Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДенис Шляндин
1 «Эти многоликие слова» Занятие 1:
2 Цель занятия: Повторить материал по теме «Лексическое значение слова»; Повторить материал по теме «Лексическое значение слова»; Углубить знания об однозначных и многозначных словах; Углубить знания об однозначных и многозначных словах; Отработать умение определять прямое и переносное значение слова. Отработать умение определять прямое и переносное значение слова.
3 Слово и его значения. Каждое слово самостоятельной части речи имеет два значения Лексическое То, что обозначает слово. Лексическое значение заключено в основе слова. Добрый – благожелательный к людям. Грамматическое Заключено в окончании, например, добрая – окончание – ая, грам. значение ед.ч., ж.р., Им.п.
4 Слова Однозначные – имеют одно лексическое значение, например, айсберг. Многозначные – имеют несколько лексических значений, например, путь, дорога, мягкий.
5 Однозначные слова. 1 К однозначным словам относятся термины Перпендикуляр, гортань, алфавит 2 Некоторые слова с конкретным значением Дрова, щи, табурет, джем, шкаф 3 Названия растений, представителей животного мира Береза, крыжовник, сойка Названия людей по роду деятельности Врач, летчик, зоотехник
6 Многозначные слова Большинство слов в русском языке имеет не одно, а несколько значений. В момент возникновения слово всегда однозначно. Новое значение является результатом переносного употребления слова. Большинство слов в русском языке имеет не одно, а несколько значений. В момент возникновения слово всегда однозначно. Новое значение является результатом переносного употребления слова. Между всеми значениями многозначного слова есть сходство. Между всеми значениями многозначного слова есть сходство. Например, игла ели, швейная игла, иглы ежа Например, игла ели, швейная игла, иглы ежа
7 Глагол идти имеет 26 значений Основное значение – двигаться, переступая ногами: идти пешком. Основное значение – двигаться, переступая ногами: идти пешком. Двигаться в определенном направлении: Поезд идет быстро. Двигаться в определенном направлении: Поезд идет быстро. Отправляться, направляться куда- нибудь: Идти гулять. Отправляться, направляться куда- нибудь: Идти гулять. Следовать к намеченной цели: Он шел на древнюю Москву, взметая русские дружины. Следовать к намеченной цели: Он шел на древнюю Москву, взметая русские дружины. Приближаться, наступать: Идет весна. Приближаться, наступать: Идет весна. О механизмах: быть в действии, действовать. Часы идут точно. О механизмах: быть в действии, действовать. Часы идут точно. Об осадках: падать. Дождь идет. Об осадках: падать. Дождь идет. Протекать, происходить, совершаться: В школах идут экзамены. Протекать, происходить, совершаться: В школах идут экзамены. Иметь какое-нибудь направление: Дорога идет в гору. Иметь какое-нибудь направление: Дорога идет в гору. Выходить, распространяться: Из трубы идет дым. Выходить, распространяться: Из трубы идет дым. Исполняться, ставиться (о спектакле, фильме): Сегодня в театре идет новая опера. Исполняться, ставиться (о спектакле, фильме): Сегодня в театре идет новая опера. Подходить для чего-либо, соответствовать, быть к лицу: Это платье ей идет. Подходить для чего-либо, соответствовать, быть к лицу: Это платье ей идет. Получаться, ладиться: Работа идет хорошо. Получаться, ладиться: Работа идет хорошо. Разнообразные оттенки значений в устойчивых словосочетаниях типа: идет на пользу, идти на попятную, из головы не идет, голова идет кругом и т.д. Разнообразные оттенки значений в устойчивых словосочетаниях типа: идет на пользу, идти на попятную, из головы не идет, голова идет кругом и т.д.
8 Знаете ли вы… Связи с первоначальным значением слова, на базе которого возникали другие значения, нередко утрачиваются. Так называемая внутренняя форма слова не всегда подсказывает нам признак, лежащий в основе названия. Если, например, слово подберезовик имеет внутреннюю форму, то есть соответствует сегодняшнему представлению о предмете (растет под березами), то слова стрелять, ошеломить, опешить не имеют внутренней формы, то есть связи с первичными значениями этих слов утрачены. Связи с первоначальным значением слова, на базе которого возникали другие значения, нередко утрачиваются. Так называемая внутренняя форма слова не всегда подсказывает нам признак, лежащий в основе названия. Если, например, слово подберезовик имеет внутреннюю форму, то есть соответствует сегодняшнему представлению о предмете (растет под березами), то слова стрелять, ошеломить, опешить не имеют внутренней формы, то есть связи с первичными значениями этих слов утрачены. Слово стрелять первоначально означало «метать стрелы», ошеломить – «ударить по шлему», опешить – «ссадить с лошади, сделать пешим». Слово стрелять первоначально означало «метать стрелы», ошеломить – «ударить по шлему», опешить – «ссадить с лошади, сделать пешим».
9 Лексическая сочетаемость. Слово всегда связано в речи с другими словами. Возможность соединяться с другими словами называется лексической сочетаемостью слова. Одни слова вступают в связь с другими словами относительно свободно, практически без всяких ограничений. Так, слово голова может сочетаться с большим количеством прилагательных (большая, круглая, седая и др.). Следовательно, можно говорить о свободной лексической сочетаемости данного слова. Слово всегда связано в речи с другими словами. Возможность соединяться с другими словами называется лексической сочетаемостью слова. Одни слова вступают в связь с другими словами относительно свободно, практически без всяких ограничений. Так, слово голова может сочетаться с большим количеством прилагательных (большая, круглая, седая и др.). Следовательно, можно говорить о свободной лексической сочетаемости данного слова. Наряду со словами, имеющими свободную лексическую сочетаемость, в русском языке есть слова, употребление которых является несвободным. Наряду со словами, имеющими свободную лексическую сочетаемость, в русском языке есть слова, употребление которых является несвободным.
10 Лексически связанные слова Фразеологически связанные Лексические связи слова ограничены относительно устойчивыми словосочетаниями, в которых функционирует слово несвободного употребления, например, карий сочетается только со словом глаза, гнедой – конь, лошадь; стоеросовая – дубина и др. Синтаксически обусловленные Особый вид переносного значения слова, которое возникает в определенном контексте при выполнении словом необычной для него функции. Часто синтаксически обусловленное значение приобретают слова, называющие птиц, животных: ворона, медведь, заяц; названия предметов растительного мира: дуб, колючка и др. – когда они употреблены для характеристики человека. «Ну и пила этот адмирал!»
11 Домашнее задание. 1. Определи слово по его лексическому значению. водитель автотранспорта водитель автотранспорта изображение предметов неживой природы (жанр живописи) изображение предметов неживой природы (жанр живописи) декоративное праздничное освещение декоративное праздничное освещение 2. Исправьте ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное, на Ваш взгляд, сочетание, либо два сочетания с каждым из слов) 2. Исправьте ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное, на Ваш взгляд, сочетание, либо два сочетания с каждым из слов) потерпеть победу потерпеть победу преклонить голову, склонить колени преклонить голову, склонить колени круглый час, неделя, месяц круглый час, неделя, месяц бархатный месяц, период, время бархатный месяц, период, время повысить кругозор повысить кругозор усилить внимание усилить внимание справиться с указаниями справиться с указаниями завершить обязательства завершить обязательства уделить значение уделить значение улучшить уровень улучшить уровень страстно сопротивляться страстно сопротивляться
12 3. Объясните значение следующих слов: 3. Объясните значение следующих слов: Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация, апологет, демагог, кредо, альтернатива, политикан, дифирамб, шокировать. Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация, апологет, демагог, кредо, альтернатива, политикан, дифирамб, шокировать. 4. Напишите слова, значение которых дано ниже. 1) Место на реке, где ее можно перейти; 1) Место на реке, где ее можно перейти; 2) отверстие вулкана; 2) отверстие вулкана; 3) наука о небесных светилах; 3) наука о небесных светилах; 4) место, где скрещиваются улицы; 4) место, где скрещиваются улицы; 5) речь, произнесенная одним актером. 5) речь, произнесенная одним актером. 5. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении. 6. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис». Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?
13 7. Определите, что изучают эти науки. а) этика а) этика б) экономика б) экономика в) эмбриология в) эмбриология г) этимология г) этимология е) эстетика е) эстетика 8. Найдите в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина многозначные слова. Подтвердите свой выбор примерами. Дом царевна обошла, Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Всё порядком убрала, Засветила Богу свечку, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, Затопила жарко печку, На полати взобралась На полати взобралась И тихонько улеглась. И тихонько улеглась.
14 9. Установите, в каком значении употреблено слово свежий в следующих словосочетаниях и предложениях: а) свежий номер газеты; а) свежий номер газеты; б) купил свежий хлеб; б) купил свежий хлеб; в) дует свежий ветерок; в) дует свежий ветерок; г) надел свежую рубашку; г) надел свежую рубашку; д) налить свежую воду. д) налить свежую воду. 10. Укажите слово, которое является многозначным. а) монолог б) дополнение в) кроссворд г) брошюра а) монолог б) дополнение в) кроссворд г) брошюра
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.