1 О системе противопожарного нормирования и стандартизации в рамках СРО Мешалкин Е.А. д.т.н., профессор, академик НАН ПБ, ВАН КБ Вице-президент по науке НПО «Пульс» Тел./факс ,
2 Полные потери от пожаров оцениваются около 50 млрд.руб. в год – это на 25% больше суммы финансовых средств госбюджета для решения проблем аварийного и ветхого жилья (40 млрд.руб.) или половину от суммы, планируемой Правительством РФ к выделению для решения проблем около 400 российских моногородов. Статистика пожаров в России Эффективность некоторых СИТО ПБ (статсборник ВНИИПО МЧС России): Зд. с СПА ~ 2,5 тыс. пожаров, выполнили задачу
Некоторые парадоксы системы нормирования – cложности для деятельности СРО Отсутствие утвержденной системы НД по ПБ (аналог – Система нормирования, утвержденная ГУГПС МВД России г.; СНиП «Система нормативных документов в строительстве. Общие положения»); Неизменность в НД противопожарных требований из документов летней давности (СНиП II , СНиП II-89-80*, СНиП * и др.) при высоких темпах внедрения современных технологий предотвращения и тушения пожаров; Несоответствия или разночтения законодательных актов и НД, принимаемых в течение короткого временного интервала (1-2 года); Противоречия между декларированием внедрения гибкой системы противопожарного нормирования и одновременным введением в документы обязательного применения множества фиксированных, физически измеряемых величин (ФЗ 384 – нет, ФЗ 123 – более 200); Расширение области применения расчетных методов с одновременным исключением учета наиболее эффективных способов ППЗ при расчетах параметров эвакуационных путей (п СП , риск гибели по ч.2 ст.79 ФЗ 123 – с учетом СОПБ); Создание нормативного правового «вакуума», когда нормативные требования по ПБ не включаются в Перечни обязательного применения (генпланы - СНиП *, СНиП II-97-76, СНиП II-89-80*; МФК – СНиП , МГН – СНиП ) и отсутствуют в других НД; Отсутствие в ФЗ и НД определений основных юридических понятий (например, «добровольное применение», «недостаточность требований к безопасности»). 3
Исходные предпосылки для стандартизации в рамках СРО ФЗ от г. 315 «О создании СРО» (субъективная оценка автора): устранение избыточных административных барьеров для предпринимательской деятельности; признание несостоятельности системы государственного нормативного регулирования (утрата структурного и кадрового потенциала); стремление «переложить» финансирование системы стандартизации на негосударственные структуры; политика государства «уйти» от ответственности, в т.ч. финансовой, за результаты контроля применения системы нормативного регулирования; создание нового правового «поля» для реализации бизнес-интересов. Ст.ст 6, 9, 17 ФЗ 315. Стандарты и правила - видимо, подразумеваются стандарты организации (СТО) в области управления качеством работ (услуг). Пока – в основном формализм. Перспектива – ст.55 ГК РФ (ФЗ от г. 242) – государственный надзор за деятельностью СРО. Национальное объединение проектировщиков (НОП) – 166 СРО, 29 тыс. ЮЛ и инд.предпринимателей. Система обеспечения пожарной безопасности – одна из немногих сфер деятельности государственных структур (МЧС России), где согласно ст.20 ФЗ 69 создана и реализована развитая система нормативного регулирования (ФЗ 123, 13 СП и 150 ГОСТ, др. НД).
Возможные направления деятельности СРО в области пожарной безопасности (проект ФЗ ) Намеченные изменения в ФЗ 69: Виды работ (услуг): профилактика пожаров на договорной основе; производство и проведение испытаний ПТП; проектирование, научно-техническое консультирование и экспертиза; испытание веществ, материалов, изделий и оборудования на ПБ; обучение мерам ПБ; огнезащитные и трубо-печные работы; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств ППЗ; ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств пожаротушения, восстановление качества ОТВ; пожарный аудит, расчеты по оценке пожарного риска.
ФЗ 99 от г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступает в силу с г.) Ст.12. ч.1. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии: п.12. Эксплуатация взрывопожароопасных объектов (нет СП и НС); п.14. Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (нет такого понятия в ФЗ 384!), по тушению лесных пожаров; п.15. Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (т.е. проектирование – свидетельство о допуске от СРО по ФЗ 315, далее – ещё и получение лицензия по ст.12 или ранее выданная лицензия, которая действует бессрочно – ч.3 ст.22 ФЗ 99!?). п.40. Образовательная деятельность (входит ли обучение мерам пожарной безопасности и каким стандартом это регламентируется?). Ст.12 ч.2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (до ноября т.г. должны быть такие Положения – кем они вводятся в действие и подлежат ли регистрации в Минюсте РФ?).
Классификация УПТ в ФЗ 123 Ст.45. ч.1. УПТ (нет понятия в ст.2) - должны обеспечивать локализацию или ликвидацию пожара. По степени автоматизации – автоматические, автоматизированные и ручные (нет требований в СП и в стандартах). По виду ОТВ – водяные, пенные, газовые, порошковые, аэрозольные и комбинированные (по ТРВ – нет нормативов, ссылка на ТУ предприятия- изготовителя, что сдерживает внедрение). Ч.2. Тип УПТ, способ тушения и вид ОТВ определяет проектная организация. УПТ должна обеспечивать: реализацию эффективных технологий, оптимальную инерционность ( нет критерия оптимизации ); срабатывание за время, менее длительности НСП ( как определить?); необходимую интенсивность орошения или удельный расход ОТВ ( нет по ТРВ ); тушение пожара в течение времени, необходимого для введения оперативных сил и средств ( как его определить, нет методики ! – см. Метод. рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров, утв. Плат П.В г ); требуемую надежность ( как правило, 0,8, фактически – менее 0,5; связь с расчетами по оценке пожарных рисков, но если требуется выше 0,8, то нужно подтверждение ТУ изготовителя, практически такая надежность – это нереально! ). 7
Основные НД для АУП по реализации ФЗ 123 (приказ 1573 от г.) ГОСТ Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические. ГОСТ ССБТ. АУП. Общие технические требования. ГОСТ Р Установки водяного пожаротушения. ОТТ. Методы испытаний. ГОСТ Р Установки пенного пожаротушения. ОТТ. Методы испытаний. ГОСТ Р Установки газового пожаротушения. ОТТ. Методы испытаний. ГОСТ Р Установки водяного и пенного ПТ. Оросители. ОТТ. Методы испытаний. ГОСТ Р Установки водяного и пенного ПТ. Узлы управления. ОТТ. Методы испытаний. ГОСТ Р Установки порошкового ПТ. Типы и основные параметры. ГОСТ Р Установки газового ПТ. Модули и батареи. ОТТ. Методы испытаний. ГОСТ Р Установки газового ПТ. Резервуары изотермические пожарные. ОТТ. Методы испытаний. ГОСТ Р Установки водяного и пенного ПТ. Модульные установки ПТ тонкораспыленной водой автоматические. ОТТ. Методы испытаний. ГОСТ Р Установки пожаротушения роботизированные. ОТТ. Методы испытаний. СП Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. Всего – 23 ГОСТ и 1 СП (для СРО - нет СП и стандартов по монтажу и эксплуатации).
НД для СПС по реализации ФЗ 123 (приказ 1573 от г.) ГОСТ Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические. ГОСТ (МЭК ) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP). ГОСТ Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические. ГОСТ Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры. ГОСТ Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Общие технические требования. ГОСТ Р Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний. СП Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. Всего 7 ГОСТ и 1 СП ( для СРО - нет СП и стандартов по монтажу и эксплуатации).
Своды правил по реализации ФЗ 123 в части СИТО ПБ СП Обеспечение огнестойкости объектов защиты (п.6.1.1, п.6.2.1, п.6.2.6, п.6.7.2, п.6.8.1, п.6.8.4, п в части увеличения на 100% площади этажа при АУП, применения дренчерных завес для вокзалов вместо п/п стен и снятие ограничений по площади для аэровокзалов). СП Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. СП Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (например, п.4.25, п.4.26, п , п по АУП, п по ПДЗ и др.). СП Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП Электрооборудование. Требования ПБ. СП Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования. СП Источники наружного противопожарного водоснабжения (с изм. – приказ МЧС России от г. 640). СП Внутренний противопожарный водопровод (с изм. – приказ МЧС России от г. 641). СП Атомные станции. Требования ПБ. СП - проекты – 11, в т.ч.: «Подземные автостоянки», «Высотные здания», «Культовые сооружения», «Техника пожарная. Автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Требования к монтажу и эксплуатации» (нет аналогичных СП или НС по другим системам ППЗ, особенно ПДЗ, ВППВ, СОУЭ и их интегрирования в АСУ ППЗ).
11 Основные новации ФЗ 384 Ст.8. Для здания должны соблюдаться следующие требования: - ограничение образования и распространения ОФП в пределах очага пожара (СПС, АУП, ПДЗ); - эвакуация людей (с учетом МГН) в безопасную зону (влияние АУП, ПДЗ на необходимое время эвакуации); - возможность доступа л/с подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение (пожарные лифты); - возможность подачи средств пожаротушения в очаг пожара (сухотрубы, ВППВ); - возможность спасения людей (лифты) и сокращения ущерба имуществу (СПС, АУП).
12 Основные новации ФЗ 384 Ст.15. ч.6 – при отсутствии требований в СП и НС - обоснование результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями, моделированием сценариев возникновения опасных процессов (вероятно, не относится к пожару, т.к. см. ст.17), оценками рисков. Ст.17. В ПД должны быть обоснованы одним из способов ч.6 ст.15 (значит требования ФЗ 123, СП и НС по его реализации недостаточны для выбора!?): -противопожарные расстояния (разрывы); - характеристики огнестойкости и пожарной опасности; - деление на пожарные отсеки; - параметры путей эвакуации, характеристики материалов на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов; - параметры АПС, СОУЭ, АУП, ПДЗ; - меры по обеспечению проезда и подъезда ПТ, безопасности доступа пожарных и подачи средств пожаротушения, параметры систем пожаротушения, в т.ч. наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения; - организационно-технические мероприятия по ПБ (ГОСТ *, ППБ 01-03).
13 ФЗ 384 и ФЗ 123 по МГН ФЗ 384 ст.30 (ч.1, ч.3, ч.7 и ч.8, ч.14) – относятся к МГН, в т.ч. обеспечению возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов-колясочников и др. групп: -достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах (нет перегородок?!), - лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок (нет лифтов, эскалаторов, траволаторов!?), - коридоров (нет вестибюлей, фойе, холлов?!). Проектные решения должны обеспечивать безопасность эвакуационных путей, мест проживания и обслуживания (п.2 ч.7), а параметры должны быть обоснованы в соответствии с ч.6 ст.15. ФЗ 123: ч.2 ст.81 – величина индивидуального пожарного риска в зданиях с пребыванием детей и МГН должна обеспечиваться, в первую очередь, системой предотвращения пожара и комплексом ОТМ. ч.2 ст.89 – размещение помещений с массовым пребыванием людей, в т.ч. детей и МГН, должно определяться соответствующими ТР (НД по их реализации). В НД нет основного требования – как определить число людей, относящихся к МГН (особенно М3 и М4 и соотношения между ними), за искл. гостиниц – 10% (п.4.10) и зон обслуживания общ. зданий 5% (п.4.12 СНиП )!
14 Ст.56. Ч.1. Система ПДЗ должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от ОФП в течение времени, необходимого для эвакуации людей в БЗ (как правило, это не более 3-5 мин.) или всего времени развития и тушения пожара (по п.6.3 СП продолжительность тушения пожара – 3ч., а предел огнестойкости по табл. 21 ФЗ 123 R, REI 120). По статистике – в 70% время ликвидации пожара до 60 мин. В зданиях более 28м – 8,5 тыс.пожаров в год (менее 4%). Нормативные документы: СНиП Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СП Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования. ГОСТ Р Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемо-сдаточных и периодических испытаний. ФЗ 123 и НД. Противодымная защита
СП – проблемы ПДЗ п.6.5, п.7.1. Системы ПДВ должны быть автономными для каждого пожарного отсеков…(весьма нерациональный вариант, в т.ч. по надежности). п Помещения для вентиляционного оборудования следует, как правило, размещать в пределах пожарного отсека, в котором находятся обслуживаемые помещения (в проектах частый вариант – технический этаж, причем не всегда первый, часто, например, третий). П.7.4. Вытяжная ПДВ - для каждого коридора длиной не более 60м (из СП , напр., п , п и др. - деление коридоров по 60м предусматривается исключить). П.7.6. Не допускается устройство общих систем вытяжной ПДВ для защиты помещений различной функциональной пожарной опасности (пример – подземная автостоянка с помещениями относящимися и не относящимися к ней). П.7.11 Вентиляторы для удаления продуктов горения следует размещать в отдельных помещениях… или непосредственно в защищаемых помещениях при специальном исполнении вентиляторов (с учетом п.7.1 – для каждого пожарного отсека должна быть отдельная венткамера, включая её расположение на техническом этаже). Проблема: совместное применение вытяжной ПДВ и АУП тонкораспыленной водой.
Ст.84. Ч.1. Способы: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с людьми; трансляция специальных текстов; размещение и обеспечение освещения знаков ПБ на путях эвакуации; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эв.выходов; обеспечение связью пож. поста с зонами оповещения; иные способы (система обнаружения людей – см. п МГСН , в действующих НД нет такого требования!). (Ч.7). Системы ОУЭ должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации из здания, сооружения, строения. Таким образом, для разработки ПД по СОУЭ следует определить полное время эвакуации, а не только в безопасную зону (например, пожаробезопасную зону, незадымляемую лестничную клетку). Дополн. ч.12. «Учреждения здравоохранения и соцзащиты … должны быть дополнительно оборудованы СОУЭ с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационными сигналами оповещения. Системы должны информировать дежурный персонал о передаче сигнала оповещения и о получении сигнала каждым оповещаемым (где техническое решение?». 16 СОУЭ – ФЗ 123
Пожар в г.Шанхай, 2010г.
Пожар в гостинице г.Барселона, 2005г.
Пожар на покрытии стадиона, Китай
Примеры пожаров в высотных зданиях Сан-Паулу,1 февраля 1974 г.Пожар в 25-этажном здании. Число погибших составило 227 человек, пострадали 450 человекг. Лос-Анджелес, 5 мая 1988 г.Пожар в 62-этажном здании First Interstate Bank. В огне, охватившем пять этажей здания, погиб один человек, более 40 человек пострадали. Большая группа людей была снята вертолетом с крыши небоскреба высотой более 260 м. Каир, 15 марта 1989 г.Пожар на трех последних этажах 28-этажного телецентра. Два человека погибли, восемь получили ранения, четверо были спасены с помощью вертолетов. Токио, 24 августа 1989 г.Пожар в 24-этажном жилом доме, причиной которого стало короткое замыкание в телевизионном приемнике. Жители дома были спасены с помощью вертолета. Филадельфия, 25 февраля 1991 г.Почти сутки продолжался пожар в 38-этажном небоскребе. Пожар начался на 22-м этаже и поднялся на восемь этажей вверх. При тушении погибли трое пожарных. Претория, 15 июня 1994 г.Загорелось высотное здание в центре. Огонь вспыхнул на 19-м и распространился до последнего 27-го этажа. Около 40 человек были спасены вертолетами. Джакарта,8 декабря 1997 г.Пожар вспыхнул на верхних этажах 25-этажного банка в Индонезии, три из которых выгорели полностью. 15 человек погибли. Причиной пожара стало короткое замыкание в системе кондиционирования воздуха. Гонконг, октябрь 2002 г.Пожар в жилом высотном здании. Погибли 2 человека, пострадали 18 человек. Чикаго, декабрь 2004 г.Пожар в 38-этажном здании. Пострадали 38 человекг. Сан-Паулу, январь 2005 г.Пожар в 31-этажном здании. 90 человек получили отравления продуктами горения. Мадрид,13 февраля 2005 г.Пожар в Виндзорской башне (32 этажа) начался на 21-м этаже. Выгорела практически вся верхняя часть здания. Москва, 21 апреля 2006 г.Пожар в 26-этажном здании общежития Московского государственного университета. Погибли 2 человека, пострадали 7 человек. Харбин (Китай), 9 октября 2008 г.Пожар вспыхнул в 29-этажном здании. Жертв нет, но из-за задымления люди не в состоянии были эвакуироваться самостоятельно. 61 человек были спасены. Шанхай,15 ноября 2010 г.Пожар произошел в 28-этажном здании. Погибли 53 человека, госпитализированы 100 человек. Использование вертолетов оказалось невозможным
Предложения по стандартизации в СРО Создание в СРО Комитетов по стандартизации, разработать и утвердить соответствующее типовое Положение о Комитете. Сформировать проект Программы разработки и введения в действие Системы стандартов СРО на годы с учетом приоритетности видов работ (услуг) в области пожарной безопасности. Провести среди членов СРО экспресс-анкетирование с целью оценки приоритетности видов работ (услуг) в области пожарной безопасности с учетом объемов их ориентировочной потребности, экономической эффективности и влияния на уровень обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. Предусмотреть необходимые ресурсы для реализации в годах соответствующей части утвержденной Программы (п.2), систему мотивации за активное участие членов СРО в разработке проектов стандартов. Обеспечить организацию и проведение семинаров для специалистов из числа членов СРО по практическому применению стандартов СРО. Создать необходимую нормативно-методическую базу для получения Свидетельства о допуске для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.