Элективный курс «Правила и культура разговорной и письменной речи» Автор работы Учитель русского языка ГБОУ СОШ 250 г. Санкт-Петербурга Соковых Надежда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речевые ошибки Практикум по культуре речи 2010 год.
Advertisements

1 Русский язык Тема: «Обобщение знаний о словах, предложениях?» Тема: «Обобщение знаний о словах, предложениях?» УМК «Школа России» Русский язык, 3класс.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Диалог. Языковые и неязыковые средства, используемые в двалоге Учитель русского языка Бабанской ООШ Уманской районной рады Черкасской области Телятник.
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловской сош», 2010.
Проект «Речь моего класса». Нравственность человека видна в его отношении к слову. Лев Николаевич Толстой.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Её величество семья.. В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь вы выходите из семьи.
Похвальное слово знакам препинания. Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему.
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
ГБОУ отделение ДОД 582 г. Санкт – Петербург Воспитатель: Ташимова Н.А 2014 г.
Транксрипт:

Элективный курс «Правила и культура разговорной и письменной речи» Автор работы Учитель русского языка ГБОУ СОШ 250 г. Санкт-Петербурга Соковых Надежда Николаевна

Цели и задачи курса 1. Учить грамотно пользоваться средствами языка. 2. Обучать умению использовать различные средства выразительности речи в устной и письменной форме. 3. Прививать отвращение к речевым штампам, «переводить» высказывание с языка одного функционального стиля на другой. 4. Учить понимать язык поэзии. 5. Познакомить с особенностями детской речи и с особенностями восприятия детьми речи взрослых.

Противоречивое всегда комично, а комичное – неожиданно. Вот вам пример: У директора цирка звонит телефон. Снимает трубку, слышит: - Простите, вам нужна говорящая лошадь? - Прекратите хулиганство!- говорит директор и вешает трубку. Снова звонок: - Простите, вы не ответили: вам нужна говорящая лошадь? - Прекратите хулиганить! Третий звонок: - Пожалуйста, не вешайте трубку! Думаете, легко копытом номер набирать?

На следующем слайде рассмотрите рисунки Н.Радлова. Подумайте, над чем мы смеёмся, рассматривая эти рисунки: над тем, что человеку испортили шляпу, или над чем- то другим?

Напишите рассказ по картинкам художника Н.Радлова.

Сравните 2 сочинения. Сумели ли ребята передать впечатления? 1) У дяди Вани, гуляя в сильный ветер, слетела шляпа. И он на это сказал собакам принести. И они обое побежали, чтобы он им сказал, что какие они молодцы. И они порвали евоную шляпу, и дяде Ване это не пондравилось. И он стал ругаться на них. 2) Дядя Ваня гулял с собаками. Ветер сорвал с него шляпу, и дядя Ваня велел им её принести. Собаки подрались и порвали шляпу на половинки, и дядя Ваня стал их ругать. Вот какие у дяди Вани глупые собаки!

Проанализируйте сочинения, пользуясь схемой

Задача 1 : научиться отличать смешное от несмешного и о смешном рассказывать смешно Расскажите свой любимый анекдот и проследите, что в нём вызывает смех: - нас долго готовили к некоей развязке, а предложили совершенно неожиданную; - герои воспринимают ситуацию не так, как она выглядит со стороны; - остроумная игра слов и др. варианты

Примеры: Игра слов. По улице бредёт унылая согбенная фигура…Внезапно перед ней вырастает грабитель: - Отдай часы! - Что? Часы? Тогда бери и классное руководство!

Пример неадекватной оценки ситуации На скамеечке в парке человек играет со своей собакой в шахматы. Кто-то восхищается, увидев, как собака двигает лапкой фигуры: - Какая у вас собака умная! - Какая же она умная? Ей через два хода мат!

Задача 2: Научиться пользоваться различными типами словарей Для чего это нужно? В словарях отражены основные нормы языка. Правильной называется речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка.

Перечислим эти нормы 1. Орфоэпические – правила произношения слов. 2. Грамматические – правила образования слов, форм слова, употребления частей речи и их форм, построения синтаксических конструкций. 3. Лексические – правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи. 4. Стилистические – выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения 5. Орфографические – правила написания слов. 6. Пунктуационные – правила постановки знаков препинания.

Сравните словарные статьи из словарей разных типов В « Толковом словаре». В « Орфоэпическом». В « Словаре трудностей словоупотребления».

Богатство, точность, логичность, чистота и уместность речи Какой недостаток есть в этом отрывке? (…) Тогда я сказал папе: « Возьми меня на рыбалку». А он мне сказал: « Я на всю ночь иду, ты устанешь и будешь скулить». А я сказал: « Не буду». А он сказал: « И не проси, всё равно не возьму». А я сказал: « Я сам пойду». Как устранить отмеченный недостаток? Каким словарём можно воспользоваться, чтобы устранить его?

Определите, какая из словарных статей относится к « Толковому словарю», а какая к « Словарю трудностей…» 1) РЕЛИКВИЯ. Реликвии (реликвия) чего [ не реликвии о чём ]. Реликвии прошлого. *Пример ненормативного употребления: «А почему бы, скажем, нельзя новичков привести в музей, где собраны реликвии о рабочей славе». 2) РЕЛИКВИЯ, -и, ж. Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Семейная р.II прил. Реликвийный, -ая, -ое ( спец.) Реликвийные экспонаты музея.

Привыкайте обращаться к нужному справочнику самостоятельно Обратитесь к словарю: Когда используется ЗАПАСНОЙ, а когда ЗАПАСНЫЙ ?

Определите, какого типа ошибки в предложениях Г, Р, и т. д. 1.Шаровая мельница употребляется для измельчания глазури. 2. Хотя копьев поломано немало, по- прежнему основным критерием оценки знаний остаётся «уд» и «неуд». 3. На Жигулёвский он приехал после института и за пять лет стал его закоренелым патриотом.

Информация к размышлению: - 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» включает в себя слов; - в 4-томном « Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля собрано около слов; - « Словарь языка А.С.Пушкина» включает разных слов с десятками тысяч неодинаковых их значений; - словарный запас современного взрослого образованного человека составляет тысяч слов; Словарный запас героини романа И.Ильфа и Е Петрова «людоедки Эллочки» составлял примерно 30 слов.

Точная речь передаёт мысли и чувства говорящего ясно и полно Подумайте, что уточнял А.С.Пушкин, работая над черновиком? Черновик: « Зима! Мужик, уж не горюя…» Черновик: « Зима! Крестьянин, торжествуя…»

Логичны ли рассуждения детей? 1. Юля, 3 года. Бабушка рассказывает сказку: - Кот ушёл на охоту, а Петушок остался дома, печь топить, избу мести… - И пылесосить! 2.Аля, 3,5 года: - Мама, давай играть! Я – кошка, ты - мышка. Я буду кричать: « Мяу –мяу!» - А мышке как кричать? - Караул! 3. Настя, 5 лет: - Мама, что такое сено? ( В ответ слышит, что это сухая трава). -Значит, когда коровы едят свежую траву, то дают свежее молоко, а когда сено - сухое?

Чистой считается речь свободная от слов- паразитов ( типа ну, значит, это…) жаргонных, диалектных, просторечных слов, а также слов, оскорбляющих нравственность Пример: Чичиков отказался решительно как играть, так и пить. - Отчего же ты не хочешь играть? – сказал Ноздрёв. - Ну оттого, что не расположен. Да, признаться сказать, я вовсе не охотник играть… - Дрянь же ты! - Что ж делать? так бог создал. - Фетюк просто!.. ( Н.В.Гоголь. « Мёртвые души»).

Уместной называется речь, отвечающая целям и задачам общения Различают уместность : -ситуативную ( как бы мастерски вы ни умели рассказывать анекдоты, вряд ли стоит делать это на похоронах); -стилевую, связанную с манерой изложения и выбором речевых средств; -личностно-психологическую, связанную с умением оценить душевное состояние собеседника и его предполагаемое отношение к речи говорящего.

Найдите фактические и логические ошибки. 1. Матрёна Тимофеевна вышла замуж, и счастья стало меньше. Она была верна мужу. 2. Фашисты его повесили, но он выдержал все испытания. 3. Драмы Островского ставятся на сценах театров, концертных залов. 4. Феклуша рассказывает про паровоз. И Кабаниха выражает неудовольствие этому изобретению.

Наша задача 3: научиться не обижать! Вот вам классический набор неуместных вопросов, которые хамы предлагают вместо ответов, считая это остроумным: - вы что – сами не видите ( не слышите, не знаете…) - вы что – с луны свалились ( с самосвала упали, с дуба рухнули…)? - читать не умеете? -вам сто ( двести, триста..)раз повторять? - вы что - в о о б щ е?

Определяя ситуативную уместность речи, следует помнить о двух формах речи: устной и письменной. У с т н а я речь: - спонтанная; -ориентирована на присутствие собеседника. О с о б е н н о с т и: - неполные предложения; - передача эмоций при помощи интонации, мимики, жеста; - допустимость повторений, отступлений, уточнений в процессе речи. П и с ь м е н н а я речь: - продуманная; - ориентирована на восприятие в отсутствие собеседника. О с о б е н н о с т и: - полные и в меру необходимости распространённые предложения; - передача эмоций при помощи знаков препинания; - строгая логичность и точность изложения.

Пример какого рода неуместности здесь приведён? Представьте себе, что жена обратилась к мужу с такой речью: - Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.

Не говори красиво В поезде молодая женщина(…) расхваливала свой дом: - Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зелёный массив,- и видно было, что она очень гордится собой. У неё такая культурная речь! Та же гордость послышалась мне в голосе одного незнакомца, который подошёл к моему другу, ловившему рыбу, (…) и спросил: - Какие мероприятия предпринимаете для активизации клёва? Молодой человек увидел плачущую пятилетнюю девочку, ласково наклонился к ней и сказал: - Ты по какому вопросу плачешь?

Какого рода неуместность демонстрирует этот гриб? Придумайте подпись к рисунку.

Выразительная речь отбором языковых средств привлекает внимание и интерес слушателя Скажи: Какой ты след оставишь: След, Чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или Незримый прочный след В чужой душе на много лет? ( Л.Мартынов)

Тропы. Наша задача 4:научиться находить сравнения и превращать их в эпитеты и метафоры

Предлагаем новую игру: « На свете всё на всё похоже»! Подумайте, с чем можно сравнить снег, дорогу, зиму. Превратите сравнения в эпитеты и метафоры.

В чём недостаток этого сочинения? Имел ли автор в виду конкретный день или писал о зиме « вообще»? Пришла волшебница-зима и укрыла землю белым ковром. Деревья надели пушистые шапки и шубки. Мороз рисует красивые узоры на стёклах окон. Иней посеребрил ветки деревьев. Светит солнышко, и на снегу вспыхивают золотые искорки. С неба падают снежинки, как маленькие звёздочки. Придумайте такие темы о зиме, которые отучают писать штампами.

Задача 5: учитесь отличать хорошие стихи от плохих …Великое чувство! Его до конца Мы живо в душе сохраняем, Мы любим сестру, и жену, и отца, Но в муках мы мать вспоминаем. ( Н.А.Некрасов) … Ты в памяти храни Святыни лик родной! И к ней любовь твоя А имя её мать,- Порука Материнского благополучья! Любить её – Нет ничего добрей и лучше, Нет ничего страшнее – Маму потерять! А. Платунов)

Риторические фигуры- способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя – сушь! Мне и в жары без тебя – стыть, Мне без тебя и Москва – глушь. Мне без тебя каждый час - с год, Если бы время мельчить, дробя; Мне даже синий небесный свод Кажется каменным без тебя… (Н.Асеев) Содержат ли новую информацию, по сравнению с первой, последующие строки? Для чего они нужны?

Антитеза- фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений - Господин полковник, - сказал капитан Сташек, - в Омск мы вступали свободнее и торжественнее. Нас встречали цветами. -Да, но теперь мы не вступаем, а выступаем. Поэтому нас не встречают, а провожают. И не цветочками, а ягодками. ( С. Сартаков).

Фигура перечисления конкретизирует изображаемое, делает его зримым, осязаемым Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

Речь на уровне звука Правильная: с соблюдением орфоэпической нормы. Хорошая: благозвучная; интонационно богатая, точная, выразительная. О Р Ф О Э П И Ч Е С К И Е Т Р У Д Н О С Т И : а) ударение; б) твёрдое или мягкое произношение ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОРМЫ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ МОГУТ ИЗМЕНЯТЬСЯ

Внимание: коварная буква Ч! В некоторых словах Ч перед согласными читается как Ш. Эта норма постепенно устаревает, в XIX веке таких слов было больше. Прочтите вслух: Булочная, скворечник, скучно, яичница, прачечная, чтобы, потому что, конечный, конечно

Орфоэпические трудности

Отличаем ЗВУКОПИСЬ от АЛЛИТЕРАЦИИ Аллитерация -создание эмоционального настроя с помощью согласных. Я вышел в ночь – узнать, понять Далёкий шорох, близкий ропот, Несуществующих принять, поверить в мнимый конский топот… ( А.Блок) Какие ощущения вызывают эти строки? Чем? Звукопись –соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине. Так читаем у Пушкина: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой… [Ш], [П], [Н]

Ассонанс – создание эмоционального настроя с помощью подбора гласных Найдите ассонанс в отрывке из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»: На просторе ветер резок, Зол мороз вблизи железа, Дует в душу, дует в грудь – Не дотронься как – нибудь.

Придумайте имена героям- инопланетянам А.Н. Толстой придумал героине своего романа имя Аэлита – прекрасной нежной марсианке. Представьте себе. Что вы пишите фантастический роман. Придумайте имена: а) гордой и своенравной женщине; б) коварному негодяю; в) благородному супермену; г) беззащитной девушке.

Ритм и рифма. Поучимся подбирать рифму и соблюдать ритм. Мы пока не будем стремиться написать что-то серьёзное. Пусть это будут лимерики. Название жанра произошло от Лимерик ( ирландский город). Жила была дама приятная, На вид совершенно квадратная. Кто бы с ней ни встречался. От души восхищался: « До чего ж эта дама приятная!» ( Эдвард Лир)

Допишите вторую строчку, зарифмовав её с первой и не сломав ритма 1 Ковбой из славного Техаса… …………………………………….. 2 Один учитель на Багамах… …………………………………… 3 Наследник трона Занзибара… ………………………………………. 4 Тётя Паша из Малой Ольховки… ………………………………………

В лимерике всегда 5 строк, отвечающих на определённые вопросы 1. Кто? Куда? 2. Какой? ( Какая?) 3-4. Что произошло? 5. Чем закончилось? 1,2, 5 строки рифмуются между собой и совпадают ритмически; 3, 4 рифмуются между собой, совпадают ритмически и отличаются от 1,2 и 5.

Допишите лимерики Э. Лира, можете городить любую чепуху НО - не ломайте ритм, - соблюдайте рифму, - не допускайте «для рифмы» орфоэпических ошибок Жил – был человек в Амстердаме, Не чистивший шляпу… Он в ней невзначай …………………………….. И в ней же………………

Мимика, жесты, интонация – средства выразительности устной речи

Попробуйте перевести диалог кроликов с языка жестов

Учимся не обижать. Разыграйте диалог Приезжего и Местного в четырёх вариантах: 1. Оба вежливы. 2.Приезжий вежлив, Местный – хам. 3. Приезжий – хам, Местный вежлив.

Не только интонация, но и контекст влияет на восприятие слова 1. Весна, весна! И всё ей радо… ( И.А.Бунин) 2.Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен… ( А.С. Пушкин) З А Д А Н И Е: Напишите два небольших этюда о весне так, чтобы к первому поставить эпиграфом строчку И.А.Бунина, а ко второму – А.С.Пушкина.

Речь на уровне ГРАММАТИКИ П Р А В И Л Ь Н А Я: с соблюдением норм словообразования и формообразования Х О Р О Ш А Я: учитывающая точность выбора словообразовательного типа, демонстрирующая умение « играть» словом и его формами.

Неправильный выбор приставки и суффикса

Тавтология (Р- 4) и неуместное повторение слов (Р-5) Найдите тавтологию ( близкое употребление однокоренных слов): Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром. Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. А я люблю, когда холодные морозы Покрасят дом, заледенят карниз, Снежинки с неба падают, как звёзды, На землю приземляясь сверху вниз…

Найдите орфографические и грамматические ошибки 1. Оратор состлался на прецендент. 2. Военоначальник оказался ужастный интригант. 3. Этот неприятный инцидент хотелось бы вычеркнуть из памяти навсегда. 4. Над ним все надсмехались, и он растроился из-за этого. Составьте коротенькое шуточное стихотворение с этими словами.

Пользуясь словарём, вставьте О или А Приур...чивать к дате, обусл..вливать чем-либо, осп..ривать основные положения Доклада, расстр..ивать планы, усл..вливаться о встрече, подыт..живать выступление. * Вспомните последнюю строфу стихотворения А.С. Пушкина « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - нет ли там слов, вызывающих ваши сомнения в правильности их образования? Как эти сомнения разрешить?

Уместность употребления слов. Какого значения суффикса К Оля не знала? « Я спросил у трёхлетней Оли: - Почему ты называешь верёвку - «в е р ё в а»? - А тебе приятно будет, - пояснила она, если тебя будут Корнюшкой звать? Она же с демонстративным упрямством называла свою кошку – коша: - Она коша, потому что хорошая, а когда она будет плохая, я назову её кошка.» ( Корней Чуковский « От двух до пяти») Суффиксы оценки – примета разговорного стиля.

Существительные с -ени-, -изн-, -ость-, причастия – приметы научного стиля Какие особенности псевдонаучного стиля пародирует Зиновий Паперный? Продолжите его пародию. «Показ Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии её отпуска в море значительный выкуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Повторная встреча с рыбкой, посвящённая вопросу о новом корыте…»

Сделайте статьи этимологического словаря занимательными и доступными младшим школьникам 1. Дом. Общеслав. индоевроп. характера (ср. др. инд. dama «дом», греч.domos «строение», лат.domus «дом» и т.д.) производное от demti «строить» ( ср. греч. demo « строю»). Дом буквально – «строение, построенное ( руками человека) жилище». 2. Дама. Заимств. В Петровскую эпоху из франц. яз., где dame «дама» < лат.domina « госпожа» ( от domus «дом»). См. дом.

Повторение о р ф о э п и и Можно ли улыбнуться, слыша, как с трибуны народный депутат призывает « облегчить» положение народа? Сочините лимерики со словами из « Узелка на память», например: 1.Жил в Гамбурге некий учёный… ………………….. ……………….. И вздох испустил облегчённый

Правильно произносим!

Слово с точки зрения ЛЕКСИКОЛОГИИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО: слово с точки употреблено в соот- зрения ветствии со своим СМЫСЛА значением и сочета- тельными возмож- ностями. ХОРОШО: слово вы- брано точно и служит средством художест- венной выразительности.

Определите причины речевой ошибки 1. Сослуживец короля оговорил Эльзу. 2.Простакова растит достойного себе наместника Митрофанушку. 3.Достоевский – писатель-психиатр. 4.Чиновники отправились к Хлестакову в отель. 5. Печорин понимал всю мразь светского общества. 6.Оснавная часть памятника Пушкину – постамент. Поэт стоит на нём с протянутой рукой. 7. Выразителен его портрет – портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами. 8. Сойка – птица с пёстрым опереньем, среднего возраста.

От каких ошибок предостерегают нас эти стихи? Это очень неприятно В разговоре услыхать: « Мы с вами встретились обратно»… « Одеть», « надеть» - Два эти слова Мы путаем Так бестолково!

Наша задача 6: научиться отличать ошибку от словесной игры, классифицировать и грамотно её исправлять Найдите среди ошибок грамматическую типа «Г-1». 1. Его смысл жизни в праздностве. 2. « От чего люди не летают?» - говорит Катерина. 3. Ему хорошо удались батальонные сцены. 4. Стойкость и самоуправление не покидали людей ни на миг. (Из школьных сочинений)

Придумайте к рисунку подпись – реплику экскурсовода

Метафорическое значение слова Дети часто не понимают язык взрослых. Например, когда бабушка однажды сказала внучке, что скоро придёт праздник, та возразила, смеясь: - Разве у праздника есть ножки? - Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Серёжа. – Там на экзамене ребят режут. Так дети до известного возраста не понимают образности речи. (К.Чуковский)

Наша задача 7: научиться понимать язык поэзии! Читатели, которые не в состоянии оценить смелый и свежий художественный образ, существовали всегда. Какие, по-вашему, э п и т е т ы и м е т а ф о р ы высмеивали современники великих поэтов в этих стихах: 1.О как мне хочется смутить весёлость их, И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!... ( М. Ю. Лермонтов) 2.Целый день спят ночные цветы. Но лишь солнце за рощу зайдёт, Распускаются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт. (А.А.Фет)

Аллегория. Символ. А л л е г о р и я – изображение отвлечённого в конкретном образе. Аллегория всегда однозначна. С и м в о л –многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого. Чтобы понять символ, читатель должен мыслить метафорически.

Можно ли в этом рисунке увидеть символ?

Изобразите символически одно из трёх а) мужество, непреклонность; б) любовь, нежность; в) верность, преданность. Посмотрите из окна своей квартиры и найдите не менее трёх символов. ( Например, каждый вечер загорается старый покосившийся фонарь – символ долга; выброшенная на свалку старая кукла – символ неблагодарности и ушедшей любви…)

Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Сарказм – высшее проявление иронии. Что поэт будто бы отрицает, а сам утверждает? Я горячим рождён патриотом. Я весьма терпеливо стою, Если войско, несметное счётом, Переходит дорогу мою. Ускользнут ли часы из кармана, До костей ли прохватит мороз Под воинственный гром барабана, Не жалею: я истинный Росс!

Внимание! Перед вами самое несчастное слово из всех -ТЕМА Сравните значение слов: тема, проблема, основная мысль, тематика, творческая задача, цикл ( ряд, группа) произведений. Исправьте ошибки Р-2 и Р Из темы свободы у Пушкина я хочу проанализировать лишь три стихотворения. 2. На тему о свободе пишут многие поэты и прозаики. 3. Это произведение относится к теме Пушкинианы. 4. Тема войны – основная мысль этого произведения. 5. Трудно что-то новое добавить к теме любви.

Какие слова попали в «чужое» предложение? Где их место? 1. Вера в победу играла большое значение в битве. 2.Надо уделять заботу малышам. 3.Все поэты уделили особое значение этой теме. 4.Для нас не имеет роли, что здесь есть неточность. 5. Не придавайте внимания сплетням. 6. Проявите внимание к старшим, окружите их заботой и лаской.

Оксюморон – соединение несоединимых слов Например: «… какое –то снотворное, маковое покрывало… надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей весёлостью». ( Н.С.Лесков)

Придумайте к рисунку Ж.Эффеля подпись - ОКСЮМОРОН Создайте сами ОКСЮМОРОН. В заглавии каких литературных произведений содержится ОКСЮМОРОН? Мирно текла деловая беседа, Пахло ромашками с луга. Два людоеда в процессе обеда Дружески съели друг друга. ( В.Шефнер)

Градация- расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления смысловой значимости Нет ли здесь лишних слов? 1. При одном предположении подобного случая вы бы должны были… испустить ручьи…что я говорю! реки, озёра, океаны слёз! 2. А между тем это был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке…ну, одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется, совсем ничего. ( Ф.М.Достоевский).

Лишнее слово как речевая ошибка – Р-3 Какие слова являются лишними? 1. Старик негодовал от возмущения Мая к нам в класс пришли старые ветераны великой Отечественной войны. 3.Невероятно: юный паренёк совершил такой смелый подвиг! 4. Вы с ним вместе общались когда – нибудь? 5. коренные аборигены Америки – индейцы. 6. Молодёжь – передовой авангард поколения. 7. Это его единственная ахиллесова пята.

Нельзя «сказать» и «говорить» рассказ и пересказ Рассказ можно: пересказать, изложить, составить, прочитать; Пересказ можно: Сделать, ответить

Анафора и эпифора как средства выразительности Анафора- повторение звуков, слов или синтаксических построений в начале стихов или строф: Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой… ( А.Фет)

Эпифора- выразительное повторение слов или выражений в конце двух и более отрезков речи Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи. Когда грозою грянут тучи, Храни меня, мой талисман… ( А.С.Пушкин)

Слово с точки зрения его формы Ошибки, связанные с неправильным выбором приставки и суффикса, отмечаются знаком Г -1; Ошибки в образовании форм слов отмечаются Г-2 ФОРМА СЛОВА ПРАВИЛЬНО: форма образована и употреблена в соответствии с нормой; ХОРОШО: форма уместна и служит средством выразительности.

Правильно произносим и правильно образуем формы слов

Ошибки в образовании форм числительных Г-2 При склонении сложных числительных, обозначающих сотни и десятки и кончающихся на – сот ( - сти, -ста) или -десят в именительном падеже, каждая часть склоняется, как простое числительное: И. пять десять пятьдесят Р. пяти десяти пятьдесят Д пяти десяти пятидесяти В. пять десять пятьдесят Т. пятью десятью пятьюдесятью П. о пяти о десяти о пятидесяти Обратите внимание: обе части числительного кончаются одинаково: пятИдесятИ, пятьЮдесятьЮ…

40 и 90; сто и полтораста имеют только 2 формы И.сорок девяносто сто полтораста Р.сорока девяноста ста полутораста Д.сорока девяноста ста полутораста В. сорок девяносто сто полтораста Т. сорока девяноста ста полутораста П.о сорока о девяноста о ста о полутораста

Теперь о сотнях! В сложных числительных от 200 до 900 первая часть – от двух до девяти- будет склоняться так, будто дальше нет никаких «сотен», т.е. как простое числительное; вторая часть - как существительное «сотня»: И. две сотни – двести Р. двух сотен - двухсот Д. двум сотням – двумстам В. две сотни – двести Т. двумя сотнями - двумястами П. о двух сотнях – о двухстах

ОБА и ОБЕ. Найти и объяснить ошибки типа Р-1 и Г Мыть пол будете оба: и Саша, и Костя, и Денис! 2. Крепче держись – обоими руками! 3. Смотри обоими глазами и слушай обеими ушами! 4. Из всех моих друзей только с обоими я всегда могу поделиться. 5.Петров и Сидорчук! Опять вы обое опоздали!

Ошибки в падежных формах имён существительных (Г-2) I. Вариативные, в которых норма допускает два варианта окончания в одной и той же форме, например: килограмм лука и килограмм луку. II.С конкурирующими окончаниями, одно из которых постепенно вытесняет другое, например: учители, профессоры – норма XIX века и учителя, профессора – норма современная. III.Вызывающие трудности вследствие разнообразия окончаний, например, форма родительного падежа множественного числа: нет солдат, командиров, коней.

Изменит в словах окончание ЗНАЧЕНЬЕ – не только ЗВУЧАНИЕ Хлеба колосятся, но хлебы пекут, Тона на картине, но в музыке тоны, Пусть талии вам пояса подчеркнут, А вот в географии поясы – зоны. Изменит в словах окончание…….. ………………………………………..! Объясните в стихах или в прозе разницу в значении: Поводы – повода, пропуски – пропуска, цвета – цветы.

Один и много. Обращайтесь к словарю, ставя существительные во мн.ч., Р.п. Грабли, вилы, тиски, ножницы, щипцы, плоскогубцы, пассатижи, штаны, трусы, брюки, джинсы, колготки, лосины, сани. Сегодня две пары сапог Куда – то мой пёс уволок. Вчера с новой парой ботинок Отважно он вёл поединок. Жену он оставил без туфель: Их съел с аппетитом, как трюфель!

Трудности в образовании глагола и его форм (Г-1, ( Г-2). Ошибки в согласовании (Г-3)

Исправьте ошибки в сочинении Как мы с мамой ходили в магазин. Мне ндравится ходить в магазины с мамой. Сейчас мама в отпуску, у неё много время, и мы с ней ходим в Детский мир. Мы купили там мне пару туфлей и гольфов, а братишке пару резиновых сапог и носок. Потом мы пошли в канцелярский отдел купить цыркуль но цыркуля все раскупили. Зато мы приобрели клею и бумаги. На этой бумаги я уже рисовала. Там ещё были красивые веера, как настоящие, и мама мне купила. Дома бабушка ругала нас, что мы не купили полотенцев и простыней, птому что ей сказали, что они будут подорожать. Так закончился этот день.

Источники материала 1. Методическое руководство к учебнику «Уроки русской словесности». Т.Л. Служевская. Книга для учителей. « РиД»» Тускарора» Санкт-петербург 1997г. 2. «Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи». Т.Л. Служевская. « РиД» « Тускарора» Санкт-Петербург 1997г.