Приемы разрешения конфликтов в группах. Вотякова Татьяна Леонидовна, учитель физической культуры БОУ г. Омска «СОШ 142»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К ОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫ Х ОТНОШЕНИЯХ. Выполнила: Вторушина Александра.
Advertisements

Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
Эмоциональные установки на выбор стратегии поведения во многом определяются предшествующим опытом отношений партнеров, А также темпераментом, характером,
Социальные взаимодействия. Социальная связь- совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые.
Конструктивное преодоление конфликтов. Конфликт – это такое отношение между Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия,
Межличностные конфликты и их разрешение Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей «62»
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
Социометрия. Социометрия [лат. societas общество греч. metreo измеряю] Якоб Морено (Moreno, ) психологическая теория общества и одновременно.
Конфликты в трудовом коллективе: причины возникновения и способы разрешения Выполнила: студентка 4 курса, направления СОЦЛ Карпочева Софья.
КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ. КОНФЛИКТ - столкновение двух или нескольких равных по силе разнонаправленных сторон Конфликт – это несогласие между двумя или более.
Социальные интересы и формы социального взаимодействия Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
ТЕМА 4: Конфликты в организации. Вопросы Природа конфликта Природа конфликта Причины конфликтов Причины конфликтов Классификация конфликтов. Типы поведения.
МЕНЕДЖМЕНТ «Управление конфликтами и стрессами». Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых.
Составила педагог-психолог МОУ СОШ 9 г.Надыма Филиппова А.А.
РАДОСТИ И СЛОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ. Что такое общение Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей. Ученые считают общение самой первой и самой.
Классификация конфликтов 1.Общая типология конфликтов 2.Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия.
Управление конфликтами Выполнили: ученицы 10 «Б» класса МОУ Лицея 90 Юрчук Екатерина Сорокина Лариса.
Социальный конфликт Автор: учитель обществознания МОУ гимназии имени А.С. Пушкина г. Нижнего Новгорода Л.А. Тюлина.
Урок обществознания в 11 классе Учитель: Кроневальд Н.М.
Транксрипт:

Приемы разрешения конфликтов в группах. Вотякова Татьяна Леонидовна, учитель физической культуры БОУ г. Омска «СОШ 142»

Памятка разрешения конфликтов для учителя: Диагностика межличностных отношений в классе (социометрическая и психологическая характеристика). Определить тип конфликта. Определить стадию конфликта. Стратегия разрешения конфликта. Контроль над дальнейшим развитием межличностных отношений.

1. Диагностика межличностных отношений в классе (социометрическая и психологическая характеристика). Выделяют следующие методы психологического исследования: социометрический; референтометрический; изучение мотивационного ядра межличностных выборов; изучение сплоченности коллектива. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая процедура может иметь цель: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

2. Определить тип конфликта. Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей. Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы. Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

Причины возникновения конфликтов: 1. «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности. 2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере. 3. Формирование агрессивных реакций человека. 4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте. 5. Низкий уровень коммуникации. 6. Низкая культура поведения.

3. Определить стадию конфликта. В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии: 1. Скрытую стадию обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах иметь и мочь. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству; 2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена при примиренческом подходе, очень сильна при непримиримости сторон; 3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности; 4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт. В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии: 1. Скрытую стадию обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах иметь и мочь. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству; 2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена при примиренческом подходе, очень сильна при непримиримости сторон; 3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности; 4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

3. Определить стратегию разрешения конфликта. 1. Соперничество ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Соперничество может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения. 2. Сотрудничество одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. 3. Компромисс половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. 4. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений. 5. Приспособление это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. 1. Соперничество ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Соперничество может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения. 2. Сотрудничество одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. 3. Компромисс половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. 4. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений. 5. Приспособление это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека.

4. Разрешение конфликта. Только владея всей этой информацией и хорошо обдумав ее, можно выбирать способ действия (стратегию) и реализовывать ее на деле. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо ясно понимать, в чем его суть, из-за чего он существует, какое противоречие лежит в его основе. Затем необходимо разобраться, кто является истинным участником конфликта, кого он касается непосредственно. Если не прояснить этот вопрос, то своими действиями можно расширить зону конфликтного взаимодействия, втянуть в конфликт других участников. Следующим шагом должно стать определение позиций, интересов и рангов участников. Не последнюю роль играет знание эмоциональных установок и отношений участников друг к другу. Только владея всей этой информацией и хорошо обдумав ее, можно выбирать способ действия (стратегию) и реализовывать ее на деле. Только владея всей этой информацией и хорошо обдумав ее, можно выбирать способ действия (стратегию) и реализовывать ее на деле. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо ясно понимать, в чем его суть, из-за чего он существует, какое противоречие лежит в его основе. Затем необходимо разобраться, кто является истинным участником конфликта, кого он касается непосредственно. Если не прояснить этот вопрос, то своими действиями можно расширить зону конфликтного взаимодействия, втянуть в конфликт других участников. Следующим шагом должно стать определение позиций, интересов и рангов участников. Не последнюю роль играет знание эмоциональных установок и отношений участников друг к другу. Только владея всей этой информацией и хорошо обдумав ее, можно выбирать способ действия (стратегию) и реализовывать ее на деле.

5. Контроль над дальнейшим развитием межличностных отношений. Потребность контроля. Эта потребность определяется, как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Удовлетворительные отношения включают психологически приемлемые отношения с людьми в двух направлениях: 1) от индивида к остальным людям в диапазоне от «всегда контролирует поведение остальных людей» вплоть до «никогда не контролирует поведение других»; 2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют». На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. Это чувство включает: 1) достаточное уважение по отношению к другим; 2) получение достаточного уважения со стороны других людей. Потребность контроля. Эта потребность определяется, как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Удовлетворительные отношения включают психологически приемлемые отношения с людьми в двух направлениях: 1) от индивида к остальным людям в диапазоне от «всегда контролирует поведение остальных людей» вплоть до «никогда не контролирует поведение других»; 2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют». На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. Это чувство включает: 1) достаточное уважение по отношению к другим; 2) получение достаточного уважения со стороны других людей.

Памятка разрешения конфликтов для ученика: Не отвечать на агрессию агрессией. Следить за культурой общения (не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом). Старайтесь сохранять чувство взаимного уважения и понимания. Выберите стиль общения: компромисс; сотрудничество; уклонение (избегание).