Проект по теме: « Природные кислотно- основные индикаторы» «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие…» М. В. Ломоносов Исполнитель: Ученица.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Природные индикаторы. Цветы Многие цветы под воздействием среды меняют свой цвет. Так, цветки фиалки синей в щелочной среде сначала синеют, а потом зеленеют.
Advertisements

Мартынова Тамара Степановна, учитель химии МБОУ г.Иркутска СОШ 18.
В мире индикаторов Центр дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» Выполнил : Кострыкин Михаил.
В мире индикаторов МОУ « Сатламышевская СОШ» Учитель химии: Салахова Г.Ф.
Цель: знакомство с индикаторами и их значением. Задачи: 1)Понятие «индикатор». 2)История появления индикатора «Лакмус» 3)Природные индикаторы 4)Исследовать.
ПРИРОДНЫЕ ЩЕЛОЧНО – КИСЛОТНЫЕ ИНДИКАТОРЫ. Авторы работы Учащиеся 6 класса ГБОУ ООШ с.Каменка муниципального района Шенталинский Кирсанов Владислав и Семенов.
PH жидкостей, необходимых для человека. Проблема Знаем ли мы, что нужно и что не следует употреблять в пищу, какими средствами гигиены и кому можно пользоваться?
Цель исследования: выяснить возможности растворов растительных индикаторов для использования в домашних условиях.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Соцземледельский Балашовского района Саратовской области» Исследовательская.
Бумага волокнистый материал с минеральными добавками в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы растений, а также.
Исследование растворов индикаторов Выполнил: Карцев Владислав, ученик 8 «б» класса МОУ «Илекская СОШ 2» Научный руководитель: Растворова Лариса Ивановна,
Получение растительных индикаторов и исследование влияния кислотной и щелочной сред на окраску растительных индикаторов Презентацию выполнил ученик 8 класса.
Индикаторы в нашей жизни Выполнила : ученица 8 «а» класса МОУ СОШ 2 г.Жирновска Данина Мария Руководитель: Алешкова Анастасия Сергеевна.
Занимательные опыты на. Цель работы: провести на обычной домашней кухне физические и химические опыты, и объяснить воздействие химических реактивов и.
1 МИР ИНДИКАТОРОВ. 2 Цель проекта: Показать значение индикаторов. Показать значение индикаторов. Доказать существование природных индикаторов. Доказать.
Синтез 4-окси-3- карбоксиазобензола и некоторых природных красителей Синтез 4-окси-3- карбоксиазобензола и некоторых природных красителей.
Информационная станция Уксусная кислота – бесцветная жидкость с резким запахом, хорошо растворима в воде, слабая. Безводная УК – твердое вещество, похожее.
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов. Основания.
МОУ Пречистенская СОШ Первомайский МР Ярославской области Исследовательская работа «Определение кислотности почвы с помощью химических индикаторов» Выполнила:
Исследование индикаторных свойств растений Выполнила ученица 5«В» класса ГОУ СОШ 1980 П ПП Попова Татьяна Руководитель: учитель химии Б ББ Барышова И.В.
Транксрипт:

Проект по теме: « Природные кислотно- основные индикаторы» «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие…» М. В. Ломоносов Исполнитель: Ученица 9 класса «Б» МОУ Всеволодовской СОШ 42 Консевич Анжела. Учитель: Дубакина Т. А. 2009г.

Объекты исследования: 1.Природные вещества, которые можно использовать для приготовления кислотно-основных индикаторов: соки ярко окрашенных плодов и ягод, клеточный сок лепестков цветков разных растений, ярко окрашенная кожица фруктов и кора деревьев. 2. Растворы веществ, которые используются в повседневной жизни

Задачи проекта: 2. Изучить методику приготовления природных индикаторов. 3. Определить экспериментальным путем возможность использования природ- ных индикаторов для определения среды бытовых растворов ( мыла, шампуня, порошка, зубного порошка, чая, сока. Почвенной вытяжки и т. д.) 4. Изучить химические основы природных индикаторов. 1.Рассмотреть историю открытия некоторых кислотно- основных индикаторов.

Индикаторы ( от английского indikate- указывать)- это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. Индикаторы, наиболее широко применяемые в химической лаборатории Лакмус Фенолфталеин Метиловый оранжевый Универсальн ый- смесь нескольких индикаторов В наши дни известно несколько сот индикаторов.

Страницы истории Впервые индикаторы обнаружил в 17 веке английский химик и физик Роберт Бойль. Чтобы понять, как устроен мир, Бойль проделал тысячи опытов. Вот один из них. В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда вошел садовник с корзиной фиалок. Опыт начался, открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Бойль взглянул на цветы, они дымились.Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И лепестки цветов из темно- фиолетовых стали красными. Ученый велел готовить помощнику растворы, которые потом переливали в стаканы. Ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какие растворы были в стакане.Затем Бойль заинтересовался, что покажут не фиалки,а другие растения. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Роберт Бойль

Лакмус был известен еще в Древнем Египте и в Древнем Риме, где его использовали в качестве фиолетовой краски – заменителя дорогого пурпура. Затем рецепт приготовления лакмуса был утерян. Лишь в начале 14 века во Флоренции вновь была открыта фиолетовая краска- орсейль Готовили следующим образом: 1. Измельчали лишайники. 2. Увлажняли, добавляли в смесь золу и соду. 3.Помещали в деревянные бочки, добавляли мочу и выдерживали долгое время Страницы истории

Похожее на орсейль красящее вешество было выделено в 17 веке из гелиотропа-душистого садового растения с темно- лиловыми цветками. Именно с этого времени благодаря Р. Бойлю, орсейль и гелиотроп стали использоваться в химической лаборатрии. И лишь в 1704 году немецкий ученый М. Валентин назвал эту краску лакмусом. Современное производство лакмуса 1. Измельчают лишайники 2.Сбраживают в растворе поташа( карбоната калия) и аммиака. 3. Добавляют мел и гипс.

Методика приготовления самодельных растительных индикаторов Для установления методики приготовления растительных индикаторов нами были изучены и исследованы соки ярко окрашенных плодов и ягод, клеточный сок лепестков цветков разных растений, таких как: ромашки, шиповника, календулы, свеклы, пиона, черники, черной смородины, чая, отвар коры дуба, брюссельской капусты. Наилучшие результаты были получены при использовании следующих растений: черники и смородины. 1.Приготовили отвар из сока ягод черники или черной смородины. 2.К 30 г. ягод добавили 1 столовую ложку горячей воды. 3.Довели раствор до кипения. 4.Охладили, перемешивали в течении 2-3 минут, дали раствору отстояться в течении 1-2 минут.

5.Отфильтровали. Для фильтрования использовали воронку, приготовленную из пластмассовой бутылки и фильтровальную бумагу. 6.Нарезали фильтровальную бумагу ( шириной1см, длиной 4 см). 7. Пропитали полоски фильтровальной бумаги приготовленным отваром в течении 2 минут. 8. Высушили полоски, не допуская попадания яркого света. 9. Хранили приготовленные индикаторные бумажки в темной посуде.

веществаРаствор уксусной кислоты Раствор соды черника красныйсиний Черная смородина красныйсиний Результаты действия самодельных индикаторов в стандартных растворах.

Результаты эксперимента Черничная (индикаторная) бумага в растворах уксусной кислоты и соды. Черничный индикатор в растворах уксусной кислоты и соды.

Характеристики растительных индикаторов Растение (часть его) рН=1(кислая среда) рН=7(нейтра льная среда) рН=13( щелочная среда) Темная фасоль КрасныйФиолетовыйЖелто-зеленый Виноград (кожица) РозовыйСиреневыйЖелто-зеленый Азалия (цветки) Пурпурно- красный РозовыйЖелтый Черника (ягоды) Красный Синий Черная смородина ( ягоды) Красный Синий

Домашний эксперимент( результаты исследования бытовых растворов) Исследуемый раствор Цвет Среда 1. Почвенная вытяжка Красный Кислая 2.Сок «Добрый», яблочный Красный Кислая 3.Кефир «Домик в деревне» Красный Кислая 4.Молоко «Домик в Деревне» Фиолетовый Нейтральная 5.Раствор мыла «Чистая линия, мыло косметическое» Синий Щелочная

6. Раствор порошка «Радуга» СинийЩелочная 7.Перекись водорода Фиолетовый Нейтральная 8.Раствор шампуня «Детский» Фиолетовый Нейтральная 9.Раствор зубного порошка «Мятный» Синий Щелочная 10.Майский чай, фруктовый Красный Кислый

Химические основы действия рН- индикаторов из экстрактов растений Действие природных индикаторов основано на способности антицианидов, представляющих смесь гликозидов, содержащихся в цветках и плодах растений, образовывать в разных средах равновесные структуры. При низких значениях рН характерной формой антоцианинов является оксониевый ион(1), придающий раствору розово- красный цвет. По мере уменьшения кислотности эта структура превращается в бесцветное соединение(2), а в щелочной среде – в хиноидное соединение(3), имеющее голубую окраску. Поскольку все эти процессы обратимы, то, изменяя рН среды можно многократно наблюдать переходы цвета.

Выводы по эксперименту 1. Данный сорт чая обладает повышенной кислотностью, поэтому его не надо пить людям с повышенной кислотностью желудка. 2. Исследуемый шампунь обладает нейтральной средой, поэтому его можно использовать для нежной детской кожи. 3.Исследуемый сорт мыла не следует применять людям с сухой кожей, т.к. этот сорт мыла, обладая щелочной реакцией среды будет сушить кожу. 4. Взятый для исследования порошок, обладает ярко выраженными основными свойствами. Поэтому работать с ним надо осторожно. Шерстяные и шелковые вещи в таком порошке лучше не стирать. 5. Почва, взятая для исследования со школьного огорода, обладает кислотными свойствами, поэтому следует проводить работы по ее известкованию, т.к. кислая почва неблагоприятно влияет на развитие растений.

Выводы по работе 1. Химия- это наука, которая непосредственно связана с практической деятельностью человека, неслучайно эпиграфом к проекту были взяты слова М. В. Ломонсова « Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие». 2.Рассмотрели историю открытия некоторых индикаторов и химические основы рН- индикаторов из растений. 3.Изучили методику приготовления рН- индикаторов из растений. 4.Определили с помощью самодельных индикатров среду некоторых бытовых растворов.

Дорогие ребята! Благодарим Вас за внимание! Мы с Вами еще раз убедились, что в домашних условиях мы можем приготовить индикаторные бумажки и использовать их для определения кислотности среды бытовых растворов. Работа над проектом будет про- должаться в следующем году