Торезская общеобразовательная Школа 1-2 ступеней 22 Конкурс ученических работ По русскому языку и литературе «Творческая юность Донбасса» Номинация «Лоция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Согласные звуки Урок русского языка в 5 классе. Побеседуем! Произнесите звук Ш Слышится только шум А теперь произнесите звук Ж. Что вам пришлось подключить,
Advertisements

Фонема УРОК В 5 КЛАССЕ. Каких звуков в русском языке больше? УИ – ЕОО – АА ПШКН – ЛРМНТВ – СКЗК.
Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких... Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь.
Первоучители словенские КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ Азбука, или алфавит, - это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке. А а Б б В в Г г Д д Е.
Фонетика -фон- (= звук) Фонить Телефон Саксофон. Произнесите слова по звукам в обратном порядке: лён, лей, лоб, люк, шёл, шей, куб, тол, лёд. Замените.
ФОНЕТИКА и ОРФОЭПИЯ обобщение и систематизация знаний.
1 Фонетика. Тайны согласных фонем. Урок русского языка 5 класс по УМК С.И. Львовой Арсенова Е.А. МБОУ СОШ 20 г. Краснодара.
Обобщение изученного по теме «Фонетика». Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков?
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 14 г.Ангарска Иркутской области. Сургутанова Дарья Викторовна …Букварь –русской грамоте начало…
Презентацию на тему: «Фонетика» Презентацию на тему: «Фонетика» Выполнила ученица 5 А класса Кижватова Наталия.
МБОУ СОШ 3 Учитель начальных классов Высшая квалификационная категория Стаж работы-30 лет КРУТИКОВА В.Н.
пролив Загадок остров Сказок океан Знаний река Лимпопо.
Минутка грамотности. Из окна виднеется ( вид ) тенистый ( тень ) сад. Удивительное ( диво ) зрелище он представляет осенью ( осенний ). Холодный ( холод.
Тридцать три родных сестрицы – Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС. Парные и непарные звонкие и глухие согласные.
АЛФАВИТАЛФАВИТ Урок – беседа.. Содержание урока Сообщение темы и цели урока. Повторение ранее усвоенных знаний. Объяснение нового материала. Закрепление.
Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Меня зовут фонема» 5 класс учебник под редакцией М. Разумовской.
Берегите наш язык, наш прекрасный РУССКИЙ ЯЗЫК! (Тургенев) (Тургенев)
МОУ «Точилинская средняя общеобразовательная школа» Смоленский район Урок русского языка у уу учитель: Булдакова М.А. тема «Алфавит» 2007 г. С. Точильное.
Тема урока : Тема урока : Правописание парных согласных в корне слова.
Транксрипт:

Торезская общеобразовательная Школа 1-2 ступеней 22 Конкурс ученических работ По русскому языку и литературе «Творческая юность Донбасса» Номинация «Лоция юного филолога и культуролога» Фонетика (мини – учебник) Выполнила Ученица 8 класса Полякова Оксана

Глава 1. Меня зовут фонема 1. Познакомьтесь с фонемой поближе 2.Звуки – смыслоразличители Глава 2. Звуковой театр 1.Как рождаются звуки 2.Для всех ли фонем есть буквы 5. Интересная игра 6. На сцене гласные Глава 3. Тренировочные упражнения

А (а) Б (бэ) В (вэ) Г (гэ) Д (дэ) Е (е) Ё (ё) Ж (жэ) З (зэ) И (и) Й (и краткое) К (ка) Л (эль) М (эм) Н (эн) О (о) П (пэ) Р (эр) С (эс) Т (тэ) У (у) Ф (эф) Х ( ха) Ц (цэ) Ч (че) Ш (ша) Щ (ща) Ъ ( твёрдый знак) Ы(ы) Ь ( мягкий знак ) Э (оборотное) Ю (ю) Я (я)

В алфавите (азбуке) находятся буквы, которые передают фонемы. Фонемы – это звуки – смыслоразличители. 1.Иногда для одной фонемы придумана одна буква. Это: 1)для парных согласных фонем (звонкая, глухая): б- п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.2) для неправильных согласных звонких: л, м, н, р. 3) для неправильных согласных глухих: ц, ч, х. 4) для фонемы (ш) – щ. 5) для фонемы 9(и) – й. 2.Иногда одна фонема в разных положениях- обозначается двумя разными буквами: гласные после твердых согласных ( фонемы 9а), (э), (о), (у), (и)) предаются буквами а, э, о, у, ы. после мягких согласных буквами я, е, ё, ю, и. 3. иногда для двух фонем придумана одна буква. Так, фонема (и) вместе с гласными фонемами (а), (э), (о0, 9у) передаётся буавами я, е, ё, ю. 4. иногда одна фонема передаётся двумя буквами. Это: 1)Мягкая согласная на конце слова: конь. 2) мягкая согласная в середине слова перед твердой согласной: коньки. 5. есть фонема, для которой нет специальной буквы. Это (ж) 6. Есть буквы, не обозначающие фонем. Это ъ и ь.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова и даже целые фразы как будто сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто: в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Вместо станков на «заводе»– органы речи. А звуки – настоящие «эксплуататоры». Только для того, чтобы звук появился на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Им всем хватает работы! А наши уши – контролёры. Они всегда на посту: чуть человек не так произнёс в слове звук – ухо сразу услышит. Именно ухо сообщает нам: это говорит иностранец, у него акцент. Вы помните обезьяну которую обучили говорить ? Но говорила она с помощью рук. Есть у неё и лёгкие, и гортань, и зубы, и язык, а завод так, как у человека, работать не может, поэтому говорить по-человечески обезьяны не умеют. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где живут голосовые связки. Странные существа эти связки: они как будто боятся некоторых звуков. Когда такие звуки образуются, связки натягиваются и начинают дрожать. Это дрожание превращается в голос.

Продолжим сравнение фонем и букв. Есть мягкие согласные фонемы, а букв таких нет. Есть буквы ъ и ь, я, ю, е, ё, ы, а фонем таких нет. Чтоб разобраться в этих и других различиях, совершим экскурсию на …завод. Этот особый завод: на нём рождаются звуки. Мы рассмотрим рождение только тех звуков, которые различают слова.

Поиграем с фонемами Условия игры такие: 1)Если придумаете в каждой игре все слова, получаете за неё 10 баллов 2) если половину – 5 баллов 3) если меньше половины -3 балла Проверив ответы по каждой игре, баллы за неё поставьте себе сами.

Из стихотворного отрывка выпишите вначале все звонкие, а потом все глухие согласные. Ветер осенний в лесах подымается, Шумно по чащам идёт Мертвые листья срывает и весело В бешенной пляске несёт. И. Бунин

Выпишите из стихотворения слова, в которых есть только звонкие согласные. Целый месяц Под дождём МокнетКрыша, Мокнет дом, Мокнут листья И цветы, Мокнут лужи И зонты Мокнут парки И поля, Мокнет Мокрая Земля, И далеко от земли Мокнут В море Корабли. В. Левин

2. Выпишите из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные. У папы три капли упали со шляпы. Кошка согрела озябшие лапы. В. Левин 3. Перепишите следующие слова в таком порядке сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых согласные только звонкие, и, наконец, те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные. Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчик.

1.Из списка согласных фонем выпишите все фонемы, которые « ходят такими парами твёрдая и мягкая. Вот так (б) – (б). Сочетайте эти пары. Сколько у вас получилось? У нас – Найдите в первом четверостишии стихотворения парные мягкие и твёрдые согласные фонемы. Жил на свете муравей Без ресниц и без бровей. Он терпеть не мог девиц Без бровей и без ресниц. Оттого у муравья Были только сыновья Тридцать девять сыновей Без ресниц и без бровей. (В. Левин, Р. Муха) 3. А теперь выпишите в два столбика фонемы – «одиночки»; слева – всегда твёрдые, справа – всегда мягкие.

1. Прочитайте стихотворный текст. Чтобы спящих не встревожить, Не вспугнуть примолкших гнёзд, Тихо по небу ступают Золотые ножки звезд. С. Маршак Выпишите выделенные слова и подчеркните в них согласные фонемы в слабой позиции. 2. Поищите согласные в слабой пропозиции «в мире животных» и подчеркните их. Лев, гиппопотам, носорог, леопард, ягуар, пантера, шакал, кенгуру, жираф, обезьяна, зебра, бегемот, утконос, ехидна.

Выпишите из стихотворного отрывка слова, в которых есть сонорные, и подчеркните их. Соловей, мой, соловейко, Птица малая лесная! У тебя ль, у малой птицы, Незаметные три песни, У меня ли, у молодца, Три великие заботы! Как уж первая забота - Рано молодца женили; А вторая – то забота – Ворон конь мой притомился; Как уж третья – то забота – Красну девицу со мною Разлучили злые люди. А. Пушкин

1)Пташка, бумажка, резьба, косьба, ходьба, молотьба, ползти, везти, нести, наводчик, пулемётчик. Прочитайте предложения, а потом запишите их по памяти. 2)У Маришки и Серёжки есть коврижки и лепёшки. 2). У хорошей сказки счастливая развязка. Вспомните начало детской песни, в которой есть слова картошка и дорожка. Найдите в стихотворном тексте слова с соседями – «командирами» и проверьте их. Найдите в словах « ошибкоопасные» места для согласных в середине слова

Стану сказывать я сказки, Песенку спою. Ты ж дремли, закрывши глазки. Баюшки – баю. М. Лермонтов 3. Вставь в предложения имена сказочных девочек. 1. …очень подружилась с семью гномами. 2. Убегая из дворца, … потеряла хрустальный башмачок. 4. Угадайте, по какому правилу построены эти столбики слов. Продолжите эти столбики своими силами, насколько сможете Пряжка Сыроежка кормёжка Ромашка Гармошка кормушка Указка Замазка повозка Окраска Колбаска стамеска

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка. Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только одна фонема. Ведь это не шутка: различать слова, изменять смысл слова. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так : горсть – гость. Власть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран. (если у вас не получилось, попробуйте отобрать у слова по очереди каждую из его фонем. Тогда обязательно найдёте нужное слово) 2. теперь, наоборот, мы вам дадим слово, а вы добавьте к каждому из них одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза – гроза. (Если у вас получаться не будет, попробуйте по очереди поставить все фонемы) Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус. Теперь вам нужно в словах, которые мы вам дадим, заменить одну согласную фонему. Вот так: корж – морж.

Полякова Оксана Юрьевна Школа 22 8-А класс Этот маленький мини- учебник поможет вам больше узнать об фонемах. О их магической силе. Желаю вам, чтобы с помощью этой маленькой книги вы узнали много нового и интересного. Успехов вам…