И душа на простор вырывается Из-под власти кавказских громад Колокольчик звенит-заливается... Кони юношу к северу мчат... В стороне слышу карканье ворона Различаю впотьмах труп коня Погоняй, погоняй! Тень Печорцна По следам догоняет меня... Выполнили ученики 9 класса Горбачёв Р. Ручко А.
Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий. Мы знакомимся с центральным героем, слушая рассказ о нем Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина.
Сюжет романа Роман состоит из 5 повестей:«Бэла» «Максим Максимыч». «Тамань». «Княжна Мэри». «Фаталист».
Природа Кавказа и быта горцев Горцы в изображении Лермонтова – сильные,смелые люди. В этих образах в какой-то степени отразилась мечта автора о человеке,личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни.
Казбич и Азамат Казбич- цельная натура. Гордый, настойчивый и упрямый, он не знает компромиссов. Он человек решительных и молниеносных действий, не способны забывать причиненное ему зло. Равнодушен к деньгам, больше всего ценит свободу, мужество, мудрость, удальство.
Бэла Лермонтов мастерски рисует портрет Бэлы: И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны. Бэла способна любить страстно и самозабвенно. Её любовь не является инстинктивным влечением, порывы ее сердца глубоко человечны и разумны
Печорин и горцы В столкновениях с горцами раскрываются странности характера главного героя. Печорин во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало.
Печорин и контрабандисты. В главе «Тамань» обратим внимание на острое чувство природы, живущее в душе Печорина, на его интерес к людям, повышенную наблюдательность на его стремление к опасностям. С невольным биением сердца он глядит на утлую лодку, борющуюся с бурными волнами, а в загадочных жителях Тамани готов увидеть сильных, необыкновенных людей. Но очарование про ходит: эти люди оказываются далеко не романтичными, а жестокими и своекорыстными. Это «мирный круг честных контрабандистов», как именует Печорин людей, с которыми столкнула его судьба.
Печорин и Максим Максимович. В первой части романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, простого пехотного офицера, не очень грамотного и явно не разбирающегося в психологии человека, назвавшего прибывшего к нему в крепость молодого офицера странным. Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое.
Печорин и Водяное общество. Водяное общество это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении водяного общества, их жизни, интересов, развлечений. Образ водяного общества дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина. В целом все водяное общество противопоставлено Печорину.
Печорин и Вернер Вернер - единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин бешено гоняется за жизнью, Вернер же пассивен. Вернер - натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.
Печорин и Грушницкий. Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое.
Печорин и Княжна Мери. Именно так решил поступить Печорин. Он признается Мери в том, что смеялся над ней, разыгрывая из себя влюбленного, и подводит ее к выводу: «Следственно, вы меня любить не можете…». Не думаю, что княжна ожидала такого поворота событий. Об этом говорит ее поведение: «Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и … в них блеснули слезы».
Образ Печорина одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная … Индивидуализм пожалуй главная причина того, что Печорин был «лишним человеком» в жизни. Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого.
Лермонтов и Печорин - автор и герой Сопоставлять всякого автора с героем созданного им произведения и просто и трудно, потому что автор связан со своим героем прямыми, но в то же время и таинственными, необъяснимыми нитями. Чем же Григорий Александрович Печорин похож на своего создателя, Михаила Юрьевича Лермонтова? Во-первых, Печорин - человек армейский, он военный, что было типично для дворянства 19 века. Во-вторых, он участвовал в дуэли, как многие тысячи в то время. В-третьих, он любовник чужой жены. В-четвёртых, он человек, щепетильно относящийся к вопросам чести, он что называется, светский человек, раб светских правил и предрассудков.
Критики и писатели о романе. Белинский о романе. Белинский обратил внимание на то, что «Герой нашего времени» не собрание разрозненных повестей и рассказов, а единый роман, составные части которого «нельзя читать отдельно или смотреть на них, как на отдельные произведения» Белинский увидел в романе Лермонтова «глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества»...Идея « Героя нашего времени » для многих оставалась доныне тайною и останется для них тайною навсегда!... В.Г. Белинский