Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении ГОУ ДПО НИРО Кафедра здоровьесбережения в образовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ ГОУ ДПО НИРО Кафедра здоровьесбережения в образовании.
Advertisements

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ ГОУ ДПО НИРО Кафедра здоровьесбережения в образовании.
Проект ФЗ «Об образовании» Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования; Федеральные требования к ОУ.
«Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Приказ Министерства.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Из Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года - Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Новые нормативные документы в сфере дошкольного образования Гудкова О.Ю., заместитель директора по УВР, Центр «Гармония», г. Новодвинск, 2012 г.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад 1428 комбинированного.
Повестка 1. Итоги 1 четверти( Рожкова Т. П) 2. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации учебного процесса в школе.( Рожкова Т. П) ( Тараскина.
Реализацияздоровьесберегающихобразовательных технологий технологий на уроках истории.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Ц ЕЛЬ ПРОЕКТА – СОЗДАНИЕ В ШКОЛЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. Задачи: Проведение диагностики и мониторинга динамики.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
«Об условиях питания и охраны здоровья обучающихся»
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО.
Транксрипт:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении ГОУ ДПО НИРО Кафедра здоровьесбережения в образовании

ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней (ВОЗ)ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней (ВОЗ) ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни.ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни. Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро адаптируется к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, при этом у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме. Субъективно здоровье ощущается чувством общего благополучия, радости жизни, высокой работоспособности.Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро адаптируется к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, при этом у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме. Субъективно здоровье ощущается чувством общего благополучия, радости жизни, высокой работоспособности.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ рассматривается через адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптацию к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, культуру потребления, альтруизм, эмпатию, ответственность перед другими и бескорыстиеСОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ рассматривается через адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптацию к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, культуру потребления, альтруизм, эмпатию, ответственность перед другими и бескорыстие ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ - обеспечивает целостность личности, формирование нравственных ценностей («добро», «истина», «красота»), ценностных установок, ориентаций.ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ - обеспечивает целостность личности, формирование нравственных ценностей («добро», «истина», «красота»), ценностных установок, ориентаций.

Факторы, влияющие на здоровье Окружающая природная среда (20%)Окружающая природная среда (20%) Наследственность (20%)Наследственность (20%) Образ жизни (50%)Образ жизни (50%) Медицина и здравоохранение (10%)Медицина и здравоохранение (10%)

Пирамида питания

Пирамида питания для детей

Данные ЦРБ по состоянию здоровья детей в Нижегородской области (2005 г.) Здоровые дети : ДОУ – 36,02 % ОУ -29,7 % Имеющие функциональные отклонения: ДОУ – 53,9 % ОУ – 63,9% Часто болеющие дети ДОУ -10%; ОУ -6,4 % Таким образом, показатели здоровья детей в Нижегородской области совпадают с показателями по РФ, при этом потери здоровья детей в школьный период снизились до 10 %

Среди прочих нарушений здоровья учащихся наиболее значительно растут заболевания опорно-двигательной системы (в 3,2 раза); увеличивается патология зрения (в 3,6 раза); растут заболевания желудочно-кишечного тракта (в 4 раза) и нервно-психические заболевания (в 1,6 раза).Среди прочих нарушений здоровья учащихся наиболее значительно растут заболевания опорно-двигательной системы (в 3,2 раза); увеличивается патология зрения (в 3,6 раза); растут заболевания желудочно-кишечного тракта (в 4 раза) и нервно-психические заболевания (в 1,6 раза). Причины, приводящие к росту этих заболеваний у обучаемых, многообразны и были определены как «школьные факторы риска для здоровья учащихся».Причины, приводящие к росту этих заболеваний у обучаемых, многообразны и были определены как «школьные факторы риска для здоровья учащихся».

Недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и спортивно- оздоровительной работы Отсутствие знаний у родителей в вопросах сохранения здоровья детей Недостаточная осведомленность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья Несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса Несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям школьников Интенсификация учебного процесса Стрессовая педагогическая тактика Школьные факторы риска: Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Школьные факторы риска для здоровья учащихся (по М.М.Безруких и В.Д.Сонькину, 2002) Стрессовая педагогическая тактикаСтрессовая педагогическая тактика Интенсификация учебного процессаИнтенсификация учебного процесса Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьниковНесоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процессаНесоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса

Школьные факторы риска для здоровья учащихся (2) Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровьяФункциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детейМассовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖОтсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ Длительность и постоянство воздействия совокупности этих факторовДлительность и постоянство воздействия совокупности этих факторов

Нормативные документы, регламентирующие вопросы сохранения здоровья обучаемых в ОУ ФЗ 124 (1998) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» - ст.ст. 10, 14ФЗ 124 (1998) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» - ст.ст. 10, 14 Закон РФ об образовании – ст.ст. 29, 32, 51Закон РФ об образовании – ст.ст. 29, 32, 51 ФГОС общего образования (проект)ФГОС общего образования (проект) Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от )Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от ) ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ 655)ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ 655) Санитарные правила и нормы (СанПиНы):Санитарные правила и нормы (СанПиНы): ( ) ( ) / / Стандарт на медицинскую деятельность (проект)Стандарт на медицинскую деятельность (проект) Федеральная целевая программа развития образования РФ до 2015 г.Федеральная целевая программа развития образования РФ до 2015 г. Программа развития образования Нижегородской области до 2015 г.Программа развития образования Нижегородской области до 2015 г.

Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от ) Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанниковЦелостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанниковСоответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников Рациональная организация образовательного процессаРациональная организация образовательного процесса Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении; Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного жизниОрганизация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного жизни Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающихся, воспитанниковОрганизация профилактики употребления психоактивных веществ обучающихся, воспитанников Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанниковМониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (изменения ) Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья. Статья 14 Защита ребенка от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. (ФЗ 436 от )Статья 14 Защита ребенка от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. (ФЗ 436 от )

Закон РФ от «Об образовании» (обсуждается в Государственной Думе) ред Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации.Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 32 Компетенция и ответственность образовательного учреждения.Статья 32 Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников.Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников.

Санитарные правила и нормы: СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» - устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно- производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» - устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно- производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Санитарные правила и нормы: направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий.СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий. - определяет требования к продовольственному сырью и пищевым продуктам, используемым для приготовления детского питания, их пищевой ценности, качеству и безопасности.СанПиН –05 «Организация детского питания» - определяет требования к продовольственному сырью и пищевым продуктам, используемым для приготовления детского питания, их пищевой ценности, качеству и безопасности.

Санитарные правила и нормы: направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования.СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к организация питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» - направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Санитарные правила и нормы: - направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.СанПиН 2.2.2/ «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» - направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ. - устанавливают требования к весу, шрифтовому оформлению и качеству печати учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов, далее - изданий), а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления изданий.СанПиН «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» - устанавливают требования к весу, шрифтовому оформлению и качеству печати учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов, далее - изданий), а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления изданий.

Санитарные правила и нормы: - устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» - устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Санитарные правила и нормы: СанПиН «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах- интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - определяет требования к участку, зданию, организации УВП всех возрастных категорий детей, организации питания, медицинскому обслуживанию, санитарному содержанию помещений и дезинфекции

СанПиН Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений» - устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) независимо от форм собственности и их подчиненности. Санитарные правила распространяются на все виды ДОУ, кроме компенсирующего вида.СанПиН Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений» - устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) независимо от форм собственности и их подчиненности. Санитарные правила распространяются на все виды ДОУ, кроме компенсирующего вида.

Организационно-управленческая и педагогическая деятельность по сохранению здоровья обучающихся – организация учебно-воспитательного процесса (УВП) ОУ с учетом сохранения здоровья обучающихсяЗдоровьесберегающая деятельность ОУ – организация учебно-воспитательного процесса (УВП) ОУ с учетом сохранения здоровья обучающихся – любые способы реализации УВП, направленные на сохранение здоровья учащихсяЗдоровьесберегающие технологии – любые способы реализации УВП, направленные на сохранение здоровья учащихся

Структура педагогической системы образовательного учреждения (системная модель) *Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся под ред. Гладышевой О.С. Управление деятельностью ОУ Коммуникативная среда школы Образовательный процесс Воспитательный процесс

Фрагмент структурной модели «Управление деятельностью ОУ» Компоненты деятельности по созданию условий управления здоровьесберегающим образованием в ОУ Трехуровневая модель управления деятельностью ОУ по конечному результату Создание (разработка) концепции развития ОУ Программы развития ОУ на основе здоровьесберегающих принципов через проектную деятельность Жизненное и функциональное пространствоСоблюдение сан-гиг. норм: здание, мебель, туалеты, световой режим, питание, расписание, мед. обслуживание Педагогический коллективКомпетентность и ценностные ориентации на здоровьесбережение, психологическая культура педагога, освоение новых интерактивных технологий в области ЗОЖ Мониторинг здоровьесберегающей деятельности Критерии оценивания эффективности деятельности, инструментарий мониторинга, коррекция управленческих результатов

Деятельность по организации коммуникативной среды ОУ Организация коммуникативной среды ОУ Развитие диалоговой культуры участников педагогического процесса. Программы, разработанные на кафедре : «Школьное посредничество» для совершенствования коммуникативной культуры учащихся. Программы «Уроки здоровья и ОБЖ» 1-4, 5-6; «Поговорим о здоровье» 8-10; специальные

Компоненты деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства ОУ Организация образовательного процесса Использование интерактивных технологий в различных предметах Оптимизация и модернизация предметной области «Физическая культура»

Компоненты деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства ОУ (2) Организация воспитательного процесса Использование интерактивных технологий в специальных курсах урочной и внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья («Уроки здоровья и ОБЖ») Профилактика болезней, связанных с риском поведения (специальные программы) Работа с родителями (специальные программы)

Программы и УМК по формированию культуры здоровья и ЗОЖ Созданы и успешно внедрены в 63,4% школ на территории Нижегородской области Созданы и успешно внедрены в 63,4% школ на территории Нижегородской области

Интерактивные «здоровьесберегающие» технологии: Игровые технологииИгровые технологии Технология проблемного обученияТехнология проблемного обучения Технология сотрудничестваТехнология сотрудничества Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»

Игровые технологии: 1. Интеллектуально-разминочные игры – необходимы для снятия усталости, тревожности1. Интеллектуально-разминочные игры – необходимы для снятия усталости, тревожности 2. Физические игры2. Физические игры 3. Психологические игры – игры на развитие общительности, коммуникативности, сотрудничества3. Психологические игры – игры на развитие общительности, коммуникативности, сотрудничества 4. Социально-ролевые игры – это ситуации, связанные с отражением реальной ситуации4. Социально-ролевые игры – это ситуации, связанные с отражением реальной ситуации

Технология сотрудничества: Концепция сотрудничества создает предпосылки для такого психологиче- ского климата в классах, во всей школе, при которой снижается вероятность конфликтов, повышается интерес учащихся ко всему происходящему в школе, создается ситуация успеха.

Проблемные технологии: Метод проектов всегда ориентирован на выявление и решение проблем, на прогнозирование результатов и возможных последствий различных вариантов решений (в особенности, связанных с ЗОЖ), на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течении какого-то отрезка времени, т.е. создаются ситуации успеха, приводящие к социальному и психологическому аспектам здоровья.

Технология «Критического мышления»: Критическое мышление и навыки коммуникацииКритическое мышление и навыки коммуникации Критическое мышление и решение проблемКритическое мышление и решение проблем Критическое мышление и развитие познавательного интересаКритическое мышление и развитие познавательного интереса Критическое мышление и совместная деятельностьКритическое мышление и совместная деятельность Критическое мышление и самооценкаКритическое мышление и самооценка Заир –Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, с.Заир –Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, с.

Использованная литература: И. Чечель И. Чечель «Метод проектов, или попытка избавить учителя от об обязанностей всезнающего оракула» «Метод проектов, или попытка избавить учителя от об обязанностей всезнающего оракула» Директор школы, 3, 1998 г. Директор школы, 3, 1998 г. Зачесова Е.В. Зачесова Е.В. «Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века» «Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века» Михаил Эпштейн (Санкт-Петербург) Михаил Эпштейн (Санкт-Петербург)