И душа на простор вырывается Из-под власти кавказских громад Колокольчик звенит-заливается... Кони юношу к северу мчат... В стороне слышу карканье ворона.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Advertisements

Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов МихаилЮрьевичЛермонтов Лермонтов – поэт совсем другой.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» как социально - психологический роман» (Автор: Кулиш Евгения)
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1. История создания романа 2.Сюжет, композиция, жанр 3. Система рассказчиков в романе Автор: Фомичева С.В. ГБОУ школа 464 г.Павловска.
Презентацию подготовила Честных Ирина, ученица 9 «В» класса МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области.
Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова Литература 9 класс.
« Драма светской личности » Выполнил ученик 9 класса «В» МОУ «СОШ р. п. Озинки» Фоменко Никита Учитель Родинова Т. В.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». Печорин – «портрет поколения».
Кто из критиков первым предложил рассматривать роман «Герой нашего времени» как произведение реалистическое? Н. В. Гоголь Н. А. Добролюбов Б.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Что значит слово «нравственность» Из словаря С.И. Ожегова: «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые.
Трагедия Печорина, её сущность и причины. «... Я никогда сам не открываю моих! тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Жанр романа: социально-психологический. Москва 2010г.
Проект по теме: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»». Подготовила ученица 9 класса Белоус Марина.
МБОУ СОШ 61 п.Персиановского Октябрьского района Ростовской области Урок-суд над Печориным (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») 9 класс Автор:
Транксрипт:

И душа на простор вырывается Из-под власти кавказских громад Колокольчик звенит-заливается... Кони юношу к северу мчат... В стороне слышу карканье ворона Различаю впотьмах труп коня Погоняй, погоняй! Тень Печорцна По следам догоняет меня... Выполнили ученики 9 класса Горбачёв Р. Ручко А.

Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий. Мы знакомимся с центральным героем, слушая рассказ о нем Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина.

Сюжет романа Роман состоит из 5 повестей:«Бэла» «Максим Максимыч». «Тамань». «Княжна Мэри». «Фаталист».

Природа Кавказа и быта горцев Горцы в изображении Лермонтова – сильные,смелые люди. В этих образах в какой-то степени отразилась мечта автора о человеке,личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни.

Казбич и Азамат Казбич- цельная натура. Гордый, настойчивый и упрямый, он не знает компромиссов. Он человек решительных и молниеносных действий, не способны забывать причиненное ему зло. Равнодушен к деньгам, больше всего ценит свободу, мужество, мудрость, удальство.

Бэла Лермонтов мастерски рисует портрет Бэлы: И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны. Бэла способна любить страстно и самозабвенно. Её любовь не является инстинктивным влечением, порывы ее сердца глубоко человечны и разумны

Печорин и горцы В столкновениях с горцами раскрываются странности характера главного героя. Печорин во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало.

Печорин и контрабандисты. В главе «Тамань» обратим внимание на острое чувство природы, живущее в душе Печорина, на его интерес к людям, повышенную наблюдательность на его стремление к опасностям. С невольным биением сердца он глядит на утлую лодку, борющуюся с бурными волнами, а в загадочных жителях Тамани готов увидеть сильных, необыкновенных людей. Но очарование про ходит: эти люди оказываются далеко не романтичными, а жестокими и своекорыстными. Это «мирный круг честных контрабандистов», как именует Печорин людей, с которыми столкнула его судьба.

Печорин и Максим Максимович. В первой части романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, простого пехотного офицера, не очень грамотного и явно не разбирающегося в психологии человека, назвавшего прибывшего к нему в крепость молодого офицера странным. Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое.

Печорин и Водяное общество. Водяное общество это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении водяного общества, их жизни, интересов, развлечений. Образ водяного общества дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина. В целом все водяное общество противопоставлено Печорину.

Печорин и Вернер Вернер - единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин бешено гоняется за жизнью, Вернер же пассивен. Вернер - натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.

Печорин и Грушницкий. Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое.

Печорин и Княжна Мери. Именно так решил поступить Печорин. Он признается Мери в том, что смеялся над ней, разыгрывая из себя влюбленного, и подводит ее к выводу: «Следственно, вы меня любить не можете…». Не думаю, что княжна ожидала такого поворота событий. Об этом говорит ее поведение: «Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и … в них блеснули слезы».

Образ Печорина одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная … Индивидуализм пожалуй главная причина того, что Печорин был «лишним человеком» в жизни. Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого.

Лермонтов и Печорин - автор и герой Сопоставлять всякого автора с героем созданного им произведения и просто и трудно, потому что автор связан со своим героем прямыми, но в то же время и таинственными, необъяснимыми нитями. Чем же Григорий Александрович Печорин похож на своего создателя, Михаила Юрьевича Лермонтова? Во-первых, Печорин - человек армейский, он военный, что было типично для дворянства 19 века. Во-вторых, он участвовал в дуэли, как многие тысячи в то время. В-третьих, он любовник чужой жены. В-четвёртых, он человек, щепетильно относящийся к вопросам чести, он что называется, светский человек, раб светских правил и предрассудков.

Критики и писатели о романе. Белинский о романе. Белинский обратил внимание на то, что «Герой нашего времени» не собрание разрозненных повестей и рассказов, а единый роман, составные части которого «нельзя читать отдельно или смотреть на них, как на отдельные произведения» Белинский увидел в романе Лермонтова «глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества»...Идея « Героя нашего времени » для многих оставалась доныне тайною и останется для них тайною навсегда!... В.Г. Белинский