ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ: ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ Иванова Е.В. канд. пед. наук журнал «Библиотека в школе» (Издательский дом «Первое сентября») 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
Advertisements

Автор-составитель Блещавцева Е.В., педагог-библиотекарь МОУ СОШ 32. По статье «Дороги, которые мы выбираем» кандидата пед.наук. Ивановой И.Е. Журнал «Библиотека.
Социальные сети Интернет и обучение Пехова Наталья Дмитриевна.
Информатизация образования – путь к более эффективному выполнению социального образовательного заказа» Рыбникова Наталья Павловна, ректор МАОУ ПКС «ИОМКР»
Программа информатизации МОУСОШ гг..
Клубное объединение педагогов как средство формирования ИКТ компетентностей Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего.
Материальная база Педагогические кадры Учебный процесс Творческая группа учителей ИКТ Дополнительное образование Социальные проекты учащихся и учителей.
Роль школьного информационно - библиотечного центра в формировании ИКТ - компетентности участников образовательного процесса Роль школьного информационно.
Сетевое взаимодействие «… Книга и письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
О результатах документарной тематической проверки деятельности руководителей ОУ по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в электронном виде.
1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют новые инструменты для сбора, хранения, обработки, представления.
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Г.Гегель Огольцова Н.Н., к.п.н., декан.
Обновление работы школьной библиотеки в современных условиях. Зверева И.Н. – директор МБОУ «Нежнурская СОШ» Килемарского района Республики Марий Эл.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Государственное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ 196 Проект опытно-экспериментальной работы по теме: «Организация интерактивного взаимодействия.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
Транксрипт:

ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ: ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ Иванова Е.В. канд. пед. наук журнал «Библиотека в школе» (Издательский дом «Первое сентября») 1

Проблемы могут быть возможностями! Из блогосферы 2

Новый статус «педагог-библиотекарь» будоражит наши круги. Статус – вещь непростая, он обязывает. А вот к чему он обязывает – мы и попробуем сегодня разобраться. 3

КТО МЫ? От лидер образовательной революции агент культурных изменений мозг ядро сердце учебного сообщества даже МедиаМама гибридный библиотекарь (смешанный библиотекарь, blended librarian) До священной коровы антиквариат анахронизм динозавр 4

5 КТО МЫ? Известный специалист, педагог-библиотекарь из Пенсильвании Джойса Валенца полагает, что мы вообще переживаем золотой век библиотечного дела. Она пишет: «Реальность такова, что педагоги- библиотекари могут быть лучшей персоной, которая есть в школе - но только если они действительно научились играть эту роль. А именно - хорошо, поняли и усвоили принципы, инструменты и практики педагога-библиотекаря 21-го века».

РОЛЬ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ А РОЛЬ-то все та же. Она остается в основе, в сути своей НЕИЗМЕННОЙ, какой была и до нового статуса: предоставлять ресурсы/услуги в поддержку обучения. Для этого продвигать книги, чтение, информацию - старыми путями и/или новыми способами – с известной целью - содействовать развитию образования. А вот то, ЧТО мы должны делать сегодня, чтобы достичь заявленных целей, в корне отличается от того, что мы делали раньше - до появления цифровой информации и сетей. 6

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ Педагогическая работа - преподавательская работа – в чем разница? Видами педагогической деятельности являются преподавание (т.е. управление учебно-познавательной деятельностью школьников) и воспитательная работа. В связи с этим попробуем обрисовать виды деятельности педагога-библиотекаря. 7

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «….это специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче опыта, формированию умений и навыков». Первейший признак педагогического процесса - это ясное осознание специалистом цели и методики работы. Преподавательская деятельность педагога-библиотекаря может осуществляться в различных формах: проведение факультативов для учащихся, ведение лекториев и клубов для родителей и педагогов, индивидуальное и групповое курирование библиотечное сопровождение учебных программ. Речь идет не о библиотекарях, не об отдельных библиотечных курсах. Речь - о контекстно-ориентированном обучении. NB: Даже если вы не ведете какой-то курс занятий, вы все равно являетесь педагогом. При условии, что занимаетесь перечисленной работой. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «…это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности учеников для их гармоничного развития». В процессе воспитания формируются нормы поведения, ценности, установки, моральные принципы. 8

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ ПРЕПОДАВАНИЕ – ЭТО И КУРИРОВАНИЕ, наставничество (в знач. наблюдать, опекать, присматривать). Курирование - помощь в достижении заданной цели, его можно описать как партнерство между тем, кто учит и его подопечным для повышения мотивации, нахождения ответов на трудные вопросы. Курирование может осуществляться в форме обучения (см. преподавательская деятельность), тренировки или консультации. Консультирование и тренинг отличается от их классических вариантов тем, что куратор (педагог-библиотекарь) не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с пользователем. Тренировка (тренинг) - проводится для развития определенных навыков и умений по работе с информацией. Консультирование - организованное общение педагога-библиотекаря с учеником, педагогом, родителем или их группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Педагог-библиотекарь может предлагать консультации: администрации школы, учителям, родителям - по проблемам обучения и воспитания; учащимся - по проблемам обучения, общения и развития отдельных способностей и особенностей личности; группам учащихся и отдельным классам - по проблемам самовоспитания, профориентации, культуры умственного труда. 9

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ … любая организованная вне учебы деятельность, способствующая культурному росту человека. Задачи просветительства (определение из философского словаря) - устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний. С. Г.Матлина: «Наша задача - продвигать не только книжную культуру, но и погружать в культуру в самом широком смысле слова. В том числе и культуру общения, когда книга становится частью или пусть даже фоном такого общения». СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. …это системные педагогические действия, направленных на личностное развитие и саморазвитие человека, на нормализацию его взаимоотношений с окружающей средой, на обеспечение социальной адаптации молодых людей. Формы реализации этого вида работы, как и методы деятельности в этом направлении могут быть самыми разными. Речь идет как об индивидуальном, так и групповом подходе, о проектной, сетевой активности. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Каждый библиотекарь создает авторские разработки библиографических материалов, сценариев мероприятий, библиотечных уроков, проекты общественных акций и деятельности клубов. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях методического объединения библиотекарей, освещаются на семинарах, публикуются в библиотечных и педагогических изданиях. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Любой специалист, имеющий дело с группой людей выполняет функции управления. Основная цель - обеспечение гармонии в развитии коллектива и школы в целом. 10

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА – КАКАЯ ОНА? 11

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В рамках модели происходят два связанных процесса: централизация и персонализация. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ обслуживания – это библиотека как единая точка доступа к информации. Надо соединить ВСЕ имеющиеся ресурсы, в т.ч. и людей:в рамках повседневной работы. Цель - через сближение всех членов команды сближать информацию, технологии, знания. Сила такой модели - в акценте на «обучение», а не на «технологии». Библиотека – место соединения ресурсов, здесь пересекаются информация, технологии, образовательные и педагогические потребности, уч. программы, пед. практики, внеклассная деятельность и социальная активность. При этом они влияют, дополняют, обогащают друг друга – начинает работать закон синергии. Библиотека – единое окно для облуживания всеми этими ресурсами. Посетив одно «сервисное окно» школы - библиотеку - можно получить доступ ко всем необходимым ресурсам/услугам. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ обслуживания – внедрение персональной среды обучения (Personal Learning Environments) - коллекция инструментов и ресурсов для поддержки индивидуального обучения. В Докладе Horizon 2012 эта технология определена как перспективная (в течение 2-3 лет). 12

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ «Умения и навыки, связанные с использованием информации для достижения целей – т.е. грамотность - гораздо более подходят для наших усилий как педагогов, чем для практики в эксплуатации машин. Педагоги должны больше стремиться к интеграции грамотности, чем к интеграции технологий....Компьютеры и Интернет станут неотъемлемой частью преподавания и обучения, поскольку они являются инструментами современной грамотности». Дэвид Уорлик, «Пересмотр грамотности 2.0» («ReDefining Literacy 2.0», 2009) Замечу, что умения и навыки, связанные с использованием информации - это метапредметные навыки, развитию которых уделено значительное внимание в новых стандартах. Центр грамотности - это не ББЗ. Это обучение современным стилям и эффективным методам работы с информацией, текстом, книгой. 13

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЕ - ЧТО ВАЖНО? Привычная для нас деятельности – продвижение книг и чтения – в непривычной (пока!) для нас среде - Веб 2.0. ИНСТРУМЕНТЫ для этой работы: «Цифровые истории» (Digital Storytelling) - использование инструментов Веб 2.0 для того, чтобы рассказать свою собственную «быль». Вики для продвижения чтения. Книжные социальные сети в Рунете. Мы можем рассматривать продвижение чтения как проект, привлекая к нему педагогов. Веб еще и средство развития письма для аудитории. ПРИМЕР. Программа летнего чтения стала блогом, где учителя и библиотекари из двух начальных школ делились своим опытом летнего чтения с детьми в 2-5 классах. Есть и бумажный вариант для детей, которые не подключены к интернет

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ ПОИСК - ЧТО ВАЖНО? Выход за рамки однорежимного поиска. Разноплановый, разноуровневый поиск (н-р, Google - Активная работа с новостной информацией: подписка на новостные рассылки RSS, персональные стартовые страницы,. Персональные стартовые страницы (н-р, iGoogle). Библиотекари вместе с педагогами могут создавать настраиваемые вкладки iGoogle: для различных классов и по различным предметам. ПРИМЕР. Библиотекарь разработал совместный урок с учителем, чтобы помочь ученикам разработать более эффективные стратегии поиска сведений в интернете. Библиотекарь попросил учеников описать свои методы поиска информации по заданиям. Затем библиотекарь показал им недостатки в их методах и рассказал о том, как более эффективно находить первичные документы и другие качественные ресурсы. 15

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ ОЦЕНКА. Исследования, опрос учеников средних школ Нью-Йорка. Как вы решаете, является ли статья из Интернета хорошим источником для использования? Если там есть информация, которая мне нужна, то это хороший источник. Если это хорошо выглядит или хорошо звучит, я думаю, что это правильно. Я не знаю. Я просто использую ее - актуальный ответ. Как часто вы проверяете автора статьи? Редко или никогда не проверяют автора - около 2/3 студентов Это не имеет значения, кто ее написал. Как часто обращаете внимание на дату написания статьи или дату последнего обновления этого ресурса? Редко или никогда не проверяют дату статьи - половина студентов и около 3/4 учащихся средних школ Я не могу найти, где это указано. Mark E. Moran & Shannon A. Firth Dulcinea Media how to effectively and efficiently find information on the webhow to effectively and efficiently find information on the web 16

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ ПРИМЕНЕНИЕ. -ЧТО ВАЖНО? Этичное использование информации. Уважение к интеллектуальной собственности. Библиотекари всегда давали советы школьникам по информационной этике. Но, к сожалению, в последнее время мы выступаем чаще всего в образе сторожей – «не пущать!». Связано это в т.ч. с особенностями современного российского законодательства в области авторских прав. Библиотекарь должен консультировать и учащихся, и педагогов как в этих условиях цитировать произведения, как правильно ссылаться на использованные материалы, как обмениваться цифровыми ресурсами.. Библиотекари в школах выступают кураторами в области интеллектуальной собственности: с одной стороны пропагандируют уважение к авторским произведениям, с другой - рассказывают о возможности их творческого использования. Надо знать и рассказывать о двух крупных направления работ в области свободном распространении содержания и соблюдении при этом уважения к интеллектуальной собственности: Creative Commons: мир добровольного обмена контентом. Fair Use: добросовестное использование материалов, защищенных авторским правом Все большее распространение в этой связи получают такие термины как цифровое гражданство, социальная ответственность ученика за свой цифровой «след». См. 17

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР СОЗДАНИЯ ЗНАНИЙ Ученикам помогают получить знания из информации, которую они собрали. Их учат анализировать, обобщать и извлекать смысл из данных. В библиотеке они могут не только найти ответ на свой вопрос, но и разрешить свои проблемы. Библиотека место, где можно не только получить материал, но и создавать материалы, делиться тем, что умеешь делать сам и тем, что создал. Здесь учащимся помогут общаться и сотрудничать, используя инструменты своего времени. Здесь им помогут стать добрыми блоггерами, твитерами, сетевиками, сценаристами и продюсерами, рассказчиками и «распределителями» новых знаний. В библиотеке всем ученикам обеспечен равный доступ не только к информации, данным, но и к инструментам, которые нужны им, чтобы учиться и творить. И здесь, в библиотеке, происходит больше трансформаций, чем транзакций, т.е. больше изменений, превращений, преобразований, связанных с информацией, чем просто предоставление конкретных данных. Зарубежные исследователи подчеркивают, что библиотеки должны перейти от места, где можно только получить материал к месту, где можно делать, создавать материалы и обмениваться ими. И это требует внедрения инструментов Web 2.0 в школьных библиотеках. NB. Все выделенное курсивом в этом тексте –педагогическая работа библиотекаря. 18

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР Сегодня ведение исследований на базе учебных заведений - общая тенденция в образовании. Библиотеки превращаются в учебные лабораторий или "libratories" - среды, где регулярно проводят обучающие мероприятия, проекты, эксперименты. Экспериментальный учебный центр - это место для всех инициатив по совершенствованию школы, это поле для профессионального развития. Библиотекари работают с учителями, создавая проекты, ориентированные на творчество и осмысленное использование информационных инструментов и стратегий нашего времени. Здесь впервые представляются инновационные идеи, апробируются новые технологии - до того, как они будут предложены остальной части школы. Здесь учителя могут продемонстрировать самые лучшие методы преподавания и обучения в школе и могут наблюдать других в действии. Здесь сосредоточены современные технические средства и все возможные ресурсы, которые созданы специально для потребностей данной школы. 19

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ Зарубежные исследователи: библиотека как соединитель, коннектор. «Я рассматриваю будущее библиотеки как учреждения культуры, многофункционального центра массового притяжения, в том числе социального центра. Её информационная составляющая будет одной из многих. … В борьбе за право информационного посредника нас просто обойдут. Не перегонят. А именно обойдут. В будущем я представляю библиотеку, в том числе, как гуманитарный, человеческий, доступный каждому центр. Что касается её информационной составляющей, то она будет успешной лишь по мере профессионализации библиотеки в качестве доступной экспертной системы в мире информации. Главное в нашем профессиональном служении – не абсолютизировать ни одно из направлений работы библиотеки. Библиотека всегда будет шире этого. И в этом – наша конкурентоспособность» Из интервью президента РБА В.Р.Фирсова журналу «Университетская книга», ноябрь 2011 г.:

ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ Исследование (Австралия) «Оценим наши услуги/обслуживание. Педагоги-библиотекари в 2012 г.» – обзор услуг библиотек в школах в условиях интенсивного технологического переоснащения школ и внедрения ИТ. 21

Каковы ваши основные обязанности в роли педагога-библиотекаря? продвижение чтения, литературы и связанные с этим события; информационная грамотность и транс-грамотность; сотрудничество с учителями (работа с группами педагогов - по предметам и параллелям) и поддержка преподавания; предоставление обслуживания в физическом и виртуальном пространстве библиотеки; привлечение в библиотеку сообщества, проведение встреч; интеграция ИКТ; инициативы в области цифрового гражданства; помощь/поддержка учеников; управление библиотечным и информационным обслуживанием; поддержка программ обучения; развитие профессиональных услуг; информирование об авторских правах; внедрение систем управления контентом; мультимедийное и аудиовизуальное обслуживание/услуги. 22

Изменились ли эти ключевые обязанности за последние два года? Был показан следующий диапазон изменений: ослабление кадрового потенциала уменьшение бюджета увеличение доли ИКТ ресурсов увеличение объема работы по управлению, обучению и интеграции ИТ возрастание времени для контроля за учениками увеличение индивидуальной работы с отдельными преподавателями добавление учебной нагрузки Иногда я чувствую, что я должна быть на два шага впереди Основное изменение – это преподавание дисциплины из предметной области Больше работы в интернете, и поэтому больше библиотечного контроля Поскольку стало больше посетителей-учеников - возросла нагрузка, а кадровый состав остался без изменений Появились дополнительные обязанности 23

Какие интерактивные инструменты вы используете в работе и для чего? Исследование подтвердило: библиотекари регулярно и последовательно используют онлайн-инструменты. Для чего? С их помощью они: занимаются организацией информации, распространяют информацию, используют для личного профессионального общения, применяют для профессионального обучения. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ: Блоги - самая распространенная форма публикации в Интернете, этот уровень указан как "мейнстрим" (основное направление) практики для педагогов- библиотекарей. Радовали и проценты использования Google Docs и онлайн- презентационных инструментов. 24

25

Какие интерактивные инструменты вы используете в работе и для чего? ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА. Многие из выбранных инструментов включали элемент онлайнового сотрудничества. Если говорить о конкретных средствах связи и сотрудничества. Почтовые рассылки, Skype, Facebook и Twitter показали свою известность, они по-прежнему наиболее распространенные инструменты среди этой группы респондентов. 26

27

Восприятие библиотекаря Основная функция библиотекаря через 5 лет: ваше мнение Учитель информационной грамотности - 82% Информационный эксперт в библиотеке по предметно-ориентированным областям - 74% Хранитель печатных и цифровых архивов - 73% Администратор по приобретению пакетов информационных услуг - 69% Менеджер по информационным ресурсам и цифровой информации - 61% Посредник/помощник в e-learning /виртуальном обучении - 50% Менеджер по работе с метаданными - 43% Источник: Researchers Use of Academic Libraries and their Services. 307 учебных библиотек 28

Комментарии Из чата - о роли учебных библиотек Роль библиотекаря останется в основном без изменений - поддержка обучения в школе Библиотеки будут заниматься больше поддержкой процесса обучения, чем хранением книг Библиотекари должны стать хорошими предпринимателями, «рыночниками» Связи с общественностью и сотрудничество с коллегами из учебных библиотек - важнейшая часть работы Библиотеки должны научиться демонстрировать свою ценность и бросить вызов негативному восприятию своей роли Коммуникативные навыки – ключевые для библиотекаря The Guardian,

Ваше мнение... 3 минуты... Какие навыки вам необходимы сейчас? Какие навыки вам нужны через 5 лет? 30

Навыки, необходимые сейчас Навыки межличностного общения - 90% Навыки обслуживания пользователей - 89% Навыки в области ИКТ - 85% Общие управленческие навыки - 73% Навыки оценки информации -72% Навыки управления информацией - 70% Навыки интернет-общения - 66% Маркетинговые навыки - 60% Бизнес-навыки - 53% Педагогические навыки - 50% Каталогизационные навыки - 47% Классификационные навыков - 46% Навыки веб-публикаций - 32% 31 CILIP. Defining our Professional Future

Навыки, необходимые через 10 лет Навыки интернет-общения - 88% Навыки в области ИКТ - 83% Бизнес-навыки - 81% Маркетинговые навыки - 78% навыки оценки информации - 72% Навыки публикации в вебе - 71% Навыки управления информацией - 70% Навыки фандрайзинга - 65% Общеуправленческие навыки - 64% Навыки обслуживания пользователей - 63% Педагогические навыки - 63% Навыки межличностного общения - 50% 32 Source: CILIP. Defining our Professional Future

НАДЛЕЖАЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Какими должны быть педагоги-библиотекари? Д. Валенца создала список «надлежащих требований» для современного педагога-библиотекаря. Коллега считает, что в будущем педагоги-библиотекари будут наделены многими из перечисленных ниже компетенций. Этот список включает те инструменты, которые необходимо освоить, чтобы быть успешным как педагог и иметь мышление, требующееся для работы в качестве педагога-библиотекаря. NB. Надо понимать, что этот список не окончательный, его необходимо пересматривать примерно каждые два года. 33

НАДЛЕЖАЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Какими должны быть педагоги-библиотекари? Владеть парой эффективных издательских платформ для создания библиотечного веб-присутствия. Это может быть вики, блоги, Google Sites, LibGuides, Pageflakes, Netvibes и т.д. Веб-присутствие библиотеки представит нас как специалистов в области информации. Мы должны быть в состоянии объединяться, учить и обмениваться, когда это необходимо для учебных смыслов. Владеть инструментами, которые необходимы для организации веб-основанного исследования учеников и учителей. Это включает средства, перечисленные выше, и некоторые другие, н-р Only2Clicks. Владеть 3-4 приложениями для рассказа, представления цифровых историй - StoryWheel, VoiceThread, Animoto, Glogster, GoAnimate, ToonDoo. Владеть 3-4 инструментами для публикации цифровых работ (н-р, Yudu; Flipsnack; Issuu; Tikatok; YouPublish) Имеются в виду отчеты вашей библиотеки, а также работы и учебные материалы учеников. 34

НАДЛЕЖАЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Какими должны быть педагоги-библиотекари? Владеть 3-4 инструментами для публикации цифровых работ (н-р, Yudu; Flipsnack; Issuu; Tikatok; YouPublish) Имеются в виду отчеты вашей библиотеки, а также работы и учебных материалов учеников. Понимать суть интеллектуальной собственности, Creative Commons и Fair Use. Владеть новыми инструментами и стратегиями поиска в постоянно меняющемся информационном ландшафте. Это значит: Уметь использовать полный потенциал поисковых систем и машин Уметь помочь ученикам составить соответствующий комплект инструментов поиска (базы данных, поисковые системы, порталы, каталоги, RSS-каналы и читателей, виджеты на личные информационные порталы и многое др); уметь создавать, обмениваться и учить, используя инструменты для письма (н-р, StoryBird, Little Bird Tales, ePals), а также использовать составляющие инструменты, такие как Google Docs и его шаблоны.) 35

НАДЛЕЖАЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Какими должны быть педагоги-библиотекари? Владеть системой пользовательского поиска Google (СПП) и помочь освоить его учителям, школьникам. Система пользовательского поиска - сервис по организации и ведению персонального и совместного поиска ( он позволяет вам создать свою личную систему поиска, которая будет искать информацию только среди тех страниц сайтов, которые вы ей указали. Этот сервис поможет создать систему гибкого и безопасного поиска. уметь проводить оригинальные исследования с использованием интерактивных средств для голосования (н-р, SurveyMonkey; Easy-Poll; Pollmo) уметь встраивать виджеты и учить других это делать. Этот очень простой навык позволяет специалистам и учащимся собрать воедино необходимые им ресурсы. знать об использовании социальных сетей и инструментов закладок для поддержки обучения и для собственного профессионального развития. (н-р, Delicious; Evernote, Pinterst, LiveBinders). 36

С ЧЕГО НАЧАТЬ? «Единственный способ предсказать будущее – это изобрести его» Алан Кей, американский ученый в области теории вычислительных систем 37

Все мы пишем планы работы библиотеки. Давайте скажем честно: чаще всего мы пишем там ПРО СЕБЯ, а не про общешкольное развитие. Т.е. план нашей годовой активности часто отделен (изолирован) от реальных учебных программ, задач. Как при таком подходе нам доказать, что библиотека – необходимая часть учебного процесса? Я бы написала обновленный план работы библиотеки: 1. в каждую позицию (см. указанные на картинке 5 направлений развития школьной библиотеки) включить педагогическую составляющую работы школьной библиотеки (по пунктам, хотя бы 2-3); 2. каждое направление (см. указанные на картинке 5 направлений развития школьной библиотеки) сопровождается внедрением технологий, технологических инструментов (хотя бы по одному на каждую из 5 позиций). При этом надо объяснить себе и всей школе, как этот инструмент позволит эффективнее реализовать эту (см. п.1) педагогическую работу. 38

39

ИЛИ ТАК (привычнее - ?): Я бы написала обновленный план работы библиотеки, включив в каждое направление нашей привычной деятельности (работа с фондом; работа с читателями; СБО и т.д.) педагогическую составляющую и технологический инструмент, технологию (хотя бы одну), позволяющую эффективнее реализовать эту педагогическую работу. А потом, время от времени в течение года, заглядывая в эту шпаргалку, просто с привычной ответственностью выполнить все написанное. 40

… Можно еще очень много и умно обсуждать заявленную тему, красиво рисовать схемы и диаграммы, говорить о роли и профессиональном будущем. Только самое важное находится внутри каждого из нас: решимость, готовность, желание изменить свою работу. Чего я вам от всей души и желаю! И еще одна ремарка. Все перечисленное мной в этом материале не просто красивые слова, или «светлое будущее». Это в первую очередь сфера нашей ответственности. Как и новый статус педагога-библиотекаря. Это умение заявить о себе: «Я знаю, что и для чего делать. Я берусь это осуществить. И я готова отвечать за результат». 41

Благодарю за внимание! С уважением и любовью – Е.Иванова 42