СХЕМА РАБОТЫ «Фонематика» (речевое дыхание и фонематический слух) Артикуляционная гимнастика ЦЕЛЬ: Формирование правильного звукопроизношения в процессе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пальчиковая гимнастика учитель-логопед Соболева О.Н.
Advertisements

Пальчиковая гимнастика Учитель-логопед Габдулхакова Марина Рафиковна.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Подготовила: воспитатель МБДОУ ДСКВ 9 Асварова.
ГОУ Детский сад 313 Тишкина Ирина Витальевна, старший воспитатель Бузина Мария Андреевна, педагог-психолог.
Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений Подготовила учитель-логопед УВК Школа-гимназия1 Мишина С.С.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Учитель-логопед: О.А. Михайлова МДОУ детский сад 25 «Дюймовочка» 2012 г.
Пальчиковая гимнастика Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники.
Пальчиковая гимнастика в детском саду. Пальчиковая гимнастика Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее.
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя детского сада194 компенсирующего вида Саблиной Светланы Владимировны.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант Выполнили: воспитатели МАДОУ «ДС 10» г. Усинска Миннибаева Римма Ленаровна Подлесная Ирина Борисовна.
«Говорящие пальчики» Воспитатель Зимина Вероника Николаевна.
Пальчиковая гимнастика в детском саду Подготовила воспитатель МДОУ детский сад с.Большие Липяги Вейделевского района Белгородской области Кондрак Галина.
Пальчиковые игры для развития речи Презентацию подготовила воспитатель Каверзина В.В. МКДОУ Шелаевский детский сад.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной.
Цель кинезеологических упражнений: - Развитие межполушарной специализации. - Развитие межполушарного взаимодействия. - Развитие межполушарных связей.
Подготовила: учитель-дефектолог Лаврушина Ирина Владимировна.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ МБДОУ Верх - Амонашенский детский сад Автор : воспитатель первой младшей группы Меликян И. А.
П АЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. И СТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ В.А.С УХОМЛИНСКИЙ.
Пальчиковые игры- как средство развития речи.. ВЫПОЛНИЛА: ДОМНИКОВА М.А.
Транксрипт:

СХЕМА РАБОТЫ «Фонематика» (речевое дыхание и фонематический слух) Артикуляционная гимнастика ЦЕЛЬ: Формирование правильного звукопроизношения в процессе развивающих игр с пальчиками Игры с пальчиками Звукоподражательные упражнения Чистоговорки Речевая гимнастика

ЧТО ТАКОЕ «ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ»? Веселое, увлека­тельное и полезное занятие! (игра – обучение). Это великолепный универсальный развивающий материал. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». (В.А. Сухомлинский) (В.А. Сухомлинский) «Рука -это инструмент всех инструментов» (Аристотель) (Аристотель) «Рука это своего рода внешний мозг» (Жан-Жак Руссо) (Жан-Жак Руссо) Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стиму­лируют развитие речи, творческие способности, фанта­зию. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стиму­лируют развитие речи, творческие способности, фанта­зию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Почему же это так ? Дело в том, что рука имеет самое большое « представительство » в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. - Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. - Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Цель занятий : - Развитие ловкости и точности пальцев рук ; - Развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. - В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы пред ­ метов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря « мостику » между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Почему же это так ? Дело в том, что рука имеет самое большое « представительство » в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. - Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. - Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Цель занятий : - Развитие ловкости и точности пальцев рук ; - Развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. - В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы пред ­ метов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря « мостику » между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

- Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговари­вал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. - У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. - В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. - Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. - И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку- бело-боку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. - Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. - Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.

- Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. - А для того что бы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. - Любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. - Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. - Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. - Пальчиковые игры готовят малыша к счету, помогают лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. - Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка. - Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. - А для того что бы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. - Любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. - Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. - Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. - Пальчиковые игры готовят малыша к счету, помогают лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. - Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР 1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содер­жание. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. 3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. 4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой. 5. При выполнении упражнений необходимо вовле­кать, по возможности, все пальцы руки. 6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. 8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь. 9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза. 10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. 11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. 13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Все-таки с чего начать? - Обязательно посмотрите хотя бы на одну маму или бабушку, которая «исполняет» игру так, что детям нравится. - Имеет значение многое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев. - Помогать ли пальчикам? Это непременно нужно делать. - Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. - Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. - Если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. - Если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. - Сначала все упражнения выполняются медленно. - Сначала все упражнения выполняются медленно. - Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. - Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. - Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. - Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. - Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. - Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

- Если ребенок по своей инициативе не подражает вашим действиям, иногда все же приходится на первом этапе занятий пальчиковыми играми брать его ручки в свои и манипулировать ими, чтобы понял, чего от него хотят. - Если ребенок по своей инициативе не подражает вашим действиям, иногда все же приходится на первом этапе занятий пальчиковыми играми брать его ручки в свои и манипулировать ими, чтобы понял, чего от него хотят. - Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик и др. - Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. - Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. - Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. - Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. -

- Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. - Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, это и есть пальчиковые игры. - Упражнения подби­раются с учетом возрастных особенностей. - В качестве примера предлагаем вам некоторые пальчиковые игры. - Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. - Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, это и есть пальчиковые игры. - Упражнения подби­раются с учетом возрастных особенностей. - В качестве примера предлагаем вам некоторые пальчиковые игры.

Черепашка Черепашка, черепашка Кладем кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими. Кладем кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими. В панцире живет. В панцире живет. Высунет головку, Высовываем большие пальцы Высунет головку, Высовываем большие пальцы Обратно уберет. Обратно уберет. Убираем обратно. Убираем обратно.

Стирка Стирка Мы белье стирали, Мы белье стирали, Трем один кулачок об другой. В речке полоскали В речке полоскали Движения ладонями вправо-влево Движения ладонями вправо-влево Выжали,, развесили Выжали,, развесили Сжимаем разжимаем кулачки, Сжимаем разжимаем кулачки, имитируя движения развешивания белья То-то стало весело! То-то стало весело! Круговые движения кистями, Круговые движения кистями, ла­дони вверх, пальцы разведены в ла­дони вверх, пальцы разведены в стороны (фонарики). стороны (фонарики).

Повстречались Повстречались Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!», Соединяем поочередно пальцы правой и левой рук, Соединяем поочередно пальцы правой и левой рук, Два щенка: «Ав-ав!» начиная с мизинца. Два жеребенка: «И-го-го!» Два быка: «М-у-у!» Смотри, какие рога. Показываем рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. пальцы и мизинцы.

Очки Очки Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. Колечки поднести к глазам.

Цепочка Цепочка Пальчики перебираем И цепочку получаем. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это уп­ ражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это уп­ ражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Шарик Шарик Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел Вдруг шар лопнул, воздух вышел Стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются конниками. В этом поло­жении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выхо­дит», и пальчики принимают исходное положение. Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются конниками. В этом поло­жении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выхо­дит», и пальчики принимают исходное положение.

Гусь Гусь Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет. Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Ладушки-ладошки Ладушки-ладошки Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки. Мыли мылом ножки. Вот какие ладушки, Ладушки - ладошки! Ладушки - ладошки! Наварили кашки, Помешали ложкой. Помешали ложкой. Вот какие ладушки, Вот какие ладушки, Ладушки - ладошки! Ладушки - ладошки! Замесили тесто, Испекли лепешки. Ах какие ладушки, Ах какие ладушки, Ладушки - ладошки! Строили ладошки Домик для матрешки. Домик для матрешки. Вот какие ладушки, Вот какие ладушки, Ладушки - ладошки! Курочке Пеструшке Накрошили крошек. Вот какие ладушки, Вот какие ладушки, Ладушки - ладошки! Ладушки - ладошки! Хлопали ладошки, Танцевали ножки. Танцевали ножки. Вот какие ладушки, Вот какие ладушки, Ладушки - ладошки! Ладушки - ладошки! Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Отдохнуть немножко. Вот какие ладушки, Вот какие ладушки, Ладушки ~ ладошки! Ладушки ~ ладошки! Трем рука об руку. Трем ладошками ножки. Трем ладошками ножки. Хлопаем в ладошки. Хлопаем в ладошки. Одну ладошку лодочкой. Пальчиком другой руки мешаем. Пальчиком другой руки мешаем. Хлопаем в ладошки. Хлопаем в ладошки. Круговые движения ладошками. Дуем на ладошки. Дуем на ладошки. Хлопаем в ладошки. Хлопаем в ладошки. Ладони направлены под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Кончики пальцев соприкасаются. Хлопаем в ладошки. Хлопаем в ладошки. Имитируем движение разбрасывания крошек. Хлопаем в ладошки. Хлопаем в ладошки. Хлопаем в ладошки. Пальчики стучат по столу. Пальчики стучат по столу. Хлопаем в ладошки. Хлопаем в ладошки. Складываем ладошки. Ладошки под щечку. Ладошки под щечку. Хлопаем в ладошки. Хлопаем в ладошки.