Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок КОНФЕРЕНЦИЯ «ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ – РЕГИОН ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Источники финансирования проектов государственно-частного партнерства СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Advertisements

Российские модели проектов ГЧП. Системные проблемы и пути их решения СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Перспективы развития мультимодальных грузовых перевозок в Ульяновской области II Международный авиатранспортный форум «МАТФ-2012» Зиннуров В.Х., заместитель.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
РАД оcнован 31 августа 2009 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ 1186-р от Павел Жирунов Директор Нижегородского филиала Вовлечение.
АЭРОПОРТ «ИВАНОВО»: от ретроспективы к перспективам Аэропорт «Иваново» – одно из старейших авиатранспортных предприятий страны. Начало истории аэропорта.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Портал по работе с предпринимателями и инвесторами
2009 Реализация стратегии развития региональных перевозок Авиакомпания «Регион-Авиа»
Саратовская область. Проект строительства аэропортового комплекса г. Саратова.
ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОСТАВОК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ДЛЯ МЕСТНЫХ АВИАЛИНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ АВИАКОМПАНИЯМ.
1 1 Возможности лизинговых компаний при реализации приоритетных национальных проектов Чубарова Ольга Олеговна Генеральный директор ООО «ВСП-Лизинг» 09.
Инвестиции в инфраструктуру – основа экономического роста Управляющий партнер Компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) ФУРЩИК Моисей Александрович.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КРАСНОЯРСК ОКТЯБРЬ 2014.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕГИОН ВОЗМОЖНОСТЕЙ. УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РАСПОЛОЖЕНА: на юго-востоке Европейской части России в центре Приволжского федерального округа.
О государственной поддержке пригородных пассажирских перевозок в 2011 году Сочи, 02 июня 2011 г.
МВА large e0a64c5 rnet.ru/images/attach/c/6/92/496/ large e0a64c58ac69c633305ce947d91a3 c96.jpg8ac69c633305ce947d91a3c96.jpg КАК СПАСТИ.
Транксрипт:

Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок КОНФЕРЕНЦИЯ «ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ – РЕГИОН ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК» 9 декабря 2009 г. Леонид Азимов Директор по развитию бизнеса

1 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Содержание Проблемы и перспективы региональных перевозок Как поддержать аэропорты Как привлечь авиакомпании Выводы и рекомендации

2 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Возможности развития перевозок из региональных аэропортов Регулярные внутрирегиональные и межрегиональные point-to-point перевозки в Санкт-Петербург в Сочи в Анталью Регулярные point-to-point и фидерные перевозки к ближайшим крупнейшим хабам Сезонные регулярные и чартерные рейсы на курорты

3 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Региональные аэропорты Мекленбурга – Передней Померании Flughafen Rostock/Laage ВПП 2520х45 м Пассажирооборот – 175 тыс. чел. Число взлетов и посадок – 5153 Население Ростока – 201 тыс. чел. Flughafen Heringsdorf ВПП 2305х34 м Пассажирооборот – 31 тыс. чел. Число взлетов и посадок Население Херингсдорфа – 9 тыс. чел. Flughafen Schwerin/Parchim ВПП 3000х55 м Пассажирооборот - 14 тыс. чел. Число взлетов и посадок – 2781 Население Шверина – 96 тыс. чел. 140 км 87 км 148 км 134 км Flughafen Neubrandenburg-Trollenhagen ВПП 2290х45 м Пассажирооборот - 33 тыс. чел. Число взлетов и посадок – 1805 Население Нойбранденбурга – 66 тыс. чел. В небольшой земле Мекленбург – Передняя Померания (население – 1,66 млн. чел.) работают 4 аэропорта, два из которых (Росток и Шверин) возникли в 1992 году на базе военных аэродромов. Несмотря на близость к крупным аэропортам Берлина (Тегель и Шёнефельд) и Гамбурга, а также к быстро растущему низкобюджетному аэропорту Любек/Бланкензее, число взлетов и посадок в аэропортах Мекленбурга с 2005 по 2008 гг. выросло на 30%, а пассажирооборот превысил 250 тыс. человек. Инвестиции только в аэропорт Шверина с 1994 г. превысили 66 млн. евро. Lübeck Hamburg Berlin-Tegel Berlin-Schönefeld Flughafen Stralsund/Barth ВПП 1200х30 м Пассажирооборот – 12 тыс. чел. Число взлетов и посадок – 4140 Население Штральзунда – 58 тыс. чел.

4 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Субсидирование региональных авиаперевозок Участие региональных властей – в минимальном объеме ЭКОНОМИКА МАРШРУТА ЭКОНОМИКА МАРШРУТА Прибылен после определенного периода Прибылен с момента начала эксплуатации Убыточен Требуется поддержка на начальном этапе (до 1-2 лет года) Поддержка социально- значимых маршрутов (например, не имеющих альтернативы наземным транспортом)

5 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Зачем поддерживать региональные аэропорты? Инвестиции в аэропорты ГА РАЗВИТИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК – СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Привлечение инвесторов Развитие въездного туризма, в том числе иностранного Мультипликативный эффект для экономики региона (развитие сопутствующих отраслей сферы услуг) Мультипликативный эффект для транспорта (рост пассажиро- и грузоперевозок, развитие мультимодальных транспортно-логистических комплексов) Рост транспортной подвижности населения Сокращение времени, тратящегося на дорогу (повышение качества жизни) Обеспечение круглогодичной доступности удаленных населенных пунктов Фактор регионального престижа Сохранение рабочих мест в аэропорту и авиапредприятии Сохранение государственного имущества «неверные» аргументы:

6 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Субсидирование региональных авиаперевозок в США В 2007 г. федеральные субсидии региональным перевозчикам составляли 110 млн. долл. Субсидии предоставлялись по 145 маршрутам (в том числе 45 – на Аляске), которые охватывали 28% аэропортов. В среднем субсидии составляли 52% от стоимости перевозки, или 87 долл. на одного пассажира. Занятость кресел на субсидируемых маршрутах часто не превышает 17-20%. 20% финансирования тратится на предоставление субсидий на авиаперевозки в радиусе 90 миль (около 145 км) от крупных аэропортов (подвоз пассажиров к крупным хабам). Инвестиции в аэропорты ГА Прогнозная структура финансирования региональных аэропортов и небольших хабов в гг. (по данным ACI North America) 3/4 инвестиционных программ небольших аэропортов США финансируются за счет федеральных, региональных и местных властей.

7 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Возможная кооперация региональных аэропортов Рыбинск (Староселье) НПО «Сатурн» ИВПП класс Г 2000х29 м Регулярных рейсов ГА нет Кострома (Сокеркино) ГУП «Костромское авиапредприятие» ИВПП класс Г 1700х50 м Летнее расписание: 3 рейса в нед. Москва (Внуково), 1 – Анапа (через Воронеж) Местное сообщение Иваново (Северный) Минобороны России (61-я ВТА) ИВПП 2300х40 м Регулярных рейсов ГА нет Иваново (Южный) ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо» ИВПП класс В 2500х42 м 2 рейса в нед. Москва (Домодедово) Ярославль (Туношна) ОАО «Аэропорт Туношна» ИВПП класс В 3000х44 м 5 рейсов в нед. Москва (Домодедово) Рейсы транспортной авиации 82 км 79 км 100 км 113 км

8 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Содержание Проблемы и перспективы региональных перевозок Как поддержать аэропорты Как привлечь авиакомпании Выводы и рекомендации

9 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Проблемы аэропортов: отсталая инфраструктура и не слишком эффективное управление Низкая эффективность управления аэропортами, большей частью находящимися в государственной собственности Плачевное состояние аэродромной и терминальной инфраструктуры IT отсталость – часто не внедрены электронные билеты, отсутствуют возможности для регистрации онлайн Требования к безопасности одинаковы для всех, а значит, требуют значительных расходов от региональных аэропортов 1.Привлечь к управлению аэропортом частную компанию, обладающую подобным опытом и мотивированную на достижение результата 2.Содействовать реконструкции аэропорта (субсидиями, гарантиями) Без улучшения менеджмента господдержка будет неэффективной

10 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Сравнение схем передачи контроля над аэропортом Приватизация Может быть реализована в случае, если аэропорт имеет коммерческую привлекательность для частных инвесторов. Обычно не предполагает оказание поддержки (например, покрытие убытков от текущей деятельности) со стороны государства Концессия Гибкий инструмент, который позволяет распределять риски и выгоды между государством (концедентом) и частным инвестором (концессионером) в зависимости от характера объекта. Для крупных аэропортов государство может рассчитывать на концессионные отчисления в течение всего срока действия договора. Для региональных аэропортов государство может взять на себя коммерческие риски и гарантировать оператору минимальный доход либо минимальный пассажиропоток. Долгосрочное управление Ориентировано прежде всего на повышение качества управления аэропортом. У государства сохраняется право собственности на имущество аэропорта и возможность влияния на его оперативную деятельность. Как правило, обязательства по капитальным инвестициям остаются у собственника (т.е. государства), который также несет на себе большую часть коммерческих рисков. Приватизация может быть реализована только в случае безусловной коммерческой привлекательности аэропорта для частных инвесторов на текущий момент. Для региональных аэропортов в России это условие обычно не выполняется. Концессии, в отличие от контрактов на управление, позволяют привлекать частные инвестиции в развитие аэропорта и брать государств на себя, соответственно, меньше обязательств. Их реализация возможна в региональных аэропортах (при условии принятия государством на себя значительной части коммерческих рисков).

11 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Меры поддержки региональных аэропортов Поддержка аэропортов Дать денег Субсидии на строительство Средства регионального бюджета Межбюджетные трансферты Субсидии на текущую деятельность Из регионального бюджета Из местных бюджетов Налоговые льготы Помочь привлечь финансирование Федеральные институты развития Инвестфонд РФ Банк развития (ВЭБ) Международные финансовые организации Частные инвесторы Инфраструктурные облигации Гарантии по кредитам Прочее Дорога к аэропорту Общественный транспорт

12 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Инфраструктурные облигации – специализированный инструмент финансирования инфраструктурных проектов Инфраструктурные облигации В РОССИИ ТАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ОТСУТСТВУЕТ Особенности инфраструктурных облигаций: Целевое использование средств на реализацию инфраструктурных проектов Выпускаются преимущественно в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства (в первую очередь концессий) Долгосрочный период обращения (в среднем лет) Невысокая доходность (обычно на 1-3 проц. пункта выше инфляции) Высокий уровень надежности (включая обеспечение государственными / муниципальными и банковскими гарантиями)

13 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Особенности гарантирования инфраструктурных облигаций: Государственные / муниципальные гарантии либо гарантии «Внешэкономбанка» Гарантируется не менее 60% выпуска Гарантом может выступать любой орган власти (не обязательно концедент) Ограничения бюджетного законодательства на объем регионального / муниципального долга (обязательств по гарантиям) Схема гарантирования выпуска инфраструктурных облигаций, при которой концедент (субъект РФ) не является гарантом (Российская Федерация) Гарантии по инфраструктурным облигациям

14 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Содержание Проблемы и перспективы региональных перевозок Как поддержать аэропорты Как привлечь авиакомпании Выводы и рекомендации

15 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Фактически полное отсутствие региональных перевозок в Европейской части России Отсутствие современного и экономичного парка воздушных судов (не производятся в России, иностранные - не сертифицированы, отсутствует база для техобслуживания) Нет квалифицированных пилотов на региональные ВС иностранного производства У российских сетевых авиакомпаний нет региональных «дочек» (таких, как Contact Air для Lufthansa или Tyrolean Airways для Austrian), которые подвозят пассажиров к крупным хабам. Сейчас эти функции выполняет РЖД (в Москву и Санкт-Петербург). 1.Сохранить нулевую ставку ввозных таможенных пошлин на ВС до 50 мест. Субсидировать лизинговые платежи региональных авиакомпаний. 2.Совершенствовать образовательные учреждения ГА для выпуска пилотов на современные типы региональных воздушных судов. 3.Российские сетевые авиакомпании должны быть заинтересованы развивать фидерные рейсы к своим хабам (самостоятельно либо во взаимодействии с региональными авиакомпаниями). Уже сейчас об этом заявляют S7 (самостоятельно) ГТК «Россия» (в партнерстве с «Регион-Авиа»).

16 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Как привлечь авиакомпанию в региональный аэропорт? А) СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ Модернизация аэропорта (строительство современной инфраструктуры, сертификация под необходимые типы ВС, внедрение IT-технологий) Квалифицированный менеджмент аэропорта Максимальное снижение цен на аэропортовые услуги (взлетно-посадочные операции, обслуживание пассажиров) и недопущение злоупотреблений монопольным положением (например по заправке топливом) Б) ПРЕДОСТАВИТЬ СУБСИДИИ Субсидии на пассажирские перевозки (до уровня минимальной приемлемой рентабельности) В) ПРОЧЕЕ Поддержка рекламной кампании среди населения внутри региона Создание имиджа региона, привлекательного для туризма и ведения бизнеса

17 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Убыточность региональных перевозок на начальном этапе Субсидии авиакомпаниям на начальном этапе Низкая плотность населения (сложно сформировать достаточный пассажиропоток) Низкие доходы населения (нужны демпинговые тарифы, которые будут ниже железной дороги и автобусных перевозок) Пассажиры отвыкли летать за последние 20 лет (нужна рекламная кампания и время для того, чтобы загрузка ВС стала приемлемой) 1.Начальный период выполнения полетов по новому маршруту (1-2 года) авиакомпания будет нести убытки. 2.Администрация региона должна быть готовой в ряде случаев субсидировать деятельность авиакомпаний на начальном этапе

18 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Региональные перевозки в Европейской части России К1К2К3К4К1К2К3К4К1К2К3К4К1К2К3К4 ГТК «Россия» «Выборг» «Саратовские авиалинии» UTair «Атлант-Союз» «Регион-Авиа» Embraer 120 Ан-24 Як-40 Ил-114 Як-40 Выполнение регулярных рейсов Москва-Псков в годах Субсидии ГУП «Костромское авиапредприятие» (млн. руб.) Субсидии в Псковской области (млн. руб.)

19 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Содержание Проблемы и перспективы региональных перевозок Как поддержать аэропорты Как привлечь авиакомпании Выводы и рекомендации

20 Возможности и ограничения государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок © 2009 ПАКК Выводы и рекомендации В ОТНОШЕНИИ АЭРОПОРТОВ Выйти из управления этими активами (если возможно – приватизировать, если нет – отдать в концессию или в долгосрочное управление) Участвовать в реконструкции (предоставить субсидии из регионального бюджета, задействовать федеральные институты развития, предоставить гарантии по кредитам или инфраструктурным облигациям) Субсидировать текущую деятельность (покрывать убытки) из региональных и местных бюджетов Предоставить налоговые льготы (например, по налогу на имущество) Запустить общественный транспорт с удобным для пассажиров графиком движения В ОТНОШЕНИИ АВИАКОМПАНИЙ Предоставить субсидии (на выполнение социально-значимых перевозок и на покрытие убытков от прочих рейсов на начальном этапе их выполнения) Содействовать в продвижении авиаперевозок среди населения региона

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Консультационная компания ПАКК , Москва, Краснопресненская набережная, 12 Телефон: +7 (495)