Чему нужно начинать учить первоклассников, чтобы они сказали нам «спасибо» КЛАСС-2020 Павел Олегович Лукша к.э.н., ст.н.с. ИЭ РАН, проф. ИБДА АНХ, исследователь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программирование будущего в образовании: создание новой модели Павел Олегович Лукша ШКОЛА-2020.
Advertisements

«Современное образование- вызовы времени» О.Б. Даутова, д.п.н., доцент 30 марта 2015 г.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
1 ФГОС нового поколения: обеспечение введения и реализации.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - государственный гарант прав граждан на образование нового качества Василевская.
Введение стандартов второго поколения в основном общем образовании Пилотный проект внедрения ФГОС в 5 классах … с первого сентября 2012 года может быть.
Технология модульного обучения Кузнецова И.П., учитель информатики 2007 г.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
"Построение инновационной экономики невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности.
Качественные эффекты от введения новой системы оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях Адамский А.И.
Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 5 Сроки реализации: 2008 – 2011 годы.
Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира На примере Образовательной системы «Школа 2100»
Информационная среда начальной школы на примере МБОУ «Артинский лицей», п.г.т. Арти Свердловской области Выполнила Кашина Галина Георгиевна, заместитель.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Основные тренды современного образования. Новая школа Костромской области Лошакова Людмила Альбертовна, декан факультета образовательных инноваций ОГБОУ.
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Направления переработки УМК ориентированы в соответствии с требованиями к результатам обучения, заявленным ФГОС Увеличение.
Перспективные направления развития инновационных предприятий В Российской Федерации. Проблематизация Анастасия Птуха Председатель Совета директоров Группы.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Модель регионального инновационного исследовательского университета - программа стратегического развития Белоцерковский А.В профессор, доктор физ.-мат.
Транксрипт:

Чему нужно начинать учить первоклассников, чтобы они сказали нам «спасибо» КЛАСС-2020 Павел Олегович Лукша к.э.н., ст.н.с. ИЭ РАН, проф. ИБДА АНХ, исследователь Hertfordshire University

Школа: слабое место российского общества Школа – один из институтов, наиболее недооцененных современным российским обществом и государством Низкое качество школы-2008 и сравнительная недоинвести- рованность образования закладывает условия стратегического отставания России в 21 веке Успех поколений, начинающих учиться сейчас, возможен только при радикальной смене подходов к образованию

Проблемы школы-2008 Низкое качество и моральное устаревание учебных программ Низкое качество / дефицит материальной базы Низкое качество подготовки и переподготовки учителей Низкое качество отношений между учениками «Школа для жизни», «школа жизни» ИЛИ «школа ПРОТИВ жизни»?

Причины: зависимость от пройденной траектории Наследие СССР –модель «осажденной крепости»: «лучшее в мире образование» для поддержания запросов ВПК –изоляционизм в науке и культуре: локальное знание, глобальное невежество –бюрократия (!) Разрушение социального фундамента в е –«вымывание» качественных кадров + деградация систем подготовки / переподготовки учителей –отсутствие запросов к школе со стороны общества и государства –предоставление ресурсов школе по «остаточному» принципу

А в это время… Территории стран мира пропорционально расходам на образование Источник: University of Sheffield

А в это время… Расходы в постоянных долларах 2001 г. Годы Всего Школьное образование ВУЗовское образование Источник: (Kurzweil, 2008) Расходы на образование в США

А в это время… Швеция Финляндия Дания Великобритания Норвегия Ирландия Голландия Франция Австрия Германия Бельгия Италия Испания Греция Португалия Чехия Польша Словакия Болгария Румыния менее развитые более развитые Индекс развития он-лайн образования The Economist

«Догоняющее развитие» не работает Школьное образование в России – стратегическое отставание в идеологии и практике Реформы последних лет (ЕГЭ и пр.) – это «подготовка к прошлой войне» Простое увеличение финансирования не решает проблему (ограниченная «поглощающая способность» института)

Будущее уже здесь: класс 2020 Станет экономически и политически активен к 2025 гг. Будет определять мир середины 21 века Пойдет в школу в следующем (2009) году ВОПРОС: Чему нужно начинать учить этих первоклассников, чтобы они сказали нам «спасибо»?

Целясь в будущее Хоккеиста Уэйна Грецки спросили: «Как вы играете в хоккей на таких скоростях?» Он ответил: «Я целюсь не туда, где вижу шайбу, а туда, где она будет»

Прагматика образования Школа Общество 2025 г. Запросы: - экономика - наука / технология - культура / искусство - государство ? Запросы к сегодняшнему образованию формируются в будущем

Что мы знаем о будущем: тренды Глобализация Азия (!) Сверхбыстрая смена технологий Гиперконкуренция Интернет Социальная самоорганизация

Экономика 2025 года Глобальная конкуренция рабочей силы и производителей Снижение роли традиционных природных ресурсов в пользу устойчивых (sustainable) технологий Дальнейший рост значимости интеллектуального и творческого труда, гибкости и способности переобучаться Качественный человеческий капитал – единственное устойчивое конкурентное преимущество любой страны

Информационная среда 2025 года Оцифровка интеллектуального / культурного наследия человечества Непрерывно пополняемые коллективные библиотеки знаний (wiki-технологии) Развитие сред виртуального общения Распределенная работа с виртуальным присутствием Интегрированная система «компьютер-человек» (исчезновение компьютеров) Тенденции в образовании «модульное» обучение непрерывное обучение в течение жизни он-лайн обучение (eLearning) как одна из основных форм обучения: виртуальная среда обучения (виртуальные доски, классы, экспонаты…) виртуальные группы учеников «распределенные» школы Источник: материалы Форсайт 2007

Гиперконкуренция в бизнесе: динамика современности Обследование списка Fortune в 2004 году –153 компании обанкротились, 130 компаний были вынуждены пройти серьезную реструктуризацию и сменить свой корневой бизнес Быстрое изменение ситуации –cредний срок существования компаний сократился с 14 до 10 лет –72% топ-менеджеров считают, что их основным конкурентом в течение 5 лет станет другая компания Источник: (Zook, 2007) Ответ успешных организаций: развитие динамических компетенций

Динамические компетенции «Способность создавать, приобретать и реконфигурировать внутренние и внешние компетенции, чтобы реагировать на быстрые изменения среды» Три вида динамических компетенций организаций: –эффективные коммуникативные процессы –эффективные системы внутриорганизационного обучения и создания инноваций –эффективные и быстрые процессы переобучения / реорганизации Запросы организаций к работникам: –навыки эффективной коммуникации –навыки обучения / переобучения –креативность / инновационность Источник: (Teece et al., 1997; Eisenhardt, Martin, 2000)

Чему должна учить школа? базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира», единая культурная база подготовка к выбору профессии базовые навыки: –умение работать с большими объемами информации –коммуникативные навыки –креативность –способность переобучаться «модульные» навыки Школа 2020 Школа

Базовые навыки человека 2025 года Умение работать с большими объемами информации (система «человек – пул знаний») –навык формирования запроса поисковым системам (googling) –навык построения «ментальных карт» (mindmapping) –навык распознавания паттернов Коммуникативные навыки (95% работы будут связаны с коммуникацией с другими людьми): –структурированная «экологическая» коммуникация, ведущая к позитивным изменениям (Г.Бейтсон, …) –навыки использования невербальной коммуникации (70- 80% информации в повседневном общении) –появление прото-искусственного интеллекта: развитие интерфейсов коммуникации человек-компьютер

Базовые навыки… (2) Креативность –управляемая индивидуальная креативность (методы Disneys, ТРИЗ, …) –методы творческих групп: «фабрики мысли», «знаньевые реакторы» Способность к переобучению –развитие способностей «учиться учиться» (обучение-2, -3 по Г. Бейтсону) –предпосылка непрерывного обучения в течении жизни в логике образовательного процесса (вместо «завершения образования»)

Некоторые возможные изменения в школьных программах «Сквозное» развитие «навыков будущего» в процессе школьного образования (с 1 по 11 классы) Изменение акцентов обучения, методик подачи материала, форматов вовлечения учеников, методов оценки успеваемости, … Изменение баланса с «предметных» на «навыковые» курсы (математика, литература, логика, программирование, …) Увеличение доли заданий, требующих самостоятельной работы с материалом и креативности Раннее обучение компьютерной грамотности, активное использование Интернета и программирования в школьном обучении, …

Что можно делать прямо сейчас? Изучение и внедрение методик развития «навыков будущего» педагогами- новаторами Формирование сети единомышленников, обсуждающих пилотные проекты (активное использование среды Интернет) Единая база знаний Формирование предпосылок для создания образовательного стандарта