пределах законности, нейтрально- благожелательного отношения к кому(чему)-либо. а) Держащийся формально в пределах законности, нейтрально- благожелательного отношения к кому(чему)-либо. б) Местный, не выходящий за определенные пределы. б) Местный, не выходящий за определенные пределы. в) Действующий в соответствии с законом. в) Действующий в соответствии с законом. г) Признанный, допускаемый законом г) Признанный, допускаемый законом 6. Определите, какие из приведенных ниже сочетаний не противоречат литературной норме: народная демократия, автобиография жизни, реальная действительность, преобладающее большинство, частная собственность, период времени, информационное сообщение. народная демократия, автобиография жизни, реальная действительность, преобладающее большинство, частная собственность, период времени, информационное сообщение.

7. Найдите предложение(-я), в котором(-ых) слово употреблено в несвойственном ему значении а) В кулуарах съезда обсуждались новые назначения. а) В кулуарах съезда обсуждались новые назначения. б) Дивиденды были распределены между акционерами в зависимости от числа акций. б) Дивиденды были распределены между акционерами в зависимости от числа акций. в) Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности. в) Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности. г) Фрегат вернули в гавань и ввели в док. г) Фрегат вернули в гавань и ввели в док. 8. Иван Айвазовский - лучший русский маринист. Дайте определение слова маринист. Какие слова являются исторически родственными данному. Дайте определение слова маринист. Какие слова являются исторически родственными данному. 9. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке. Во многословии не без … Во многословии не без … Учился читать да писать, а выучился петь да … Учился читать да писать, а выучился петь да …

10. Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью? «Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями». «Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».