Применение логических схем на уроках литературы...цель литературы помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нравственный идеал в повестях В. Распутина Урок литературы в 11 классе Автор презентации: Егорова Л. Н., «СОШ 10» г.Канаш ЧР.
Advertisements

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 10» г. Канаш Чувашской Республики Егоровой Людмилы Николаевны.
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН Творческий путь и художественный мир писателя Проект ученика 11 класса Балцану Вячеслава.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН « Помочь человеку, дохнуть на него … теплом и добром»
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН « Помочь человеку, дохнуть на него … теплом и добром» Зачетная работа ученика 11Л класса Елисеева Александра.
Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей. Д.С.Лихачев.
Творческий проект на тему: «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни.
Душевное лекарство. «Художественная литература,- писал литературовед и прозаик Ю.Н. Тынянов, - отличается от истории не выдумкой, а большим, более близким.
Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10 города Белово»
Рассказы А. П. Чехова В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
ГЛАВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.Г. РАСПУТИНА. ХОРОШЕГО СЕДЦА И ПРАВИЛЬНОЙ ДУШИ ТАК НЕДОСТАЕТ НАМ, ЧТО ЧЕМ БОЛЬШЕ НАШИ ГЕРОИ И МЫ БУДЕМ ЖИТЬ, ТЕМ ЛУЧШЕ ДЛЯ НАС.
Цели: Дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; Формировать неравнодушное отношение.
Проблема нравственного выбора в литературе xx века (По произведениям Б.Лавренева, В.Быкова, В.Распутина)
Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу. Более 10 лет работал.
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
* Создать условия для духовно - ­нравственного развития ребенка. * Приобщать детей к высокохудожественной литературе * Формировать у них запас литературных.
У РОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО «Ж ИТЬ ПО ЗАКОНАМ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ » ( ПО РАССКАЗУ.
Образец подзаголовка М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Шабеллова Валерия 11 «А»
Транксрипт:

Применение логических схем на уроках литературы...цель литературы помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты... М.Горький Чтобы оценить прекрасные литературные произведения… нужно обширное образование, развитой интеллект, покой, досуг и известное напряжение ума… О.Бальзак О.Бальзак Цель технологии : показать эффективность инновационного использования логических схем на уроках литературы

Логические схемы опорные схемы и таблицы цепочки логических рассуждений эйдос- конспекты

Положительные стороны использования логических схем Подготовка к целостному восприятию материала Подготовка к целостному восприятию материала Средство осмысления нового Средство осмысления нового Обобщение и закрепление Обобщение и закрепление Развитие речи, памяти, логического мышления Развитие речи, памяти, логического мышления Эффективное воздействие произведения на сознание и воспитание учащихся Эффективное воздействие произведения на сознание и воспитание учащихся Формирование самостоятельности Формирование самостоятельности

Цепочки логических рассуждений на уроках литературы Возможность устанавливать связи и взаимосвязи между явлениями Возможность устанавливать связи и взаимосвязи между явлениями Систематизация и обобщение материала Систематизация и обобщение материала Целостное осмысление произведения Целостное осмысление произведения Развитие логического и образного мышления учащихся Развитие логического и образного мышления учащихся

Применение эйдос-конспектов Эйдос (от греческого – вид, образ, красота) Эйдос-конспект – это изображение и краткое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов художественного произведения. Эйдос-конспект включает и логическое, и образное мышление, обеспечивая более качественный образовательный результат.

Три вида эйдос-конспектов Цветовые (в основе – символика цвета) Художествен ные (в основе – рисунок) Графические (опорные схемы- графики)

Путь духовного возрождения Раскольникова Внутренний конфликт («Тварь ли я дрожащая?») Внутренний конфликт («Тварь ли я дрожащая?») одиночество одиночество «Власть над всем муравейником» Разрыв с семьёй «Власть над всем муравейником» Разрыв с семьёй смирение смирение любовь любовь к Наполеону Теория «сильной личности» «Не убий!» Соня всепрощение к Наполеону Теория «сильной личности» «Не убий!» Соня всепрощение (в сознании) (путь насилия над другими ) (насилие над собой) терпеливость (в сознании) (путь насилия над другими ) (насилие над собой) терпеливость Не создавай самопожертвование Не создавай самопожертвование себе кумира! кротость себе кумира! кротость От Бога Конфликт с обществом ( в душе) Евангелие Евангелие любовь к ближнему милосердие Бог сострадание сострадание Новая жизнь Новая жизнь (духовное возрождение (духовное возрождение Раскольникова) Раскольникова)

Тема гибели души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч», 10 кл. (От Старцева к Ионычу) Дмитрий Ионыч СтарцевСтарцев «Поляк надутый» Ионыч Весна жизни через 1 год через 4 года через несколько лет Весна жизни через 1 год через 4 года через несколько лет «Вот и всё» «Вот и всё» (Молод, жизнерадостен, (Умный, солидный человек. (Большая практика (Громадная практика. Ещё полон сил) «Ох, не надо бы полнеть!») пополнел, раздобрел больше пополнел, ожирел, страдал одышкой) тяжело дышит…пухлый, страдал одышкой) тяжело дышит…пухлый, «Жадность одолела» красный) «Жадность одолела» красный) «Своих лошадей «Пара лошадей» «Тройка сбубенчиками» «Тройка с бубенчиками» у него ещё не было» два дома «К чему приведёт этот роман?» «А хорошо, что я на ней «К чему приведёт этот роман?» «А хорошо, что я на ней не женился» (Одинок, скучно, не женился» (Одинок, скучно, «Что скажут товарищи?» «Жизнь проходит тускло, ничто не интересует) «Что скажут товарищи?» «Жизнь проходит тускло, ничто не интересует) «Сколько хлопот, однако!» без впечатлений, без мыслей» «Сколько хлопот, однако!» без впечатлений, без мыслей»

Распад человеческой личности в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Манилов Праздный мечтатель Бесплодное фантазёрство Коробочка Коробочка «Дубинноголовая» «Дубинноголовая» Боится продешевить Боится продешевить Ноздрёв Ноздрёв «Прожигатель жизни» «Прожигатель жизни» Неуёмная жажда удовольствий Неуёмная жажда удовольствий Собакевич Собакевич «Чёртов кулак» «Чёртов кулак» «Патриот русского желудка» «Патриот русского желудка» Плюшкин Плюшкин «Прореха на человечестве» «Прореха на человечестве» Полный застой и загнивание Полный застой и загнивание

Три мира в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Древний ершалаимский Вечный потусторонний Современный московский Иешуа (милосердие) Воланд Мастер (творчество) Иешуа (милосердие) Воланд Мастер (творчество) (правосудие) (правосудие) Маргарита (любовь) Маргарита (любовь) Свободные персонажи Свободные персонажи Понтий Пилат (трусость) Служащие зрелищного управления Берлиоз управления Берлиоз (догматизм) (догматизм) Несвободные персонажи Несвободные персонажи

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», 7 кл. Солнце Трудолюбие Поэт Солнце Трудолюбие Поэт Служение людям, Служение людям, всему живому всему живому Светить = Давать тепло Светить = Указывать «лить свет» говорить правду путь к свету стихами стихами Быть полезным людям Быть полезным людям (ежедневный простой труд) (ежедневный простой труд) Хорошо учиться Хорошо учиться учение = труд свет учение = труд свет Я?

Что несут месть и прощение? МЕСТЬ ПРОЩЕНИЕ МЕСТЬ ПРОЩЕНИЕ злоба ненависть радость добро злоба ненависть радость добро боль обида счастье боль обида счастье война кровь мир тепло война кровь мир тепло тьма свет тьма свет ГРЕХ МИЛОСТЬ ГРЕХ МИЛОСТЬ смерть жизнь смерть жизнь

Название повести Образы героинь «Деньги для Марии» (1967) продавщица Мария «Последний срок» (1970) старуха Анна «Живи и помни» (1974) Настёна «Прощание с Матёрой» (1976) старуха Дарья Пинегина «Пожар» (1985) Алёна Нравственный идеал в повестях В.Распутина

Эйдос-конспект Название повести Главная мысль «Деньги для Марии» Нельзя разрушить крестьянское общежитие «Последний срок» Нельзя разрушить семью «Живи и помни» Нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой Родины «Прощание с Матёрой» Нельзя разрушить связи с природой «Пожар» Нельзя разрушить свою землю И ОСТАТЬСЯ НРАВСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ !

Почему умирает Борис Костяев? Ночной бой. Рукопашная. Подбитый танк Ночной бой. Рукопашная. Подбитый танк Убитые старики пастух и пастушка Убитые старики пастух и пастушка Первая любовь Первая любовь Смерть Мохнакова Смерть Мохнакова Ранение Ранение «Выветренное, почти пустое нутро» «Выветренное, почти пустое нутро» «Выдохшийся человечишко» («Выболело») «Выдохшийся человечишко» («Выболело»)

Путь философского осмысления войны Алексеем Ястребовым Первые погибшие товарищи Первая рукопашная и первый убитый враг Первый бой и животный страх перед смертью Трусость Гибель роты и смерть капитана Полное душевное опустошение Первый подбитый танк Ответственность за свою судьбу и за судьбу Родины Ответственность за свою судьбу и за судьбу Родины

Эффективность использования логических схем по литературе Удобство обозрения Удобство обозрения Простота, лаконичность Простота, лаконичность Целенаправленность, логичность Целенаправленность, логичность Обобщённость Обобщённость Структурность Структурность Цветовая гармония, эстетичность Цветовая гармония, эстетичность