Мастер - класс Вера Владимировна Меньшикова, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии 166 Центрального района г. Санкт - Петербурга
Мир, в котором мы живем … Тенденции современного образования : Общекультурная направленность Универсализация Интеграция Новые задачи учителя
Какие есть пути ?..
Технология анализа текста от слова к концепту
ПОЭТ
Концепт – смысловая концентрация Концепт «является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека» Лихачёв Д.С. «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека» Степанов Ю.С.
« Получить доступ к концепту лучше всего через средства языка, через слово, предложение, дискурс » Маслова В. А.
Наталья Дубина Последнее яблоко На самом краю стола лежало большое яблоко. Оно было таким красивым, блестящим. Спелым, с красным бочком, что жалко было его есть. Сперва к столу подошёл взрослый мужчина. Он полюбовался яблоком, наклонился, понюхал его и сказал: - Не буду есть. Наверняка Мишка захочет. Потом на яблоко долго смотрел мальчик Мишка. - Не буду его есть. Оставлю маме, - сказал он. Мама Мишки тоже решила: - Оставлю его. Такое красивое! А внутри яблока сидел червяк, жевал вкусную яблочную мякоть и думал о прекрасной человеческой черте – благородстве.
Благородство Самоотверженность Честность Бескорыстие
Наталья Дубина Последнее яблоко На самом краю стола лежало большое яблоко. Оно было таким красивым, блестящим. Спелым, с красным бочком, что жалко было его есть. Сперва к столу подошёл взрослый мужчина. Он полюбовался яблоком, наклонился, понюхал его и сказал: - Не буду есть. Наверняка Мишка захочет. Потом на яблоко долго смотрел мальчик Мишка. - Не буду его есть. Оставлю маме, - сказал он. Мама Мишки тоже решила: - Оставлю его. Такое красивое! А внутри яблока сидел червяк, жевал вкусную яблочную мякоть и думал о прекрасной человеческой черте – благородстве.
Почему яблоко ?.. Яблоко познания добра и зла Яблоко раздора Яблоко на голове сына Вильгельма Телля Яблоко Ньютона Яблоко от яблоньки … Наливное яблочко …
Можно ли на этом закончить урок ? Если да … Как можно закончить такой урок ? Если нет … Как можно продолжить такой урок ?
Домашнее задание на выбор : Вспомните и расскажите, когда вы поступали благородно. Познакомьтесь с историей «Антиоха и Стратоники», рассказанной Плутархом, или сюжетом из истории Древнего Рима «Великодушие Сципиона Африканского». Какое отношение они имеют к теме сегодняшнего урока?
Домашнее задание на выбор : Узнайте, какие ещё рассказы написала Наталья Дубина. Какие еще вечные сюжеты вы знаете? Где они вам встречались? Обратитесь к текстам других писателей, кто из них работал с концептом «яблоко». Какие новые смыслы вы увидели? Прочитайте четверостишие О.Мандельштама «Звук осторожный и глухой…». Какое отношение оно имеет к сегодняшнему уроку?
О. Э. Мандельштам Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немочлного напева Глубокой тишины лесной … 1908
Благодарю за внимание !